Конспект урока внеклассного чтения на тему: « О, как много мне дано » по сказке Г.Х.Андерсена « Ромашка »
план-конспект урока на тему
Предварительный просмотр:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Мотивация к деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне | Включение в деловой ритм | Подготовка класса к уроку | Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
2. Актуализация и пробное учебное действие («вызов») Цель: актуализация знаний учащихся, выявление самостоятельного круга чтения, необходимого для « открытия нового знания» | Выявляет уровень знаний, субъективный опыт учащихся, определяет типичные недостатки. Звучит музыка из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»- «Вальс цветов».Зачитываю текст.(см. приложение) 1.Фронтальный опрос. -Почему так старался сказочник, работая в своём саду? -Кого из удивительных сказочников вам напомнил садовник? Почему? (Предположения детей. В первую очередь вспоминается Г.Х. Андерсен. Он называл родной остров Фюн «садом всего Датского королевства») 2.Беседа об авторе и его произведениях. -Что вы знаете о Г.Х.Андерсене? - Какие произведения Г.Х.Андерсена вы читали? 3.Рождение сказок в душе автора. - Ребята, а как вы думаете, откуда же приходили сказки к Андерсену (В результате рассуждений появляется схема сказки: плод фантазии -перевод- из народных сказок- из жизни автора) | Отвечают на вопросы | Использование различных источников информации (Л) Подбор аргументов для подтверждения собственной позиции (М) |
3. Постановка темы урока Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы. | Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию. - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Андерсена и обратимся к его сказке «Ромашка». -Над чем призывает нас задуматься автор в этой сказке? -Ребята, важно ли для человека уметь радоваться жизни? -А важна ли свобода для человека? - Какими словами ромашки можно обозначить тему нашего урока, если мы говорим о свободе, о необходимости радоваться жизни и ценить её? -Итак, тему нашего урока можно обозначить так : «О, как много мне дано!» (проговорить еще раз, что именно дано) | Учащиеся высказывают свои предположения Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока, работают с текстом | Целеполагание ( Р) Постановка вопросов ( К) Самостоятельное формулирование цели (П) |
Постановка учебной задачи | -В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. Зоркими глазами Андерсен пристально всматривался в мир, замечая многое, ускользавшее от других. Видимо, так и появилась сказка, которую мы проанализируем. Нам предстоит разобраться в том, что же увидел автор? Что заметил? Что хотел пробудить в сердцах сказкой, которую придумал сам? | Ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла (М) Извлечение информации . осуществление мыслительных операций анализа и синтеза (П)
| |
4.«Осмысление содержания» 5. Работа с текстом | Учитель устанавливает осознанность восприятия. - Вы прочитали сказку. Что можете сказать об этой истории? ( Это очень грустная история) -Кто главный герой сказки? (Простой цветочек у канавы ) -Почему именно о ней написана сказка, а не о тех пышных и важных цветах? -Давайте обратимся к тексту и проанализируем его. -Какой вы увидели ромашку? (Она простой скромный цветок, её не заботило, что она такой простенький бедненький цветочек). -Нравилась ли ромашке её жизнь? Прочитайте, что она думает о себе, своих ощущениях в саду. (« Я ведь вижу и слышу всё! Солнышко меня ласкает, ветерок целует! Как я счастлива!») -Какими были другие садовые цветы?( Они были очень гордыми, считали себя лучше всех и не замечали маленькую простую ромашку). -Не показалось ли вам, что цветы в сказках Андерсена - это люди? -Какие слова и выражения из сказки подтверждают эту мысль? (« Важничали, раздували щёки, покраснели от досады») -А как она относилась к окружающим её цветам? (Она любовалась ими, радовалась за них, никогда никому не завидовала) -Как называется такой приём в литературе, когда неодушевленные предметы наделяются живыми качествами?(Олицетворение) -Как вы думаете, почему жаворонок спустился не к знатным цветам, а к скромной ромашке? Это было случайно? ( Нет, т.к ромашка-простой верный друг, открытая, жизнерадостная, добрая девочка с золотым сердечком) -Прочитайте, какая реакция на это была у других цветов.(Они завидовали ромашке, не понимали, как птичка прилетела к такому незаметному цветку) -А ромашке было жалко тюльпаны, которые срезала хозяйка. -Вы обратили внимание на противопоставление ромашки гордым и пышным садовым цветам? Обратите внимание на позицию автора. Вы ощущаете его присутствие? ( Да, в сказке всё время слышится голос писателя: он любуется ромашкой, восхищается её добрым сердцем, насмешливо относится в пионам) -Автор не просто наблюдает за происходящим, а даёт всему оценку. Поэтому сказка является литературной. -Когда судьба снова сводит ромашку с жаворонком? (это была печальная и последняя встреча. Жаворонок попадает в западню, ромашка хочет помочь птичке) Обратимся к тексту (Выразительное чтение по ролям отрывка от слов «Утром цветок опять расправил лепестки…») -О чем думает ромашка, очутившись в клетке с жаворонком? (Она думает не о себе, а о нём) - А другие цветы? ( Они были заняты собой, что ничего не заметили. Андерсен даже не стал писать о них) -Какова участь ромашки, жаворонка, садовых цветов в сказке? - Чья судьба более трагична? -Прочитайте последние два абзаца сказки. В чём поучительный смысл слов автора, описывающего горе мальчиков после смерти жаворонка? -Можем ли мы считать сказку пищей для ума? (Возникают мысли о мальчиках, которые погубили жаворонка, хочется посмотреть на себя со стороны, так ли я всё делаю, хочется защищать всё прекрасное вокруг) -Кто выбросил дерн на пыльную дорогу? (любой: может, мальчики, их родители, служанка) -А что случилось с ромашкой? (погибла) -Но у Андерсена мы не видим ее мертвой. Почему?( Он хотел дарить людям радость) -Какой вы запомнили ромашку? (Любящей! Она думает не о себе, а о жаворонке) -Не смотря ни на что у сказки светлый конец, ибо любовь всегда светла! | Анализируют. Делают выводы. Работают с словарной статьёй. Проявляют творческий потенциал. | Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство выдвижение гипотез и их обоснование П- моделирование Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) Устанавливают рабочие отношения. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие(К) Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Применяют методы информацион- го поиска (П) |
Закрепление: выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции | Подводит итог работы. Организует деятельность учащихся по первичному закреплению . -Вернёмся к теме нашего урока. Как вы думаете, почему ромашке и жаворонку было «многое дано»? - Что же хотел донести до нас автор? Что мы вынесли для себя из этой истории? (Андерсен хотел, чтобы ромашка была примером для всех, чтобы люди стремились быть добрыми, заботливыми, отзывчивыми, а не такими, как синьоры цветы, чтобы «ромашка была для каждого из нас светлым и чудесным миром благородства») | Обсуждают проблемный вопрос, связанный с темой урока. Учащиеся высказывают свои предположения | Оценивают достигнутый результат. Определяют последователь- ность промежуточных целей с учетом конечного результата (Р). Коррекция (Р) |
6. Рефлексия деятельности | Организует рефлексию - Заканчивается наш урок, и я попрошу вас написать на лепестках ромашки то главное, что вы увидели, почувствовали на уроке. Оцените свою работу. Сегодня на уроке мы… Материал урока был… Я узнал, что… Сказки Андерсена учат…. Мне захотелось… Я работал… | Оценивают урок, свою работу , работу одноклассников, составляют ромашку , подводя итоги . | Умение структурировать знания (П –общеучебные) Управление поведением (К) Умение выражать свои мысли (К) |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Давным-давно жил на свете один удивительный сказочник. Свои сказки он не придумывал, не записывал чернилами на бумажных полях. Нет… эти очень красивые сказки росли у него в саду. И каждое утро вставало солнце, и вода в колодце становилась легкой и розовой, старик брал лейку и поливал розовой водой Восхода свои пока ещё маленькие сказочки. А потом весь день, не разгибая спины, он вырывал злые колючки. И нельзя было иначе. Ведь если только одна колючка тронет красивую сказку, она вырастет колючей и злой. Но, а кому нужна красивая, но злая сказка? Вот потому так и старался сказочный садовник от самого восхода до самого захода солнца. А сказки росли, росли… пускали листочки, цвели нежными цветами. И однажды, созрев, они начинали шептать: «Пора, пора, мой добрый сказочник!» И тут сказочник открывал ворота своего сада и звал всех детей города собирать сказочный урожай. (О.Дриз)
2. Литература 5 класс. Поурочное планирование. Система уроков по учебнику В.Я. Коровиной. Издательство: Учитель, 2013.
3. Программа по литературе 5 класс. К УМК В.Я. Коровиной и др. ФГОС. Трунцева Т.М.М: ВАКО, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника.
Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника....
Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"
Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...
Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 5 классе по сказке В.М. Гаршина "Attalea princeps"
Конспект урока внеклассного чтения "Любовь к жизни" по сказке В.М. Гаршина "Attalea princeps"....
Конспект урока внеклассного чтения в 7 – ом классе специальной (коррекционной) школы по теме: "В гостях у сказки".
закрепление полученных на уроках знаний, умений и навыков; проверить знания текста, оценить знания учащихся;Коррекционно - развивающие:способствовать развитию познавательных возможностей учащихся, вни...
Конспект урока внеклассного чтения в 7 классе по приключенческой сказке Светланы Лавровой "Куда скачет петушиная лошадь?"
Цель урока: способствовать воспитанию чувства ответственности за будущее планеты, патриотизма, интернационализма, отзывчивости посредством знакомства с приключенческой сказкой Светланы Лавровой «...
План-конспект урока внеклассного чтения в 5 классе УРОК-ИГРА «Вспоминая сказки Андерсена»
Данныйурок внеклассногочтения расширитяет знания детей о сказках Г.Х. Андерсена, развивает интерес к его творчеству; воспитывает у учащихся чувство коллективизма, сплоченности, умени...
Конспект урока внеклассного чтения «Сказки народов мира»
Конспект урока внеклассного чтения «Сказки народов мира» (коррекционная школа)...