конспект урока по поэме "Мертвые души"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Тазиева Ландыш Шагалиевна

Материал для заключительного урока по образу Чичикова с 4-мя презентациями - исследованиями 

(3 - учащихся и 1 - учительская). Рассматриваются вопросы, связанные с новым отношением к герою 

гоголевского произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное вечернее (среднее) общеобразовательное учреждение открытая (средняя) общеобразовательная школа №1

Тема урока. Чичиков под стеклом вечности.

Цели урока:

образовательные:  - выявить « природу зла в обыкновенной срединной пошлости» - Чичикове;

                                  - показать, как жизненные уроки  формировали облик приспособленца и подлеца;

                                  - увидеть, что роднит Чичиковас другими персонажами поэмы;

                                 -  почувствовать современность характера Чичикова, его популярность в наше время (Чичиков – герой нашего бездуховного времени);

развивающие: обучение вести опорные записи по материалу урока с последующим использованием их в устных ответах-монологах, в творческих письменных работах;

воспитательные: формирование интереса к русской литературе, обогащение духовного опыта учащихся, речевой и читательской культуры, обращение к духовно-нравственным потребностям учащихся.

Тип урока: урок - исследование

Формы и методы: слово учителя с элементами коллективного исследования, разрешение проблемных ситуаций, работа с проблемными вопросами, работа в группах(подготовлена учащимися заранее, представлена в презентациях)

Оборудование и наглядность: портреты Н.В.Гоголя, иллюстрации к поэме «Мёртвые  души», тексты, сюита Г.Свиридова «Русь. Тройка».

Словарь урока: мёртвый –  «человек невозрожденный, недуховный, плотский или чувственный»;

                            пошлый – избитый, общеизвестный и надокучивший, обычный;  неприличный, почитаемый грубым, простым, низким, подлым;  площадный ;

                            чёрт – олицетворение зла, враг рода человеческого;  нечистый, сатана, диавол, лукавый и т.д.;

                            душа – жизненное существо человека, отдельно от тела и от духа;

                            духовный – все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля.           (В.И.Даль)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Сообщение цели урока, формы проведения занятия.

Цель нашего занятия : выявить природу такого явления, как Чичиков, установить, что роднит его с другими образами в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Работа с эпиграфами.

Мультимедийная презентация «Под стеклом вечности»

Слайды 1 – 4

Слайд 6

II

Слово учителя.

      «Когда я начал читать Пушкину первые главы из «Мертвых душ», то Пушкин, который всегда смеялся при моем чтении (он же был охотник до смеха), начал понемногу становиться все сумрачнее и, наконец, сделался совершенно мрачен. Когда же чтение кончилось, он произнес голосом тоски: «Боже, как грустна наша Россия!» Тут-то я понял, — добавляет Гоголь, — в каком ужасающем для человека виде может быть ему представлена тьма.

       Пошлость всего вместе испугала читателей. Испугало их то, что один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого, что нет ни одного утешительного явления, что негде даже и приотдохнуть или дух перевести бедному читателю и что по прочтении всей книги кажется, как бы точно вышел из какого-то душного погреба на Божий свет».

Словарная работа.

Что происходит с человеком, у которого душа мертва?

Проверка домашнего задания.

Каково значение слов по словарю В.И.Даля и современному толковому словарю?

Дайте общую характеристику главному герою поэмы.

(Учащиеся отмечают усредненность, невыразительность в портрете, интересах, привычках Чичикова).

Какое впечатление произвел Чичиков на губернских  чиновников и помещиков?

Каковы ваши впечатления?

Инсценирование фрагмента сказки Е.Шварца «Дракон»

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

III

«Боже, дай полюбить ещё больше людей!  Дай собрать в памяти своей всё лучшее в них, припомнить ближе всех ближних и, вдохновившись силой любви, быть в силах изобразить! О, пусть же сама любовь будет мне вдохновеньем!»                                                           Из дневника Н.В.Гоголя

  1. Что повлияло на формирование Чичикова?  «Уроки жизни» преподнесет нам первая группа исследователей

Вывод.

  • Мрачная, бездуховная среда, суровое, жестокое, бесчеловечное и меркантильное воспитание сделали нашего героя негодяем.
  • Но каждый человек – творец своей судьбы, он свободен в любой среде, при любых обстоятельствах.
  • Выйдя в самостоятельную жизнь, Чичиков мог бы пойти по пути добра, милосердия, но вместо этого он вымогает деньги у своих товарищей по училищу, подличает, подхалимничает перед преподавателями, пускается в безнравственную коммерцию, т.е. ведет себя как законченный подлец.

  1. «Он пробудил в нас сознание о нас самих» (Н.Г.Чернышевский)

Обобщающее слово учителя.

Отъявленный и прожженный плут Чичиков, как ни странно, несет в себе если не черты, то чёрточки каждого из посещённых им персонажей.

-  В своих мечтаниях о капитале и доме, который он намерен строить в Херсонской губернии, этот российский делатель дела, приобретатель удивительным образом напоминает душку Манилова, не озабоченного, кажется, никакими делами.

-  Его дорожная шкатулка с разложенными по полочкам городской афишей, приглашением на свадьбу, какими-то записочками, счетцами, деньгами в потайном ящичке и приспособлениями для туалета чем-то до странности схожа с  кучей Плюшкина.

-  Всё дерзкое предприятие Чичикова с мёртвыми душами фантастично ничуть не более безудержных покупок и обменов Ноздрёва, демонстрирующего, как заметил писатель Н.Шмелёв, «самый обаятельный недостаток у мужчин: видишь вон то поле? – это моё, и лес – тоже мой, и  всё, что за лесом, - моё» Меж ними если и есть разница, то лишь в том, что один плутует «по закону», а другой «по понятиям».

-  Себе на уме Собакевич – так и Чичиков ему под стать. Как говорится, два сапога пара.

-  А когда Чичиков не понимает, как это с ним торгуются из-за мертвых душ, он в своем простодушии чрезвычайно смахивает на Коробочку, которая тоже не понимает, что на свете происходит.

Образ Чичикова не случайно  вбирает в себя всю или почти всю палитру черт характеров других персонажей. От этого они  начинают ощущаться как частные проявления главного – национального характера.

  Русский человек, если взглянуть со стороны, зачастую общителен, эмоционален, наделён живой мимикой. Этакий баловень судьбы, которого она иногда для острастки крепко наказывает. Если дело, которым он занят, его интересует, он продуктивный деятель, если же такого дела нет, он уныл. Ну точь-в-точь Чичиков, с присущим ему темпераментом сангвиника. Любой психолог подтвердит: свалиться в грязь, подняться, как ванька-встанька, обтереться и вновь «с нуля» приняться за дело – это очень даже по-русски. При случае русский человек ещё и посмеётся над собой.

    Мне кажется, что сегодня, как никогда раньше, явно проявляется сохранение Манилова, Коробочки, Собакевича, Плюшкина, Чичикова как общности сквозь прошедшие годы. Да-да, оглянитесь вокруг, загляните в себя, и вы поймете, что такие далёкие «Мёртвые души» - они про нас в столь близком нам сегодня, а вовсе не о «неразумной» и поэтому «гнусной расейской действительности», о чём твердят со времен Белинского

  1. Эти люди, созданные воображением писателя, такие же, как мы, или другие?

Они так же любили жизнь или по-другому? Как они воспринимали её – в цифрах или в красоте целостного проявления?

Чем, собственно, для них была эта самая жизнь? И как надо жить, чтобы обрести хоть каплю человеческой радости?

И здесь, так же, как в «Ревизоре», надвигается «египетская тьма», «слепая ночь среди белого дня», «ошеломляющий туман», чертово марево, в котором ничего не видно, видны только «свиные рыла» вместо человеческих лиц. И всего ужаснее, что эти уставившиеся на нас «дряхлые страшилища с печальными лицами», «дети непросвещения, русские уроды», по слову Гоголя, «взяты из нашей же земли», из русской действительности; несмотря на всю свою призрачность, они «из того же тела, из которого и мы»; они – мы, отраженные в каком-то дьявольском и все-таки правдивом зеркале.

Так кто же он, Павел Иванович Чичиков? В чём его загадка?

Когда Чичиков воображает себя собственником, владельцем капитала и поместья, тотчас представляется ему и «свежая, белолицая бабенка, и молодое поколение, долженствующее увековечить фамилию Чичиковых: «резвунчик-мальчишка, и красавица-дочка, или даже два мальчугана, две и даже три девчонки, чтобы было всем известно, что он действительно жил и существовал, а не то, что прошёл как-нибудь тенью или призраком по земле, чтобы не было стыдно и перед отечеством».

  Стремление Чичикова «к бабенкам и Чиченкам» и есть и стремление черта, самого призрачного из призраков, - к «земному реализму» (Мережковский)

     Гоголь видит свою задачу в том, чтобы показать не только неправду жизни, но и путь к божественной правде, к ее осуществлению на земле, путь человека к прекрасному и возвышенному. И для писателя было важно, чтобы хотя бы один из героев осознал свою греховность, ужаснулся себе и встал на путь духовного преображения. Подобный процесс и происходит с Чичиковым во втором томе «Мёртвых душ».

Выступление 1 группы  

Герой был истовым рыцарем копейки, в жертву которой приносил всего себя без остатка.

Чичиков ни во что не верит, кроме силы денег

Отсутствие нравственных идеалов, страсть наживы убивают в нем всё человеческое, растлевают его душу.

Выступление 2 группы

«Казалось, в этом теле совсем не было души», - замечает Гоголь о Собакевиче. У Собакевича в живом теле – мертвая душа. И Манилов, и Ноздрев, и Коробочка, и Плюшкин, и прокурор «с густыми бровями» - всё это в живых телах – мёртвые души. Вот почему так страшно с ними. Это страх смерти, страх живой души, прикасающийся к мёртвым.

«Ныла душа моя, - признается Гоголь,  - когда я видел, как много тут же, среди самой жизни, безответных, мёртвых обитателей, страшных недвижимым холодом души своей».

Выступление 3 группы – Чичиков… «черт знает что такое»

Гоголь, первый, увидел черта без маски, увидел подлинное лицо его, страшное не своей необычайностью, а обыкновенностью, пошлостью; первый понял, что лицо черта есть не далекое, чуждое, странное, фантастическое, а самое близкое, знакомое, реальное «человеческое, слишком человеческое» лицо, лицо толпы, лицо, «как у всех», почти наше собственное лицо в те минуты, когда мы не смеем быть сами собой и соглашаемся быть, «как все».

Слайд 10

М /медиа презентация «Уроки жизни Павла Чичикова» 

Презентация  «Все в одном»

Презентация «Черт знает что»

IV

Рефлексия.

  1. Согласны ли вы с тем, что в каждом человеке сидит частица Чичикова?

  1. Работа с зеркалами в кабинете.

  1. Работа в роли критика с печатным текстом, в котором записаны разные точки зрения, прозвучавшие во время урока.

  1. Составление синквейна – работа в группах

Проверяется точность восприятия материала урока.

Наиболее смелые учащиеся пытаются «построить диалог» с воображаемым персонажем в себе перед зеркалом

На полях поставить знаки (+ - !?), выразить своё согласие, несогласие, восхищение или непонимание

- 1 слово – основное понятие, о котором идет речь на уроке (существительное)

- 2 – 2 прилагательных – определения к основному слову

- 3 – 3 глагола – действия, которые производит герой

- 4 – предложение или фраза, несущие смысловую нагрузку

- 5 – итоговая фраза, передающая восприятие героя, его состояние

V

Кто же вы, Павел Иванович? Сатана? Жертва? Противоречивая русская душа – арена борьбы добра и зла?

Домашнее задание.

Сочинение на одну из тем:

  1. Кто же вы, Павел Иванович?
  2. Как обрести духовность в бездуховном мире?
  3. Мертвые и живые души в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
  4. Россия в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
  5. А нет ли во мне какой-нибудь части Чичикова?
  6. Русь, чего же ты хочешь от меня? (Образ автора в поэме «Мёртвые души»)

VI

Подведение итогов урока. Оценивание выступлений.

        Русский характер таинственен, противоречив. Яркий пример тому – Чичиков. С одной стороны, делец, аферист, предприниматель, корыстолюбивый, подлый, пошлый, бездуховный; с другой – как всякий русский, способен увлечься, влюбиться, сорваться, забыв про дело, аферу,  про удачу, которая уже сама в руки шла (случай на таможне, встреча с дочкой губернатора в городе N).

       Гоголь (достаточно вчитаться в текст поэмы), несмотря на «страшного червя», пожирающего жизненные соки Чичикова, видит в нем живую душу, «рождённую на лучшие подвиги»?

      Подводя итог, можно сказать, что, по мнению Гоголя, русская душа – вместилище всех страстей. Русский характер проявляет себя вполне реально только в борьбе темных и светлых сил. Позже мы увидим это в произведениях Н.С.Лескова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и др.

      Человек без идеи Родины, без идеи Бога (а если это атеистическое мироощущение – без идеи Смысла жизни, Совести), без идеи своего высокого или просто гуманного предназначения на земле, без осознания самого себя в этом мире, человек без всего этого – бесплоден, пуст, пошл, «мёртвая душа»

    Письмо А.О.Смирновой от 25 июля 1845 года: «Вовсе не губерния и не несколько уродливых помещиков есть предмет «Мёртвых душ». Это пока тайна, которая должна была вдруг, к  изумлению всех, раскрыться в последующих томах, и ключ от неё покамест в душе одного только автора»

    Будучи в Италии Гоголь восторгался искусством великих мастеров Возрождения, подолгу смотрел на «Страшный суд» Микеланджело, читал и перечитывал Данте. Исследователи считают, что идея «Божественной комедии» увлекла его , он задумал внести её в «Мёртвые души»: подлеца Чичикова – покупателя мёртвых душ – провести через АД, ЧИСТИЛИЩЕ и РАЙ, чтобы его мертвая душа прозрела, очистилась и переродилась в живую душу человеческую. Не случайно он дал герою имя Павел: гонитель христиан Савл чудесным образом преображается в Павла, который идет за Христом и становится апостолом. Таким образом Гоголю очень хотелось привести читателя к положительному герою. К.Аксаков сказал: «Гоголь надорвался, пытаясь осуществить эту задумку». П.Плетнёв тоже отмечал: «Изданная книга – лишь вступление к великой книге. Приоткрыта лишь занавеса».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе на тему «Образ бунтующей, мятежной и одинокой души поэта в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус»

Тема урока: «Образ бунтующей, мятежной и одинокой души поэта в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус»Цели:- расширить знания учащихся о личности Михаила Юрьевича Лермонтова, его творческих...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 1 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 2 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 3 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

конспект урока технологии в 10 классе "Час для души"

творческое проектирование: технологический раздел, реклама, презентация проекта...