Конспект урока по теме "История создания и постановки комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Конспект урока по теме "История создания и постановки комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arkhipova_derzhavin_pamyatnik.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

 Выполнила: студентка группы РЛ-16-2

Архипова Анастасия

История создания и постановки комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Учебник: Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. / Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. -. М., Просвещение, 2013г

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Форма урока: фронтальная

Оборудование: Текст комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», компьютер, словарь литературоведческих терминов

Задачи: познакомить учащихся со стихотворением Г. Р. Державина, с историей создания.

Цели:

Обучающая: Раскрыть жизненную основу комедии, идейный замысел автора. Познакомиться с историей первых постановок комедии. Рассмотреть замечания автора для актеров. 

Развивающая: развивать навыки диалогической и монологической речи, совершенствовать навык выразительного чтения. Учится умению самостоятельно определять цели своего обучения, соотносить свои действия с планируемыми результатами; владеть основами самоконтроля. Учится понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом; ориентироваться в тексте художественного произведения

Воспитательная: формирование нравственных качеств, способствовать воспитанию интереса к литературе. Воспитывается уважение к прошлому и настоящему Отечества, приобретаются знания истории, культуры своего народа; формируются ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию на основе мотивации к обучению; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми; формируется коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Орг. момент

Здравствуйте, ребята.

Приветствуют учителя

-

Подготовка к восприятию нового материала

Восприятие нового материала

Слово учителя: «В 1836 году после премьеры в Александринском театре Гоголь писал: «Ревизор» сыгран, и у меня на душе так смутно, так странно» … С той минуты и до наших дней отношения этой пьесы со сценической практикой не выяснены до конца». «Предуведомление для тех, кто хотел бы сыграть как следует «Ревизора», и сейчас не потеряло своего живого значения, все ещё остается неисчерпанным. Нет в мировой литературе пьесы более ясной, нежели «Ревизор», и нет в мировой литературе пьесы менее ясной, чем «Ревизор» (И. Л. Вишневская)

Почему, на ваш взгляд, после премьеры пьесы на душе у её автора «смутно»? Как последующая часть цитаты отвечает на этот вопрос?

Мы приступаем к изучению драматического произведения. Чтобы успешно прочитать и осмыслить его, необходимо овладеть теоретическими знаниями драматургического рода литературы, знать особенности жанра. Составьте в ходе урока словарик теоретических понятий, определениями которых необходимо будет овладеть на уроках чтения и анализа произведения.

Что мы знаем о взаимоотношениях А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя?

 

В письме Гоголя к Пушкину содержалась просьба: «Сделайте милость, - обращался Гоголь к поэту, - дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию». 

В ответ Пушкин, как известно, и в самом деле рассказал Гоголю анекдот, который и лег в основу сюжета бессмертного «Ревизора». Написана комедия была за два с небольшого месяца. Вызревала же она в творческом сознании писателя несколько лет. Точнее, вызревали те образы и идеи, которые нашли в комедии столь блестящее выражение.

Как вы думаете, если бы Пушкин не рассказал этого анекдота, это как-то повлияло бы на появление комедии?

Обычно для повести, пьесы Гоголь искал «анекдота», то есть конкретного происшествия, события, на основе которого можно было создать этические и социальные обобщения… «Простота вымысла» - вот одна из особенностей Гоголя в определении Белинского. И чем проще, чем безыскусней была история, положенная в основу повести или пьесы, тем свободнее взмывал Гоголь к вершинам обобщений. (Л. И. Вишневская)

А что же такое «Анекдот»?

Послушайте сообщение учащегося и постарайтесь ответить на вопросы о цели замысла комедии, ее премьере, реакции зрителей:

 1. Какова была цель замысла комедии?

 2. Как критика того времени восприняла идею комедии? Какие качества характера должен был проявить автор, чтобы комедия дошла до зрителя?

3. Как вы думаете, если бы в комедии не было правды, вызвала бы она столько агрессивных нападок? (Слайд с вопросами выставлен перед выступлением ученика)

Эмоционально настраиваются на урок. Внимательно слушаю, делают пометки в тетрадях.

Отвечают на вопрос учителя с опорой на прочитанную цитату и собственные наблюдения, опыт

в ходе урока делают записи в тетради

Отвечают на вопрос, используя знания, полученные в предыдущие годы обучения

Познакомился Гоголь с Пушкиным спустя два года, в 1831 году, на вечере у Петра Александровича Плетнева, известного литератора, преподавателя словесности в Петербургских женских институтах, впоследствии ставшего ректором Петербургского университета

Объяснение:

А. C. Пушкин и Н.В. Гоголь. Два гения русской литературы.

Н.В. Гоголь был лично знаком с великим русским поэтом, очень высоко ценил его творчество. В творческой судьбе самого писателя Пушкин сыграл очень важную роль.

ответы – размышления учащихся

Возможно, комедия так бы и не ожила в руках писателя. Ну или же имела другой сюжет.

Анекдот – небольшой, забавный, смешной рассказ.

 Анекдотичный – похожий на анекдот, маловероятный

Примерное содержание выступления учащегося Раскрывая впоследствии содержание своего замысла, Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». «В каком-то городке … живут люди, у которых автор «Ревизора» отнял человеческие принадлежности, кроме дара слова, употребляемого ими на пустомелье…» (Ф.Булгарин) В 1836 году «Ревизор» был поставлен на сцене Александринского театра. Сатирическая острота комедии, глубина социальных разоблачений вызвали яростные нападки на автора реакционной части публики и литературной критики. Возгласы возмущения раздавались во время представления «Ревизора» и в Петербурге, и в Москве, критика звучала в статьях Булгарина и Сенковского.

Примерные ответы:

  1. Собрать всё дурное
  2. Были возгласы возмущения, яростные нападки на автора. Автор должен был оставаться сильным и непоколебимым, чтобы его творение ушло в массы.
  3. Я считаю, что нет. Все бы восприняли это легче, смеясь. Но, когда мы видим, что высмеивают те же недостатки, что мы имеем, мы злимся. Мы принимаем это на свой счет, словно это оскорбление именно нашей личности.

Личностные: выработка нравственно-эстетической оценки

Регулятивные: организация деятельности, самоконтроля. Учатся умению самостоятельно определять цели своего обучения

Познавательные: свободное восприятие любых текстов, учатся понимать заданный вопрос

Коммуникативные: умение слушать и слышать, координировать точки зрения и позиции.

Личностные: Приобретаются знания истории, формируется ответственное отношение к учению.

Личностные: Приобретаются знания истории, культуры своего народа.

Познавательные: Учатся понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках

Коммуникативные: умение слушать и слышать, координировать точки зрения и позиции.

Личностные: Воспитывается готовность к саморазвитию на основе мотивации к обучению; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми; формируется коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками

Познавательные: Учатся понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

Коммуникативные: Учатся владеть устной монологической речью

Познавательные: Учатся понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме Личностные: Формируется готовность к саморазвитию на основе мотивации к обучению; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми; формируется коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками

Регулятивные: планирование и организация деятельности.  Учатся умению самостоятельно определять цели своего обучения, соотносить свои действия с планируемыми результатами; владеть основами самоконтроля.

Личностные: выработка нравственно – эстетической оценки Формируется ответственное отношение к учению.

Познавательные: Извлечение полезной информации.  Учатся осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках.

Коммуникативные: умение полно выражать свои мысли, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, владеть устной монологической речью

Анализ

  

Личностные: личностное, жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая оценка.

Регулятивные: умение организовывать работу, целеполагание, планирование, самоконтроль.

Познавательные: формирование элементов комбинаторного мышления, адекватная передача текста, умение строить высказывание, умение структурировать материал.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, умение строить высказывание, отвечать и задавать вопросы, владение монологической и диалогической формами речи

Синтез

Мониторинг знаний:

1. Кто подсказал сюжет пьесы Гоголю?

2. Какой жанр послужил толчком к написанию комедии?

 3. Какой отклик пьеса имела у зрителя?

 4. Кто из героев узнаваем в сегодняшнем времени?

Примерные ответы:

  1. А.С.Пушкин рассказ анекдот, который и стал сюжетом пьесы.
  2. Анекдот
  3. Негативный.  Были возгласы возмущения, яростные нападки на автора. Автор должен был оставаться сильным и непоколебимым, чтобы его творение ушло в массы.
  4. Почти все…

Личностные: нравственно-эстетическая оценка происходящего, выделение нравственного аспекта поведения

Регулятивные: контроль, коррекция, организация деятельности.  Учатся соотносить свои действия с планируемыми результатами; владеть основами самоконтроля

Познавательные: переработка и структурирование информации,  Учатся понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ, ориентироваться в тексте художественного произведения,  извлечение необходимой информации

Коммуникативные: умение полно выражать свои мысли, участие в коллективном обсуждении.

Рефлексия

Домашнее задание

Письменно признайтесь себе: появилось ли у вас желание познакомиться с комедией Н. В. Гоголя, на какой вопрос вы хотели бы получить ответ на следующих уроках

1. Подготовить сообщение: “Образ  Городничего”, “Образ Хлестакова” (по таблице).

Внешность

 

Характер

 

Речевые

 

Поступки

 

2. Чтение, пересказ: Действие 2,3,4

Письменно отвечают на вопросы.

Даются разные ответы в зависимости от занимаемой роли в процессе урока.

Регулятивные: Учатся соотносить свои действия с планируемыми результатами; владеть основами самоконтроля

Коммуникативные: постановка вопросов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для проведения уроков литературы в 8 классе "Изучение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Методическая разработка для проведения уроков литературы в 8 классе "Изучение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»  ВВЕДЕНИЕ       Выбор нашей темы обусловлен тем, что нам по ...

Урок литературы в 8 классе по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Данный урок разработан в форме урока-суда. Материал полностью построен на тексте комедии великого классика, а также литературных критиков. Непосредственно уроку предшествует кропотливая исследовательс...

Конспект и презентация к уроку литературы по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" "По страницам гоголевской комедии..."

Тип урока: обобщение и закрепление изученного. В ходе урока учащиеся включаются в различные формы и виды учебной деятельности. Семиклассники разгадывают кроссворд, выполняют задания литературного дикт...

Урок литературы в 8 классе "Бессмертная комедия Н.В.Гоголя "Ревизор" (обобщение)

Цель урока: Закрепить и обобщить пройденный материал, углубить понимание идейно-художественного богатства комедии.   Задачи: Формировать интерес к творчеству Н.В.Гоголя; выделять элементы...

Урок литературы в 8 классе по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" в форме игры "К нам едет ревизор!"

Презентация к заключительному уроку литературы в 8 классе по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" в форме игры "К нам едет ревизор!"...