Конспект урока литературы в 7 классе. Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины". Историческая основа поэмы.
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе
Тема:Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины".Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин,отправившихся в ссылку за своими мужьями.
Цели:1)учить школьников самостоятельно находить и систематизировать материалы для подготовки презентаций или докладов по биографии писателей;2)вспомнить исторические события,послужившие мотивом для создания произведения;3)развивать понятие о поэме как о жанре литературы;4)показать особенности русского характера,обозначенные в произведении;5)развивать интерес к истории России;6)развивать творческие способности школьников.
Оборудование:словарь русского языка С.И. Ожегова,атлас"История России",учебник литературы 7 класс 2 часть под редакцией В.Я. Коровиной,рабочая тетрадь.
Ход урока:
I. Организационный момент:(1-2 мин.)
II. Основная часть:(35-40 мин.)
1)Проверка домашнего задания:(5-7 мин.)
-В 6 классе мы с вами уже знакомились с творчеством Н.А. Некрасова.Дома вы подготовили презентацию по биографии поэта. Давайте послушаем выступление одного из учащихся.
2)Объяснение нового материала:
а)Рассказ учителя:(5-7 мин.)
-Сегодня мы познакомимся с новым произведением Н.А. Некрасова.Запишите тему урока:"Н.А. Некрасов.Поэма "Русские женщины".В течение урока мы попытаемся понять,какие исторические события легли в основу произведения,определить его жанр,тему и идею.
-Прочитав поэму дома,смогли ли вы понять,какое историческое событие послужило мотивом для создания поэмы?
-Что вы знаете о восстании декабристов?
-Как сегодня мы воспринимаем их подвиг?
-После победы 1812 года Россия жила в ожидании перемен. Крестьяне надеялись на освобождение от крепостной неволи. Тяжёлым оставалось и положение солдат,служивших в армии. За малейшую провинность они подвергались телесным наказаниям. Облегчить положение народа мечтали молодые русские офицеры. В 1816 г. они создали тайное общество,членов которого стали впоследствии называть декабристами. В 1825 г. декабристы подняли восстание в Петербурге.14 декабря,в день,когда на престол должен был вступить новый император Николай I,3 тыс. солдат во главе с 30-ю офицерами вышли на Сенатскую площадь. Напрасно генерал Милорадович убеждал их сложить оружие. Тогда по восставшим открыли огонь из пушек,и восстание было подавлено.
По приказу императора Николая I солдаты, участвовавшие в восстании декабристов,были жестоко наказаны палками. Офицеров лишили чинов и званий и отправили в Сибирь на каторгу.
В примечании к "Русским женщинам" Некрасов указал,что не касается политической стороны события,но всё-таки именно он впервые изобразил восстание на Сенатской площади.
Вскоре за многими декабристами последовали их жёны: Муравьёва, Трубецкая, Е. Нарышкина, Волконская и др. Жёны сосланных на каторжную работу лишались всех гражданских прав,бросали богатства,общественное положение и ехали в неволю,в страшный климат Сибири,под ещё более страшный гнёт местной полиции.
Поэма "Русские женщины" рассказывает нам об этих самоотверженных женщинах. Она состоит из двух частей:"Княгиня Трубецкая" и "Княгиня М.Н.Волконская".У нас в учебнике представлена только первая часть. Её вы прочитали дома.
б)Анализ жанра и композиции произведения:(5-7 мин.)
-Как поэт определил жанр своего произведения?(Поэма)
-Можете ли вы сами объяснить значение этого слова?
-Давайте обратимся к словарю русского языка С.И. Ожегова. Найдите,как он определяет значение слова "поэма".Прочитайте.
-Запишите в тетрадь это определение.(Поэма-повествовательное произведение в стихах на историческую или легендарную тему).
-Докажите,что "Русские женщины"-поэма.
-Попробуем определить особенности композиции произведения. Для этого составим краткий план-перечень событий,изложенных в поэме. Будем читать и по ходу чтения составлять план.
Приблизительный план.
Часть первая.
I. Описание возка,на котором княгиня Трубецкая едет в Сибирь.
II. Отец готовит для дочери возок.
III. Прощание дочери с отцом.
Часть вторая.
I. Спустя два месяца. Описание пути возка.
II. Первый разговор княгини с губернатором.
III. Назавтра. Второй разговор.
IV. Спустя пять дней. Третий разговор.
-Подумайте,почему именно в таком порядке располагаются картины первой части поэмы?
-Для чего автор нарушил временную последовательность эпизодов?
-Каковы другие особенности композиции поэмы?Какое значение они имеют?
в)Беседа по тексту:(5-7 мин.)
-Итак,мы вспомнили сюжет поэмы. Назовите главных героев. Какие титулы они носят?
-Почему княгиня отказывается от всего,что имеет?Что считает своим долгом?
-Какие чувства испытывает князь,собирая в дорогу дочь?Какие средства художественной выразительности использует автор,чтобы передать состояние отца?
-Как вы представляете себе тяжкий путь жён декабристов в Сибирь?
-Как его описывает Некрасов?
-Кто встретил в Иркутске княгиню?
-Как автор называет почтенного генерала?Что он хочет этим сказать?
-Почему герой тянет время?
-Что говорит княгиня о светском обществе и своём долге?Как эти слова характеризуют героиню?
-Как автор относится к героине?Какие средства художественной выразительности помогают нам это понять?
-Как вы думаете,какова тема и идея произведения?В чём же Некрасов видит величие духа русских женщин,описанных в поэме?
г)Инсценированное чтение по ролям(10-12 мин.)
-С.229-231.Роли:автор,княгиня,губернатор.
-Постарайтесь передать слушателям чувства героев.
3)Итог урока:(3 мин.)
-Понравилась ли вам поэма?Удалось ли чтецам передать нам чувства героев?Как вы думаете,актуальна ли тема "Русских женщин" в наше время?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/29/picture-114140-1396090123.jpg)
Конспект урока в 10 классе "Образ Петра Первого как царя преобразователя в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России".
Подробный конспект урока с приложением презентации....
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/14/picture-931359-1497420851.jpg)
Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.Конспект урока литературы.10 класс
Урок литературы в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова."Кому на Руси жить хорошо". Это 1 первый урок из системы уроков по поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо".Урок разработан в соотвествии с технологие...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/22/picture-1228270-1584907660.jpg)
конспект урока в 5 классе "Н.А. Некрасов и его женские образы"
Обзорная и сравнительная характеристика женских образов в произведениях писателя....