Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Буйды "Всё больше ангелов"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 10 классе
Урок основан на технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Тема урока: Юрий Буйда «Всё больше ангелов»
Тип урока: Получение новых знаний.
Метод обучения: Проблемно поисковый.
Технология обучения: технология развития критического мышления через чтение и письмо
Форма обучения: сочетание индивидуальной, групповой, коллективной
работы.
Цели урока:
1) посредством медленного чтения с остановками понять главную мысль рассказа;
2) дополнить знания учащихся о писателе:
3) воспитывать чувство уважения к родным людям;
4) воспитание уважительного, доброго, милосердного отношения к человеку.
Диагностические:
- Посредством медленного чтения с остановками понять главную мысль рассказа
- Продолжить знакомство учащихся с произведениями
современной литературы, в частности, с новым автором, Ю.
Буйдой и его рассказом «Всё больше ангелов».
- Закрепить знание литературоведческих терминов: система
образов, художественная деталь, проблема, идея,
литературная традиция.
- Формировать навыки анализа художественного текста.
Развивающие:
- Развитие мышления, речь.
- Развитие творческих способностей.
- Развитие самодеятельности, инициативности.
- Развитие надпредметных компетенций.
Обеспечение:
1. Тексты произведения Ю. Буйды «Всё больше ангелов».
2. Раздаточный материал: задания по группам.
Оборудование:
- выставка книг Юрия Буйды
- презентация в Power Point
- портрет писателя, рисунки учащихся, музыка.
На доске слова Ф.М. Достоевского (Эпиграф)
Эпиграф: « Господи! Почему это зол человек…
когда так хорошо, так прекрасно быть добрым»?
(Ф. М. Достоевский)
Словарная работа
1.Стефания от греч. Стефанос – венок, венец, корона, диадема.
2.Иван от греч. «милость Божья», «дар Бога».
3.Виктор( греч.) - победитель
4.Бумеранг – метательное орудие в виде изогнутой палки или серповидной планки, при искусном броске возвращающееся обратно к бросившему. Бумерангом вернуться к кому-нибудь (о чём-то опасном, нежелательном, обращающемся на самого того, от кого оно исходит)
5.1) Ангел - в религиозных представлениях: сверхъестественное существо, служитель бога и его посланец у людям 2) ласковое обращение к кому-нибудь
Ход урока:
1. Орг. момент.
2. Индуктор
(Звучит музыка Моцарта «Музыка Ангелов»)
Рассмотрите фотографии на слайдах. Какой общей темой они объединены?
Прочитайте высказывания (на слайде) о человеке, выберите то, что ближе. Выразительно прочитайте его.
Учитель: Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова Фрэ́нсиса Бэ́кона «Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта».
Учитель: Ребята, вспомните, были ли в вашей жизни случаи, когда чувство доброты помогло преодолеть трудности или помочь кому-либо?
Ученики вспоминают случаи, когда доброта помогала им в различных ситуациях. Например, они рассказывают о том, как взяли щенка, который был брошен на улице, и как он радовал всех в семье, как помогли своему другу, когда он был болен.
(Рассказы учеников позволяют создать естественную среду общения. Среду, способствующую эмоциональному восприятию текста.)
2. На доске запись «Юрий Буйда». Вопрос к учащимся: Что вы знаете об этом писателе?
Знал | ||
Хочу знать | ||
Узнал |
3. Краткая биографическая справка о писателе (выступает заранее подготовленный ученик)
Юрий Васильевич Буйда — русский писатель. Родился в 1954 году в поселке Знаменск Калининградской области в семье служащих. Окончил Калининградский университет в 1982 году. Работал журналистом. C 1991 года проживает в Москве, и с этого же года публикуется как прозаик. Дебют состоялся в 1991 году. Он сразу побил рекорд. Был напечатан во многих журналах, вышел сборник новелл «Русская невеста». Буйда – это не псевдоним, это фамилия. Проза Буйды свободна. Он создаёт мир, где герои бедны, убоги, но у них есть сила духа. Буйда – представитель постмодернизма (Я читаю и вижу, что я вижу). Он автор романа «Дон Домино» и книги «Прусская невеста» (1998), отмеченной малой премией им. Аполлона Григорьева и также входившей в шорт-лист Букеровской премии. Буйда был лауреатом журналов «Октябрь» (1992) и «Знамя» (1995, 1996). Его произведения переведены на немецкий, польский, финский, французский, японский языки. В настоящее время он работает редактором издательского дома «Коммерсантъ».
(сообщение учащегося)
Постмодернизм - (постмодерн; от лат. post — «после» и фр. moderne — «новейший», «современный») — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины 20 в. Самыми влиятельными писателями-постмодернистами признают Умберто Эко, Дона Делилло, Джулиана Барнса, Уильяма Гибсона, Вл.Набокова, Джона Фаулза, Милорада Павича, Тома Стоппарда. Русскими постмодернистами в той или иной степени являются Борис Акунин, Иосиф Бродский, Венедикт Ерофеев, Дмитрий Пригов, Григорий Остер, Виктор Пелевин, Саша Соколов, Владимир Сорокин, Татьяна Толстая.
(учащиеся заполняют таблицу) ( работа в парах)
4. Вступительное слово учителя перед чтением рассказа.
«У нас чижики так и мрут… - не живут в нашем воздухе, да и только», замечает Макар Девушкин в романе «Бедные люди» Вареньке Добросёловой. рассказывая об обитателях многолюдного дома. Дом, где не может выжить слабое, беззащитное существо – это метафорическое воплощение вселенного горя и модель «города-спрута», гроба, шкафа, Петербурга. Создавая образ трагического в будничном Ф.М.Достоевский достигает особенной остроты воздействия: бедняк, изгой, привыкший к бесконечному страданию, «покорен воле Господа», способен терпеть, понимать, встречать новый день с кротостью и сочувствием.
О Достоевском вспоминаешь сразу же, как только начинаешь читать рассказ Ю.Буйды «Всё больше ангелов». Он входит в цикл под общим названием «Слишком, чтоб было правдой». С одной стороны – абсурд, дикость, аномалия человеческой жизни поражают невозможностью реальности с другой – в обыденности, безумном распорядке существования обнаруживается трагическое несоответствие предназначения человека и его буквального воплощения – как у Достоевского. В этом мире нет и не может быть счастливых, единения душ, свободных от мирской суеты, а царствуют инстинкты; животное начало в скотоподобном облике и образе жизни главенствуют над всем, подавляя образ Божий в человеке. Таков мир в рассказе «Всё больше ангелов».
5. А сейчас мы будем читать текст с необычным названием.
6. Вопрос учащимся. В рассказе речь пойдёт… о каких ангелах…
(Учащиеся заполняют таблицу)
Почему рассказ так называется | Почему я так думаю | А как на самом деле? |
6. Прочтение текста с домысливанием.
- После смерти сына старуха Стефания осталась в доме с внуком Иваном
мужчиной молодым туго…(оксюмарон)
2) Старуха Стефания тотчас собрала пожитки в узел и убралась в…
3) Чтобы не сердиться на Иванову жену, которая говорила…
4) Подросший внук Витя однажды увидел…
5) Всё время только и…
6) Смотрю в неё и …
7) Витя с любопытством приник к отверстию…
8) Прошло двадцать пять лет. Виктор…
7. Напишите окончание рассказа
(Звучит музыка Моцарта, учащиеся пишут.)
8. Размышления о прочитанном
(Обращаемся к словарным словам)
1) Сравните рассказы Юрия Буйды «Фарфоровые ноги» и «Всё больше ангелов». Есть ли между ними сходство?
2) Какое отношение имеет слово «бумеранг» к рассказу «Всё больше ангелов»?
3) Почему Юрий Буйда ничего не говорит о жизни героини рассказа?
4) Юрий Буйда не случайно своей героине даёт имя Стефания. Известен образ великомученика прока Стефана, забитого камнями взбешённой толпой. Согласны ли вы с автором?
5) Н.В.Гоголь писал: «Страданием и горем нам определено добывать крупицы мудрости, не приобретаемой в книгах». Как вы поняли конец рассказа?
6) Прочитав и проанализировав рассказ, какие выводы вы можете сделать?
1.Любой человек, совершивший поступок, несёт за него ответственность не только перед людьми, но и перед собой.
2.Нравственность проявляется в поступке.
3.Поступай с человеком так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.
Итоги урока: Как поняли вы смысл рассказа? О чём он? Что хотел сказать автор?
Вывод: Сбылось предсказание Стефании, но только не в летах смысл изречённого: по мере испытанного, пережитого открылось утешение Виктору. Он уходил в сарайчик, садиться на тот же чурбачок и… долго-долго смотрел в дырочку «до боли и слёз в глазах, пока среди облаков не начинали мелькать крошечные и прозрачные ангелы. Вот оно, пришло блаженство, когда боль покинула измученное сердце и «душа становилась легче и как будто даже больше». Как часто мы говорим: «Душа успокоилась», «на душе легче стало», «душа очистилась»… Душа Виктора стала «легче», «больше», больше измученной, бренной, греховной плоти истерзанной физически и духовно. Но есть награда за кротость и смирение – увидеть в небе ангелов, «всё больше ангелов».
Домашнее задание: Написать эссе: «Прочитав рассказ Юрия Буйды «Всё больше ангелов», я поняла…»
Юрий Буйда «Всё больше ангелов»
После смерти вдового сына старуха Стефания осталась в доме с внуком Иваном, мужчиной молодым, туго…
Чтобы не сердить Иванову жену, которая говорила…
Подросший правнук Витя однажды увидел…
Всё время только и думала…
Смотрю в неё и…
Витя с любопытством приник к отверстию, но сколько ни таращился. Ничего, кроме…
Прошло двадцать пять лет…
(слайд № 1 – 3)
Слайд №4 - 5
Слайд № 6
Слайд № 7 -11
(слайд №12 – 15)
Слайд №16
Слайд №20
Слайд № 21
Слайд № 17 - 19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"
Урок знакомит учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявиляет отношение писателя к расхищению башкирских земель и симпатии к башкирам как к народу, имею...
"Что нужно человеку для счастья?" Урок внеклассного чтения по рассказу Рэя Бредбери "Каникулы". 8 класс
Урок внеклассного чтения посвящен рассказу Р.Бредбери "Каникулы"....
"Человек и история" Урок внеклассного чтения по рассказу В.Набокова "Посещение музея" в 10 классе
Урок построен в технологии РКМЧП. Основной прием - "Инсерт"...
Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе
Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...
Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова "Лебеда"
Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова «Лебеда» в 8-ом классе. Цели урока:обучающая: знакомство школьников с биографией и творчеством В.В.Набокова, комментиров...
Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева "Человек и природа"
Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева в 6 классе на экологическую тему...
Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка". Тема урока:"Я поведаю вам свою боль..."
Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" помогает учителю пробудить интерес к чтению. Ранее я опубликовала презентацию к нему. Этот урок я проводила на районном семина...