Открытый урок по рассказу М.М.Пришвина "Золотой луг"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Казьмина Елена Петровна

Открытый урок по рассказу М.М.Пришвина "Золотой луг" был проведен в 6 классе Алексинской школы в предверии  юбилейного года рождения автора.На уроке присутствовали учителя школы и представители телевидения Смоленска.Показан отрывок урока был в новостной передаче по Смоленскому телевидению. Урок является обучающим, он готовит учащихся к написанию изложения по тексту. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок развития речи.25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи  по рассказу

М.Пришвина "Золотой луг"

Класс 6

Цели: 

обучающие

-учить детей писать изложение - внимательно перечитывать текст и находить в нем нужные фрагменты, работать над выразительностью чтения и совершенствовать технику чтения;

-учиться анализировать используемые автором в произведении средства языковой выразительности;

развивающие

-развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, произвольное внимание,

-обогащать и развивать речь учащихся,расширять кругозор;

воспитательные

-воспитывать бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова,  желание больше читать произведений писателей о природе.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

– Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Михаила Михайловича Пришвина, с его замечательным рассказом «Золотой луг». В течение всего урока, за ваши правильные ответы я буду давать вам вот такие одуванчики и в конце урока по количеству набранных одуванчиков выставлю вам отметки. (У кого будет 5 и более одуванчиков получат пятёрки, у кого 4 – четвёрки, у кого 3 – тройки.)

2.Проверка  усвоенного материала

-Какой рассказ мы читали  на прошлом уроке внеклассного чтения?

-Рассказ М.М.Пришвина «Разговор деревьев»

 Сделаем вывод:

–Мы говорили о Пришвине, что он наблюдательный человек. Он писатель-натуралист, любитель природы, он написал много рассказов о природе для детей и взрослых. А ещё его можно назвать волшебником! Читая рассказ «Разговор деревьев», мы убедились в этом.

– За что человека можно назвать волшебником? (если человек воспринимает необычное в обычных вещах)

– Какое волшебство придумал Пришвин? (Шоколадная почка с зелёным хвостиком, на кончике которой висит большая прозрачная капля; осинка, как зелёная свечка, деревья шепчутся)

3.Изучение новой темы.

 – Вот сегодня мы узнаем ещё об одном волшебстве, ведь  рассказ «Золотой луг» тоже волшебный.

М. Пришвин в своих рассказах передает безграничную любовь и восхищение всем живым на нашей земле. Каждый его рассказ наполнен прекрасным чувством, которое он испытывает, находясь в лесу или прогуливаясь по лугу.

Давайте послушаем рассказ «Золотой луг» и  последим за автором. Слушая рассказ и прочитывая его, подумайте над вопросом: Почему луг золотой? (прослушивание текста)

-Слово учителя.В рассказе “Золотой луг” писатель-натуралист Михаил Пришвин описывает интересный случай из своего детства, случай, который оказал большое влияние на его последующую жизнь, и научил искать в природе все красивое и необычное, раскрывать ее маленькие, но такие чудесные тайны.

(Повторное чтение)

4. Словарная работа

– Ребята давайте обратим внимание на пиктограмму Т. Это – работа с толковым словарём. Найдите в тексте слова, требующие объяснения. слова: промысел, в пяту, фукну.

– Ну а теперь вернёмся к поставленному перед прочтением текста вопросу: Почему луг золотой?

– А почему этот цветок стал одним из самых интересных для героя- рассказчика?

Одуванчик – загадочный цветок, потому что в пору цветения и в пору созревания семян он разный, и сложно догадаться, что это один и тот же цветок. О том, почему цветок стал одним из самых интересных для него, герой говорит в последнем предложении текста: «С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились с нами, детьми, и вместе с нами вставали».

– Рассказ М. Пришвина написан от лица мальчика или взрослого человека?

– Докажите своё мнение строчками из текста.

– Кот сказал: «Чтобы доказать, надо ещё раз перечитать рассказ с начала до конца». Ты соглашаешься с котом?

5. Перечитывание  теста с ответами на вопросы

– Ребята, а как вы думаете, можно ли сказать ,что природа не всем и не сразу  раскрывает свои секреты?Так кому же она их раскрывает?

(только наблюдательному, заинтересованному человеку открывает природа свои секреты)

– Прочтём высказывание К.Паустовского о М.Пришвине:

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина».

-Кто являются главными героями рассказа?

Миша. Будущий великий писатель. Мальчик лет 8-10. Наблюдательный, веселый, восторженно любящий родной край.

Сережа. Брат Миши. Такой же совсем юный сорванец.

Одуванчики. Удивительные цветы, которые ложились и вставали вместе с ребятами.

6. Физкультминутка

Мы ребята малыши

По дороге длинной шли

Шли по полю, шли по лугу

Одуванчик там нашли.

Одуванчик луговой

Он качает головой.

Только солнышко взойдёт,

Он на ножке подрастёт,

Весь распустится цветок.

А вот солнышко зайдёт,

Снова спрячется цветок.

Мы по полю долго шли

Наконец в музей пришли.

7.Подготовка к изложению.

Делим текст на части. Пересказываем. Озаглавливаем.

  1. Эко невидаль – одуванчики!
  2. Веселая игра.
  3. Открытие мальчика.
  4. Любимые цветы.

7. Творческая работа. Попробуйте по плану написать изложение.

8.Релаксация.

Природа полна тайн и чудес, и каждый человек может сделать удивительное открытие, если просто внимательно посмотрит вокруг себя. Природа достойна нашей любви и нашего бережного к ней отношения.

– Кому природа раскрывает свои секреты? Только внимательный, наблюдательный, любящий природу человек может увидеть все её секреты.

8. Домашнее задание. Дома рассмотрите картину Винсента Ван Гога «Подсолнухи». Ответьте на вопрос «В чем волшебство Ван Гога? Почему мы можем его назвать волшебником, как нашего писателя М.М.Пришвина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урокпо теме "Носители информации созданные в 20 веке"

Урок проводится с использованием элементов игры. У учащихся данного возраста игра вызывает  сильный эмоциональный отклик,  радость, удовольствие, заинтересованность, что способствует повышен...

Урокпо истории России: Альтернативы послевоенного развития СССР.

Сформировать у учащихся многоплановый конкретный образ послевоенного времени и познакомить их с открывшимися после войны перспективами развития СССР.  Оборудование: Раздаточный материал с историч...

Открытый урок. «Рассказ А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» как юмористическая пьеса (для изучения в 8-м классе)». Евдокимов О.В.

     Мягкий юмор, беззлобная ирония, грустная улыбка, а иной раз самокритичная горькая усмешка - все это разновидности психологических переживаний чеховских героев, которые не мо...

Открытый урокпо физике в 8 кл. " ДВС.Экологические проблемы использования тепловых машин"

Тип данного урока- объяснение нового материала. Урок построен в соответствии с программными требованиями....

Тема: Заседание клуба любителей литратуры «Открытая книга», посвященное открытию Года литературы в РФ, обсуждению рассказа Андрея Геласимова “Нежный возраст”

Команды обучающихся  10 классов средних общеобразовательных учреждений городского округа Красноуфимск (школы № 1,2, 3, 9) Количество участников от каждого общеобразовательного учреждния &nd...