Открытый урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца»
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Семёнова Светлана Вениаминовна

Тема:        Тропа Насти (по произведению Пришвина «Кладовая солнца»)

Цель  урока:    на  основе  прочитанного научиться выделять черты      характера  главной  героини, анализировать поступки , её поведение в   природе,     повторить теорию литературы        

Данный материал предназначен   для   урока- размышления в 6 классе.

В презентации, иллюстрирующей материал, имеются НАМЕРЕННО допущенные ошибки, которые учащиеся должны найти, исправить и объяснить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok-razmyshlenie.docx19.84 КБ
Файл kladovaya_solntsa_tropa_nasti.pptx2.23 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок-размышление
    по произведению  М. Пришвина «Кладовая  солнца»

                                                                                                Автор: Семёнова С.В.

Тема:        Тропа Насти (по произведению Пришвина «Кладовая солнца»)

Цель  урока:

образовательная:    на  основе  прочитанного научиться выделять черты      характера  главной  героини, анализировать поступки , её поведение в   природе,     повторить теорию литературы        

развивающая: учиться  работать  с  художественным  текстом.

воспитательная: развивать  в  детях  чувство  доброты, внимания  к  другим   людям.

Тип урока:      урок- размышление

Методы: беседа, комментированное чтение, работа с текстом, работа в группах

Оборудование: презентация и  мультимедийный  проектор

                                                                 Я ведь, друзья  мои, пишу о природе,

                                                                 сам же только о людях и думаю.

                                                                                              М.М.Пришвин

                                                                                   

Ход  урока

 Слово  учителя.

- Здравствуйте,  ребята.

Хотелось бы начать наше знакомство с нескольких вопросов, не совсем обычных, а хитрых. Говорят, вы ребята умные, значит, справитесь. Итак: за чем вода в стакане? От чего гусь плавает? По чему вы в школу идёте?

А какие синонимы есть у слова дорога? Тропа, стёжка, путь.

А теперь предкажем вам судьбу: представьте дорогу, тропу, стёжку...

Так значит, когда мы говорим о дороге, тропе..., то исходя из текста, смысла, можем иметь дело с контекстуальными синонимами, в данном случае дорога – судьба.

И поговорим сейчас об одном из героев, а вернее, героине повести «Кладовая солнца» Насте.

Кто автор повести?

  И мы  продолжаем  разговор о М.Пришвине - об одном  из  своеобразнейших  писателей. Он  ни на кого не  похож. Возможно, поэтому существует  мнение, что у Пришвина нет учителей. Это неверно. Учитель у Пришвина  есть - это русский  народ. В повестях и рассказах писателя все  объединено  человеком - неспокойным, думающим, с открытой  и смелой  душой. Великая  любовь Пришвина  к природе  родилась из его  любви к  человеку…(слайд 2)

 Сегодня  на  уроке в центре  нашего внимания  будет Настя.

Тема нашего урока звучит так: Тропа Насти

Цель нашего урока: пройти Настиной тропой, чтобы  ответить на вопрос: что она потеряла и что  приобрела, а чтобы  ответить на этот вопрос воссоздадим путь Насти .  (Слайд. №3)

 -Для  начала  давайте  порассуждаем, какое значение имеет слово  «тропа», какие ассоциации возникают с этим словом . Подберите  синонимы к этому слову.

( тропа- дорожка, по которой идут люди;  тропка, тропинка, стежка, стежка-дорожка)

Выберите из предложенных рисунков тот, который  посчитаете соотносится с вашим представлением, обоснуйте  свой  выбор. ( Слайд № 4)

Далее мы будем  работать в группах.

Но прежде чем приступить к работе немного отдохнём: повернитесь к соседу направо и похлопайте в ладоши 2 раза, потом –налево и потрите ушки своего соседа. А сейчас я вас похвалю, а вы покивайте головой, согласитесь, какие вы хорошие. Молодцы, спасибо! А теперь с новымми силами приступим к работе. 5 минут

1 группа. Портрет Насти.(слайд 5)

Вопросы:

Найдите в тексте  описание Насти. С помощью каких

изобразительно-выразительных средств  дается это описание?

(эпитет -золотая курочка, сравнения-веснушки, как золотые монетки.)

 -Какие отношения были с братиком Митрашей ?  

 - Какая ассоциация возникает, когда говорим о Насте? (солнышко, в тексте – катилась в избу).

 

2 группа.  Ссора детей  у Лежачего камня. (слайд 6,7)

- Почему Настя пошла по своей тропинке? (ей было обидно подчиниться младшему  брату, в ней заговорила гордыня).

-Как природа себя ведет? Писатель наделяет явления  природы признаками живых существ  (солнце пересекла туча, ворон – предвестник несчастий в сказках.  Сосна и ель зарычали, завыли). Это олицетворение.

- Прочитайте последнее предупреждение природы.  (серая хмарь плотно надвинулась и закрыла  солнце). Что хочет  сказать  природа?

3 группа. Настя на  палестинке. Встреча со змеёй.(слайд 8,9)

- Как Настя собирает ягоду? Что заставляет её забыть о Митраше? (её  охватывает жадность). Почему лось не  принял Настю за человека?

-Что  заставило Настю  осознать свой поступок? (Встреча со змеёй)

Прочитайте отрывок. Почему Настя чувствует  себя другой? ( она словно прозрела, вспомнила о брате, поняло, что она давно его не видела)

-Автор вводит в произведение образ пня. Что общего и что отличает его от Насти          (общее: они беру то, что дает палестинка, но пень отдает тепло, а Настя с жадностью собирала ягоды для себя).

 

Работа с классом

-Что сделала Настя с клюквой, которую собрала на  палестинке? Почему?(слайд 10)

Возвращаемся к вопросу, который прозвучал в начале урока:

Что же Настя потеряла на палестинке и что обрела?(слайд 11)

1гр.    Что  Настя  потеряла?

           Что  приобрела ?

2гр.    Что бы вы сказали Насте, если бы

           встретились с ней?

3гр.    Какие  уроки вы вынесли из  

           произведения? (она  потеряла  себя,  забыв о Митраше . Приобрела  тоже  себя, поняв, что  только  вместе  с братом  они  единое  целое, только любовь  и  забота  друг  о  друге, помогут  им  перенести  все  тяготы  судьбы)

            Вернемся к эпиграфу:

«Я ведь,  друзья  мои , пишу  о  природе. Сам  же  только  о  людях  и думаю»

Как вы понимаете эти слова?

 Итог урока: М.Пришвин  проводит своих  героев через  испытания, которые  они  выдержали. Каждому  из  нас  придется  решать много  жизненных  задач, идти  своей  дорогой или  тропкой, но  самое  главное – это  не  потерять  себя, не  потерять  человеческое  достоинство.

И хотелось бы предложить вам в завершении нашего разговора о повести Пришвина и его героях такое домашнее задание (слайд 12)

  • Тропа  Митраши.(Работа парами. Презентация)

 Что  заставило Митрашу  пойти  по неизведанной  тропе? Почему  он  попал  в  беду?

Как  описание  природы  помогает  понять состояние  героя?

  • Выберите и проиллюстрируйте понравившиеся эпизоды повести «Кладовая солнца»

Рефлексия:

Что вам понравилось на уроке?

Что было непонятно? Узнали ли что-то новое?

А теперь поблагодарим себя! Какие мы молодцы!Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тропа Насти урок-размышление по произведению М.Пришвина «Кладовая солнца» Автор: Семёнова Светлана Вениаминовна, учитель русского языка и литературы

Слайд 2

2 М.М.Пришвин Сказка-быль Кладовая солнца Я ведь друзья мои пишу о природе. Сам же только о людях и думаю. М.Пришвин

Слайд 3

3 Цель урока: Пройти Настиной тропой, подумать, что она потеряла и что приобрела?

Слайд 4

4

Слайд 5

5 1 группа « Портрет Насти» Найдите описание портрета Насти. С помощью каких изобразительно-выразительных средств даеца это описание? Каким символом можно изобразить Настю?

Слайд 6

6 6 2 группа «Ссора Насти и Митраша у Лежачего камня» Почему дети ссорятся? Кто прав : Настя или Митраша? А на чьей стороне автор?

Слайд 7

7 7 Изображение природы. Последнее предупреждение.

Слайд 8

8 8 3 группа Настя на палестинки Как Настя собирает ягоду? Прочитайте отрывок «Встреча с лосем». Почему животное не испугалось Насти? Что помогло Насте очнуться от сбора клюквы?

Слайд 9

9 9 Встреча со змеёй Прочитайте отрывок. Чем змея напоминает Настю? Почему Настя чувствует себя другой? Найдите описание пня. Что общего и что его отличает от Насти?

Слайд 10

10 «Возвращение в деревню» Что сделала Настя с клюквой, которую собрала на палестинке? Почему?

Слайд 11

11 1гр. Что Настя потеряла? Что приобрела ? 2 гр. Что бы вы сказали Насте, если бы встретились с ней? 3 гр. Какие уроки вы вынесли из произведения? Вернемся к эпиграфу: «Я ведь, друзья мои , пишу о природе. Сам же только о людях и думаю » Как вы понимаете эти слова?

Слайд 12

12 Домашнее задание. Тропа Митраши.(Работа парами. Презентация) Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду? Как описание природы помогает понять состояние героя? Выберите и проиллюстрируйте понравившиеся эпизоды повести «Кладовая солнца»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ рассказа М.М.Пришвина "У ручья" на уроке в 6 классе

1. "Золотой луг" 2. Работа с текстом "У ручья" 3. Приложение: о Пришвине, таблица "Изобразительно-выразительные средства", расшифровка метафор. Источник: Т. С. Петрова "Анализ художественного текст...

Открытый урок литературы в 6 классе по творчеству М.М.Пришвина

Материалы к уроку и презентация. Урок называется Здесь мало увидеть,здесь надо вглядеться......

Конспект открытого урока по литературе "В Берендеевом царстве" (творческая мастерская по лирическим миниатюрам М. Пришвина и Ф. Абрамова)

   Урок литературы  по теме  "В Берендеевом царстве" (Творческая мастерская по лирическим миниатюрам Ф.Абрамова и М. Пришвина)  является уроком внеклассного чтени...

Открытый урок по литературе в 5-м классе. Тема: "Правда Антипыча" (по сказке-были М.М. Пришвина).

Открытый урок по литературе в 5-м классе. Тема: "Правда Антипыча" (по сказке-были М.М. Пришвина).Цель:·         (О) Через анализ и обобщение эп...

О Пришвине, или Пришвин и Север.

Что видим мы, живущие на Севере, а что другие? Почему Север притягивает взор?...

Открытый урок по рассказу М.М.Пришвина "Золотой луг"

Открытый урок по рассказу М.М.Пришвина "Золотой луг" был проведен в 6 классе Алексинской школы в предверии  юбилейного года рождения автора.На уроке присутствовали учителя школы и предс...