Конспект открытого урока по литературе "В Берендеевом царстве" (творческая мастерская по лирическим миниатюрам М. Пришвина и Ф. Абрамова)
план-конспект урока по литературе на тему

Постникова Любовь Владиславовна

 

     Урок литературы  по теме  "В Берендеевом царстве" (Творческая мастерская по лирическим миниатюрам Ф.Абрамова и М. Пришвина)  является уроком внеклассного чтения с региональным компонентом, проведение которого обусловлено наличием в программе регионального компонента Государственного Стандарта общего образования Архангельской области.

    Занятие проведено после изучения лирических стихотворений поэтов 19 века и предваряет знакомство с лирической прозой Бунина, что способствует  более полному знакомству с особенностями литературных родов и их жанров. В результате этого достигается  обучающая цель урока – знакомство с жанром «лирическая миниатюра» и творчеством писателей, пишущих о Севере. В центре внимания художественное произведение, которое учащиеся открывают как произведение искусства. Урок строится на основе литературоведческих принципов изучения лирического произведения:   изучение восприятия, анализ произведения, синтез полученных знаний и впечатлений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_literature_v_6_klasse.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 5 классе.

В Берендеевом царстве  (творческая мастерская по лирическим миниатюрам Ф.Абрамова и М. Пришвина).

                                                     Мир всегда одинаков и стоит,        

                                                          отвернувшись от нас. Наше

 счастье – заглянуть миру в лицо.

М. Пришвин.

Ход урока.

  1. Организационный момент. 2 минуты.

 

  1. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению материала.

Возьмите камешки, лежащие на ваших столах, согрейте их в ладони, почувствуйте их энергию, силу, представьте себе берег реки…

       Иногда мне приходилось сидеть на морском берегу, усыпанном разноцветными камешками. Они, правда, сначала не кажутся разноцветными – этакая однообразная сероватая масса. Их называют галькой.

      Сидя на берегу, невольно начинаешь перебирать камешки вокруг себя. Возьмёшь горсть – просеешь сквозь пальцы…

      Неожиданно один из них останавливает ваше внимание. Он округлый. Полупрозрачный, но …сердцевина в нём слегка красноватая, как будто в нём растворена капля крови.

      Или, напротив, он чёрный, лаковый, а по чёрному лаку – жёлтый узор, похожий , скажем, на пальму.

      Да что говорить – бесчисленны и разнообразны камешки на морском берегу! Понравившиеся вам экземпляры вы складываете в сумку: хотелось бы их увезти, показать друзьям, самому полюбоваться зимой.

     При чтении книги, в разговоре с друзьями, во время прогулок, в жарком споре мелькает иногда мысль, … эту мысль я стараюсь запомнить и записать на клочке бумажки. Когда бумажки накапливаются по карманам, я достаю их, разглаживаю на ладони, некоторые переписываю.

   Пусть перебирает и читатель. Из всей высыпанной перед ним груды камешков он отберёт для себя хотя бы пяток.

    Так рассказывал о писательском труде, о своих книгах писатель Владимир Солоухин.

    Мы сегодня будем не просто разглядывать камешки на ладони, мы разгладим записки, зарисовки о родном крае, родной природе,

познакомимся с лирическими миниатюрами Фёдора Абрамова и Михаила Пришвина, проникнем в тайны их творчества. Проанализировав их произведения, постигнем смысл их любви к родине.

3 этап. Этап усвоения новых знаний.

«Как сердцу высказать себя?» - задавался вопросом поэт-классик. Действительно, слов часто не хватает для того, чтобы рассказать обо всём, что чувствуешь, переживаешь. Трудно связать слово (мысль) и чувство. В литературе  это становится возможным в лирических миниатюрах.

- Какие ассоциации у вас вызывает название «Лирическая миниатюра»?

( лирика, маленький…)

- Что является предметом изображения в  лирике? ( чувства, переживания)

- Какое произведение можно назвать маленьким по объёму?  (Может состоять даже из одного предложения)

Вывод ( заносим в эйдос –конспект):  Значит, лирическая миниатюра – художественное произведение, раскрывающее чувства героя в рассказе маленького объёма.

Очень любил этот жанр наш северный писатель, родившийся на Пинеге, - Фёдор Александрович Абрамов. Часто о любви к родным местам говорил он в зарисовках о родной природе.

                                                     Пинега.

  1. Выразительное чтение учителем.

  1. Изучение первичного восприятия

– Понравилась вам зарисовка? Почему?

      -  А вы любите ходить на речку? Почему?

    3.  - Что вы увидели в произведении Абрамова? Нарисуйте картину.   ( лето, солнечное утро, река, писатель, он смотрит на реку, улыбается)

        - Достаточно ли одной зарисовки? ( вечер, хмурый, пасмурный, река-старушка)

      - О чём рассказывает автор в произведении? Что рисует?

Вывод: тема миниатюры – вид реки в разное время суток.

- Как меняется Пинега? Сравните реку утром и вечером.

вечер                                                                                         утро

всё в серой тине                                                             не узнать

старушка                                                                    берег блестит

                                                                                      мозаика

 - Что изменило Пинегу? (ливень)

- Какие средства выразительности использовал автор для создания образа реки?

Река-старушка

метафора

Сверкает, как мозаика

сравнение

Принарядилась

Олицетворение

 4. - Как относится автор к реке?

Вывод: основная мысль – Пинега – любимая река Ф. Абрамова.

- Что помогло нам почувствовать героя, его переживания? (тропы, рождённые воображением)

Константин Георгиевич Паустовский говорил: «Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком». Писателю оно необходимо особенно.

Ещё один мастер слова, любивший Пинегу – Михаил Пришвин. 4 раза он приезжал на Север, особенно  ценил Пинежье, считая его сказочным Берендеевым царством.

Продолжим по нему путешествие…

                                                    «Кладовая солнца».

  1. выразительное чтение отрывка.
  2. – Похож рассказ на сказку? Почему?  ( необычные деревья, как живые, с характером)
  3. – Как бы вы назвали такую миниатюру? ( Топкое болото, Ёлочки-старушки, Грозное болото…)

- Какие названия вам кажутся более удачными? Почему? (удачны те названия, в которых природа одушевляется, имеет характер, возникают ассоциации, подключается воображение)

Михаил Пришвин однажды признался: «Моё настоящее искусство – живопись, но я не могу рисовать, и то, что должно быть изображено линиями и красками, я стараюсь делать словами».

- Представьте себя писателем. Перед вами вкусное слово – ВАРЕНЬЕ. Нарисуйте словами ту картину природы, которая могла бы иметь такое название. Ваши ассоциации? (лето, бабушка варит варенье, вкусно пахнет….         На лугу собираем землянику, она сладкая, вкусно пахнет…)

- Сравните своё восприятие с авторским. Что необычного увидел Пришвин на опушке?

- Что ему в этом помогло? (воображение, слово, образ)

                                             «Деревья в лесу».

  1. выразительное чтение.
  2. Работа с конспектом.

- Чьими глазами мы увидели картину? (человека, писателя)

- Чем он отличается от других людей? (не только видит, но и слышит, чувствует природу)

      3. - За чем он наблюдает в лесу? (деревья: ель и берёза)

- Одинаково ли ведут себя деревья в лесу? (нет)

-  Какими глаголами описывает автор поведение ели? ( не склонилась, повесили лапы, царствует)

- А берёзы? ( склонились, стали арками, плачет)

- Какое дерево вам понравилось больше? Почему?

-  А автору? (Елью любуется , а берёзу жалеет)

- С кем сравнивает деревья Пришвин? ( с людьми)

- Каждый ли так способен почувствовать природу? Что для этого нужно?

Вывод: деревья в лесу, как живые, но чтобы почувствовать это, нужно любить природу.

 4 этап. Закрепление, подведение итогов.

Рассмотрим получившийся конспект.

- О чём мы узнали на уроке? ( что такое лирическая миниатюра, о писателях…)

- Чему учились у писателей? ( видеть необычное, воображать, любить природу)

- Вернёмся к эпиграфу урока. Как вы его понимаете?

Возьмите снова камешки. Мы сегодня на уроке прикоснулись к живому русскому слову, восхитились мастерством авторов, пишущих о Севере. Но у вас сегодня была возможность прикоснуться и к самой северной земле. Эти камни собраны на берегу Белого моря, в пещерах Пинежья. Сожмите их и берегите свою родину так же, как сейчас эту малую частицу её богатства. И если сегодня вы сделали для себя какое-то открытие, о чём-то узнали, почувствовали что-либо необычное, после урока принесите камешек мне на стол, если открытия не случилось, оставьте камень на своей парте.

5 этап. Домашнее задание.

1. Написать сочинение-миниатюру «Любимое время года».

2. Составить эйдос-конспект по понравившейся  миниатюре М. Пришвина или Ф. Абрамова.

3. Нарисовать иллюстрацию к одной из прочитанных миниатюр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературе - 7 класс

18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект  урока....

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе

Методичкская разработка урока по литературе в 7 классе по программе Г.С. Меркина. Изучение сказа Н.С. Лескова "Левша" вызывает интерес у детей, но им трудно "разобраться" с лексикой произведения. В да...

Конспект открытого урока в 4 классе по теме: "Мастерская Деда Мороза"

Конспект урока разработан для учащихся коррекционной школы 8 вида....

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Мир древнерусской литературы"

Урок, посвященный новому празднику - Дню православной книги. Учащиеся знакомятся с историей праздника, с деятельностью первопечатника Ивана Федорова, а также повторяют и обобщают знания о возникновени...

Конспект открытого урока по литературе в 10 классе на тему: «А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалека…». Своеобразие лирических интонаций Блока»

На данном уроке я ставила перед собой следующие задачи: помочь учащимся с тяжёлыми нарушениями речи  за короткий промежуток времени  (урок) узнать о плэте больше, чем даёт программа, заинтер...