Урок внеклассного чтения "Нам бы про душу не забыть..." (целостный анализ сказки "Поделом нечестивцам" пинежского писателя Б.А. Кузнецова.
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Урок внеклассного чтения "Нам бы про душу не забыть..." (целостный анализ сказки "Поделом нечестивцам" пинежского пи сателя Б.А. Кузнецова) в рамках проекта "Чтение с увлечением" для обучающихся 6, 8 классов. Цель урока: провести целостный анализ сказки. Материал урока поможет учащимся задуматься над проблемой брошенных детей, над тем, как выйти человеку из трудной ситуации, поможет осознать необходимость честной жизни, когда человек живет в ладу со своей совестью и не приемлет лжи и обмана, корысти и зависти.
Использование методов, приемов обучения: - эвристический (поиск учащимися ответов на проблемные вопросы), - частично-поисковый (поиск небольшой информации в тексте), - исследовательский (групповая работа, самостоятельная умственная активность учащихся), - диалогический (беседа), - наглядный (презентация, видео).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_nam_by_pro_dushu_ne_zabyt_dokument_microsoft_word.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Пономарева Виктория Анатольевна,
учитель высшей категории
МБОУ «ЛГ №27» г. Северодвинска;
Акуловская Нина Александровна,
учитель высшей категории
МБОУ «ЛГ №27» г. Северодвинска
Конспект урока внеклассного чтения
«Нам бы про душу не забыть…»
(6, 8 класс)
ЭТАПЫ УРОКА | ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ, УЧАЩИХСЯ | УУД (на различных этапах урока) |
Тема | «Нам бы про душу не забыть…» (целостный анализ сказки «Поделом нечестивцам» пинежского писателя Бориса Алексеевича Кузнецова) | |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний | |
В процессе выстраивания работы с учащимися по теме урока планируется формирование следующих УУД | Самоопределение, смыслообразование | Личностные |
Логические – анализ объектов с целью выделения признаков, формулирование проблемы; общеучебные – формулирование темы, познавательной цели, моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательств, выдвижение гипотез и их обоснование; умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. | Познавательные | |
Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция; выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Регулятивные | |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. | Коммуникативные | |
Цель урока | Анализ сказки «Поделом нечестивцам» пинежского современного писателя Бориса Алексеевича Кузнецова. | |
Задачи урока |
| |
Метод обучения | Частично-поисковый | |
Формы организации учебной деятельности | Индивидуальная, групповая, фронтальная. | |
Формы контроля | Самопроверка, взаимопроверка | |
Средства обучения |
4. Интерактивная доска | |
1. Организа- ционный момент. Мотивация учебной деятельности Целевая установка. | Включение в деловой ритм. Знакомство с краем (Пинежье) - Мы отправляемся на Пинежье. Этот край находится на северо-востоке области. Слайд 1 КАРТА - Очень красиво рассказала о нем в своем стихотворении «Пинежье» Наталья Попова. Слайды 2-9 (Звучит стихотворение Натальи Поповой «Пинежье» в исполнении ученицы 6 А класса Сидоровой Ульяны) оценка (повторить последнюю строчку о людях.. Люди дружны и душевны Делают много добра…) Слайды 10-16 - Главное богатство края – люди. Пинежье – это родина Иоанна Кроншдатского, Федора Александровича Абрамова, Марии Дмитриевны Кривополеновой и Ангелины Евдокимовны Суховерховой, Антонины Прокопьевны Поповой, Натальи Федоровны Поповой, Андрея Александровича Щепоткина и Бориса Алексеевича Кузнецова. Слайд 17 (фото «Литературное Пинежье») - И каждый из них в своих произведениях говорит о человеке и его душе. Ведь главное в жизни – про дущу не забыть - Поэтому ТЕМА УРОКА звучит так: «Нам бы про душу не забыть…» Слайд 18 - Это тема нашего урока, а точнее – ее часть, чуть позже вы ее дополните. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Биография Бориса Алексеевича Кузнецова. Слайды 19-22 И об одном из этих талантливых людей мы и поведем речь сегодня. Это Борис Алексеевич Кузнецов. Он родился 11 июня 1935 года в деревне Шардомень Пинежского района. Более подробно о нем расскажет ученица 6В класса Пиличева Виталия (звучит стихотворение «Речка Пинега» (автор Н.А. Акуловская) оценка Слайд 23 - Борис Алексеевич Кузнецов является автором нескольких книг: «У норьи на Пинежье», «Не всяк с уменьем – всяк с ученьем», «Пинежские миниатюры», «Сказки деда Бориса». - Что вы знаете о сказке как жанре? (Волшебные, о животных, бытовые; литературные, авторские и народные…) Слайд 24 - Сегодня мы обратимся к сказке «Поделом нечестивцам», которая входит в сборник «Сказки деда Бориса» (показать книгу) - Сформулируйте ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УРОКА. - Сформулируйте 2 часть темы урока. О чем будем говорить сегодня? Слайд 25 | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. |
ЗАКРЫТОЙ ШТОРКОЙ Интер. доску! | ||
3. Постановка учебной задачи формули- рование темы В группах работа по ….. | Знакомство со сказкой. - Все ли слова понятны? Подчеркните в тексте непонятные слова (тексты на столах). Вячеслав Полагушин читает сказку «Поделом нечестивцам» - Подумайте, какое впечатление произвела сказка? Какие мысли родились? Какие слова вам были непонятны? Слайд 26 (со словами) - Мы проведем целостный анализ сказки. - Работа в группах – работа на один общий положительный результат. На работу в группах - 5 минут. Ответственные объективно оценивают то, как работает группа, в конце урока все получат оценку. (Накопительный балл…) Задания распечатаны на цветных листах МУЗЫКА (фоном…) 1 группа Вязанкиной Лизы (Виты Пиличевой). Определить тему. Каков мотив (на чем основываются действия главных героев?) Сколько сюжетных линий в сказке? 2 группа Смиронова Тимура (Ульяны Сидоровой). Представьте, опишите, дайте характеристику главных и второстепенных героев сказки (с применением цитирования). 3 группа Корельской Светланы (Гмыриной Марии). Представьте композицию сказки. Найдите элементы фольклора. Где происходит действие? Какие элементы быта вы наблюдаете в сказке? 4 группа Марии Бериловой. Нарисовать или дать словесную иллюстрацию к 2-3 эпизодам. 5 группа Угрюмовой Лидии (Чекаловой Алины). Что можете сказать о языке сказки? Об изобразительно-выразительных средствах? Для чего автор использует диалектные слова? ВИДЕО (Борис Алексеевич Кузнецов: «..без диалектных слов – все неправда..») 6 группа Пигиной Эльвиры (Воробьевой Анастасии). Докажите, что это авторская сказка. 7 группа Елисея Гуляева. Каково авторское отношение к героям, событиям. В чем заключена идея (основная мысль) сказки? Что отражено в названии? | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; познавательные: общеучебные – формулирование темы, познавательной цели; построение логической цепи рассуждений, доказательств, выдвижение гипотез и их обоснование логические - формулирование проблемы; регулятивные: планирование, прогнозирование. |
ФИЗМИНУТКА | ||
ОТКРЫТЬ ШТОРКУ НА Интер. доске. | ||
4. Закрепление материала | Выступления групп… Защита… 2-3 минуты на группу Слайд 26 (итоги работы группы 1) Слайд 27 (итоги работы группы 2) Слайд 28 (итоги работы группы 3) (итоги работы группы 4) – рисунки на доску! Слайд 29 (итоги работы группы 5) + ВИДЕО Слайд 30 (итоги работы группы 6) Слайд 31 (итоги работы группы 7) - Какова мораль сказки? Актуальна ли сказка сегодня? Нужны ли такие сказки сегодня? Почему?А что думает сам автор? Слайд 32 + ВИДЕО (из беседы учителя с автором) | Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; регулятивные: контроль, оценка, коррекция; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
5. Домашнее задание | Слайд 33 На выбор: 1. Написать письмо автору (мы его обязательно передадим!). 2. Сочинить сказку. 3.Нарисовать рисунок к сказке «Поделом нечестивцам». Назвать оценки за урок (за 2 стиха, чтение сказки…) | |
6. Подведение итогов. | - Какие задачи ставили на уроке? Справились с ними? Соотнесите цель, результаты и вы сможете осуществить самооценку собственной учебной деятельности. Слайд 34 - Таким образом, как бы мы ни жили, что бы ни происходило вокруг, надо помнить заповедь известного русского писателя Василия Макаровича Шукшина: «Нам бы про душу не забыть, нам бы чуть добрее быть, нам бы с нашими скоростями не забыть, что люди мы». РЕФЛЕКСИЯ Слайд 35 - Ответьте на 1 из вопросов: 1. Как, по мысли Б.А. Кузнецова, нельзя жить? 2. Какие жизненные принципы Б.А. Кузнецов не принимал? 3. Против каких нравственных пороков Б.А. Кузнецов восставал? | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. |
Цель достигнута – сказка проанализирована («продукт»).
Урок завершает Абрамов Роман чтением басни собственного сочинения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения "Я душу посвятил народу своему"к 90-летию со дня рождения Д.Н.Кугультинова
Урок посвящен 90-летию со дня рождения народного поэта Калмыкии Д.Н.Кугультинова.Сопровождается электронной презентацией.Применяются здоровьесберегающие технологии....
Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)
Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)...
Открытый урок (элективный курс 10 класс) Тема: Сравнительный анализ творческой индивидуальности писателей И.С. Тургенева и И.А. Гончарова
Сравнение творческий индивидуальности писатетей М.С. Тургенева и И.А. Гончарова...
Урок литературы в 6 классе "Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа "Радость". Урок внеклассного чтения.
Одна из основных целей урока - обобщить и систематизировать знания об особенностях стиля пистеля. Учащиеся закрепляют знания о таких понятиях, как "юмор" и "сатира". Обучающие...
Конспект урока: Юношеский максимализм, самоуверенность или смирение и почитание… (по очерку С. Т. Аксакова «Буран» и рассказам современных православных писателей ) Урока внеклассного чтения в 8 классе
Творчество С.Т. Аксакова как примеры образов для писателей 19 -20 в....
Анализ текстов зауральских писателей как формирование речевой культуры обучающихся на уроках литературного краеведения.
Статья. "Анализ текстов зауральских писателей как формирование речевой культуры обучающихся на уроках литературного краеведения."...
Урок внеклассного чтения в 11 классе "Муза и гений." (Анализ стихотворения Поль Элюара «Прекрасная и похожая»)
Урок рассчитан на 2 часа. Урок знакомит выпускников с творчеством сюрреалистов, осуществляет метапредметные связи через музыку, живопись, литературу;формирует метапредметные понятия: муза и гени...