Конспект урока "Поэма Гомера "Илиада"
план-конспект урока по истории (5 класс)
Цели:
Личностные: знакомство учащихся с произведениями Гомера как историческими источниками.
Предметные: на основе анализа поэм Гомера учащиеся должны иметь общее представление о содержании поэмы «Илиада», анализировать его содержание и делать собственные выводы;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gomera_iliada.docx | 410.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по истории
Тема «Поэма Гомера «Илиада» Дата: 15.12.2022 5 класс
Задачи урока:
Личностные: знакомство учащихся с произведениями Гомера как историческими источниками.
Предметные: на основе анализа поэм Гомера учащиеся должны иметь общее представление о содержании поэмы «Илиада», анализировать его содержание и делать собственные выводы;
Метапредметные:
- регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи.
- познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение, умение выявлять причинно-следственные связи.
- коммуникативные: умение работать в группе для достижения общей цели, формирование собственного мнения и позиции.
Образовательная среда: иллюстративный материал к учебнику истории Древнего мира, поэма Гомера «Илиада», раздаточный материал.
Методы работы: групповая технология, технология сотрудничества.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
- Организационный этап.
- Проверка домашнего задания.
- Где расположена Древняя Греция?
- Какими морями омывалась Древняя Греция?
- Назовите дату Троянской войны.
- Назовите причины и итоги Троянской войны.
- Мотивационно-целевой этап.
Мы продолжаем с вами путешествие по Древней Греции. Давайте вспомним, что такое исторический источник? (что-то, что содержит информацию о прошлом).
Одним из исторических источников, по которым мы можем узнать о событиях, происходивших в Древней Греции, является поэма. Что такое поэма? (большое по объему стихотворение, повествующее о каком-либо событии).
Как вы думаете, чей это портрет? (Гомер, древнегреческий поэт).
А как древние греки называли город Трою? (Илион)
Древнегреческий поэт Гомер написал поэму «Иллиада», повествующую о Троянской войне.
Тема урока «Поэма Гомера «Иллиада». Какие цели поставим перед собой?
- Изучение нового материала.
План:
- Гомер и две его поэмы.
- Гнев Ахиллеса.
- Поединок Ахиллеса с Гектором.
- Сказания об «Ахиллесовой пяте» и «Троянском коне»
- Гомер и две его поэмы. Автор поэмы «Илиада» - слепой поэт Гомер. Он жил в 8-м веке до н.э. в Греции. Никто не знает, где он родился и жил. Каждый уважающий себя грек знал наизусть тысячи строк из его произведений.
Запись в тетрадь: VIII в. до н. э. – создание Гомером поэм «Илиада» и «Одиссея».
- Гнев Ахиллеса. В героической поэме “Илиада” боги являлись такими же действующими лицами, как и смертные люди. Поэма начинается с мифа о “яблоке раздора”.
Вспомните, что являлось реальной причиной Троянской войны? (стремление греков укрепить свои позиции на полуострове Малая Азия)
Мифическая причина - «яблоко раздора».
Работа с учебником с.125-127 п. «Гнев Ахиллеса».
- Назовите действующие лица поэмы. (Ахиллес, Гектор, Патрокл, Приам, Агамемном, Гефест).
- Почему Ахиллес не принимал участие в битве?
- Как случилось, что друг Ахиллеса, Патрокл, погиб в сражении? (Долго продолжался бой между троянцами и греками, но Ахиллес не принимал участие. Друг Ахиллеса ,Патрокл попросил у Ахиллеса его доспехи, чтобы троянцы приняли Патрокла в битве за Ахиллеса, испугались и прекратили бой. Но Гектор распознал обман и убил Патрокла.)
- Что задумал Ахиллес? (отомстить Гектору)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Игра в древнегреческих воинов.
- Поединок Ахиллеса с Гектором. Комментированное чтение текста «Поединок Ахиллеса с Гектором». Кто вышел победителем в поединке Ахиллеса с Гектором? (Ахиллес)
- Сказания об «Ахиллесовой пяте» и «Троянском коне». Работа в парах. Поэма «Илиада» не заканчивается только на описании поединка Ахиллеса и Гектора. Предлагаю вам ознакомиться со сказаниями об «Ахиллесовой пяте» и «Троянском коне». Стр. 127, 128. Обсудите в парах: Что называют ахиллесовой пятой? Что такое «троянский конь»? (слабая сторона, уязвимое место; деревянный конь, в котором греки вошли в Трою).
- Закрепление изученного материала. Выполнение теста «Поэма Гомера «Илиада».
- Рефлексия. Давайте подведем итог урока:
Что мы выяснили с вами сегодня на уроке?
Что вам больше всего понравилось на уроке? Что вызвало наибольшие трудности?
Выставление оценок.
Домашнее задание: §26.
Поединок Ахиллеса с Гектором. Могучий Гектор, защитник Трои, вернулся ненадолго в свой город, «чтобы увидеть домашних, жену дорогую и сына». Там подбежала навстречу ему Андромаха супруга... Стиснула руку, и слово сказала, и так говорила: «Сжалься над нами и в бой не иди, оставайся на башне, Чтоб сиротою не сделать ребёнка, вдовою — супругу!»
Ей, отвечая, сказал шлемоблещущий Гектор великий: «Я бы стыдился троянцев и длинноодеждных троянок, Если б вдали оставался, как трус, уклоняясь от боя!»
У неприступных стен Трои сошлись два могучих героя. «Гектор! Убивши Патрокла, ты жить собирался остаться?» — вскричал Ахиллес и метнул копьё. Увернулся Гектор, и копьё пронеслось мимо. «Берегись и ты!» — отвечал он врагу. Брошенное Гектором копьё попало в щит Ахиллеса, но отскочило в сторону. Никому не дано было пробить щит, выкованный Гефестом! Тем временем следившая за поединком богиня Афина подала Ахиллесу его копьё. А Гектору вернуть копьё было некому. Нанёс ему Ахиллес смертельный удар. Привязал он за ноги мёртвое тело к колеснице и погнал коней.
Чёрная, мрачная ночь покрыла глаза Андромахи... На стену быстро взошла и, взглянув, увидала: по полю Гектора прочь волокли от стены быстролётные кони.
Поединок Ахиллеса с Гектором. Могучий Гектор, защитник Трои, вернулся ненадолго в свой город, «чтобы увидеть домашних, жену дорогую и сына». Там подбежала навстречу ему Андромаха супруга... Стиснула руку, и слово сказала, и так говорила: «Сжалься над нами и в бой не иди, оставайся на башне, Чтоб сиротою не сделать ребёнка, вдовою — супругу!»
Ей, отвечая, сказал шлемоблещущий Гектор великий: «Я бы стыдился троянцев и длинноодеждных троянок, Если б вдали оставался, как трус, уклоняясь от боя!»
У неприступных стен Трои сошлись два могучих героя. «Гектор! Убивши Патрокла, ты жить собирался остаться?» — вскричал Ахиллес и метнул копьё. Увернулся Гектор, и копьё пронеслось мимо. «Берегись и ты!» — отвечал он врагу. Брошенное Гектором копьё попало в щит Ахиллеса, но отскочило в сторону. Никому не дано было пробить щит, выкованный Гефестом! Тем временем следившая за поединком богиня Афина подала Ахиллесу его копьё. А Гектору вернуть копьё было некому. Нанёс ему Ахиллес смертельный удар. Привязал он за ноги мёртвое тело к колеснице и погнал коней.
Чёрная, мрачная ночь покрыла глаза Андромахи... На стену быстро взошла и, взглянув, увидала: по полю Гектора прочь волокли от стены быстролётные кони.
Поединок Ахиллеса с Гектором. Могучий Гектор, защитник Трои, вернулся ненадолго в свой город, «чтобы увидеть домашних, жену дорогую и сына». Там подбежала навстречу ему Андромаха супруга... Стиснула руку, и слово сказала, и так говорила: «Сжалься над нами и в бой не иди, оставайся на башне, Чтоб сиротою не сделать ребёнка, вдовою — супругу!»
Ей, отвечая, сказал шлемоблещущий Гектор великий: «Я бы стыдился троянцев и длинноодеждных троянок, Если б вдали оставался, как трус, уклоняясь от боя!»
У неприступных стен Трои сошлись два могучих героя. «Гектор! Убивши Патрокла, ты жить собирался остаться?» — вскричал Ахиллес и метнул копьё. Увернулся Гектор, и копьё пронеслось мимо. «Берегись и ты!» — отвечал он врагу. Брошенное Гектором копьё попало в щит Ахиллеса, но отскочило в сторону. Никому не дано было пробить щит, выкованный Гефестом! Тем временем следившая за поединком богиня Афина подала Ахиллесу его копьё. А Гектору вернуть копьё было некому. Нанёс ему Ахиллес смертельный удар. Привязал он за ноги мёртвое тело к колеснице и погнал коней.
Чёрная, мрачная ночь покрыла глаза Андромахи... На стену быстро взошла и, взглянув, увидала: по полю Гектора прочь волокли от стены быстролётные кони.
Тест по теме «Поэма Гомера «Илиада»
1. Создание поэм «Илиада» и «Одиссея» учёные относят к
1) Х (10-му) веку до н.э. 2) VIII (8-му) веку до н.э. 3) V (5-му) веку до н.э.
2. Поэма «Илиада» повествует о
1) начале Троянской войны
2) всей многолетней истории войны
3) последних военных события войны
3. Троянскому царевичу Парису помогала в сражениях богиня
1) Афина 2) Афродита 3) Гера
4. Друг Ахиллеса, одного из самых известных героев мифов о Троянской войне, — это
1) Патрокл 2) Гектор 3) Парис
5. Выражение «Троянский конь» означает в современной речи
1) силу и мужество в бою
2) мудрость и благородство в поведении
3) подлог и хитрость в какой-то ситуации
6. Выражение «Ахиллесова пята» обозначает
1)уязвимое место человека 2)способ сделать человека неуязвимым 3) особенную силу человека
Тест по теме «Поэма Гомера «Илиада»
1. Создание поэм «Илиада» и «Одиссея» учёные относят к
1) Х (10-му) веку до н.э. 2) VIII (8-му) веку до н.э. 3) V (5-му) веку до н.э.
2. Поэма «Илиада» повествует о
1) начале Троянской войны
2) всей многолетней истории войны
3) последних военных события войны
3. Троянскому царевичу Парису помогала в сражениях богиня
1) Афина 2) Афродита 3) Гера
4. Друг Ахиллеса, одного из самых известных героев мифов о Троянской войне, — это
1) Патрокл 2) Гектор 3) Парис
5. Выражение «Троянский конь» означает в современной речи
1) силу и мужество в бою
2) мудрость и благородство в поведении
3) подлог и хитрость в какой-то ситуации
6. Выражение «Ахиллесова пята» обозначает
1)уязвимое место человека
2)способ сделать человека неуязвимым
3) особенную силу человека
Тест по теме «Поэма Гомера «Илиада»
1. Создание поэм «Илиада» и «Одиссея» учёные относят к
1) Х (10-му) веку до н.э. 2) VIII (8-му) веку до н.э. 3) V (5-му) веку до н.э.
2. Поэма «Илиада» повествует о
1) начале Троянской войны
2) всей многолетней истории войны
3) последних военных события войны
3. Троянскому царевичу Парису помогала в сражениях богиня
1) Афина 2) Афродита 3) Гера
4. Друг Ахиллеса, одного из самых известных героев мифов о Троянской войне, — это
1) Патрокл 2) Гектор 3) Парис
5. Выражение «Троянский конь» означает в современной речи
1) силу и мужество в бою
2) мудрость и благородство в поведении
3) подлог и хитрость в какой-то ситуации
6. Выражение «Ахиллесова пята» обозначает
1)уязвимое место человека 2)способ сделать человека неуязвимым 3) особенную силу человека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...