Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Буйды "Всё больше ангелов"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Максимова Лариса Владимировна

Урок внеклассного чтения в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_10_klasse.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе

Урок основан на технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Тема урока: Юрий Буйда «Всё больше ангелов»

Тип урока: Получение новых знаний.

Метод обучения: Проблемно поисковый.

Технология обучения: технология развития критического мышления через чтение и письмо

Форма обучения: сочетание индивидуальной, групповой, коллективной

работы.

Цели урока: 

1) посредством медленного чтения с остановками понять главную мысль рассказа;

2) дополнить знания учащихся о писателе:

3) воспитывать чувство уважения к родным людям;

4) воспитание уважительного, доброго, милосердного отношения к человеку.

 Диагностические:

- Посредством медленного чтения с остановками понять главную мысль рассказа

- Продолжить знакомство учащихся с произведениями

современной литературы, в частности, с новым автором, Ю.

Буйдой и его рассказом «Всё больше ангелов».

- Закрепить знание литературоведческих терминов: система

образов, художественная деталь, проблема, идея,

литературная традиция.

- Формировать навыки анализа художественного текста.

Развивающие:

- Развитие мышления, речь.

- Развитие творческих способностей.

- Развитие самодеятельности, инициативности.

- Развитие надпредметных компетенций.

Обеспечение:

1. Тексты произведения Ю. Буйды «Всё больше ангелов».

2. Раздаточный материал: задания по группам.

Оборудование:

  1. выставка книг Юрия Буйды
  2. презентация в Power Point
  3. портрет писателя, рисунки учащихся, музыка.

На доске слова Ф.М. Достоевского (Эпиграф)

Эпиграф: « Господи! Почему это зол человек…

когда так хорошо, так прекрасно быть добрым»?

(Ф. М. Достоевский)

 Словарная работа

1.Стефания от греч. Стефанос – венок, венец, корона, диадема.

2.Иван от греч.  «милость Божья», «дар Бога».

3.Виктор( греч.) - победитель

4.Бумеранг – метательное орудие в виде изогнутой палки или серповидной планки, при искусном броске возвращающееся обратно к бросившему. Бумерангом вернуться к кому-нибудь (о чём-то опасном, нежелательном, обращающемся на самого того, от кого оно исходит)

5.1) Ангел - в религиозных представлениях: сверхъестественное существо, служитель бога и его посланец у людям 2) ласковое обращение к кому-нибудь

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Индуктор

(Звучит музыка Моцарта «Музыка Ангелов»)

        Рассмотрите фотографии на слайдах. Какой общей темой они объединены?

        Прочитайте высказывания (на слайде) о человеке, выберите то, что ближе. Выразительно прочитайте его.

        Учитель: Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова Фрэ́нсиса Бэ́кона «Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта».

Учитель: Ребята, вспомните, были ли в вашей жизни случаи, когда чувство доброты помогло преодолеть трудности или помочь кому-либо?

        Ученики вспоминают случаи, когда доброта помогала им в различных ситуациях. Например, они рассказывают о том, как взяли щенка, который был брошен на улице, и как он радовал всех в семье, как помогли своему другу, когда он был болен.

(Рассказы учеников позволяют создать естественную среду общения. Среду, способствующую эмоциональному восприятию текста.)

2. На доске запись «Юрий Буйда». Вопрос к учащимся: Что вы знаете об этом писателе?

Знал


Хочу знать

Узнал


3. Краткая биографическая справка о писателе (выступает заранее подготовленный ученик)

        Юрий Васильевич Буйда — русский писатель. Родился в 1954 году в поселке Знаменск Калининградской области в семье служащих. Окончил Калининградский университет в 1982 году. Работал журналистом. C 1991 года проживает в Москве, и с этого же года публикуется как прозаик. Дебют состоялся в 1991 году. Он сразу побил рекорд. Был напечатан во многих журналах, вышел  сборник новелл «Русская невеста». Буйда – это не псевдоним, это фамилия. Проза Буйды свободна. Он создаёт мир, где герои бедны, убоги, но у  них есть сила духа. Буйда – представитель постмодернизма (Я читаю и вижу, что я вижу). Он автор романа «Дон Домино» и книги «Прусская невеста» (1998), отмеченной малой премией им. Аполлона Григорьева и также входившей в шорт-лист Букеровской премии. Буйда был лауреатом журналов «Октябрь» (1992) и «Знамя» (1995, 1996). Его произведения переведены на немецкий, польский, финский, французский, японский языки. В настоящее время он работает редактором издательского дома «Коммерсантъ».

 (сообщение учащегося)

        Постмодернизм - (постмодерн; от лат. post — «после» и фр. moderne — «новейший», «современный») — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины 20 в. Самыми влиятельными писателями-постмодернистами признают Умберто Эко, Дона Делилло, Джулиана Барнса, Уильяма Гибсона, Вл.Набокова, Джона Фаулза, Милорада Павича, Тома Стоппарда. Русскими постмодернистами в той или иной степени являются Борис Акунин, Иосиф Бродский, Венедикт Ерофеев, Дмитрий Пригов, Григорий Остер, Виктор Пелевин, Саша Соколов, Владимир Сорокин, Татьяна Толстая.

(учащиеся заполняют таблицу) ( работа в парах)

4. Вступительное слово учителя перед чтением рассказа.

         «У нас чижики так и мрут… - не живут в нашем воздухе, да и только», замечает Макар Девушкин в романе «Бедные люди» Вареньке Добросёловой. рассказывая об обитателях многолюдного дома. Дом, где не может выжить слабое, беззащитное существо – это метафорическое воплощение вселенного горя и модель «города-спрута», гроба, шкафа, Петербурга. Создавая образ трагического в будничном Ф.М.Достоевский достигает особенной остроты воздействия: бедняк, изгой, привыкший к бесконечному страданию, «покорен воле Господа», способен терпеть, понимать, встречать новый день с кротостью и сочувствием.

        О Достоевском вспоминаешь сразу же, как только начинаешь читать рассказ Ю.Буйды «Всё больше ангелов». Он входит в цикл под общим названием «Слишком, чтоб было правдой». С одной стороны – абсурд,  дикость, аномалия человеческой жизни поражают невозможностью реальности с другой – в обыденности, безумном распорядке существования обнаруживается трагическое несоответствие    предназначения человека и его буквального воплощения – как у Достоевского. В этом мире нет и не может быть счастливых, единения душ, свободных от мирской суеты, а царствуют инстинкты; животное начало в скотоподобном облике и образе жизни главенствуют над всем, подавляя образ Божий в человеке. Таков мир в рассказе «Всё больше ангелов».

5. А сейчас мы будем читать текст с необычным названием.

6. Вопрос учащимся. В рассказе речь пойдёт… о каких ангелах…

(Учащиеся заполняют таблицу)

Почему рассказ так называется

Почему я так думаю

А как на самом деле?



6. Прочтение текста с домысливанием.

  1. После смерти сына старуха Стефания осталась в доме с внуком Иваном
    мужчиной молодым туго
    …(оксюмарон)

2)  Старуха Стефания тотчас собрала пожитки в узел и убралась в…

3)  Чтобы не сердиться на Иванову жену, которая говорила…

4)  Подросший внук Витя однажды увидел…

5)  Всё время только и…

6)   Смотрю в неё и …

7)  Витя с любопытством приник к отверстию…

8)  Прошло двадцать пять лет. Виктор…

7. Напишите окончание рассказа

(Звучит музыка Моцарта, учащиеся пишут.)

8. Размышления о прочитанном

(Обращаемся к словарным словам)

1) Сравните рассказы Юрия Буйды «Фарфоровые ноги» и «Всё больше ангелов». Есть ли между ними сходство?

2) Какое отношение имеет слово «бумеранг» к рассказу «Всё больше ангелов»?

3) Почему Юрий Буйда ничего не говорит о жизни героини рассказа?

4) Юрий Буйда не случайно своей героине даёт имя Стефания. Известен образ великомученика прока Стефана, забитого камнями взбешённой толпой. Согласны ли вы с автором?

5) Н.В.Гоголь писал: «Страданием и горем нам определено добывать крупицы мудрости, не приобретаемой в книгах». Как вы поняли конец рассказа?

6) Прочитав и проанализировав рассказ, какие выводы вы можете сделать?

1.Любой человек, совершивший поступок, несёт за него ответственность не только перед людьми, но и перед собой.

2.Нравственность проявляется в поступке.

3.Поступай с человеком так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.

Итоги урока: Как поняли вы смысл рассказа? О чём он? Что хотел сказать автор?

        Вывод: Сбылось предсказание Стефании, но только не в летах смысл изречённого: по мере испытанного, пережитого открылось утешение Виктору. Он уходил в сарайчик, садиться на тот же чурбачок и… долго-долго смотрел в дырочку «до боли и слёз в глазах, пока среди облаков не начинали мелькать крошечные и прозрачные ангелы. Вот оно, пришло блаженство, когда боль покинула измученное сердце и «душа становилась легче и как будто даже больше». Как часто мы говорим: «Душа успокоилась», «на душе легче стало», «душа очистилась»… Душа Виктора стала «легче», «больше», больше измученной, бренной, греховной плоти истерзанной физически и духовно. Но есть награда за кротость и смирение – увидеть в небе ангелов, «всё больше ангелов».

Домашнее задание: Написать эссе: «Прочитав рассказ Юрия Буйды «Всё больше ангелов», я поняла…»

Юрий Буйда «Всё больше ангелов»

После смерти вдового сына старуха Стефания осталась в доме с внуком Иваном, мужчиной молодым, туго…

Чтобы не сердить Иванову жену, которая говорила…

Подросший правнук Витя однажды увидел…

Всё время только и думала…

Смотрю в неё и…

Витя с любопытством приник к отверстию, но сколько ни таращился. Ничего, кроме…

Прошло двадцать пять лет…

(слайд № 1 – 3)

Слайд №4 - 5

Слайд № 6

Слайд № 7 -11

(слайд №12 – 15)

Слайд №16

Слайд №20

Слайд № 21

Слайд № 17 - 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"

Урок знакомит учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявиляет отношение писателя к расхищению башкирских земель и симпатии к башкирам как к народу, имею...

Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе

Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...

Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова "Лебеда"

Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова «Лебеда» в 8-ом классе.    Цели урока:обучающая: знакомство школьников с биографией и творчеством В.В.Набокова, комментиров...

Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева "Человек и природа"

Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева в 6 классе на экологическую тему...

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка". Тема урока:"Я поведаю вам свою боль..."

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" помогает учителю пробудить интерес к чтению. Ранее я опубликовала презентацию к нему. Этот урок я проводила на районном семина...