Открытый урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца»
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Тема: Тропа Насти (по произведению Пришвина «Кладовая солнца»)
Цель урока: на основе прочитанного научиться выделять черты характера главной героини, анализировать поступки , её поведение в природе, повторить теорию литературы
Данный материал предназначен для урока- размышления в 6 классе.
В презентации, иллюстрирующей материал, имеются НАМЕРЕННО допущенные ошибки, которые учащиеся должны найти, исправить и объяснить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok-razmyshlenie.docx | 19.84 КБ |
kladovaya_solntsa_tropa_nasti.pptx | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок-размышление
по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца»
Тема: Тропа Насти (по произведению Пришвина «Кладовая солнца»)
Цель урока:
образовательная: на основе прочитанного научиться выделять черты характера главной героини, анализировать поступки , её поведение в природе, повторить теорию литературы
развивающая: учиться работать с художественным текстом.
воспитательная: развивать в детях чувство доброты, внимания к другим людям.
Тип урока: урок- размышление
Методы: беседа, комментированное чтение, работа с текстом, работа в группах
Оборудование: презентация и мультимедийный проектор
Я ведь, друзья мои, пишу о природе,
сам же только о людях и думаю.
М.М.Пришвин
Ход урока
Слово учителя.
- Здравствуйте, ребята.
Хотелось бы начать наше знакомство с нескольких вопросов, не совсем обычных, а хитрых. Говорят, вы ребята умные, значит, справитесь. Итак: за чем вода в стакане? От чего гусь плавает? По чему вы в школу идёте?
А какие синонимы есть у слова дорога? Тропа, стёжка, путь.
А теперь предкажем вам судьбу: представьте дорогу, тропу, стёжку...
Так значит, когда мы говорим о дороге, тропе..., то исходя из текста, смысла, можем иметь дело с контекстуальными синонимами, в данном случае дорога – судьба.
И поговорим сейчас об одном из героев, а вернее, героине повести «Кладовая солнца» Насте.
Кто автор повести?
И мы продолжаем разговор о М.Пришвине - об одном из своеобразнейших писателей. Он ни на кого не похож. Возможно, поэтому существует мнение, что у Пришвина нет учителей. Это неверно. Учитель у Пришвина есть - это русский народ. В повестях и рассказах писателя все объединено человеком - неспокойным, думающим, с открытой и смелой душой. Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку…(слайд 2)
Сегодня на уроке в центре нашего внимания будет Настя.
Тема нашего урока звучит так: Тропа Насти
Цель нашего урока: пройти Настиной тропой, чтобы ответить на вопрос: что она потеряла и что приобрела, а чтобы ответить на этот вопрос воссоздадим путь Насти . (Слайд. №3)
-Для начала давайте порассуждаем, какое значение имеет слово «тропа», какие ассоциации возникают с этим словом . Подберите синонимы к этому слову.
( тропа- дорожка, по которой идут люди; тропка, тропинка, стежка, стежка-дорожка)
Выберите из предложенных рисунков тот, который посчитаете соотносится с вашим представлением, обоснуйте свой выбор. ( Слайд № 4)
Далее мы будем работать в группах.
Но прежде чем приступить к работе немного отдохнём: повернитесь к соседу направо и похлопайте в ладоши 2 раза, потом –налево и потрите ушки своего соседа. А сейчас я вас похвалю, а вы покивайте головой, согласитесь, какие вы хорошие. Молодцы, спасибо! А теперь с новымми силами приступим к работе. 5 минут
1 группа. Портрет Насти.(слайд 5)
Вопросы:
Найдите в тексте описание Насти. С помощью каких
изобразительно-выразительных средств дается это описание?
(эпитет -золотая курочка, сравнения-веснушки, как золотые монетки.)
-Какие отношения были с братиком Митрашей ?
- Какая ассоциация возникает, когда говорим о Насте? (солнышко, в тексте – катилась в избу).
2 группа. Ссора детей у Лежачего камня. (слайд 6,7)
- Почему Настя пошла по своей тропинке? (ей было обидно подчиниться младшему брату, в ней заговорила гордыня).
-Как природа себя ведет? Писатель наделяет явления природы признаками живых существ (солнце пересекла туча, ворон – предвестник несчастий в сказках. Сосна и ель зарычали, завыли). Это олицетворение.
- Прочитайте последнее предупреждение природы. (серая хмарь плотно надвинулась и закрыла солнце). Что хочет сказать природа?
3 группа. Настя на палестинке. Встреча со змеёй.(слайд 8,9)
- Как Настя собирает ягоду? Что заставляет её забыть о Митраше? (её охватывает жадность). Почему лось не принял Настю за человека?
-Что заставило Настю осознать свой поступок? (Встреча со змеёй)
Прочитайте отрывок. Почему Настя чувствует себя другой? ( она словно прозрела, вспомнила о брате, поняло, что она давно его не видела)
-Автор вводит в произведение образ пня. Что общего и что отличает его от Насти (общее: они беру то, что дает палестинка, но пень отдает тепло, а Настя с жадностью собирала ягоды для себя).
Работа с классом
-Что сделала Настя с клюквой, которую собрала на палестинке? Почему?(слайд 10)
Возвращаемся к вопросу, который прозвучал в начале урока:
Что же Настя потеряла на палестинке и что обрела?(слайд 11)
1гр. Что Настя потеряла?
Что приобрела ?
2гр. Что бы вы сказали Насте, если бы
встретились с ней?
3гр. Какие уроки вы вынесли из
произведения? (она потеряла себя, забыв о Митраше . Приобрела тоже себя, поняв, что только вместе с братом они единое целое, только любовь и забота друг о друге, помогут им перенести все тяготы судьбы)
Вернемся к эпиграфу:
«Я ведь, друзья мои , пишу о природе. Сам же только о людях и думаю»
Как вы понимаете эти слова?
Итог урока: М.Пришвин проводит своих героев через испытания, которые они выдержали. Каждому из нас придется решать много жизненных задач, идти своей дорогой или тропкой, но самое главное – это не потерять себя, не потерять человеческое достоинство.
И хотелось бы предложить вам в завершении нашего разговора о повести Пришвина и его героях такое домашнее задание (слайд 12)
- Тропа Митраши.(Работа парами. Презентация)
Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду?
Как описание природы помогает понять состояние героя?
- Выберите и проиллюстрируйте понравившиеся эпизоды повести «Кладовая солнца»
Рефлексия:
Что вам понравилось на уроке?
Что было непонятно? Узнали ли что-то новое?
А теперь поблагодарим себя! Какие мы молодцы!Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 М.М.Пришвин Сказка-быль Кладовая солнца Я ведь друзья мои пишу о природе. Сам же только о людях и думаю. М.Пришвин
3 Цель урока: Пройти Настиной тропой, подумать, что она потеряла и что приобрела?
4
5 1 группа « Портрет Насти» Найдите описание портрета Насти. С помощью каких изобразительно-выразительных средств даеца это описание? Каким символом можно изобразить Настю?
6 6 2 группа «Ссора Насти и Митраша у Лежачего камня» Почему дети ссорятся? Кто прав : Настя или Митраша? А на чьей стороне автор?
7 7 Изображение природы. Последнее предупреждение.
8 8 3 группа Настя на палестинки Как Настя собирает ягоду? Прочитайте отрывок «Встреча с лосем». Почему животное не испугалось Насти? Что помогло Насте очнуться от сбора клюквы?
9 9 Встреча со змеёй Прочитайте отрывок. Чем змея напоминает Настю? Почему Настя чувствует себя другой? Найдите описание пня. Что общего и что его отличает от Насти?
10 «Возвращение в деревню» Что сделала Настя с клюквой, которую собрала на палестинке? Почему?
11 1гр. Что Настя потеряла? Что приобрела ? 2 гр. Что бы вы сказали Насте, если бы встретились с ней? 3 гр. Какие уроки вы вынесли из произведения? Вернемся к эпиграфу: «Я ведь, друзья мои , пишу о природе. Сам же только о людях и думаю » Как вы понимаете эти слова?
12 Домашнее задание. Тропа Митраши.(Работа парами. Презентация) Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду? Как описание природы помогает понять состояние героя? Выберите и проиллюстрируйте понравившиеся эпизоды повести «Кладовая солнца»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ рассказа М.М.Пришвина "У ручья" на уроке в 6 классе
1. "Золотой луг" 2. Работа с текстом "У ручья" 3. Приложение: о Пришвине, таблица "Изобразительно-выразительные средства", расшифровка метафор. Источник: Т. С. Петрова "Анализ художественного текст...
Открытый урок литературы в 6 классе по творчеству М.М.Пришвина
Материалы к уроку и презентация. Урок называется Здесь мало увидеть,здесь надо вглядеться......
Конспект открытого урока по литературе "В Берендеевом царстве" (творческая мастерская по лирическим миниатюрам М. Пришвина и Ф. Абрамова)
Урок литературы по теме "В Берендеевом царстве" (Творческая мастерская по лирическим миниатюрам Ф.Абрамова и М. Пришвина) является уроком внеклассного чтени...
Открытый урок по литературе "Быть счастливым - делать добро"(по сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца")
Открытый урок разработан по ФГОС...
Открытый урок по литературе в 5-м классе. Тема: "Правда Антипыча" (по сказке-были М.М. Пришвина).
Открытый урок по литературе в 5-м классе. Тема: "Правда Антипыча" (по сказке-были М.М. Пришвина).Цель:· (О) Через анализ и обобщение эп...
О Пришвине, или Пришвин и Север.
Что видим мы, живущие на Севере, а что другие? Почему Север притягивает взор?...
Открытый урок по рассказу М.М.Пришвина "Золотой луг"
Открытый урок по рассказу М.М.Пришвина "Золотой луг" был проведен в 6 классе Алексинской школы в предверии юбилейного года рождения автора.На уроке присутствовали учителя школы и предс...