Материалы к уроку внеклассного чтения (5 класс). М. Пляцковский. Сказки о животных
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Кочегарова Елена Соломоновна

В этом документе представлены материалы к уроку внеклассного чтения в 5 классе. Тема - произведения о животных. В файле находятся 2 сказки М. Пляцковского: "Тюлентяй" и "Умка хочет летать", иллюстрации из сборника, а также вопросы, направленные на работу с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_zhivotnyh._teksty_voprosy._plyatskovskiy_m.s.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

М.С. Пляцковский. Тюлентяй

ленивый тюлень

Тюлентяй — это тюлень. Он в стране Тюлений живёт. Далеко-далеко на Севере, где голубые ледяные горы по студёному океану плавают, где холодная пурга свистит свою протяжную песню, где от снега вся земля белая-пребелая.
Тюлентяй не злой. Не кусается. Никого не обижает. Только очень ленивый. Такой ленивый, что об этом стоит рассказать.
Ныряют его друзья в воде, рыбу ловят, а Тюлентяй лежит на льдине, не шевелится даже. Откроет пасть и ждёт, чтобы рыба сама в неё прыгнула.

—   Эй, Тюлентяй! — кричат тюлени. — Хватит спать! Ты так всю рыбу проспишь!
—   Не просплю! — отвечает Тюлентяй. Зевнёт, на другой бок повернётся и продолжает дремать.
Однажды с ним такая история случилась. Пригласили Тюлентяя на именины. Все гости собрались. Только его нет.
—  Опять проспал, наверно... — решила именинница. Тут один маленький тюленёнок пришлёпал и пищит:
— Льдину в океан унесло! Льдину в океан унесло! — Какую льдину? — всполошились тюлени. — Ту самую, на которой Тюлентяй спит! Поспешили тюлени на помощь. Но льдины и след
простыл. Ни льдины, ни Тюлентяя. —  Жалко беднягу, — сказал старый-престарый тюлень. — Хотя он и лодырь порядочный, а жалко всё-таки!
Но через полгода льдину снова к берегу прибило. Смотрят тюлени, глазам не верят: лежит на боку Тю-лентяй и посапывает как ни в чём не бывало. Даже усом не ведёт.
—  Здравствуй, Тюлентяй! С возвращением! — закричали наперебой тюлени.
Тюлентяй только зевнул разочек и пробурчал сонно:
—  Не ме... шай... те спать...
Вот какой лентяй Тюлентяй! Даже за полгода не выспался!

Вопросы к тексту:

  1. Кто такой Тюлентяй? Расскажите о нем.
  2. Похож ли Тюлентяй на человека? Обоснуйте свой ответ.
  3. Как вы относитесь к качествам его характера? Похож ли он чем-то на вас?
  4. Назовите жанр этого произведения (роман, рассказ, поэма, сказка, лирическое стихотворение, баллада)
  5. В чем мораль этого произведения? (что хотел донести до читателя автор)

М. С. Пляцковский. Умка хочет летать

http://www.tirnet.ru/sites/default/files/soviet_tales/umka2.jpg

Маленький Умка - белый медвежонок - сказал маме:

- Я хочу летать.

- А ты попробуй, - ответила Большая Медведица. - Может, у тебя и получится.

- Но я же не умею, - вздохнул Умка. Большая Медведица ласково потрепала сынка за ухо и показала на гагар, сидящих на скале.

- Смотри, как летают птицы. У них это получается. А я пойду рыбу ловить. Ушла Большая Медведица, а Маленький Умка остался один и стал наблюдать за гагарами.

Гагары сидели. Гагары кричали. Гагары летали над медвежонком. А он провожал их грустным взглядом, задрав к небу свою остроно- сую мордочку.«Наверно, можно взлететь... с разбегу», - решил Умка.

Он быстро-быстро засеменил лапами по снегу, но вместо того чтобы взлететь, перекувыркнулся столько раз, что у него даже голова закружилась.

«Нет, что-то не то», - подумал Умка, встал, отряхнулся от снега и заковылял к той самой скале, на которой гагары шумели.

«Попробую лучше со скалы взлететь, как эти самые гагары. Со скалы-то каждый полетит?» - расхрабрился Умка.

Кое-как удалось медвежонку вскарабкаться на скалу. Закрыл он от страха глаза, замахал лапами и... прыгнул. Хорошо еще, что угодил Умка прямо в сугроб и не очень ушибся. Выбрался он из сугроба и ворчит:

- С этой скалы можно полететь... только на землю!.. А я хочу - в небо? Постоял Умка, постоял.

Постоял Умка, постоял. За ухом лапой почесал и говорит сам себе:

- Эти птицы, видно, потому летают, что у них есть крылья. Подожду, когда у меня вырастут. А пока пойду поучусь у мамы рыбу ловить.

Вопросы к тексту:

  1. Кто такой Умка? Расскажите о нем.
  2. Похож ли Умка на человека? Обоснуйте.
  3. Как вы относитесь к качествам его характера? Похож ли он чем-то на вас?
  4. Назовите жанр этого произведения (роман, рассказ, поэма, сказка, лирическое стихотворение, баллада)
  5. В чем мораль этого произведения? (что хотел донести до читателя автор)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс

Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...

Презентация в уроку внеклассного чтения "Сходства и отличия народной сказки и авторской на примере сказа П.Бажова"Серебряное копытце"

В презентации представлены иллюстрированные этапы урока: повторение жанров УНТ; подготовка к восприятию-знакомство с биографией П.Бажова; работа над содержанием текста; работа с иллюстрациями; сравнен...

Урок внеклассного чтения «Начало всех начал» по сказкам А.С. Пушкина. (5 класс)

Цель: систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках А.С. ...

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки…» ( по сказкам А.С.Пушкина)

Показать  учащимся (на примере сказок А. Пушкина) прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"....

Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)

Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....

Урок внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки!» по сказкам А. С. Пушкина.

Цели:1. Образовательные:закрепить знания сказок А.С. Пушкина;совершенствовать навык беглого, выразительного, осознанного чтения;обогащать словарный запас. 2. Коррекционно - развивающие:коррекция ...