Конкурсный урок внеклассного чтения в 6 классе. Сказка Г. Х. Андерсена «Ангел». Своеобразие сказки.
план-конспект урока по литературе на тему
Данная разработка является уроком внеклассного чтения. Можно использовать для любого класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_skazka_g._kh._andersena_angel._svoeobrazie_skazki.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсный урок внеклассного чтения в 6 классе
Сказка Г. Х. Андерсена «Ангел». Своеобразие сказки.
Тема: сказка Г.Х. Андерсена «Ангел»
Цель: формирование умений работы с текстом.
Задачи урока:
Образовательные:
- провести анализ идейных особенностей сказки Андерсена «Ангел».
Развивающие:
- развивать ассоциативное и творческое воображение учащихся;
- формировать коммуникативные навыки;
- развитие способностей к анализу информации.
Воспитательные:
- повышение коммуникативной активности и эмоциональной включенности,
-реализовывать связь темы урока с жизнью и воспитывать доброе отношение к окружающим.
Так же на уроке формировались познавательные, коммуникативные, регулятивные(оценочные) и личностные универсальные учебные действия. (УУД)
Цели для детей:
- познакомиться с содержанием сказки.
- выяснить идейное содержание сказки.
Тема и цель были поняты детям, они сформулировали сами, я обобщила, озвучила. Данный урок является уроком внеклассного чтения.
Тип урока – комбинированный.
На уроке была использована технология критического мышления.
Структура:
- Вызов (работа с картиной)
- Осмысление
- Рефлексия (результаты анкеты)
Ход занятия:
- ОРГМОМЕНТ. Добрый день, ребята! Сегодняшний урок внеклассного чтения мы проведём вместе с вами. СЛАЙД 1. Меня зовут Елена Викторовна. А с каждым из вас я познакомлюсь в процессе нашего короткого общения. Мы познакомимся с удивительной сказкой, которая, правда, мало известна. А написал её этот человек. СЛАЙД 2.
- АКТУАЛИЗАЦИЯ.
- Знаком ли он вам? (варианты детей).
- Действительно, перед нами знаменитый на весь мир датский писатель Ганс Христиан Андерсен.
- Наверняка, вы знаете его произведения? Дайте их вспомним (варианты детей).
- Как бы ответили на вопрос: о чём все сказки Андерсена? (варианты детей о добре, о зле, о красоте, о любви, о правде, о счастье…).
- А сколько лет этим сказкам?
- Почему мы до сих пор их любим и читаем?
Вывод: сказки Андерсена понятны и любимы, потому что затрагивают самые простые и очень важные человеческие вопросы. Их принято называть вечными вопросами: добро и зло, красота и уродство, любовь и ненависть, счастье и горе, надежда и вера, жизнь и смерть. Эти понятия всегда волновали людей, заставляли думать над ними, размышлять, помогали измениться, стать лучше. «Но, – скажете вы, – это же сказка, разве она может быть правдой для любого из нас…» Помните, как говаривал о сказках любимый Пушкин: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!»
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ:
- Кстати, а как вы понимаете термин «сказка»? (варианты детей)
- Давайте посмотрим в литературоведческий словарь. СЛАЙД 3.
- Прочитайте словарную статью: «Ориентированное на вымысел произведение конкретного автора». Как вы понимаете выражение ориентированное на вымысел?
Вывод: итак, сказка это литературное произведение, в котором всегда есть вымысел.
СОПОСТАВЛЕНИЕ, ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ:
- А теперь взгляните СЛАЙД 4. на эту иллюстрацию и попробуйте предположить, о чём пойдёт речь в сказке Ганса Христиана Андерсена, которую мы совсем скоро начнём читать? (варианты детей).
РАБОТА С ВИДЕОФАЙЛОМ:
- Что вы видите на картине?
- Какими красками работал художник? Почему именно этими?
- Какое настроение она рождает?
СОВМЕЩЕНИЕ ОБРАЗОВ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ:
- А какая музыка могла бы соответствовать этой картине?
- А попробуем соединить всё вместе: слайд, звук и текст. Готовы услышать сказку? Слушайте! СЛУШАНИЕ ТЕКСТА:
Каждый раз, как умирает доброе, хорошее дитя, с неба спускается божий ангел, берет дитя на руки и облетает с ним на своих больших крыльях все его любимые места. По пути они набирают целый букет разных цветов и берут их с собою на небо, где они расцветают еще пышнее, чем на земле. Бог прижимает все цветы к своему сердцу, а один цветок, который покажется ему милее всех, целует; цветок получает тогда голос и может присоединиться к хору блаженных духов.
Все это рассказывал божий ангел умершему ребенку, унося его в своих объятиях на небо; дитя слушало ангела, как сквозь сон. Они пролетали над теми местами, где так часто играло дитя при жизни, пролетали над зелеными садами, где росло множество чудесных цветов.
— Какие же взять нам с собою на небо? — спросил ангел.
В саду стоял прекрасный, стройный розовый куст, но чья-то злая рука надломила его, так что ветви, усыпанные крупными полураспустившимися бутонами, почти совсем завяли и печально повисли.
— Бедный куст! — сказало дитя.— Возьмем его, чтобы он опять расцвел там, на небе.
Ангел взял куст и так крепко поцеловал дитя, что оно слегка приоткрыло глазки. Потом они нарвали еще много пышных цветов, но, кроме них, взяли и скромный златоцвет и простенькие анютины глазки.
— Ну вот, теперь и довольно! — сказал ребенок, но ангел покачал головой и они полетели дальше.
Ночь была тихая, светлая; весь город спал, они пролетали над одной из самых узких улиц. На мостовой валялись солома, зола и всякий хлам: черепки, обломки алебастра, тряпки, старые донышки от шляп, словом, все, что уже отслужило свой век или потеряло всякий вид; накануне как раз был день переезда. И ангел указал на валявшийся среди этого хлама разбитый цветочный горшок, из которого вывалился ком земли, весь оплетенный корнями большого полевого цветка: цветок завял и никуда больше не годился, его и выбросили.
— Возьмем его с собой! — сказал ангел.— Я расскажу тебе про этот цветок, пока мы летим!
И ангел стал рассказывать.
— В этой узкой улице, в низком подвале, жил бедный больной мальчик. С самых ранних лет он вечно лежал в постели; когда же чувствовал себя хорошо, то проходил на костылях по своей каморке раза два взад и вперед, вот и все. Иногда летом солнышко заглядывало на полчаса и в подвал; тогда мальчик садился на солнышке и, держа руки против света, любовался, как просвечивает в его тонких пальцах алая кровь; такое сидение на солнышке заменяло ему прогулку. О богатом весеннем уборе лесов он знал только потому, что сын соседа приносил ему весною первую распустившуюся буковую веточку; мальчик держал ее над головой и переносился мыслью под зеленые буки, где сияло солнышко и распевали птички. Раз сын соседа принес мальчику и полевых цветов, между ними был один с корнем; мальчик посадил его в цветочный горшок и поставил на окно близ своей кроватки. Видно, легкая рука посадила цветок: он принялся, стал расти, пускать новые отростки, каждый год цвел и был для мальчика целым садом, его маленьким земным сокровищем. Мальчик поливал его, ухаживал за ним и заботился о том, чтобы его не миновал ни один луч, который только пробирался в каморку. Ребенок жил и дышал своим любимцем, ведь тот цвел, благоухал и хорошел для него одного. К цветку повернулся мальчик даже в ту последнюю минуту, когда его отзывал к себе господь бог... Вот уже целый год, как мальчик у бога; целый год стоял цветок, всеми забытый, на окне, завял, засох и был выброшен на улицу вместе с прочим хламом. Этот-то бедный, увядший цветок мы и взяли с собой: он доставил куда больше радости, чем самый пышный цветок в саду королевы.
— Откуда ты знаешь все это? — спросило дитя.
— Знаю! — отвечал ангел.— Ведь я сам был тем бедным калекою мальчиком, что ходил на костылях! Я узнал свой цветок!
И дитя широко-широко открыло глазки, вглядываясь в прелестное, радостное лицо ангела. В ту же самую минуту они очутились на небе у бога, где царят вечные радость и блаженство. Бог прижал к своему сердцу умершее дитя — и у него выросли крылья, как у других ангелов, и он полетел рука об руку с ними. Бог прижал к сердцу и все цветы, поцеловал же только бедный, увядший полевой цветок, и тот присоединил свой голос к хору ангелов, которые окружали бога; одни летали возле него, другие подальше, третьи еще дальше, и так до бесконечности, но все были равно блаженны. Все они пели — и малые, и большие, и доброе, только что умершее дитя, и бедный полевой цветочек, выброшенный на мостовую вместе с сором и хламом.
ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА.
- Какое впечатление произвела на вас эта сказка?
- О чём или о ком это произведение?
- Кто здесь главный герой? Аргументируйте.
- Как бы вы назвали эту сказку?
- А автор назвал её «Ангел». Давайте, разберёмся в своеобразии этого произведения. СЛАЙД 5. Тема занятия: Своеобразие сказки «Ангел» Г. Х. Андерсена.
СЛАЙД 6. Наши задачи:
- Прочитать сказку «Ангел»;
- Определить её идейно-художественное своеобразие;
- Учиться добру, милосердию, толерантности на примере героев сказки.
АНАЛИЗ ТЕКСТА:
- Сколько историй в этой сказке?
- Перескажите фабулу первой. (В самом начале автор рассказывает историю доброго земного дитя, которого ангел забирает на небо. Ребенок вместе с божьим посланником парит над землей, облетая самые любимые места ребенка: место игр или зеленые сады с множеством чудесных цветов. Событие это происходит ясной, светлой, тихой ночью. Весь мир спит.)
- Перескажите фабулу второй (история самого ангела).
- Счастлив ли этот герой?
- В чём он находит своё счастье?
- Похожи ли эти истории? А есть ли различие?
- Почему, по-вашему, умершие дети превращаются в ангелочков?
- Дитя и смерть. По-вашему, могут ли быть рядом два этих слова?
- Что пытается донести до нас автор с помощью приёма противопоставления?
- В чём ещё проявляется противопоставление? (миры)
- Покажите земной мир, используя ключевые слова текста.( Злая рука надломила розовый куст, на улице валяется всякий хлам, разбитый цветочный горшок, бедный увядший цветок, коморка, костыли, умерший ребёнок).
- Почему дети уходят из мира земного?
- Сравните с миром небесным, приводя примеры из текста.
- Какой из миров, по мнению автора, лучше? Прав ли он?
- Кто совершает в сказке добро?
ИДЕЯ СКАЗКИ: - А сказка ли перед нами?
- Сам Андерсен говорил, что СЛАЙД 7. эта сказка «напугает тех, кто боится смерти, но она рассказывает о том, зачем мы на короткое время приходим в этот мир».
- Зачем же мы приходим на землю?
- А зачем добро людям?
- Стоит ли творить добро?
- Кто для вас олицетворение добра в жизни? Приведите свои примеры.
- Можете ли вы назвать себя добрым человеком?
РЕФЛЕКСИЯ:
- Так какое настроение рождает сказка «Ангел»?
- Захотелось ли вам прочитать сказку ещё раз?
- В чём её мудрость?
- Чему же она учит?
ИТОГ: Спасибо за общение. Наше занятие подошло к концу. Я была рада встрече с вами. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Буйды "Всё больше ангелов"
Урок внеклассного чтения в 10 классе...
Презентация к конкурсному уроку внеклассного чтения в 6 классе. Сказка Г. Х. Андерсена «Ангел». Своеобразие сказки.
Презентация...
Конспект урока внеклассного чтения на тему: « О, как много мне дано » по сказке Г.Х.Андерсена « Ромашка »
технологическая карта урока...
Материалы к уроку внеклассного чтения (5 класс). М. Пляцковский. Сказки о животных
В этом документе представлены материалы к уроку внеклассного чтения в 5 классе. Тема - произведения о животных. В файле находятся 2 сказки М. Пляцковского: "Тюлентяй" и "Умка хочет летать", иллюстраци...
Открытый урок внеклассного чтения. 8А класс. "Уроки жизни - уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".
quot;Уроки жизни- уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело"...
Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)
Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....
Урок внеклассного чтения "Нам бы про душу не забыть..." (целостный анализ сказки "Поделом нечестивцам" пинежского писателя Б.А. Кузнецова.
Урок внеклассного чтения "Нам бы про душу не забыть..." (целостный анализ сказки "Поделом нечестивцам" пинежского пи сателя Б.А. Кузнецова) в рамках проекта "Чтение с увлечени...