Урок комплексного применения знаний и способов деятельности. Проблемный анализ текста Регулятивные УУД: целеполагание
Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация Коммуникативные УУД: высказывание мысли
Познавательные УУД: логические: анализ, синтез подведение под понятие Личностные: Нравственно-этическая ориентация
Коммуникативные УУД: высказывание мысли, умение слушать собеседника, работать в коллективе Познавательные, логические: построение логической цепи рассуждений Коммуникативные УУД: оценка действий партнера, умение выражать мысли
Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация
Регулятивные УУД: целеполагание Коммуникативные УУД: высказывание мысли, умение слушать собеседника, работать в коллективе Личностые УУД: умение находить ответ Познавательные УУД: выделение информации, смысловое чтение
Личностные УУД: оценивание своих высказываний
Познавательные УУД: логич. – подведение под понятие, выдвижение гипотез
Коммуникативные УУД: высказывание мысли, умение слушать собеседника, работать в коллективе
Коммуникативные УУД: высказывание мысли, умение слушать собеседника, работать в коллективе
Познавательные УУД: подведение под понятие
Познавательные УУД: поиск информации
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, планирование
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество, высказывание мысли, умение слушать собеседника, работать в коллективе
Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация
Личностные: самоопределение (жизненные ориентиры) Познавательные: Понимание и оценка, формулирование проблемы Коммуникативные: умение произвольно выстраивать монологическую речь, вести диалог ( с писателем, со сверстниками)
Коммуникативные УУД: высказывание мысли, вести диалог, слушать собеседника. Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, формирование основ личности
Коммуникативные УУД: определение цели, функций участника, способов работы, высказывание мысли, умение слушать собеседника, работать в коллективе, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Разрешение конфликтов (выявление проблемы, альтернативы, принятие решения) Управление поведением партнера, умение корректировать. Регулятивные
Коммуникативные УУД
Коммуникативные УУД: высказывание мысли, слушать собеседника.
Логические УУД: формулирование проблемы, выбор обоснований, анализ, синтез выстраивание причинно-следственных связей
Регулятивные УУД: осознание усвоенного, прогнозирование
Познавательные УУД: Самостоятельное решение проблемы творческого характера Коммуникативные УУД: высказывание мысли, слушать собеседника.
Логические УУД: формулирование проблемы, выбор обоснований, анализ, синтез выстраивание причинно-следственных связей
Регулятивные УУД: Прогнозирование, планирование | Тема: «Воспитание души» (по стихотворению Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться») 1.Предкоммуникативная фаза 1) Работа с буквами На доске появляются 4 буквы: Это всего лишь буквы. Что вам видится за каждой из этих букв? -О чем вы думаете, когда произносите каждую из этих букв? Д – дом, доброта… У – утро, ум, урок… Ш – школа… А – аист… -Составьте из них слово (Душа) (Презентация) 2) Работа со словом
Мы живем в эпоху научно-технического прогресса. Хорошо ли это? Безусловно. Век компьютеров, электронной почты, мобильных телефонов.… В Японии одинокие люди даже покупают себе робота – друга, с которым можно сыграть в шахматы, излить душу, а если надоест, можно отключить и поставить в уголок. С одной стороны, вроде бы и неплохо: человек не одинок.… Но с другой, робот не может заменить общение с живым человеком. -А что же отличает живого человека от робота? (Душа) Душа.…А что такое душа? Великие умы человечества бились над этим вопросом. Давайте и мы внесем свой вклад. Какие слова притягиваются к слову «душа» и создают его окружение? Возможно, это будут не только слова, но и звуки, жесты, цвета… -О чем вы думаете, когда произносите слово «душа»? (О доме, в котором царит уют; о доброте, о тепле, о сердечности, о чем-то светлом; о внимании; об отношении к окружающим, о желании прийти на помощь….) 3)Выстраивание ассоциативного ряда. Индивидуальная работа -Какие ассоциации приходят на ум или западают в вашу душу, когда вы произносите слово «душа»?
(На фоне звучащей музыки: Моцарт-Вивальди «Душа») 4)Проверка результатов. Запись ассоциаций на доску 5)Работа со значением слова. Работа в группах А)Подбор антонимов: бездушие (без сочувствия ко всему живому), бессердечие (без мягкости и сердечности в отношениях) - могут перейти в жестокость. Б)Подбор эпитетов (чтобы они начинались составляющими слово «душа» буквами): Д – доброжелательная, добропорядочная, деликатная У – умиротворенная, умная, увлекающаяся Ш - широкая А – артистичная, активная -Как вам видится, а что же такое душа? -Каково лексическое значение слова «душа»? Однозначным или многозначным является это слово? (Душа - это то, что находится внутри человека; то, что мы не видим, но чувствуем; душа-человек - это добрый человек. Слово является многозначным.) -Проверим правильность ваших ответов по толковому словарю. 1.Душа - внутренний психический мир человека, его сознание. 2.То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. 3.Вдохновитель чего-нибудь, главное лицо. 4.В старину: крепостной крестьянин. 5.О человеке (в устойчивых словосочетаниях). Как же дети понимают, что такое душа, представлено ниже на рисунке:
Чтение работ. Группа предлагает свое определение А) « Душа – поле борьбы добра и зла.» ( Л.Н. Толстой) Б) Душа – внутренний, психологический мир человека, его сознание. (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка) В) Душа – это человек. ( Христианство)
- Сделайте попытку сформулировать, что такое душа, используя те слова и словосочетания, которые вам удалось записать в ходе работы в своей группе и по ходу выступлений товарищей.
Составляется одно общее определение. (Примерно получилось такое: Душа – это внутренний, психологический (психо – душа) мир человека, его сознание, мышление, это то, что может помочь, вдохновить человека, то, что руководит поступками.)
-Что можно говорить о душе - на уроках этики и морали (какой должна быть душа)
- И какой же она должна быть? (доброй, отзывчивой, чуткой…) - на уроках русского языка (форма слова, его происхождение, лексическое толкование, морфологические признаки)
- Об этом мы обязательно продолжим разговор на уроке русского языка. - на уроках литературы (образ души в произведении, какая она, душа, какой должна быть)?
-А об этом мы с вами поговорим и сегодня, и непременно продолжим беседу в ходе работы над проектом «Душа».
Подбор глаголов -Что может происходить в душе каждого из нас? Попытайтесь с помощью глаголов описать состояние души. Для работы предлагается заполнить два столбика: + - Веселится Гневается Успокаивает Завидует Помогает Подталкивает, провоцирует Защищает Губит Возрождает Убивает Мирит Ссорит, обижает Радуется Злится Ликует Тешится Умиротворяет Не заботится Трудится Ленится
Последние два слова может добавить учитель, если у детей их не появится. Слово «трудится» помогает нам самосовершенствоваться, а слово «ленится» приближает нас к бездушным роботам. - Сегодня мы поговорим с вами об этих состояниях души.
Работа в группах Обсудите в своей группе и приведите в качестве примера ситуации, когда, по вашему мнению, «душа трудится» и когда «ленится» (от каждой группы - по одной ситуации).
Презентация выступлений от групп
2. Коммуникативная фаза
Работа с текстом стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»
1)Слово учителя Оказывается, проблемы, связанные с темой «Душа», весьма злободневны, и не только нас с вами одних они волнуют. Поэт Николай Алексеевич Заболоцкий тоже размышлял, как и мы, над словом «душа». Сегодня мы познакомимся в нашей мастерской с его стихотворением «Не позволяй душе лениться». Почему, на ваш взгляд, «нельзя позволять душе лениться»? (до чтения стихотворения) А так ли это важно, чтобы душа наша не ленилась? Выскажите, пожалуйста, свою точку зрения.
2)Чтение стихотворения
3)Свободный микрофон. Первичная беседа
-Что это, как вы думаете? Совет? Наказ? Нравоучение для нас с вами? Обращение к читателю, к себе? (можно порассуждать) Вы представляете, эти строки писал поэт, будучи смертельно больным. Стало быть, это обращение к нам с вами. Можно выслушать детей: о чем стихотворение, чем интересно с точки зрения языка, что необычно, какое настроение вызвало, каким видим автора, о чем оно заставило задуматься… Можно задать вопросы: - О чем вы подумали, когда услышали строки? (рассуждаем) -О чём оно? Какие проблемы решает в нем автор? А) проблема жизненной цели Главное – каждому необходимо постоянно работать над собой, каждый должен самосовершенствоваться, не останавливаться на достигнутом, нельзя расслабляться, нельзя поддаваться лени. Поддавшись один раз лени, ты становишься её заложником («она последнюю рубашку…») Б)проблема освоения новых жизненных рубежей: только в труде ты растешь, развиваешься, ты постоянно что-то узнаешь новое, осваиваешь. Нельзя проводить время в бездействии. Человек достигнет цели в труде, когда сам будет трудиться не покладая рук. Жизнь – это вечное движение вперед. Если ты остановишься на достигнутом и смиришься с тем, что у тебя есть – ты окажешься в двух шагах от деградации.
4)Исследовательская работа в группах Приступаем к работе в группах. Каждая группа должна будет представить свой вариант ответа. Ваша душа сейчас тоже должна потрудится, чтобы получить результат.
Задания для групп:
Группа № 1) Мастера художественного слова Задание: Подготовьте выразительное чтение стихотворения, пользуясь памяткой..
Группа №2) Мастера слова Задание: 1) Объясните значение слов и выражений. «чтоб в ступе воду не толочь», «тащи с этапа на этап», « пустырь», «бурелом», «ухаб», «держи лентяйку в черном теле», «узды», «дать поблажку», сорвать «последнюю рубашку», «хватать за плечи», «жить по-человечьи». 2)Выпишите глаголы, определите, в какой форме они употреблены и почему. Почему такое обилие глаголов?
3) Какие знаки препинания преобладают в стихотворении. Какова их роль в тексте? Объясните, какой смысл имеют в стихотворении восклицательные интонации и повтор?
Группа №3) Мастера кисти Задание: Вы художники. Вас попросили нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, что бы вы изобразили? Какие бы краски использовали? Какие эскизы появятся у вас?
5)Выступления групп
6)Коллективный анализ текста, осмысление его. Работа над проблемой урока
А)Работа с таблицей. Деление на микротемы -Попробуем разделить стихотворение на микротемы. №п\п | Текст | Микротемы | 1 | Не позволяй Душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! | Лирический герой заявляет о том, что «душа обязана трудиться»
| 2 | Гони её от дома к дому, Тащи с этапа на этап, По пустырю, по бурелому Через сугроб, через ухаб! Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в чёрном теле И не снимай с неё узды! | Что же для этого необходимо? Как заставить ее это делать? | 3 | Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвёт. | Что произойдет, если она обленится? | 4 | А ты хватай её за плечи, Учи и мучай дотемна, Чтоб жить с тобой по-человечьи Училась заново она. | Что делать, если она испытала на себе прелести лени? | 5 | Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! | Образы, в которые душа перевоплощается. И вновь лирический герой заявляет о том, что «душа обязана трудиться» |
-Какова основная мысль стихотворного текста? «душа обязана трудиться» -Зачем она должна трудиться? «Чтоб воду в ступе не толочь»- бесполезное дело, оно безрезультатно, бесцельно, это значит, зря тратить время. - Как, по мнению автора, можно заставить трудиться? Что нужно делать для того, чтобы не позволять душе лениться? ( «гони», «тащи», «не разрешай спать», «держи в черном теле», «не снимай узды». -Это автор употребляет в переносном значении. Какой смысл вложил автор в эти слова? («Гони», «тащи» - значит, надо заставлять себя преодолевать трудности, препятствия; «не разрешай спать», «держи в черном теле», «не снимай узды» - значит, надо держать себя в строгости, не разрешать себе расслабляться.) - Что произойдет, если душе «дать поблажку»? Если позволить расслабиться, оказать снисхождение, она «последнюю рубашку с тебя безжалостно сорвет», и человек потеряет себя, свою индивидуальность.) - Может ли человек исправить это положение? Найдите ответ на этот вопрос в тексте. -Чем интересны образы, в которые перевоплощается душа, будучи трудолюбивой или ленивой? -А как сам автор относится к своей душе? (строг к своей душе) - Просто ли следовать этим советам? Всегда ли человек может заставить свою душу трудиться? Подумайте, как это применительно к вам. - Стихотворение не имеет названия. Какой заголовок вы придумали бы для него? «Душа - рабыня и царица», «Воспитание души», «Труд души») - Какими словами из текста можно назвать это стихотворение? Что отражено в этом названии? («Не позволяй душе лениться» - в названии отражена основная мысль стихотворения.) -Обратите внимание, что композиция кольцевая, и это также неслучайно. - Умеет ли ваша душа трудиться? В чем это проявляется? (выслушать ответы детей)
6)Формулирование проблемы урока -Какова идея стихотворения? В каких строчках она заключается? -Помните, перед знакомством со стихотворением Заболоцкого я задала вам вопрос: почему «нельзя позволять душе лениться»? Как бы вы сейчас ответили на него? -Над какой темой мы сегодня с вами трудились? Как бы вы ее сформулировали? ( Воспитание души, труд души) -Как понять слова поэта «душа обязана трудиться»? Что такое труд души? Выражением жизненной установки и поэтическим завещание поэта звучат его строки. Это и наказ нам, и совет, и завет…
Свободный микрофон. Выводы Мы начинаем убеждаться в справедливости наставлений поэта и лирического героя. Мы понимаем, что душа может быть и «рабыней», и «царицей» одновременно, а вот кем она будет - это зависит от каждого человека. Можем ли мы заставить душу трудиться? Конечно, можем. «По пустырю, по бурелому, через сугроб, через ухаб» ее провести или даже протащить, если будет сопротивляться – вот так закалится душа, так мы достигнем жизненной цели. Н.Заболоцкий в стихотворении сказал нам о том, как важно развиваться духовно, воспитывать свою душу, приучать ее к постоянному труду. Человек с ленивой душой эгоистичен, его интересы ограничены, он слабоволен, не способен добиться успеха в жизни. Поэтому каждому из нас также необходимо свою «лентяйку» «держать в черном теле», чтобы не потерять свое человеческое обличье, чтобы не превратиться в безвольного робота, которым любой и каждый смог бы командовать. у человека только тогда будет свое лицо, когда сам будет к этому стремиться. Человеку много дано от природы, а «кому много дано, с того много и спросится» И не только поэт Н.Заболоцкий решает проблемы истинных духовных ценностей. Мысль о величии и важности человеческой души звучит в произведениях многих писателей и поэтов. О том, какой должна быть душа, мы еще будем с вами рассуждать.
Написание миниатюры: 1.Воспитание души. 2.Труд души 3.Что такое душа?
Чтение сочинений (по желанию)
Рефлексия -Чья душа сегодня на уроке потрудилась? А у кого ленилась? Выводы сделайте, пожалуйста, сами, как вы будете воспитывать свою душу.
Домашнее задание: Задание №1 Составьте синквейн «Душа»
Задание №2 Напишите сочинения- миниатюры (по выбору): 1.Что такое истинные человеческие ценности? 2.Что делать, если душа сопротивляется? 3.Душа – это… 4.Какой должна быть душа? 5.Моя душа.
Задание №3 (на 3 недели) Соберите кейсы к проекту «Душа»: Пословицы, стихи, миниатюры, высказывания из Библии, иллюстрации…
Задание №3 Прочитайте ст. Н.Рубцова «Пусть душа останется чиста…»
Задание №4 Опираясь на авторский текст, сформулируйте правила, по которым должен жить человек.
Задание №6 (для урока русского языка) Определите фигуры и тропы, приведите примеры из текста
| Записывают тему Формулируют цель урока
Слушают учителя Отвечают на вопросы
Делают записи (по мере необходимости)
Смотрят слайды
Слушают учителя
Отвечают на вопросы, рассуждают Делают записи в тетрадь
Работают со словом в группах
Отвечают на вопросы, рассуждают
Рассуждают
Отвечают на вопрос
Работают со словарями
Высказывают свои точки зрения, рассуждают, ведут диалог Делают записи в тетради (вносят дополнения)
Работают в группах
Делают обобщения
Рассуждают
Работают со словом, с понятием
Работают активно в группе
Слушают учителя, отвечают на вопросы
Слушают текст
Делятся впечатлениями, выслушивают ответы товарищей, дают первичную оценку
Отвечают на вопросы
Рассуждают
Работают в группах
Составляют партитуру
Работают с текстом. Отвечают на вопросы
Работают с текстом.
Отвечают на вопросы
Работают с текстом.
Отвечают на вопросы
Работают с текстом.
Отвечают на вопросы
Делятся впечатлениями
Пишут миниатюры
Записывают Д\з |