Материалы к уроку внеклассного чтения (5 класс). М. Пляцковский. Сказки о животных
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
В этом документе представлены материалы к уроку внеклассного чтения в 5 классе. Тема - произведения о животных. В файле находятся 2 сказки М. Пляцковского: "Тюлентяй" и "Умка хочет летать", иллюстрации из сборника, а также вопросы, направленные на работу с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_zhivotnyh._teksty_voprosy._plyatskovskiy_m.s.docx | 30.55 КБ |
Предварительный просмотр:
М.С. Пляцковский. Тюлентяй
Тюлентяй — это тюлень. Он в стране Тюлений живёт. Далеко-далеко на Севере, где голубые ледяные горы по студёному океану плавают, где холодная пурга свистит свою протяжную песню, где от снега вся земля белая-пребелая.
Тюлентяй не злой. Не кусается. Никого не обижает. Только очень ленивый. Такой ленивый, что об этом стоит рассказать.
Ныряют его друзья в воде, рыбу ловят, а Тюлентяй лежит на льдине, не шевелится даже. Откроет пасть и ждёт, чтобы рыба сама в неё прыгнула.
— Эй, Тюлентяй! — кричат тюлени. — Хватит спать! Ты так всю рыбу проспишь!
— Не просплю! — отвечает Тюлентяй. Зевнёт, на другой бок повернётся и продолжает дремать.
Однажды с ним такая история случилась. Пригласили Тюлентяя на именины. Все гости собрались. Только его нет.
— Опять проспал, наверно... — решила именинница. Тут один маленький тюленёнок пришлёпал и пищит:
— Льдину в океан унесло! Льдину в океан унесло! — Какую льдину? — всполошились тюлени. — Ту самую, на которой Тюлентяй спит! Поспешили тюлени на помощь. Но льдины и след
простыл. Ни льдины, ни Тюлентяя. — Жалко беднягу, — сказал старый-престарый тюлень. — Хотя он и лодырь порядочный, а жалко всё-таки!
Но через полгода льдину снова к берегу прибило. Смотрят тюлени, глазам не верят: лежит на боку Тю-лентяй и посапывает как ни в чём не бывало. Даже усом не ведёт.
— Здравствуй, Тюлентяй! С возвращением! — закричали наперебой тюлени.
Тюлентяй только зевнул разочек и пробурчал сонно:
— Не ме... шай... те спать...
Вот какой лентяй Тюлентяй! Даже за полгода не выспался!
Вопросы к тексту:
- Кто такой Тюлентяй? Расскажите о нем.
- Похож ли Тюлентяй на человека? Обоснуйте свой ответ.
- Как вы относитесь к качествам его характера? Похож ли он чем-то на вас?
- Назовите жанр этого произведения (роман, рассказ, поэма, сказка, лирическое стихотворение, баллада)
- В чем мораль этого произведения? (что хотел донести до читателя автор)
М. С. Пляцковский. Умка хочет летать
Маленький Умка - белый медвежонок - сказал маме:
- Я хочу летать.
- А ты попробуй, - ответила Большая Медведица. - Может, у тебя и получится.
- Но я же не умею, - вздохнул Умка. Большая Медведица ласково потрепала сынка за ухо и показала на гагар, сидящих на скале.
- Смотри, как летают птицы. У них это получается. А я пойду рыбу ловить. Ушла Большая Медведица, а Маленький Умка остался один и стал наблюдать за гагарами.
Гагары сидели. Гагары кричали. Гагары летали над медвежонком. А он провожал их грустным взглядом, задрав к небу свою остроно- сую мордочку.«Наверно, можно взлететь... с разбегу», - решил Умка.
Он быстро-быстро засеменил лапами по снегу, но вместо того чтобы взлететь, перекувыркнулся столько раз, что у него даже голова закружилась.
«Нет, что-то не то», - подумал Умка, встал, отряхнулся от снега и заковылял к той самой скале, на которой гагары шумели.
«Попробую лучше со скалы взлететь, как эти самые гагары. Со скалы-то каждый полетит?» - расхрабрился Умка.
Кое-как удалось медвежонку вскарабкаться на скалу. Закрыл он от страха глаза, замахал лапами и... прыгнул. Хорошо еще, что угодил Умка прямо в сугроб и не очень ушибся. Выбрался он из сугроба и ворчит:
- С этой скалы можно полететь... только на землю!.. А я хочу - в небо? Постоял Умка, постоял.
Постоял Умка, постоял. За ухом лапой почесал и говорит сам себе:
- Эти птицы, видно, потому летают, что у них есть крылья. Подожду, когда у меня вырастут. А пока пойду поучусь у мамы рыбу ловить.
Вопросы к тексту:
- Кто такой Умка? Расскажите о нем.
- Похож ли Умка на человека? Обоснуйте.
- Как вы относитесь к качествам его характера? Похож ли он чем-то на вас?
- Назовите жанр этого произведения (роман, рассказ, поэма, сказка, лирическое стихотворение, баллада)
- В чем мораль этого произведения? (что хотел донести до читателя автор)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс
Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...
Презентация в уроку внеклассного чтения "Сходства и отличия народной сказки и авторской на примере сказа П.Бажова"Серебряное копытце"
В презентации представлены иллюстрированные этапы урока: повторение жанров УНТ; подготовка к восприятию-знакомство с биографией П.Бажова; работа над содержанием текста; работа с иллюстрациями; сравнен...
Урок внеклассного чтения «Начало всех начал» по сказкам А.С. Пушкина. (5 класс)
Цель: систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках А.С. ...
Методическая разработка урока внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки…» ( по сказкам А.С.Пушкина)
Показать учащимся (на примере сказок А. Пушкина) прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"....
Открытый урок внеклассного чтения. 8А класс. "Уроки жизни - уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".
quot;Уроки жизни- уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело"...
Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)
Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....
Урок внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки!» по сказкам А. С. Пушкина.
Цели:1. Образовательные:закрепить знания сказок А.С. Пушкина;совершенствовать навык беглого, выразительного, осознанного чтения;обогащать словарный запас. 2. Коррекционно - развивающие:коррекция ...