Конспект открытого урока по литературе "В Берендеевом царстве" (творческая мастерская по лирическим миниатюрам М. Пришвина и Ф. Абрамова)
план-конспект урока по литературе на тему
Урок литературы по теме "В Берендеевом царстве" (Творческая мастерская по лирическим миниатюрам Ф.Абрамова и М. Пришвина) является уроком внеклассного чтения с региональным компонентом, проведение которого обусловлено наличием в программе регионального компонента Государственного Стандарта общего образования Архангельской области.
Занятие проведено после изучения лирических стихотворений поэтов 19 века и предваряет знакомство с лирической прозой Бунина, что способствует более полному знакомству с особенностями литературных родов и их жанров. В результате этого достигается обучающая цель урока – знакомство с жанром «лирическая миниатюра» и творчеством писателей, пишущих о Севере. В центре внимания художественное произведение, которое учащиеся открывают как произведение искусства. Урок строится на основе литературоведческих принципов изучения лирического произведения: изучение восприятия, анализ произведения, синтез полученных знаний и впечатлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literature_v_6_klasse.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе в 5 классе.
В Берендеевом царстве (творческая мастерская по лирическим миниатюрам Ф.Абрамова и М. Пришвина).
Мир всегда одинаков и стоит,
отвернувшись от нас. Наше
счастье – заглянуть миру в лицо.
М. Пришвин.
Ход урока.
- Организационный момент. 2 минуты.
- Этап подготовки к активному и сознательному усвоению материала.
Возьмите камешки, лежащие на ваших столах, согрейте их в ладони, почувствуйте их энергию, силу, представьте себе берег реки…
Иногда мне приходилось сидеть на морском берегу, усыпанном разноцветными камешками. Они, правда, сначала не кажутся разноцветными – этакая однообразная сероватая масса. Их называют галькой.
Сидя на берегу, невольно начинаешь перебирать камешки вокруг себя. Возьмёшь горсть – просеешь сквозь пальцы…
Неожиданно один из них останавливает ваше внимание. Он округлый. Полупрозрачный, но …сердцевина в нём слегка красноватая, как будто в нём растворена капля крови.
Или, напротив, он чёрный, лаковый, а по чёрному лаку – жёлтый узор, похожий , скажем, на пальму.
Да что говорить – бесчисленны и разнообразны камешки на морском берегу! Понравившиеся вам экземпляры вы складываете в сумку: хотелось бы их увезти, показать друзьям, самому полюбоваться зимой.
При чтении книги, в разговоре с друзьями, во время прогулок, в жарком споре мелькает иногда мысль, … эту мысль я стараюсь запомнить и записать на клочке бумажки. Когда бумажки накапливаются по карманам, я достаю их, разглаживаю на ладони, некоторые переписываю.
Пусть перебирает и читатель. Из всей высыпанной перед ним груды камешков он отберёт для себя хотя бы пяток.
Так рассказывал о писательском труде, о своих книгах писатель Владимир Солоухин.
Мы сегодня будем не просто разглядывать камешки на ладони, мы разгладим записки, зарисовки о родном крае, родной природе,
познакомимся с лирическими миниатюрами Фёдора Абрамова и Михаила Пришвина, проникнем в тайны их творчества. Проанализировав их произведения, постигнем смысл их любви к родине.
3 этап. Этап усвоения новых знаний.
«Как сердцу высказать себя?» - задавался вопросом поэт-классик. Действительно, слов часто не хватает для того, чтобы рассказать обо всём, что чувствуешь, переживаешь. Трудно связать слово (мысль) и чувство. В литературе это становится возможным в лирических миниатюрах.
- Какие ассоциации у вас вызывает название «Лирическая миниатюра»?
( лирика, маленький…)
- Что является предметом изображения в лирике? ( чувства, переживания)
- Какое произведение можно назвать маленьким по объёму? (Может состоять даже из одного предложения)
Вывод ( заносим в эйдос –конспект): Значит, лирическая миниатюра – художественное произведение, раскрывающее чувства героя в рассказе маленького объёма.
Очень любил этот жанр наш северный писатель, родившийся на Пинеге, - Фёдор Александрович Абрамов. Часто о любви к родным местам говорил он в зарисовках о родной природе.
Пинега.
- Выразительное чтение учителем.
- Изучение первичного восприятия
– Понравилась вам зарисовка? Почему?
- А вы любите ходить на речку? Почему?
3. - Что вы увидели в произведении Абрамова? Нарисуйте картину. ( лето, солнечное утро, река, писатель, он смотрит на реку, улыбается)
- Достаточно ли одной зарисовки? ( вечер, хмурый, пасмурный, река-старушка)
- О чём рассказывает автор в произведении? Что рисует?
Вывод: тема миниатюры – вид реки в разное время суток.
- Как меняется Пинега? Сравните реку утром и вечером.
вечер утро
всё в серой тине не узнать
старушка берег блестит
мозаика
- Что изменило Пинегу? (ливень)
- Какие средства выразительности использовал автор для создания образа реки?
Река-старушка | метафора |
Сверкает, как мозаика | сравнение |
Принарядилась | Олицетворение |
4. - Как относится автор к реке?
Вывод: основная мысль – Пинега – любимая река Ф. Абрамова.
- Что помогло нам почувствовать героя, его переживания? (тропы, рождённые воображением)
Константин Георгиевич Паустовский говорил: «Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком». Писателю оно необходимо особенно.
Ещё один мастер слова, любивший Пинегу – Михаил Пришвин. 4 раза он приезжал на Север, особенно ценил Пинежье, считая его сказочным Берендеевым царством.
Продолжим по нему путешествие…
«Кладовая солнца».
- выразительное чтение отрывка.
- – Похож рассказ на сказку? Почему? ( необычные деревья, как живые, с характером)
- – Как бы вы назвали такую миниатюру? ( Топкое болото, Ёлочки-старушки, Грозное болото…)
- Какие названия вам кажутся более удачными? Почему? (удачны те названия, в которых природа одушевляется, имеет характер, возникают ассоциации, подключается воображение)
Михаил Пришвин однажды признался: «Моё настоящее искусство – живопись, но я не могу рисовать, и то, что должно быть изображено линиями и красками, я стараюсь делать словами».
- Представьте себя писателем. Перед вами вкусное слово – ВАРЕНЬЕ. Нарисуйте словами ту картину природы, которая могла бы иметь такое название. Ваши ассоциации? (лето, бабушка варит варенье, вкусно пахнет…. На лугу собираем землянику, она сладкая, вкусно пахнет…)
- Сравните своё восприятие с авторским. Что необычного увидел Пришвин на опушке?
- Что ему в этом помогло? (воображение, слово, образ)
«Деревья в лесу».
- выразительное чтение.
- Работа с конспектом.
- Чьими глазами мы увидели картину? (человека, писателя)
- Чем он отличается от других людей? (не только видит, но и слышит, чувствует природу)
3. - За чем он наблюдает в лесу? (деревья: ель и берёза)
- Одинаково ли ведут себя деревья в лесу? (нет)
- Какими глаголами описывает автор поведение ели? ( не склонилась, повесили лапы, царствует)
- А берёзы? ( склонились, стали арками, плачет)
- Какое дерево вам понравилось больше? Почему?
- А автору? (Елью любуется , а берёзу жалеет)
- С кем сравнивает деревья Пришвин? ( с людьми)
- Каждый ли так способен почувствовать природу? Что для этого нужно?
Вывод: деревья в лесу, как живые, но чтобы почувствовать это, нужно любить природу.
4 этап. Закрепление, подведение итогов.
Рассмотрим получившийся конспект.
- О чём мы узнали на уроке? ( что такое лирическая миниатюра, о писателях…)
- Чему учились у писателей? ( видеть необычное, воображать, любить природу)
- Вернёмся к эпиграфу урока. Как вы его понимаете?
Возьмите снова камешки. Мы сегодня на уроке прикоснулись к живому русскому слову, восхитились мастерством авторов, пишущих о Севере. Но у вас сегодня была возможность прикоснуться и к самой северной земле. Эти камни собраны на берегу Белого моря, в пещерах Пинежья. Сожмите их и берегите свою родину так же, как сейчас эту малую частицу её богатства. И если сегодня вы сделали для себя какое-то открытие, о чём-то узнали, почувствовали что-либо необычное, после урока принесите камешек мне на стол, если открытия не случилось, оставьте камень на своей парте.
5 этап. Домашнее задание.
1. Написать сочинение-миниатюру «Любимое время года».
2. Составить эйдос-конспект по понравившейся миниатюре М. Пришвина или Ф. Абрамова.
3. Нарисовать иллюстрацию к одной из прочитанных миниатюр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по литературе - 7 класс
18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект урока....
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе
Методичкская разработка урока по литературе в 7 классе по программе Г.С. Меркина. Изучение сказа Н.С. Лескова "Левша" вызывает интерес у детей, но им трудно "разобраться" с лексикой произведения. В да...
Конспект открытого урока в 4 классе по теме: "Мастерская Деда Мороза"
Конспект урока разработан для учащихся коррекционной школы 8 вида....
Открытый урок по литературе "Быть счастливым - делать добро"(по сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца")
Открытый урок разработан по ФГОС...
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...
Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Мир древнерусской литературы"
Урок, посвященный новому празднику - Дню православной книги. Учащиеся знакомятся с историей праздника, с деятельностью первопечатника Ивана Федорова, а также повторяют и обобщают знания о возникновени...
Конспект открытого урока по литературе в 10 классе на тему: «А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалека…». Своеобразие лирических интонаций Блока»
На данном уроке я ставила перед собой следующие задачи: помочь учащимся с тяжёлыми нарушениями речи за короткий промежуток времени (урок) узнать о плэте больше, чем даёт программа, заинтер...