Урок русского языка в 5 классе в условиях введения ФГОС.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Демидова Марина Григорьевна

 

Урок русского языка в 5 классе по теме "Текстоведение. Редактирование текста" учитывает требования к уроку с позиций федерального образовательного стандарта. Данный урок способствует формированию предметных результатов,  универсальных учебных действий, созданию комфортной среды, смене видов деятельности. Учитель учит ученика самого добывать знания (обучение в деятельности).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_usloviyah_vvedeniya_fgos.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в условиях введения ФГОС. 5 класс.

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего        образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897).

2. Примерная программа основного общего образования. Русский язык. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011.

3. Львова С. И. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5- 11классы - М.: Мнемозина, 2009.

4.  Львова С. И., Львов В. В. Учебник «Русский язык. 5 класс. В 3 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений».- М.: Мнемозина, 2012.

Тема урока:  «Текстоведение. Редактирование текста.»

Цель урока: создать связное высказывание (текст) на определённую тему –«Сорока- нумизмат».

Задачи:

- знать, что такое текст;

- знать основные нормы построения текста;

- уметь редактировать текст (исправлять ошибки в построении текста), используя           условные значки.


п/п


Этап урока

Требования

к уроку современного

типа

Универсальные учебные

действия

1.

Объявление темы урока.

- Какой раздел лингвистики изучаем?

( текстоведение)

- Для чего изучаем науку о тексте? Ответьте словами известного русского философа, математика, лингвиста И.И.Давыдова.

( «Мы любуемся речью, когда не принуждены бываем угадывать её смысла; когда в ней предмет развивается  легко и последовательно; когда она течёт, как прозрачный ручей, которого видишь самое дно» - эпиграф в учебнике к разделу «Текстоведение» - стр.187)

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит уч-ся к осознанию темы)

Познавательные

общеучебные

коммуникативные

2.

Сообщение целей и задач.

- Что надо уметь, чтобы «речью любовались»?

(- знать, что такое текст;

- знать основные нормы построения текста:

соответствие текста теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность практического материала, последовательность изложения, правильность выделения абзацев);

- уметь редактировать текст, если он неправильно построен)

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит уч-ся к осознанию целей и задач)

Регулятивные

Целеполагания

Коммуникативные

3.

Планирование.

- Ребята, вам будет дан текст с ошибками в построении. Как вы будете исправлять его?

(Необходимо знать условные обозначения  для редактирования текста – таблица в учебнике на стр.209)

- Внимание на таблицу!

- Перед вами текст  с ошибками в построении. Найдите ошибки. Поставьте условные обозначения на полях напротив найденных  ошибок.


Планирование учащимися  способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Регулятивные

планирования

4.

Практическая деятельность учащихся.

Учащиеся редактируют текст коллективно (в группе по 4 человека).

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы, учитель кон-сультирует)

Познавательные,

регулятивные,

коммуникативные

5.

Осуществление контроля.

Учащиеся осуществляют самоконтроль по карточке «Проверь себя!», учитывая  в «Листе контроля» свои правильные ответы знаком «+».

Учащиеся осуществляют контроль (применяется форма самоконтроля, учитель кон-сультирует)

Регулятивные самоконтроля,

коммуникативные

6.

Осуществление коррекции.

Работая в парах, обсуждают найденные ошибки, самостоятельно формулируя свои  затруднения при редактировании.

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные,

регулятивные коррекции

7.

Оценивание учащихся.

Учащиеся оценивают свою работу по редактированию текста и работу товарища с указанием количества правильных ответов отметкой в «Листе контроля».

После сдачи «Листа контроля» работу учащегося оценивает учитель

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей, учитель кон-сультирует)


Регулятивные

оценивания (самооценивания),

коммуникативные

8.

Итог урока.

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания?


Оцените данный урок по шкале полезности от «1» до «5».

Проводится рефлексия-

осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Регулятивные

саморегуляции,

коммуникативные

9.

Домашнее задание.

На выбор:

А) Напишите повествование на любую тему, сформулированную вами.

Б) Проанализируйте сочинение пятиклассника. Отредактируйте текст, устраняя недостатки. Спишите в исправленном виде.

В) Перепишите в исправленном виде отредактированный на уроке текст.

Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей:

Познавательные,

регулятивные,

коммуникативные

Русский язык. 5 класс.

Текстоведение. Редактирование текста.

Практическая работа.

Ошибки

в построении

текста


Редактируемый текст

           

          Прошлым летом на рыбалке я потерял красивую, блестящую чайную ложечку. Я помню, как я выпил стакан чаю, отвернулся на минутку, а ложка как в воду канула. А ведь никого близко не было, только она всё время кружилась надо мной. Вот я и подумал, что это её проказы. Решил весной учинить обыск в сорочьих квартирах. У птицы сороки мягкое плотное оперение, миниатюрная голова. Весной я приехал на прежнее место рыбалки и проверил гнёзда четырёх сорок, но в гнёздах ничего не нашёл. А в пятом гнезде обнаружил целый склад старинных монет. Одна двухкопеечная монета 1813 года выпуска, другая – 1970 года чеканки. Ну и сорока! Настоящий нумизмат!

          А чайную ложку я так и не нашёл.

          Видимо, лежит она в каком-то другом сорочьем гнезде.

Лист контроля


Ф.И. учащегося –

Самоконтроль

Взаимоконтроль.

Оценка.

(Укажите фамилию, имя)


Оценка учителя

Кол-во пра-вильных ответов

Оценка



Русский язык. 5 класс.

Текстоведение. Редактирование текста.

Практическая работа.

Проверь себя!                                                                    Редактирование текста.

Ошибки

в построении

текста


Редактируемый текст



П


М


           [  ]


Z

П






Z

           

          Прошлым летом на рыбалке я потерял красивую, блестящую чайную ложечку. Я помню, как я выпил стакан чаю, отвернулся на минутку, а ложка как в воду канула. А ведь никого близко не было, только она всё время кружилась надо мной. Вот я и подумал, что это её проказы. Решил весной учинить обыск в сорочьих квартирах. [У птицы сороки мягкое плотное оперение, миниатюрная голова.] Z Весной я приехал на прежнее место рыбалки и проверил гнёзда четырёх сорок, но в гнёздах ничего не нашёл. А в пятом гнезде обнаружил целый склад старинных монет. Одна двухкопеечная монета 1813 года выпуска, другая – 1970 года чеканки. Ну и сорока! Настоящий нумизмат!

          А чайную ложку я так и не нашёл.

          Z Видимо, лежит она в каком-то другом сорочьем гнезде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные требования к урокам русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования  к уроку как основной форме организации учебного процесса.  Какие же  требования предъявляются к сов...

«Развитие творческой самостоятельности на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС»

Актуальность данной темы бесспорна, так как  цель современного урока в рамках принятия ФГОС - научить детей учиться. А это можно сделать, прибегая к различным видам самостоятельной работы. Практи...

проектная работа "Развитие творческой самостоятельности на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС"

Актуальность данной темы бесспорна, так как  цель современного урока в рамках принятия ФГОС - научить детей учиться. А это можно сделать, прибегая к различным видам самостоятельной работы. Практи...

Фролова И.М. Статья: «Урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС в основной школе»

Фролова И.М. учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 139 с углубленным изучением математикиСтатья: «Урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС в основной школе»Современная жизнь ...

Урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС в основной школе

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы ...

Урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС в основной школе

Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать сист...

Требования к урокам русского языка и литературы в условиях введения ФГОС

Статья содержит  сведения о требованиях к урокам русского языка и литературы в условиях введения ФГОС...