Сцены из комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль" для постановки семиклассниками на "Театральных подмостках"
материал по литературе (7 класс) по теме
Сцены, выбранные из комедии Д.И.Фонвизина, предназначены для постановки на сцени семиклассниками в рамках традиционного школьного праздника "Театральные подмостки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stseny_iz_komedii_nedorosl.docx | 28.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Сцены из комедии Дениса Ивановича
Фонвизина «Недоросль»
Сцена 1
Мать. Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребенку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.
Нянька Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.
Мать. Так тебе жаль шестой?
Нянька. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.
Мать. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?
Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.
Дядя. Да видно, брат, поужинал ты плотно.
Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.
Дядя. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.
Нянька Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.
Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.
Мать. Какая ж дрянь, Митрофанушка?
Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.
Мать. Как же это?
Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку
Отец (в сторону) Ну, беда моя! Сон в руку!
Митрофан (разнежась). Так мне и жаль стало.
Мать (с досадою) Кого, Митрофанушка?
Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.
Мать Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение. Уж не послать ли за доктором в город?
Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...
Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.
Митрофан с Еремеевною отходят
Сцена 2
Нянька. Да поучись хоть немножечко.
Митрофан. Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему.
Сцена 3
Мать. Друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб видно было, как ты трудишься, Митрофанушка.
Митрофан. Ну! А там что?
Мать. А там и женисся.
Митрофан. Слушай, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодня быть сватовству
Мать. Придет час воли божией!
Митрофан. Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться. Вот я сел, поучусь уж сегодня
Цыфиркин очинивает грифель.
Мать. А я тут же присяду. Кошелек повяжу для тебя, друг мой! Чтобы денежки было б куды класть.
Митрофан. Ну! Давай доску! Задавай, что писать.
Цыфиркин. Ваше благородие, завсегда без дела ругаться изволите.
Мать. (работая). Ах, господи боже мой! Уж ребенок не смей и избранить .Пафнутьича! Уж и разгневался!
Цыфиркин. За что разгневаться, ваше благородие? У нас российская пословица: собака лает, ветер носит.
Митрофан. Задавай же, поворачивайся.
Цыфиркин. Задача. Изволил ты, например, идти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое...
Митрофан (пишет). Трое.
Цыфиркин. На дороге, например, нашли триста рублев
Митрофан. (пишет). Триста.
Цыфиркин. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?
Митрофан. (вычисляя, шепчет). Единожды три — три. Единожды ноль — ноль. Единожды ноль — ноль.
Мать Что, что до дележа?
Митрофан. Вишь, триста рублев, что нашли, троим разделить.
Мать. Врет он, друг мой сердечный! Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.
Митрофан. Слышь, Пафнутьич, задавай другую.
Цыфиркин. Пиши, ваше благородие. За ученье жалуете мне в год десять рублев.
Митрофан. Десять
Ц ы ф и р к и н. Теперь, правда, не за что, а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял, не грех бы тогда было и еще прибавить десять.
Митрофан (пишет). Ну, ну, десять.
Ц ы ф и р к и н. Сколько ж за год?
Митрофан (вычисляя, шепчет). Нуль да нуль — нуль. Один да один... (Задумался.)
Г-жа Простаков а. Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша не прибавлю; да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько.
Митрофан. Шабаш, право, Пафнутьич. Две задачи решены. Небось, брат. Матушка тут сама не ошибется.
Сцена 4
Мать. Во-первых, прошу милости всех садиться.
Все садятся, кроме Митрофана и Еремеевны.
Вот в чем дело, батюшка. За молитвы даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль, мой батюшка, взять на себя труд и посмотреть, как он у нас выучен?
Гость. О сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Я слышал об его учителях. Любопытно бы послушать, чему он научился.
Мать. Всем наукам, батюшка.
Отец. . Всему, мой отец.
Митрофан. Всему, чему изволишь.
Гость Чему ж бы, например?
Митрофан (подает ему книгу). Вот, грамматике.
Гость (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна...
Гость Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Гость Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Гость Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
Мать Что, каково, мой батюшка?
Отец Каково, мой отец?
Гость Нельзя лучше. В грамматике он силен. Я думаю, не меньше и в истории.
Гость (Митрофану). А далеко ли вы в истории?
Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.
Гость А! вот о какой истории идет речь!
Мать Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.
Гость Да не у ней ли оба вы учились и географии?
Мать (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
Митрофан (тихо матери). А я почем знаю.
Мать (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.
Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.
Мать (гостю). Как, батюшка, назвал ты науку-то?
Гость. География.
Мать (Митрофану). Слышишь, еоргафия.
Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Мать (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.
Гость Описание земли.
Г-жа .Простакова А зачем она эта наука-то?
Гость. Сгодилась бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда,— свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.
Гость. О, конечно, сударыня. В невежестве утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
Мать. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это?
Гость. Плохо! В невежестве живете, о дитяти не думая, растет он недорослем! Вот злонравия достойные плоды!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ 3 д; сцена "Чацкий и Молчалин" в комедии А.с. Грибоедова "Горе от ума"
Анализ 3 действия комедии Грибоедова, сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина....
урок литературы "Завершающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".Анализ "немой" сцены.
Идея завершения пьесы ("немая" сцена) родилась у Гоголя сразу после начала его работы над "Ревизором" и в процессе создания комедии более уже никогда не изменялось. Гоголь считал, что эта сцена должна...
Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников.
Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников....
Конспект урока по теме "История создания и постановки комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»"
Конспект урока по теме "История создания и постановки комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»"...
Презентация по литературе на тему " Комедия А.П.Чехова "Вишневый сад" на театральных подмостках (10 класс)
Презентация по литературе на тему " Комедия А.П.Чехова "Вишневый сад" на театральных подмостках (10 класс) может быть использована в качестве дополнительного материала при изучени...
Методическая разработка в рамках дополнительного образования для школьников старших классов. Театральный кружок «Литературный театр» (на примере театральной постановки «Сцены прощения в произведениях Л.Н. Толстого)
Для современного школьника проблема чтения стоит наиболее остро: ученик не видит актуальности и взаимосвязи произведения с реальностью, значит, не может до конца прочувствовать героя, понять особеннос...
Н.В.Гоголь.Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Ревизор» - социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки
laquo;Я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал... и за одним разом посмеяться над всем... Сквозь смех... читатель услышал грусть...».(Н. В. Гоголь)...