Рабочая программа по литературе 5 класс в условиях введения ФГОС
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена к учебнику Коровиной согласно требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_5_klass_fgos.docx | 71.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Литература» для 5 класса составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов.
Учебный план школы разработан на основании следующих нормативно-правовых документов:
Законы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта».
- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Концепции:
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приказ Минобразования России от 18.02.2002 № 2783;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
Программы:
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС (протокол заседания Координационного совета № 1 от 27-28 июля 2010 год);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС, 2011 год).
Постановления:
- постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2014 № 245 «О признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации» (отменены постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1237 «Об утверждении Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении»; от 19.03.2001 № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»);
- постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства Ростовской области от 06.03.2014 № 158 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596».
Приказы:
- приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказ Минобразования России от 09.03. 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;
- приказ Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;
- приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;
- приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;
- приказ минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Распоряжения:
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 № 2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».
- Устав МБОУ СОШ №7 г. Сальска
- Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс (М.: Просвещение, 2011) автора-составителя В.Я.Коровиной
- Годовой календарный график МБОУ СОШ № 7 г.Сальска на 2014-2015 учебный год.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ № 7 г. Сальска на 2014-2015 учебный год, а также с государственными праздниками данная программа рассчитана 103 часа.
Из общего количества часов, отведенных на изучение курса «Литературы» в 5 классе мною было сокращено количество часов за счет резервных уроков на 2 часа. Поскольку расписание уроков литературы в 5 «В» и 5 «Г» классах совпадает по дням недели, тематическое планирование для этих классов единое.
Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ СОШ № 7 г. Сальска. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями ФГОС и ориентирована на программу по литературе автора-составителя В.Я. Коровиной и на учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина (М.: Просвещение, 2012 г).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. В основу курса школьной литературы положены принципы связи с жизнью, единства формы и содержания, а также историзма, традиций новаторства. Задачей курса является осмысление историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоение основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладение богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Общая характеристика учебного предмета
Главная идея программы по литературе - изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё - к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. В программе соблюдена системная направленность: в 5 классе это освоение различных жанров фольклора, сказок стихотворных и прозаических произведений, знакомство с отдельными сведениями по истории их создания, а также с фактами биографии писателей. Существует система ознакомления с литературой разных веков.
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе - внимание к книге.
Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения. Именно эти навыки формирует преподавание литературы в 5 классе.
Учитывая рекомендации, изложенные в "Методическом письме о преподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования", в рабочей программе выделены часы на развитие речи (Р.Р.), на уроки внеклассного чтения (В.Ч.), проектную деятельность учащихся.
В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, список произведений для самостоятельного чтения.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, развитие устной и письменной речи учащихся
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий
овладение умениями: чтения и анализа художественного произведения с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико- литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретацию произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними;
индивидуальную и коллективную проектную деятельность.
Содержание деятельности по литературе в 5 классе
В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развивается умение осознанного чтения, способность общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения - от метафоры до композиции.
Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Содержание тем учебного курса
Введение (1 ч)
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество (9 ч)
Фольклор — коллективное устное народное творчество.
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле и сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.
Из древнерусской литературы (1 ч)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальные представления).
Из литературы XVIII века (1 ч)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).
Из литературы XIX века (31 ч)
Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Русская литературная сказка
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalеa Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).
«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).
«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).
Поэты XIX века о Родине и родной природе
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века (35 ч)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.
«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальной ситуации.I
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
«Ради жизни на Земле...»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе
И.Бунин. «Помню—долгий зимний вечер...»; Прокофьев. «Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»; Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».
Стихотворные лирические произведения о Родине, ной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Из зарубежной литературы (12 ч)
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Путешествие по стране Литературии (2 ч)
Рекомендации для летнего чтения (1 ч)
Произведения для заучивания наизусть
В.А.Жуковский. "Спящая царевна" (отрывок).
И.А.Крылов. Басни.
А.С.Пушкин. "У лукоморья..."
Н.А.Некрасов. "Есть женщины в русских селеньях...", отрывок из стихотворения "Крестьянские дети" ("Однажды в студёную зимнюю пору...").
Ф.И.Тютчев. "Весенние воды".
А.А.Фет. "Весенний дождь".
М.Ю.Лермонтов. "Бородино".
По теме "Война и дети" 1-2 стихотворения.
По теме "О Родине и родной природе" 1-2 стихотворения.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса:
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора, сказка, виды сказок, постоянные эпитеты, гипербола, сравнение, летопись, роды литературы, жанры литературы (начальные представления), басня, аллегория, понятие об эзоповом языке, баллада, литературная сказка, стихотворная и прозаическая речь, ритм, рифма, способы рифмовки, метафора, звукопись и аллитерация, фантастика в литературном произведении, литературный герой, сюжет, композиция.
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
образную природу словесного искусства.
Учащиеся должны уметь:
воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
выявлять основную нравственную проблематику произведения;
определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
воспринимать многозначность слов в художественном тексте;
различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;
подготовить устный или письменный краткий, подробный, сжатый, выборочный пересказы;
словесно воспроизводить картины, созданные писателем;
аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать поступки, портреты, речь героев;
писать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
создавать сочинения-миниатюры по картине.
Результаты освоения предмета
Личностные:
воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметные:
понимание ключевых проблем изученных произведений;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация изученных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.
Учебно-методическое обеспечение
1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.
2. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (формат МПЗ). – М.: Аудиошкола: Просвещение, 2011.
3. Дидактические материалы по литературе: 5 класс / Е.В. Иванова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство "Экзамен", 2013.
4. "Система уроков по литературе 5 класс". CD-ROM. ФГОС 2014 г.
5. Литература. Рабочая тетрадь 5 класс. Коровина. 1/2 часть. ФГОC.
6. Портреты писателей (по программе "Литература" 5 класс).
7. Альбомы демонстрационного материала по творчеству писателей (демонстрационный или индивидуально-раздаточный вариант).
8. Настенные таблицы (термины и понятия в структурированном виде).
Материально-техническое обеспечение
1. Мультимедийный компьютер (технические требования: графическая операционная система, CD-привод, аудио- и видеовходы/выходы, возможности выхода в Интернет; оснащение акустическими колонками, микрофоном и наушниками; с пакетом прикладных программ).
2. Сканер.
3. Принтер лазерный.
4. Диапроектор.
5. Экран на штативе или навесной.
6. Видеоплеер, DVD-плеер (видеомагнитофон).
7. Телевизор.
8. Аудиоцентр (с возможностью использования аудиодисков CDR).
Тематическое планирование по литературе для 5 класса (103ч)
№п/п | Раздел/тема | Сроки прохожде-ния | Система контроля | Виды деятельности |
I | Введение. 1час. | Выразительное чтение. Выражение личного отношения к прочитанному. Устный ответ на вопрос. | ||
1 | Роль книги в жизни человека. | 3.09 | ||
II | Устное народное творчество. 10 часов. | |||
2 | Устное народное творчество. | 4.09 | Выразительное чтение сказок (в том числе и по ролям). Выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения). Различные виды пересказов. Различение видов сказок. Выявление характерных для народных сказок художественных приемов и фантастических элементов и определение их роли в сказке. Характеристика сказочных героев и средств создания их образов. Нравственная оценка героев сказок. Иллюстрирование эпизодов сказки. Сочинение собственных сказок. | |
3 | Русские народные сказки. Виды сказок. | 6.09 | ||
4 | Сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в сказке. | 10.09 | ||
5 | Образ Василисы Премудрой. | 11.09 | ||
6 | Образ Ивана-царевича. | 13.09 | ||
7 | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. | 17.09 | ||
8 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». | 18.09 | ||
9 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель». | 20.09 | ||
10 РР | В гостях у кота Баюна. | 24.09 | Сочинение №1 | |
III | Древнерусская литература. 1 час. | |||
11 | «Повесть временных лет»: «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | 25.09 | Выразительное чтение древнерусских текстов. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. | |
IV | Из литературы XVIII века. 1 час. | |||
12 | М. В. Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру». | 27.09 | Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение стихотворений. Работа со словарем литературоведческих терминов. | |
V | Из русской литературы XIX века. 31 час. | |||
13 | Жанровые особенности басни. | Поиск сведений о баснописцах. Выразительное чтение басен. Выявление особенностей басенного жанра. Составление характеристик героев басен. Создание собственных иллюстраций и их защита. | ||
14 | Басни И. А. Крылова. | |||
15 РР | Обличение человеческих пороков в баснях. | |||
16 | В. А. Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка. | Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение сказки и баллады. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Пересказ фрагментов сказки. Выделение этапов развития сюжета. Составление вопросов к сказке. Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. | ||
17 | В. А. Жуковский. Баллада «Кубок». | |||
18 | А.С. Пушкин. Рассказ о поэте. | Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Пересказ фрагментов сказки. Выделение этапов развития сюжета. Составление вопросов к сказке. Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление характеристики героев (в том числе сравнительной). Составление устных и письменных характеристик героев. Нравственная оценка героев сказки. Устное иллюстрирование событий и героев сказок. Обсуждение произведений изобразительного искусства, книжной графики, созвучных стихотворениям, прологу, сказке. Создание собственных иллюстраций, их презентация и защита. Сопоставительный анализ литературной и народной сказок. Сопоставление сказки и анимационного фильма. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом. Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины, кроссворды. | ||
19 | А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила». | |||
20 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | |||
21 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | |||
22 | Рифма и ритм. | Чтение статей учебника. Ответы на вопросы к ним. | ||
23 | Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». | Выразительное чтение сказок (в том числе по ролям). Поиск незнакомых слов и определение их значения. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства. Устное иллюстрирование. Презентация и защита собственных иллюстраций. | ||
24 | «Черная курица, или Подземные жители». | |||
25 ВЧ | Сказки В.М. Гаршина и П.П.Ершова. | |||
26 | М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. «Бородино». | Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Работа со словарем литературоведческих терминов. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика и нравственная оценка героев. Устное иллюстрирование. Презентация и защита собственных иллюстраций. | ||
27 | «Бородино». Патриотический пафос стихотворения. | |||
28 ВЧ | Сказка «Ашик-Кериб». | |||
29 | Н. В. Гоголь «Заколдованное место». | Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Работа со словарем литературоведческих терминов. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Сопоставление повестей с народными сказками. Сопоставление реальных и фантастических эпизодов. Нравственная оценка героев. Устное иллюстрирование. Презентация и защита собственных иллюстраций. | ||
30 | Поэтизация народной жизни. | |||
31 ВЧ | Реальность и фантастика в повестях Н.В. Гоголя. («Ночь перед Рождеством»). | |||
32 | Н. А. Некрасов «На Волге». | Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Устный рассказ о поэте. Восприятие и выразительное чтение (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Работа со словарем литературоведческих терминов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции. | ||
33 | Поэтический образ русской женщины в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос». | |||
34 | «Крестьянские дети». | |||
35 | И. С. Тургенев. Повесть «Муму». | Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Устный рассказ о писателе. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Работа со словарем литературоведческих терминов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Восприятие и выразительное чтение повести (в том числе по ролям). Составление плана (в том числе цитатного). Составление плана характеристики героя и сравнительной характеристики героев. Рассказ о героях по плану и их письменная характеристика. Устное иллюстрирование. Презентация и защита собственных иллюстраций. | ||
36 | Духовные и нравственные качества героя. | |||
37 | Счастливый год в жизни Герасима. | |||
38 | Превосходство Герасима над челядью. | |||
39 РР | Сочинение-отзыв о прочитанном произведении Тургенева «Муму». | Сочинение №2 | ||
40 | Анализ работ учащихся. | |||
41 | А. А. Фет. В художественном мире поэта. | Восприятие и выразительное чтение (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа лирического произведения. | ||
42 | Выразительное чтение наизусть. | |||
43 | Л. Н. Толстой «Кавказский пленник». | Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Устный рассказ о писателе. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Работа со словарем литературоведческих терминов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Восприятие и выразительное чтение повести (в том числе по ролям). Составление плана (в том числе цитатного). Составление плана характеристики героя и сравнительной характеристики героев. Рассказ о героях по плану и их письменная характеристика. Устное иллюстрирование. Презентация и защита собственных иллюстраций. | ||
44 | Главные герои повести. | |||
45 | Тема дружбы в произведении. | |||
46 | Под страхом смерти. | |||
47 | Жилин и Костылин: разные судьбы. | Сочинение №3 | ||
48 | А. П. Чехов. Рассказ «Хирургия». | Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказов (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Работа со словарем литературоведческих терминов. Различные виды пересказов. Характеристика и нравственная оценка героев. Выделение этапов развития сюжетов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. | ||
49 | О смешном в литературном произведении. | |||
50 ВЧ | Рассказы Антоши Чехонте. | |||
51 | Поэты XIX века о Родине и родной природе. | Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров. Участие в коллективном диалоге. Устный рассказ о стихотворении по плану анализа лирики. Письменный анализ стихотворения по вопросам учителя. Аргументация своего мнения с помощью цитат. Определение общего и индивидуального в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов. | ||
52 | Времена года в изображении поэтов. | |||
53 | Выразительное чтение наизусть. | |||
VI | Из русской литературы XX века. 35 часов. | |||
54 | И. А. Бунин «Косцы». Человек и природа. | Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение рассказов (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Работа со словарем литературоведческих терминов. Участие в коллективном диалоге. | ||
55 | В. Г. Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». | Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение повести (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Нравственная оценка героев. Сопоставление героев и составление плана их сравнительной характеристики. Письменная сравнительная характеристика героев. Выявление элементов композиции повести. Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос. Устное иллюстрирование. Участие в коллективном диалоге. | ||
56 | Взаимоотношения отца, сына и дочери в повести. | |||
57 | Новые знакомые Васи. | |||
58 | Тыбурций Драб – замечательная личность. | |||
59 | Контрасты судеб героев. | |||
60 | Особенности портрета и пейзажа в повести. | |||
61 | Сочинение по повести В. Г. Короленко. | Сочинение №4 | ||
62 ВЧ | А.И. Куприн «Тапер», «Белый пудель». | Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Устный рассказ о писателе. Различные виды пересказов. Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Нравственная оценка героев. | ||
63 | С. Есенин «Я покинул родимый дом…». | Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров. Участие в коллективном диалоге. Устный рассказ о стихотворении по плану анализа лирики. Устное иллюстрирование. | ||
64 | «Низкий дом с голубыми ставнями…». | |||
65 | П. П. Бажов. Сказ «Медной горы хозяйка». | Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение сказа (в том числе по ролям). Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Рассказ о героях и их нравственная оценка. Анализ эпизода произведения. Устное иллюстрирование. | ||
66 | П. П. Бажов. Сказ «Медной горы хозяйка». | |||
67 | К. Г. Паустовский. «Рождение сказки». | Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение сказки (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Выявление черт фольклорной традиции в сказке. Работа со словарем литературоведческих терминов. Устное иллюстрирование. | ||
68 | «Теплый хлеб» - сказка о труде и взаимовыручке. | |||
69 ВЧ | «Заячьи лапы». | |||
70 | С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». | Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение сказки-пьесы (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Выявление черт фольклорной традиции в сказке-пьесе. Определение родовых особенностей драмы, жанровых особенностей пьесы-сказки. Работа над коллективным учебным проектом. | ||
71 | «Двенадцать месяцев». | |||
72 | Инсценируем пьесу-сказку. | |||
73 | Сказки народные и литературные. | |||
74 | А. П. Платонов. Рассказ «Никита». | Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. | ||
75 | Быль и фантастика в рассказе. | |||
76 | В. П. Астафьев. «Васюткино озеро».
| Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление плана и письменная характеристика героя. Нравственная оценка героя рассказа. Составление письменного ответа на проблемный вопрос. | ||
77 | Черты характера героя и его поведение в лесу. | |||
78 | «Открытие» Васюткой нового озера. | |||
79 | «Тайга …хлипких не любит». | |||
80 | Дети и война. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете». | Краткий рассказ о поэтах и их военной биографии. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений. Устное иллюстрирование. | ||
81 | Дети и война. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». | |||
82 ВЧ | Лирика о войне. | |||
83 | Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе. | Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров. Участие в коллективном диалоге. Устный рассказ о стихотворении по плану анализа лирики. Письменный анализ стихотворения по вопросам учителя. Определение общего и индивидуального в литературном образе Родины в творчестве разных поэтов. Устное иллюстрирование. | ||
84 | Стихотворения Д. Кедрина и А. Прокофьева. | |||
85 | Родина далекая и близкая. | |||
86 | Творчество С. Черного и Ю. Кима. | Устные рассказы о писателях. Выразительное чтение рассказов, пересказ их фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. | ||
87 | С. Черный «Кавказский пленник». | |||
88 ВЧ | Н.А. Тэффи «Валя». | |||
VII | Из зарубежной литературы. 9 часов. 12 часов. | |||
89 | Р. Стивенсон «Вересковый мед». | Поиск сведений о зарубежных авторах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Устные рассказы о писателях. Выразительное чтение произведений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Различные виды пересказов. Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана письменной характеристики героев (в том числе сравнительной). Составление речевой характеристики персонажей. Нравственная оценка героев сказки. Устное иллюстрирование. Обсуждение произведений изобразительного искусства, книжной графики. Создание собственных иллюстраций, их презентация и защита. Составление плана и письменного ответа на проблемный вопрос. Составление плана (цитатного плана) письменного высказывания. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом. | ||
90 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо». | |||
91 | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева». | |||
92 | Соотношение реального и фантастического в сказке. | |||
93 | Противопоставление красоты внутренней и внешней. | |||
94 | Победа добра, любви и дружбы над злом. | |||
95 ВЧ | Моя любимая сказка Андерсена. | |||
96 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера». | |||
97 | Дж. Лондон. «Сказание о Кише». | |||
98 ВЧ | Дж. Лондон «Любовь к жизни». | |||
99 | Жорж Санд. «О чем говорят цветы». | |||
100 ВЧ | П. Мериме «Маттео Фальконе». | |||
101 | Путешествие по стране Литературии. | Предъявление читательских и исследовательских навыков, приобретенных в 5 классе. Выразительное чтение (в том числе наизусть). Устный монологический ответ. Различные виды пересказов. Устные и письменные рассказы о произведениях и героях. Иллюстрирование примерами изученных литературоведческих терминов. Решение тестов. Отчет о выполнении индивидуальных и коллективных проектов. | ||
102 | Путешествие по стране Литературии. | |||
103 | Рекомендации для летнего чтения. |
Итого: 103 часа, контрольных сочинений – 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе в условиях введения ФГОС.
Урок русского языка в 5 классе по теме "Текстоведение. Редактирование текста" учитывает требования к уроку с позиций федерального образовательного стандарта. Данный урок способствует ф...
Программа по внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС
Приняла заочное участие в научно - практической конференции в ИПКРО РА , статья будет публиковаться....
Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях введения ФГОС
Статья для выступления на круглом столе "Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся в рамках ФГОС...
Организация внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности учащихся младших классов в условиях введения ФГОС
Данной методической разработке отражено спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности учащихся начальных классов, как компонент ФГОС....
Методические рекомендации для работы по проектной деятельности при изучении математики в 5 классе в условиях введения ФГОС.
В последнее десятилетие одним из наиболее популярных в практике школьного обучения стал метод проектов, который изначально понимался как организация специальной исследовательской деятельности учащихся...
Методический семинар "Проектирование уроков русского языка в 5-х классах в условиях введения ФГОС ООО"
К конкурсу "Учитель года - 2016"....
ПРОГРАММА «Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО в предметных областях «Русский язык», «Литература», «Иностранные языки»
Мир, в котором мы живем, стремительно меняется. Изменения в жизни ведут к изменению условий, в которых предстоит работать педагогу в ближайшем будущем. Неизбежны определенные моменты, создающие пробле...