Открытый урок по литературе "Быть счастливым - делать добро"(по сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца")
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «Нижнеждановская СОШ»
Железногорского района Курскоцй области
Аболмасова Анастасия Валерьевна
Технологическая карта урока
Предмет: литература
Класс: 6
Тема урока: «Быть счастливым – делать добро!» (по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)
Место урока в изучаемой теме: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока:
Обучающие: постижение философии жизни, заключённой в произведении; познание непрерывности борьбы добра и зла в природе и в человеке как её части; осмысление нравственных категорий правды, любви, добра, справедливости.
Развивающие: развивать критическое мышление, творческий потенциал обучающихся;
Развитие у учащихся навыков исследовательской работы, навыков сотрудничества. Развитие навыков коммуникации устной речи. Умение анализировать отдельные эпизоды и определять их роль в произведении.
Воспитательные: показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире; пробудить в шестиклассниках волнение, чувство переживания; воспитывать в детях чувство красоты, доброты; сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле.
Универсальные учебные действия:
Личностные: передают личностное эмоциональное восприятие; самоопределение; осознание ценности опыта других людей для собственной жизни; осознание ценности литературы как учебника жизни; формирование навыков самоорганизации, навыков самооценки результатов учебной деятельности.
Регулятивные: целеполагание; восприятие, осмысление, запоминание учебного материала; осмысление темы учебного материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению; формирование умения слушать и понимать других; формирование умения формулировать свои мысли; формирование умения сравнивать, сопоставлять, классифицировать элементы информации
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение адекватно реагировать на оценку результатов учебной деятельности другими учащимися, учителем.
Познавательные: самостоятельное формулирование темы урока; соотношение уже усвоенных знаний учащимися с теми, которые неизвестны; развитие умения получать информацию из иллюстрации, текста и строить сообщение в устной форме; развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основания; развитие умения осуществлять поиск необходимой информации; развитие умения строить простые рассуждения
Планируемые результаты:
Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, диалог с природой, уважение ее законов, бережное отношение, стремление к воссозданию ее ресурсов как непреходящие ценности народного жизненного опыта, воспитание любви к литературе через обращение к художественному тексту.
Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определить ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Овладение элементарными практическими умениями работы с художественным текстом для исследования.
Предметные: умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к литературному жанру. Владение литературоведческими терминами: сказка, быль, олицетворение. Понимание авторской позиции и умение формулировать свое отношение к ней. Умение вести диалог. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.
Основное содержание темы, термины и понятия: Жанр. Сказка. Быль. Устное словесное рисование. Образ солнца. Олицетворение природы. Жизнь как борьба. Любовь. Счастье.
Межпредметные связи: искусство, русский язык.
Ресурсы:
1.Литературные имена (http://www.library.ru);
2. Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru);
3.Электронные образовательные ресурсы (http://www.eorhelp.ru);
4.Образовательная система «Школа 2100» (www. school2100.ru);
5. Толковый словарь С.И Ожегова, Н.Ю. Шведова;
6. Н.В. Егораева, Б.А. Макарова «Универсальные поурочные разработки по литературе», 6 кл., 2011 г.
Основные этапы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный (приветствие), Постановка цели урока 2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учащихся к деятельности | Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, и мне хочется узнать, с каким настроением вы на него пришли. Поэтому прошу вас выбрать из разноцветных кружков, лежащих на ваших столах, тот, который по цвету соответствует вашему настроению. - Большое спасибо! Я надеюсь, что сегодняшний урок принесет вам радость новых открытий, и ваше настроение станет еще лучше. | Приветствие учителя, настрой на работу |
Организация диалога с обучающимися, формирование некоторых задач урока (Слайд №1) - Итак, сегодня у нас обобщающий урок по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца». За эти несколько уроков все мы подружились с творчеством писателя. - Сегодня нам выпала честь ознакомиться с завещанием с Михаила Пришвина, которое он оставил нам, читателям, в своем произведении. Послушайте выдержку из него (Слайд №2): «Содержание обыкновенной нашей сказки – это борьба человека героя с представителем зла (например, Ивана-царевича со Змеем Горынычем). И в заключение борьбы непременно должна быть победа, и сказка в этом смысле есть выражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым. С этой верой я проходил свой долгий литературный путь, с этой верой надеюсь его закончить и передать ее по наследству вам, мои дорогие друзья и товарищи». - Что надеялся оставить нам в наследство писатель? - Что помогает доброму началу одерживать победу над злом? -Ребята, а вы можете мне ответить на вопрос: что для человека значит быть счатливым? Когда к вам приходит настоящее счастье? - Удалось ли Пришвину осуществить свое желание – передать нам эту веру через свою сказку-быль «Кладовая солнца»? - Но ведь в его, пришвинской, сказке нет ни Змея Горыныча, ни отважного Ивана-царевича. Как же нам понять, что добро победило? Чтобы разобраться в этом, я предлагаю вам сегодня стать не просто читателями. (Слайд №3) Давайте разгадаем кроссворд и узнаем ключевое слово, которое подскажет, чем мы займемся на сегодняшнем уроке (Приложение №1). | Определяют цели урока Отвечают на вопросы учителя Внимательное слушание учителя, осознанное построение речевых высказываний Дают ответы на вопросы - Веру в победу добра над злом. - Дружба, поддержка, любовь, помощь друзей. - Удалось, там добро победило зло, все закончилось благополучно. Учащиеся разгадывают кроссворд | |
3. Актуализация знаний 4. Обобщение и систематизация знаний 5. Применение знаний и умений на новые ситуации | - Это слово исследование. - А мы с вами превратимся в исследователей. Наша задача – найти скрытое завещание нам, читателям и потомкам. По ходу исследования мы будем вести «Дневник наблюдений» (Приложение №2), он лежит на ваших столах. - Итак, мы прочитали произведение, разобрались в его структуре и поговорили о его героях. Всех их мы подвергнем строгому разбору для того, чтобы понять, кто же из них олицетворяет добро, а кто зло, состоялась ли победа доброго начала над злым, и в чем смысл этой победы. И мы должны доказать, что, чтобы быть счастливым, нужно делать добро. Учитель координирует работу учащихся - Вам понравилась «Кладовая солнца»? - Кто же герои этого произведения? - Можно ли выделить главных и второстепенных героев? - В каких еще жанрах действуют животные? - А к какому жанру относится «Кладовая солнца»? -Давайте еще раз вспомним, какое значение этих слов дает в своем словаре Ожегов (Слайд №4) Слово учителя: - Значит, определив таким образом жанр своего произведения, Пришвин дает нам понять, что в нем переплелось сказочное и реальное. | Учащиеся делятся своими впечатлениями, ведут работу с литературоведческими терминами |
Организация работы в классе Слово учителя: - Я предлагаю вам составить кластер на тему «Сказочное и реальное в сказке-были «Кладовая солнца» (Приложение №3) Вопросы (Слайд №5):
- В связи с вышесказанным мы можем сделать вывод, что (Пришвин неслучайно назвал свое произведение сказкой. Сходство с ней обнаруживается и в сюжете, и в художественных образах, и в присутствии чудесных предметов, волшебных тайн, и в особом складе авторской речи.) Учитель проводит физкультминутку | Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы; составляют кластер по предложенной теме; - Место действия, время действия, обычные бытовые сценки; - Брат и сестра - Дети ссорятся - Ссора произошла на развилке у двух троп - Травка - Компас По составленному кластеру формулируют вывод | |
Организация диалога обучающимися с помощью эвристической беседы по тексту - В сказке всегда побеждает добро. А как вы думаете, ребята, чего больше: добра или зла? - Вот мы с Вами сейчас еще раз пройдем вместе с Настей и Митрашей за кисло-сладкой ягодой удивительной тропой к заветной палестинке. Почему тропа удивительная? Да потому что она к доброте. -Итак, дети отправились в путь. (Слайд №6) -Что появилось на экране? Как этот предмет связан с нашими героями? -Где и при каких обстоятельствах мы уже встречались с вами с такими камнями-предсказателями и путеводителями? -Что при встрече с такими камнями в сказках делают герои? -Какие пути есть у наших героев? -Почему Настя выбирает проверенный, исхоженный людьми путь, а Митраша рискованную тропинку? Почему дети не смогли договориться? -Какая легенда приходит на ум автору? Как думаете, зачем он её рассказывает? --Почему от Лежачего камня детей сопровождает такой унылый пейзаж? Зачитайте его! -Какие еще эпизоды подтверждают мысль автора? -Как называется прием, когда неодушевленные предметы описываются как живые? Давайте поработаем над этим приемом. У вас на столе лежат карточки (Приложение №4), вставьте примеры олицетворения в предложения. -Прочитайте, что у вас получилось. О чем говорят эти примеры? | Ответы учащихся Решение учебной задачи обучающимися. Ответы на вопросы -Лежачий камень. -Именно возле него происходит ссора: дети расходятся, каждый своей дорогой. С каждым из них случается беда. -В сказках, конечно! -Обдумывают путь и принимают решение -Настя выбирает надежную, исхоженную людьми дорогу, хоть и дольше по неё нужно идти. А Митраша рискованный, опасный, но быстрый путь. -Легенда о сосне и ели. Прослушивание текста, анализ -Именно в этот момент дети расстаются, покидают друг друга. Природа словно предостерегает их, предупреждает об опасности. -Ссора тетерева-косача с вороном. -Олицетворение Работа учащихся с карточками -Природа предвещает недоброе. Она волнуется, пытается предупредить детей об опасности | |
Организация диалога с обучающимися с помощью эвристической беседы. - Как ведет себя девочка на палестинке? - Кто это видел? - Что хотел сказать Пришвин, изображая рядом с Настей лося? - Что еще мы видим на палестинке? (Слайд №7) -Как вы думаете, почему на пне оказалась именно змея? - Кто же помогает Насте снова стать человеком? - В этом эпизоде мы видим, как природа помогает человеку оставаться достойным своего звания. Теперь давайте посмотрим на тропу Митраши. Что заставило его пойти по неизведанной тропе?
- Кто и что сопровождает Митрашу на его пути к Слепой Елани? - Почему же Митраша угодил-таки в Слепую Елань? (Слайд №8) - Какой мы можем сделать из этого вывод? - Кто спасает мальчика из болота? (Слайд№9) - Вспомните все, что мы знаем о Травке по предложенному плану.(Слайд №10) - Почему собака ползет к Митраше с остановками? - А почему же, сомневаясь, она не убежала, а продолжала ползти? | Решение учебной задачи известным способом (анализ предложенного материала) - Настя совсем забыла о брате. Девочка ползала и собирала клюкву. Ее охватила жадность. Она забыла даже о себе. - Лось. - Лось, хотя и огромное животное, но довольствуется малым: собирает мох, кору деревьев, веточки. А маленькая девочка Настя хотела собрать как можно больше клюквы. Ее полностью охватила жадность. Автор сравнивает Настю с лосем, чтобы подчеркнуть ничтожность человеческой жадности). - Пень, а на нем лежала змея. - Настя собирает клюкву для себя, а пень собирает весеннее тепло, чтобы отдать его другим. - В змее Настя увидела саму себя, ползая по земле, собирая клюкву, она сама была похожа на змею, на животное. - Ей помогла природа. Сначала лось не обращает внимания на девочку, затем смотрит с презрением, а пень подает пример щедрости. Но когда ничего не помогло, природа столкнула Настю со змеей, как с собственным отражением. Записывают первый вывод в «Дневник наблюдений» - Митраша хотел найти чудесную палестинку во что бы то ни стало. Пришвин рисует мальчика смелым, бесстрашным, опытным лесником. Он не боится неизведанного. Но при этом он упрям и суеверен. - Ворон, ждущий поживы, но в то же время предупреждающий об опасности; елочки-старушки, похожие на злых ведьм, но преграждающие путь в болото; трава белоус, указывающая тропу человеческую). - Он не увидел знаков природы и понадеялся на одного себя, проявил упрямство, не учел опыта другого человека. -Не все люди умеют ценить и понимать природу (записывают вывод в «Дневник наблюдений») - Травка. Формулировка примерного ответа: Это была собака Антипыча. Травка преданна человеку, он для нее хозяин и друг. - Антипыч и враг Антипыча. -Доброта, забота, щедрость. Тот, в ком Травка видит эти качества, - Антипычи. Остальные – враги Антипыча, злые люди, думающие только о себе. - Травка почувствовала неискренность в словах мальчика, подозревала что-то не совсем чистое в словах Антипыча. - Травка надеялась, что это все же Антипыч, ей нужно было найти себе нового хозяина, служить кому-то. | |
6. Контроль усвоения знаний, коррекция ошибок | - Ребята, на доске представлены иллюстрации разных художников к сказке-были, на которых изображен Антипыч и Травка, сравните их с портретом М.М. Пришвина. Что вы можете сказать об этих двух людях? - Как вы думаете, только лишь внешне Антипыч похож на М.М. Пришвина. - Можем ли мы предположить, что, Михаил Пришвин, как и Антипыч, знает какую-то правду сокрытую пока от нас? - Вот мы и пришли к разгадке. Поняв правду Антипыча, мы сможем узнать и правду Пришвина, а значит расшифровать его завещание, оставленное в произведении. Итак, исследователи, подведите итог. - Почему именно к Антипычу люди идут за советом? - Что это за правда? Как определил ее в повести рассказчик? Чтение заключительных строк 11 главы сказки-были -Борьбы против чего? Что может мешать любви? - Что значит любовь в понимании Антипыча? В чем она проявляется? - Мы проанализировали образы всех героев произведения. Кому из них предстоит познать правду Антипыча? (Слайд №11) - Вспомните, какие отрицательные качества проявились в них на Блудовом болоте? (Слайд №12) - Эти качества могут помочь человеку любить? - Что же предстоит сделать нашим героям, чтобы постигнуть правду Антипыча? - Что показывает, что дети уже встали на дорогу добра? - В сказке-были есть злой персонаж волк Серый помещик, почему он обречен на гибель? - В мире природы есть такой персонаж, который тоже олицетворяет добро, делает все вокруг красивым, согревает и помогает всему живому. Что это? (Слайд №13) - Посмотрите на солнце! Оно светит всем одинаково: и на кладовую (богатства природные), и на растения, и на добрых людей, на сосну и ель, на злых людей, на животных, на каждого из нас вместе и отдельно - одинаково светит. (Слайд №14)«…горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло». - А в чём хотел убедить нас М.М.Пришвин? - Что помогает доброму началу одерживать победу над злым? - Настя осознала свою ошибку, ей было очень стыдно за проявление жадности, за кратковременную потерю человечности, но она снова обретает счастье. Какой поступок она совершила? - Сказка-быль имеет символическое название. «Кладовая солнца» - это и богатство земли, и люди, и природа. Давайте соберем все сделанные Вами сегодня выводы воедино. (Слайд №15) Организация деятельности учащихся. | - Они очень похожи, Антипыч похож на Пришвина. - Не только. Пришвин такой же мудрый, как Антипыч. - Да - Антипыч много знает, он хранитель «правды» Работа с текстом - Зло, равнодушие, эгоизм. - Чтобы постигнуть правду «вековечной борьбы людей за любовь», нужно научиться любить. Любить – значит проявлять заботу о других: о людях, о природе. Записывают вывод в «Дневник наблюдений» -Насте и Митраше. - Упрямство, самоуверенность, эгоизм, жадность. Они забыли в момент ссоры друг о друге. - Нет. - Победить в себе эти качества. -Волк злой, он думает только о себе, волк не умеет сочувствовать, никого не любит. Он не находит поддержки у природы. - Это солнце. - Добро обязательно победит зло. Записывают вывод в тетрадь - Дружба, поддержка, помощь друзей, любовь. - Настя отдала собранную клюкву детям из детдома. Она обретает счастье, совершив добрый поступок. Учащиеся делают выводы по основному содержанию урока. |
7.Рефлексия | Учитель организует проведение самооценки учениками работы на уроке; Проводит комментированную оценку результатов труда учащихся; Выставляет отметки в классный журнал; Благодарит учащихся за урок. Организует работу по составлению модели «Я – солнце» | Учащиеся проводят самооценку работы на уроке. Составляют модель «Я – солнце» |
8.Домашнее задание | (Слайд №16) | Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 «В» классе «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»
Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна"Этот урок отн...
Урок-проект по сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца"
Урок литературы в 6 классе (разработка урока, презентация с творческими работами детей)...
Конспект урока по литературе по сказке- были К.Паустовского "Кладовая солнца"
В сборник «Зеленый шум» известного русского советского писателя M.M. Пришвина (1873–1954)вошли его наиболее значительные произведения, рассказывающие о встречах с интересными людьми, окрасоте русской ...
Урок литературы "Быть счастливым-делать добро, искать и находить правду жизни" (по сказке-были М. Пришвина "Кладовая солнца")
В данной разработке показана творческая мастерская писателя, обсуждаются особенности жанра, учащиеся знакомятся с характеристикой персонажей, пополняют знания по изобразительно-выразительным средствам...
Конспект урока и презентация по литературе на тему сказка-быль М. М. Пришвина "Кладовая солнца" в 6 классе
Урок литературы по сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца" в 6 классе с презентацией. Данный урок является первым в системе уроков по изучению сказки-были "Кладовая солнца" в шестом классе. На пе...
Урок –исследование «Единство человека и природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» ,стихотворении Г.Ефимова «Зерно»,притчах «Самое прекрасное сердце»и «Морские звезды»;
Цель: исследовать проблему «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца» , стихотворении Г.Ефимова «Зерно», притчах «Самое прекрасное сердце»и «Морские звезды»;формировать ду...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ ПО СКАЗКЕ-БЫЛИ «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА» М.Пришвина.
Урок содержит конспект, презентацию...