Открытый урок по литературе "Быть счастливым - делать добро"(по сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца")
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Аболмасова Анастасия Валерьевна

Открытый урок разработан по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx43.35 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

МКОУ «Нижнеждановская СОШ»

Железногорского района Курскоцй области

 Аболмасова Анастасия Валерьевна

Технологическая карта урока

Предмет: литература

Класс: 6

Тема урока: «Быть счастливым – делать добро!» (по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

Место урока в изучаемой теме: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока:

Обучающие: постижение философии жизни, заключённой в произведении; познание непрерывности борьбы добра и зла в природе и в человеке как её части; осмысление нравственных категорий правды, любви, добра, справедливости.

Развивающие: развивать критическое мышление, творческий потенциал обучающихся;

Развитие у учащихся навыков исследовательской работы, навыков сотрудничества. Развитие навыков коммуникации устной речи. Умение анализировать отдельные эпизоды и определять их роль в произведении.

Воспитательные: показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире; пробудить в шестиклассниках волнение, чувство переживания; воспитывать в детях чувство красоты, доброты; сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле.

Универсальные учебные действия:

Личностные: передают личностное эмоциональное восприятие; самоопределение; осознание ценности опыта других людей для собственной жизни; осознание ценности литературы как учебника жизни; формирование навыков самоорганизации, навыков самооценки результатов учебной деятельности.

Регулятивные: целеполагание; восприятие, осмысление, запоминание учебного материала; осмысление темы учебного материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению; формирование умения слушать и понимать других; формирование умения формулировать свои мысли; формирование умения сравнивать, сопоставлять, классифицировать элементы информации

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение адекватно реагировать на оценку результатов учебной деятельности другими учащимися, учителем.

Познавательные: самостоятельное формулирование темы урока; соотношение уже усвоенных знаний учащимися с теми, которые неизвестны; развитие умения получать информацию из иллюстрации, текста и строить сообщение в устной форме; развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основания; развитие умения осуществлять поиск необходимой информации; развитие умения строить простые рассуждения

Планируемые результаты:

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, диалог с природой, уважение ее законов, бережное отношение, стремление к воссозданию ее ресурсов как непреходящие ценности народного жизненного опыта, воспитание любви к литературе через обращение к художественному тексту.

Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определить ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Овладение элементарными практическими умениями работы с художественным текстом для исследования.

Предметные: умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к литературному жанру. Владение литературоведческими терминами: сказка, быль, олицетворение. Понимание авторской позиции и умение формулировать свое отношение к ней. Умение вести диалог. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

Основное содержание темы, термины и понятия: Жанр. Сказка. Быль. Устное словесное рисование.  Образ солнца. Олицетворение природы. Жизнь как борьба. Любовь. Счастье.

Межпредметные связи: искусство, русский язык.

Ресурсы:

1.Литературные имена (http://www.library.ru);

2. Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru);

3.Электронные образовательные  ресурсы (http://www.eorhelp.ru);

4.Образовательная система «Школа 2100» (www. school2100.ru);

5. Толковый словарь С.И Ожегова, Н.Ю. Шведова;

6. Н.В. Егораева, Б.А. Макарова «Универсальные поурочные разработки по литературе», 6 кл., 2011 г.

Основные этапы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный (приветствие),

Постановка цели урока

2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учащихся к деятельности

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку

 

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, и мне хочется узнать, с каким настроением вы на него пришли. Поэтому прошу вас выбрать из разноцветных кружков, лежащих на ваших столах, тот, который по цвету соответствует вашему настроению.

- Большое спасибо! Я надеюсь, что сегодняшний урок принесет вам радость новых открытий, и ваше настроение станет еще лучше.

Приветствие учителя, настрой на работу

Организация диалога с обучающимися, формирование некоторых задач урока (Слайд №1)

- Итак, сегодня у нас обобщающий урок по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца». За эти несколько уроков все мы подружились с творчеством писателя.

- Сегодня нам выпала честь ознакомиться с завещанием с Михаила Пришвина, которое он оставил нам, читателям, в своем произведении. Послушайте выдержку из него (Слайд №2): «Содержание обыкновенной нашей сказки – это борьба человека героя с представителем зла (например, Ивана-царевича со Змеем Горынычем). И в заключение борьбы непременно должна быть победа, и сказка в этом смысле есть выражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым. С этой верой я проходил свой долгий литературный путь, с этой верой надеюсь его закончить и передать ее по наследству вам, мои дорогие друзья и товарищи».

- Что надеялся оставить нам в наследство  писатель?

- Что помогает доброму началу одерживать победу над злом?

-Ребята, а вы можете мне ответить на вопрос: что для человека значит быть счатливым? Когда к вам приходит настоящее счастье?

- Удалось ли Пришвину осуществить свое желание – передать нам эту веру через свою сказку-быль «Кладовая солнца»?

- Но ведь в его, пришвинской, сказке  нет ни Змея Горыныча, ни отважного Ивана-царевича. Как же нам понять, что добро победило? Чтобы разобраться в этом, я предлагаю вам сегодня стать не просто читателями. (Слайд №3) Давайте разгадаем кроссворд и узнаем ключевое слово, которое подскажет, чем мы займемся на сегодняшнем уроке (Приложение №1).

Определяют цели урока

Отвечают  на вопросы учителя

Внимательное слушание учителя, осознанное построение речевых высказываний

Дают ответы на вопросы

- Веру в победу добра над злом.

- Дружба, поддержка, любовь, помощь друзей.

- Удалось, там добро победило зло, все закончилось благополучно.

Учащиеся разгадывают кроссворд

3. Актуализация знаний

4. Обобщение и систематизация знаний

5. Применение знаний и умений на новые ситуации

- Это слово исследование.

- А мы с вами превратимся в исследователей. Наша задача – найти скрытое завещание нам, читателям и потомкам. По ходу исследования мы будем вести «Дневник наблюдений» (Приложение №2), он лежит на ваших столах.

- Итак, мы прочитали произведение, разобрались в его структуре и поговорили о его героях. Всех их мы подвергнем строгому разбору для того, чтобы понять, кто же из них олицетворяет добро, а кто зло, состоялась ли победа доброго начала над злым, и в чем смысл этой победы. И мы должны доказать, что, чтобы быть счастливым, нужно делать добро.

Учитель координирует работу учащихся

- Вам понравилась «Кладовая солнца»?

- Кто же герои этого произведения?

- Можно ли выделить главных и второстепенных героев?

- В каких еще жанрах действуют животные?

- А к какому жанру относится «Кладовая солнца»?

-Давайте еще раз вспомним, какое значение этих слов дает в своем словаре Ожегов (Слайд №4)

Слово учителя:

- Значит, определив таким образом жанр своего произведения, Пришвин дает нам понять, что в нем переплелось сказочное и реальное.

Учащиеся делятся своими впечатлениями, ведут работу с литературоведческими терминами

Организация работы в классе

Слово учителя:

- Я предлагаю вам составить кластер на тему «Сказочное и реальное в сказке-были «Кладовая солнца» (Приложение №3)

Вопросы (Слайд №5):

  1. Что же можно назвать реальным в этом произведении?
  2. А что же можно назвать сказочным в произведении?
  1. Кто в сказках является героями?
  2. Подумайте, почему в сказках часто с братом и сестрой случается беда?
  3. Где произошла ссора? Какой сказочный мотив можно узнать и здесь?
  4. Кто помог Насте и Митраше? Чем похожа Травка на этих волшебных помощников в чем отличается от них?;
  5. В любой сказке есть волшебные предметы. Что в сказке-были названо «Чудесной вещью»?
  6. Обратите внимание на авторскую речь. Она нетороплива, напевна, плавно складывается словечко к словечку.
  7. Ребята, вспомните, кто в сказках часто выступает в роли помощника, знающего какие-то тайны и секреты? Чем похож и не похож на него Антипыч?

- В связи с вышесказанным мы можем сделать вывод, что (Пришвин неслучайно назвал свое произведение сказкой. Сходство с ней обнаруживается и в сюжете, и в художественных образах, и в присутствии чудесных предметов, волшебных тайн, и в особом складе авторской речи.) Учитель проводит физкультминутку

Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы; составляют кластер по предложенной теме;

- Место действия, время действия, обычные бытовые сценки;

- Брат и сестра

- Дети ссорятся

- Ссора произошла на развилке у двух троп

- Травка

- Компас

По составленному кластеру формулируют вывод

Организация диалога  обучающимися с помощью эвристической беседы по тексту

- В сказке всегда побеждает добро. А как вы думаете, ребята, чего больше: добра или зла?

- Вот мы с Вами сейчас еще раз пройдем вместе с Настей и Митрашей за кисло-сладкой ягодой удивительной тропой к заветной палестинке. Почему тропа удивительная? Да потому что она к доброте.

-Итак, дети отправились в путь. (Слайд №6)

-Что появилось на экране? Как этот предмет связан с нашими героями?

-Где и при каких обстоятельствах мы уже встречались с вами с такими камнями-предсказателями и путеводителями?

-Что при встрече с такими  камнями в сказках делают герои?

-Какие пути есть у наших героев?

-Почему Настя выбирает проверенный, исхоженный людьми путь,  а Митраша рискованную тропинку? Почему дети не смогли договориться?

-Какая легенда приходит на ум автору? Как думаете, зачем он её рассказывает?

--Почему от Лежачего камня детей сопровождает такой унылый пейзаж? Зачитайте его!

-Какие еще эпизоды подтверждают мысль автора?

-Как называется прием, когда неодушевленные предметы описываются как живые? Давайте поработаем над этим приемом. У вас на столе лежат карточки (Приложение №4), вставьте примеры олицетворения в предложения.

-Прочитайте, что у вас получилось. О чем говорят эти примеры?

Ответы учащихся

Решение учебной задачи обучающимися. Ответы на вопросы

-Лежачий камень. -Именно возле него происходит ссора: дети расходятся, каждый своей дорогой. С каждым из них случается беда.

-В сказках, конечно!

-Обдумывают    путь и принимают решение

-Настя выбирает надежную, исхоженную людьми дорогу, хоть и дольше по неё нужно идти. А Митраша рискованный, опасный, но быстрый путь.

-Легенда о сосне и ели.

Прослушивание текста, анализ

-Именно в этот момент дети расстаются, покидают друг друга. Природа словно предостерегает их, предупреждает об опасности.

-Ссора тетерева-косача с вороном.

-Олицетворение

Работа учащихся с карточками

-Природа предвещает недоброе. Она волнуется, пытается предупредить детей об опасности

Организация диалога с обучающимися с помощью эвристической беседы.

- Как ведет себя девочка на палестинке?  

- Кто это видел?

- Что хотел сказать Пришвин, изображая рядом с Настей лося?

- Что еще мы видим на палестинке?

 (Слайд №7)

-Как вы думаете, почему на пне оказалась именно змея?

- Кто же помогает Насте снова стать человеком?

 - В этом эпизоде мы видим, как природа помогает человеку оставаться достойным своего звания.

Теперь давайте посмотрим на тропу Митраши.

Что заставило его пойти по неизведанной тропе?

 

- Кто и что сопровождает Митрашу на его пути к Слепой Елани?

- Почему же Митраша угодил-таки в Слепую Елань? (Слайд №8)

- Какой мы можем сделать из этого вывод?

- Кто спасает мальчика из болота? (Слайд№9)

 - Вспомните все, что мы знаем о Травке по предложенному плану.(Слайд №10)

- Почему собака ползет к Митраше с остановками?

- А почему же, сомневаясь, она не убежала, а продолжала ползти?

Решение учебной задачи известным способом (анализ предложенного  материала)

-  Настя совсем забыла о брате. Девочка ползала и  собирала  клюкву. Ее охватила жадность. Она забыла даже о  себе.

- Лось.

- Лось, хотя и   огромное животное, но  довольствуется малым: собирает мох, кору деревьев, веточки. А маленькая девочка Настя хотела собрать как можно больше клюквы. Ее полностью  охватила  жадность. Автор сравнивает Настю с лосем, чтобы подчеркнуть ничтожность человеческой жадности).

- Пень, а на нем лежала змея.

- Настя собирает клюкву для себя, а пень собирает весеннее тепло, чтобы отдать его другим.

- В змее Настя увидела саму себя, ползая по земле, собирая клюкву, она сама была похожа на змею, на животное.

- Ей помогла природа. Сначала лось не обращает внимания на девочку, затем смотрит с презрением, а пень подает пример щедрости. Но когда ничего не помогло, природа столкнула Настю со змеей, как с собственным отражением.

Записывают первый вывод в «Дневник наблюдений»

 - Митраша хотел найти чудесную палестинку во что бы то ни стало. Пришвин рисует мальчика смелым, бесстрашным, опытным лесником. Он не боится неизведанного. Но при этом он упрям и суеверен.

 - Ворон, ждущий поживы, но в то же время предупреждающий об опасности; елочки-старушки, похожие на злых ведьм, но преграждающие путь в болото; трава белоус, указывающая тропу человеческую). 

- Он не увидел знаков природы и понадеялся на одного себя, проявил упрямство, не учел опыта другого человека.

-Не все люди умеют ценить и понимать природу (записывают вывод в «Дневник наблюдений»)

- Травка.

Формулировка примерного ответа:

Это была собака Антипыча. Травка преданна человеку, он для нее хозяин и друг.

- Антипыч и враг Антипыча.

-Доброта, забота, щедрость. Тот, в ком Травка видит эти качества, - Антипычи. Остальные – враги Антипыча, злые  люди, думающие только о себе.

- Травка   почувствовала   неискренность   в   словах   мальчика, подозревала что-то не совсем чистое в словах Антипыча.

- Травка надеялась, что это все же Антипыч, ей нужно было найти себе нового хозяина, служить кому-то.

6. Контроль усвоения знаний, коррекция ошибок

- Ребята, на доске представлены иллюстрации разных художников к сказке-были, на которых изображен Антипыч и Травка, сравните их с портретом М.М. Пришвина. Что вы можете сказать об этих двух людях?

- Как вы думаете, только лишь внешне Антипыч похож на М.М. Пришвина.

- Можем ли мы предположить, что, Михаил Пришвин, как и Антипыч, знает какую-то правду сокрытую пока от нас?

- Вот мы и пришли к разгадке. Поняв правду Антипыча, мы сможем узнать и правду Пришвина, а значит расшифровать его завещание, оставленное в произведении. Итак, исследователи, подведите итог.

- Почему именно к Антипычу люди идут за советом?

- Что это за правда? Как определил ее в повести рассказчик?

Чтение заключительных строк 11 главы сказки-были

-Борьбы против чего? Что может мешать любви?

- Что значит любовь в понимании Антипыча? В чем она проявляется?

- Мы проанализировали образы всех героев произведения. Кому из них предстоит познать правду Антипыча? (Слайд №11)

- Вспомните, какие отрицательные качества проявились в них на Блудовом болоте? (Слайд №12)

- Эти качества могут помочь человеку любить?

- Что же предстоит сделать нашим героям, чтобы постигнуть правду Антипыча? 

- Что показывает, что дети уже встали на дорогу добра?

- В сказке-были есть злой персонаж волк Серый помещик, почему он обречен на гибель? 

- В мире природы есть такой персонаж, который тоже олицетворяет добро, делает все вокруг красивым, согревает и помогает всему живому. Что это?

(Слайд  №13)

 - Посмотрите на солнце! Оно светит всем одинаково: и на кладовую (богатства природные), и на растения, и на добрых людей, на сосну и ель, на злых людей, на животных, на каждого из нас вместе и отдельно - одинаково светит. (Слайд №14)«…горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло».

- А в чём хотел убедить нас М.М.Пришвин?

- Что помогает доброму началу одерживать победу над злым?

- Настя осознала свою ошибку, ей было очень стыдно за проявление жадности, за кратковременную потерю человечности, но она снова обретает счастье. Какой поступок она совершила?

- Сказка-быль имеет символическое название. «Кладовая солнца» - это и богатство земли, и люди, и природа. Давайте соберем все сделанные Вами сегодня выводы воедино.

(Слайд №15)

Организация деятельности учащихся.

- Они очень похожи, Антипыч похож на Пришвина.

- Не только. Пришвин такой же мудрый, как Антипыч.

- Да

- Антипыч много знает, он хранитель «правды»

Работа с текстом

 - Зло, равнодушие, эгоизм.

- Чтобы постигнуть правду «вековечной борьбы людей за любовь», нужно научиться любить. Любить – значит проявлять заботу о других: о людях, о природе.

Записывают вывод в «Дневник наблюдений»

-Насте и Митраше.

- Упрямство, самоуверенность, эгоизм, жадность. Они забыли в момент ссоры друг о друге.

- Нет.

- Победить в себе эти качества.

-Волк злой, он думает только о себе, волк не умеет сочувствовать, никого не любит. Он не находит поддержки у природы.

- Это солнце. 

- Добро обязательно победит зло.

Записывают вывод в тетрадь

- Дружба, поддержка, помощь друзей, любовь.

- Настя отдала собранную клюкву детям из детдома. Она обретает счастье, совершив добрый поступок.

Учащиеся делают выводы по основному содержанию урока.

7.Рефлексия

Учитель организует проведение самооценки учениками работы на уроке;

Проводит комментированную оценку результатов труда учащихся;

Выставляет отметки в классный журнал;

Благодарит учащихся за урок.

Организует работу по составлению модели «Я – солнце»

Учащиеся проводят самооценку работы на уроке.

Составляют модель «Я – солнце»

8.Домашнее задание

(Слайд №16)

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 «В» классе «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»

Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна"Этот урок отн...

Урок-проект по сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца"

Урок литературы в 6 классе (разработка урока, презентация с творческими работами детей)...

Конспект урока по литературе по сказке- были К.Паустовского "Кладовая солнца"

В сборник «Зеленый шум» известного русского советского писателя M.M. Пришвина (1873–1954)вошли его наиболее значительные произведения, рассказывающие о встречах с интересными людьми, окрасоте русской ...

Урок литературы "Быть счастливым-делать добро, искать и находить правду жизни" (по сказке-были М. Пришвина "Кладовая солнца")

В данной разработке показана творческая мастерская писателя, обсуждаются особенности жанра, учащиеся знакомятся с характеристикой персонажей, пополняют знания по изобразительно-выразительным средствам...

Конспект урока и презентация по литературе на тему сказка-быль М. М. Пришвина "Кладовая солнца" в 6 классе

Урок литературы по сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца" в 6 классе с презентацией. Данный урок является первым в системе уроков по изучению сказки-были "Кладовая солнца" в шестом классе. На пе...

Урок –исследование «Единство человека и природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» ,стихотворении Г.Ефимова «Зерно»,притчах «Самое прекрасное сердце»и «Морские звезды»;

Цель: исследовать проблему «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца» , стихотворении Г.Ефимова «Зерно», притчах «Самое прекрасное сердце»и «Морские звезды»;формировать ду...