Открытый урок литературы в 6 классе по творчеству М.М.Пришвина
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Материалы к уроку и презентация. Урок называется Здесь мало увидеть,здесь надо вглядеться...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
images1_1.pptx | 2.17 МБ |
zdes_malo_uvidet.docx | 17.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Евгений Абрамович Баратынский (1800 -1844) БАРАТЫНСКИЙ Евгений Абрамович [1800-1844] – поэт, представитель пушкинской плеяды. Из старинного польского рода, поселившегося в XVII в. в Россию. Воспитание Баратынский получил первоначально в деревне, под наблюдением дядьки-итальянца, затем в петербургском французском пансионе и пажеском корпусе. В результате серьезной провинности - кражи довольно крупной суммы денег у отца товарища - был исключен из корпуса с запрещением навсегда поступать на службу. Эта кара сильно потрясла Баратынского и наложила отпечаток на его характер и последующую судьбу. С целью снять тяготевшее клеймо Баратынский поступил рядовым в один из петербургских полков. Нижним чином Баратынский прослужил семь лет (из них пять лет в Финляндии) и только в 1825 был произведен в офицеры. После производства вышел в отставку, последующие годы он жил то в Москве, то в своих имениях. Умер во время заграничного путешествия, в Неаполе, 44 лет от роду.
Афанасий Афанасьевич Фет (1820 -1892) В 1835—1837 годах учится в немецком частном пансионе и начинает писать стихи, проявляет интерес к классической филологии. В 1838—1844 годах — учёба в Московском Университете. В 1845 году — поступление на военную службу. 1858 — поэт уходит в отставку в чине гвардейского штаб-ротмистра, поселяется в Москве 1873 — возвращено дворянство и фамилия Шеншин . 1883—1891 — публикация четырёх выпусков сборника «Вечерние огни» 1892, 21 ноября — кончина Фета в Москве. Похоронен в селе Клейменово .
Гармония Жизнь Любовь Душа
Домашнее задание: Закончить составление сборника стихов. Включить в сборник стихотворения авторов, с которыми познакомились сегодня на уроке. Написать свое произведение о весне (стихотворение, рассказ, сказка, рисунок)
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературе в 6 классе.
«Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…»
(Жанровое своеобразие. Особенности композиции. Смысл названия сказки-были «Кладовая солнца»)
Тип урока:
- обобщающий урок;
- урок подготовки к сочинению-миниатюре.
Вид урока:
- мастерская ценностных ориентаций.
Цели урока:
- воспитание ценностного отношения к людям, к жизни через переосмысление текста и содержания произведения;
- создание авторского текста.
Задачи урока:
- рассмотреть жанровое своеобразие произведения;
- выявить особенности композиции
- раскрыть смысл названия произведения;
- развить навыки коммуникаций устной и письменной речи;
- уметь анализировать отдельные эпизоды и определять их роль в произведении.
Эпиграф.
Наибольшей ценностью, которой обладает человек, является его жизнь.
А.Сандей
Ход урока.
- Организационный момент.
- Добрый день, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас заключительный урок по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца». (Слайд №1).
- Наша тема «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…» (Слайд №2).
Мы рассматривали с вами сюжет, познакомились с очаровательными, смелыми, заботливыми ребятами, Настей и Митрашей. Подробно анализировали отдельные эпизоды и определяли их роль в произведении.
- А сегодня постараемся разобраться, почему по жанру это произведение является сказкой-былью; в чем особенность композиции этого произведения; почему произведение называется «Кладовая солнца», какой смысл вложил автор в это название.
- Вслушайтесь в эпиграф к уроку. В конце урока мы попробуем выяснить, почему же главная ценность – это жизнь?
- Работа над определением жанра «Кладовой солнца».
- Итак, начнем. М.М.Пришвин своему произведению сам дал жанровое определение – сказка-быль.
- А что же такое жанр? ( Жанр – это вид художественных произведений).
- Какие виды совместились в изучаемом произведении? ( Сказка и быль).
- Дайте определение были. ( Быль – это история о том, что действительно было). (Слайды №3, 4, 5, 6).
- А что такое сказка? ( Сказка – это произведение, основанное на вымысле). (Слайд №7)
- В какой момент герои произведения подходят к границе сказки? ( Во время спора у Лежачего камня).
- Сделайте вывод о жанре произведения. ( В сказке-были есть правда, т.е. реальность жизни, и вымысел, т.е. фантастика).
- А через какие образы и события это передается в «Кладовой солнца», вспомните и запишите их в свои технологические карты.
2. Работа учащихся с технологическими картами.
3. Записи зачитываются и проверяются с записями учителя на слайдах.
4. Ребята, а теперь на основе записей постарайтесь ответить на вопрос :
- Какие извечные проблемы поднимает М.М.Пришвин через сказку, а какие через реальность? (Через сказку поднимается проблема добра и зла. Символом добра является собака Травка, а символ зла – волк Серый Помещик. Через реальность – проблема жизни и смерти. Великая Отечественная война – символ смерти, дети – жизнь.)
Вот мы и выяснили, насколько необычен жанр сказки-были «Кладовая солнца».
- Работа над композицией сказки-были.
А теперь обратимся к построению произведения.
- Каким термином называют построение произведения? (Композиция).
- Одинакова ли композиция авторского произведения и сказки? (Нет).
- Давайте вспомним, из каких частей состоит композиция авторского произведения (Слайд №8)
- А теперь вспомните, какие элементы композиции в сказке звучат иначе? (Зачин, концовка).
- Каждый герой сказки преодолевает препятствия на свое пути.
- Работа над смыслом названия сказки-были.
1. Вот мы увидели, что в произведениях большую роль играет жанр и композиция. На их основе строится произведение. Но немаловажную роль играет и название произведения. Очень часто именно в нем заключена идея. (Слайд №9)
- Обратимся к тексту. В каком эпизоде мы впервые встречаемся с фразой «Кладовая солнца»? ( При описании Блудова болота).
- Перечитаем этот отрывок ( Выразительное чтение).
- Что автор называет «кладовой солнца»? Подчеркните эти слова в тексте.
- С помощью ассоциаций передайте значение слов «кладовая» и « солнце». Запишите 5-6 слов-ассоциаций в таблицу.
- Посмотрите на записи друг друга и те слова, которые вам понравились, заинтересовали, перепишите себе.
- Познакомьтесь с моими словами и те слова из моего списка перепишите себе. (Слайд № 10)
- Еще раз внимательно посмотрите свои записи и составьте словосочетания, выбрав слова из двух колонок. Они должны быть связаны между собой по смыслу.
- Подчеркните два наиболее важных для себя словосочетания и с их помощью дайте определение, что же такое «Кладовая солнца». (Выслушиваются варианты : хранительница тепла, кладезь жизни, красота природы, чудо света и т.п.).
2. А теперь давайте вернемся к теме урока.
- Какое значение «Кладовой солнца» мы увидели, когда просто прочитали?
- А когда всмотрелись? ( Слайд №11)
- А связаны ли между собой слова «торф» и «жизнь»? (Да. Торф – это огонь, огонь –это очаг, очаг – это семья, семья – это жизнь)
- Рефлексия.
1. А сейчас подумайте и запишите в нескольких фразах:
- Что я могу назвать «Кладовой солнца» в своей жизни? Какая она, моя «Кладовая солнца»?
2. Зачитайте.
- Домашнее задание.
Написать сочинение по произведению. В чем смысл названия сказки-были «Кладовая солнца».
И урок мне хотелось бы закончить такими словами: «В смысле жизни все имеет большое значение: что мы говорим, о чем думаем, что делаем и как поступаем; как относимся к людям; как относимся к природе; как относимся к трудностям, что ценим, к чему стремимся, что оставим после себя».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 7 классе по творчеству Платонова.
Конспект урока и презентация на тему: "Платонов - писатель будущего" (по рассказу "В прекрасном и яростном мире"). Технология развития критического мышления....
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя.
Данная презентация поможет сообщить сведения о жизни, литературном творчестве, дружбе Н.В.Гоголя....
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Данная презентация поможе учителю в организации уроков по творчеству Н.В.Гоголя и повести "Ночь перед Рождеством"...
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"
В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.Лескова "Сказ о косом левше и стальной блохе"
Данная презентация содержит большой материал к урокам по творчеству Н. Лескова и при изучении " Сказа о косом левше и стальной блохе" (вопросы, иллюстрации, задания)...
Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"
Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...
Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"
Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...