Методический семинар "Проектирование уроков русского языка в 5-х классах в условиях введения ФГОС ООО"
статья по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальный этап Всероссийского конкурса
«Учитель года России» 2016
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Дагаажик М.К..,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ СОШ №2 имени Т.Б.Куулар пгт.Каа-Хем.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к методическому семинару
«Проектирование уроков русского языка в условиях введения ФГОС»
Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей работы в 5 классе по ФГОС ООО
(Слайд 2)
Век 21 - век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
(Слайд №3)
Становление педагогического опыта:
- внедрение новых ФГОС;
- курсовая подготовка;
- изучение опыта коллег;
- изучение литературы по теме;
- мониторинг собственного опыта.
Целью своей педагогической деятельности ставлю желание научить детей самостоятельно мыслить, самим сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя и окружающих.
Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Наш век информационный, значит, уходят на второй план чувства, мысли, отношения. Важнее знать и быть в курсе. Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации.
Российская Федерация – территория, на которой проживают и, соответственно, нуждаются в специфическом отборе содержания лингвистического образования более ста народов. Всем им для извлечения нужной информации необходимо хорошо владеть русским языком. В современной школе в обычных национальных классах далеко не каждый ученик владеет русским языком в культурном смысле слова.
(Слайд №4)
Русский язык – предмет особый: это некий «надпредметный» предмет. Ни в изучении истории, ни географии, ни других наук не может быть успешным школьник, не владеющий русским языком – способом четкого выражения мыслей, чувств, настроений. Об этом в «Стандартах второго поколения» говорится, что «в системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом».
(Слайд №5-6)
Цели деятельности учителя: цели, ориентированные на развитие личности ребенка и формирование УУД, предметные цели.
Цели деятельности учащихся: виды УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным. Притча отражает суть системно-деятельностного подхода.
ФГОС нового поколения определяет новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Обозначу кратко те результаты, которые должны быть достигнуты обучающимися школ с этнокультурным компонентом в результате освоения курса русского языка:
- Личностные – готовность практически использовать русский язык в межличностном и межнациональном общении
- Метапредметные – адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы, основной и дополнительной информации); умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах, обсуждениях, дискуссиях; умение самостоятельно добывать знания; работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета; пользоваться справочной информацией.
- Предметные – освоение базовых лингвистических понятий, чтобы обеспечить чтение и понимание общего содержания текстов разных функциональных стилей и жанров, а также создание текстов, различных по жанру и стилю, с учетом сферы и ситуации общения.
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей, но все же вызывают вопросы. Как спроектировать урок? Какие методы и приемы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся будут эффективными?
Многие учителя-практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности.
Актуальность приобретают слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
(Слайд № 7)
Каковы же особенности современного урока?
Современные подходы к уроку: личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный.
(Слайд №8)
Личностно-ориентированный подход - это обучение, центром которого является личность ребенка, ее самобытность, самоценность. Это признание ученика главной фигурой всего образовательного процесса; образование направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.
(Слайд №9)
Деятельностный подход - это обучение, реализующее принцип деятельности. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
(Слайд №10)
Компетентностный подход требует от учителя четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускнику общеобразовательной школы в его дальнейшей профессиональной деятельности.
От педагога требуется научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни.
Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.
(Слайд №11)
Учитель определяет структуру урока в соответствии с типом. В технологии деятельностного метода обучения в центре системно-деятельностной педагогики под руководством Л.Г.Петерсон определена следующая типология уроков:
- Урок открытия нового знания.
- Урок рефлексии.
- Урок обучающего контроля
- Урок систематизации знаний
(Слайд №12)
Структура современного урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (1-2 мин)
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. (4-5 мин)
3. Выявление места и причины затруднения.(4-5 мин)
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). (7-8 мин)
5. Реализация построенного проекта.(4-5 мин)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.(4-5 мин)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(4-5 мин)
8. Включение в систему знаний и повторение. (7-8 мин)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (2-3 мин)
(Слайд №13-19) Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Критическое мышление - это такой тип мышления о любом предмете, содержании или проблеме, в котором ученик улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.
Необходимо помнить о том, что структура любого урока не может быть незыблемой и постоянной: исходя из закономерностей усвоения того или иного учебного материала, учитель создает свою логику его изучения, свою последовательность, осуществляет свой выбор содержательного материала в зависимости от уровня усвоения предыдущего материала, состава класса и т.д.
Для формирования УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: составление плана, составление сводной таблицы, запись тезисов, комментирование, чтение с остановками, чтение с пометами, составление кластера.
Оптимальная модель формирования УУД - это работа в парах сменного состава, самостоятельная работа обучающихся, интеллектуальные игры, использование ИКТ, использование технологии развития критического мышления, создание проблемных ситуаций на уроке, поэтому уроки строю на принципах эвристичности, поиска и решения проблемы, стараюсь придать урокам развивающий характер. Все это позволяет мне формировать у учащихся умение задавать вопросы и аргументированно отстаивать собственную точку зрения, вести диалог, устанавливать коммуникативные контакты с окружающими на русском языке.
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
(Слайд №20)
Используемые ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар "Проектирование уроков русского языка в 5-х классах в условиях введения ФГОС ООО". Презентация.
К конкурсу "Учитель года-2016"....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-х КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Аннотация: В данной статье рассматривается одна из инновационных технологий обучения – игровая технология, способствующая формированию общих компетенций на уроках русского языка, воспитанию любв...
Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 6 класса "Выделение причастного оборота на письме"
Урок по теме «Выделение причастного оборота на письме» из раздела «Причастие в языке и речи», относящийся к уроку закрепления знаний, разработан для учащихся 6 класса, об...
Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 7 класса (ОС "Школа 2100") по теме "Повторение изученного о деепричастии"
Урок по теме «Повторение изученного о деепричастии» из раздела «Деепричастие в языке и речи», относящийся к уроку обобщения и систематизации знаний, разработан для учащихся 7 к...
Проект "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы по предмету в условиях реализации ФГОС ООО"
Скрипко Е.В. разработан масштабный проект по внедрению элементов проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности, как на уроках литературы, так и на уроках русского языка. Выделена пролема,...
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка с использованием информационных технологий в условиях реализации ФГОС.
Главная цель моей работы – обучение ребят добывать знания самостоятельно. А для этого необходимо систематически воспитывать у учащихся привычку к самостоятельной работе. На своих уроках я создаю...
Использование игровых технологий на уроках русского языка в 5-х классах в условиях реализации ФГОС
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта является оценка образовательных достижений обучающихся. Как достичь высоких результатов в образовательно...