Методическая разработка в рамках дополнительного образования для школьников старших классов. Театральный кружок «Литературный театр» (на примере театральной постановки «Сцены прощения в произведениях Л.Н. Толстого)
методическая разработка (11 класс)
Для современного школьника проблема чтения стоит наиболее остро: ученик не видит актуальности и взаимосвязи произведения с реальностью, значит, не может до конца прочувствовать героя, понять особенности его поведения и характера, выявить причины его поступков. Искусство театра владеет поразительной способностью сливаться с жизнью. Театральная постановка дает возможность «проникнуть» в реалии ушедшего времени: вообразить себя героем, надев его костюм, очутиться на балу или в гостиной придворного. Все это возможно в совместном творчестве и работе, в основе которой создание живой, интересной для ребенка художественной действительности. Постановка спектакля или сцены из какого-либо произведениях помогут ребенку с интересом освоить литературные произведения, а также раскрыть свой творческий потенциал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка в рамках дополнительного образования для школьников старших классов. Театральный кружок «Литературный театр» (на примере театральной постановки «Сцены прощения в произведениях
Л.Н. Толстого)
Пояснительная записка
- Замысел и актуальность
Замысел:
Сцены прощения в произведениях Толстого, выбранные для постановки, содержат богатый драматический потенциал. В каждой из сцен присутствуют невербальные элементы: позы, мимика, взгляды и жесты героев – знаки, через которые возможно понять психологию толстовских героев. Также данные сцены отличаются высоким эмоциональным напряжением: в центре – конфликт героев, разрешаемый взаимным прощением. Для подростка, которому важно высказывать свое мнение и рассуждать о ценностных понятиях, работа с подобными сценами поможет в развитии эмоциональной сферы, а также в формировании нравственных и эстетических основ.
* Для постановки были выбраны сцены прощения из произведений Толстого, изучаемых в школе («Война и мир» и «Отрочество»).
Актуальность:
Для современного школьника проблема чтения стоит наиболее остро: ученик не видит актуальности и взаимосвязи произведения с реальностью, значит, не может до конца прочувствовать героя, понять особенности его поведения и характера, выявить причины его поступков. Искусство театра владеет поразительной способностью сливаться с жизнью. Театральная постановка дает возможность «проникнуть» в реалии ушедшего времени: вообразить себя героем, надев его костюм, очутиться на балу или в гостиной придворного. Все это возможно в совместном творчестве и работе, в основе которой создание живой, интересной для ребенка художественной действительности. Постановка спектакля или сцены из какого-либо произведениях помогут ребенку с интересом освоить литературные произведения, а также раскрыть свой творческий потенциал.
Традиционно театр рассматривается как синтез искусств: пения, рисования, поэзии. Участие в театрализованном представлении даёт возможность каждому ребёнку почувствовать себя начинающим актёром, декоратором, сценаристом, музыкантом, костюмером, стилистом, режиссёром, фотографом и оператором, что актуально не только для личностного развития и поиска, но и для выбора будущей профессии – важного периода в жизни старшеклассников.
Театрализованная деятельность также помогает синтезировать все важные для дальнейшего личностного развития психологические процессы школьника: восприятие, мышление, память и воображение.
- Цель и задачи программы
Цель программы:
Развитие в ребенке интереса к искусству и чтению; развитие его художественно-творческих умений.
Задачи программы:
1. Сформировать следующие специальные умения по предмету «литература»: анализ художественного текста, его мотивной и образной структуры;
2. Приобрести знания и практики в области театрального искусства: развитие речевой культуры, совершенствование артистических навыков в плане переживания и воплощения образа;
3. Создать драматическую постановку по прочитанным произведениям.
- Адресат
Группа учащихся от 15 до 20 человек. Старший школьник (15-17 лет), творчески активный, способный работать в коллективе (также подобные занятия будут интересны будущим абитуриентам филологического и театрального факультетов).
Выбор данного школьного возраста обусловлен несколькими факторами: во-первых, роман «Война и мир», выбранный для постановки, изучается в старших классах (за исключением повести «Отрочество»); во-вторых, подросток может думать и рассуждать о нравственных понятиях (любви, прощении, сострадании и т.д.), обобщать и анализировать свой опыт.
- Общая характеристика учебного процесса (методы, формы, технологии и средства образовательной деятельности).
Подготовка к постановке предполагает синтез литературы и театрального искусства.
А. Литература: методы и формы работы
- Знакомство с произведением. В основе деятельности на этом этапе – работа со сценами: чтение, обсуждение, выявление главных мотивов и тем, а также рассмотрение их драматического потенциала.
- Работа с психологическим портретом героя. На данном этапе важно сформировать у подростка представления о характере человека (героя, персонажа) как об особенном поведении, которое требует анализа. Важно привлекать элементы дискуссий для того, чтобы подростки смогли высказывать свое мнение. Выявление особенностей характера и поведения персонажа в сцене поможет подростку вместе с ними искать выход из трудного положения, т.е. активно мыслить, чувствовать.
- Работа с рукописями (вариантами сцен). Известно, что Толстой вел дневники, в которых запечатлел ход работы над некоторыми сценами из произведений. На данном этапе важно показать детям, как работает мысль творца, а также увидеть самые важные аспекты композиции сцены, невербальные элементы и т.д., которые остались в окончательном варианте. Также данная работа поможет детям ознакомиться с личностью писателя и вызвать интерес к другим произведениям Толстого.
- Просмотр фильмов по выбранным произведениям. Важно, чтобы дети увидели, как данная сцена воплощается в кинематографическом искусстве: какие элементы режиссер сохраняет, а от каких отказывается; на чем делает акцент и т.д. (например, можно устроить просмотр фильмов разных годов (экранизация Сергея Бондарчука «Война и мир» (1965) и британский сериал по мотивам романа «Война и мир» 2016 г.)
- Выполнение письменных творческих заданий: сочинений по прочитанным сценам и просмотренным фильмам. Данные работы позволят развить образное мышление учащихся, их воображение и творческую фантазию.
*Занятия по теории драмы и театра включены в программу кружка и проходят до первой постановки.
Б. Театр: методы и форма работы
- Оформление спектакля: создание декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок. Данный этап поможет каждому ребенку проявить творческую активность.
- Репетиция сцен с деталями декорации и музыкальным оформлением. Этот этап важен не только для конечного результата и поддержания дисциплины внутри коллектива, но и для постоянного включения ребенка в момент переживания.
*Также в программе кружка предусмотрены следующие занятия:
1) введение в театральные занятия элементов сценического движения и танца; 2) знакомство с основами сценической речи: артикуляционные упражнения, упражнения на правильное дыхание.
- Продолжительность, режим проведения
Подготовка к постановке сцен прощения занимает около двух месяцев (второе полугодие). Занятия целесообразно проводить после школьных занятий 2 раза в неделю по 2 академических часа.
- Соотношение разных форм деятельности:
Теории – 30%
Практики – 70%
7. Методические рекомендации
В основу методических рекомендаций положена система идей и взглядов В.Г.Маранцмана, которая помогают развить творческие способности у школьников. Так, при подготовке к постановке важно учитывать особую роль творческой интерпретации художественного произведения, в основе которой лежит личностная трактовка литературного произведения. Также важна идея диалогического обучения литературе, опирающаяся на погружение ребенка в исторический, культурный и биографический контекст художественного произведения. Таким образом у школьника создастся более объемное представление как о писателе, так и о его произведении.
8. Ожидаемые результаты
1. Предметные:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
2) овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста;
3) способность аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях;
4) способность анализировать одну из интерпретаций эпического произведения (кинофильм и театральную постановку).
2. Метапредметные
1) умение включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу;
2) умение учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
3) умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
3. Личностные
1) умение выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение);
2) совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для педагогов дополнительного образования. Закладка "Времена года"
Практическое задание – изготовление закладки «Времена года» предназначено для занятий с учащимися, обучающихся по программам: «Основы технического моделирования с применением компью...
Методическая разработка для педагога дополнительного образования
Основные этапы и компоненты создания УМК....
«Техника вязания, виды петель» Методическая разработка раздела программы дополнительного образования детей «Волшебная петелька» для детей 10-12 лет
Техника вязания – виды петель: раздел первого года обучения,образовательной программы "Волшебная петелька",включает изучение технологии вязания крючком. Работа по схеме, искусство составления ко...
Презентация "Технология написания методической разработки в учреждении дополнительного образования"
Руководство для педагогов дополнительного образования в написании методической разработки....
Методическая разработка (для педагогов дополнительного образования) "Техника дыхания флейтиста"
Методическая разработка (для педагогов дополнительного образования) "Техника дыхания флейтиста" Описывает технику дыхания флейтистов и работу над техникой дыхания и звука. "...Одним из показателей ...
Методическая разработка - Деятельности педагога дополнительного образования в условиях обновления образования
Деятельности педагога дополнительного образования в условиях обновления образования В период модернизации российского образования приоритетная роль дополнительного образования детей состоит в том...
Методическая разработка - деятельности педагога дополнительного образования в условиях образования.
Кислова Н.А., педагог дополнительного образованияГБОУ школа №589 Колпинского районаСанкт-ПетербургаЦелеполагание на занятиях в системе дололнительного образованияК учебному занятию детского объединени...