Методическая разработка в рамках дополнительного образования для школьников старших классов. Театральный кружок «Литературный театр» (на примере театральной постановки «Сцены прощения в произведениях Л.Н. Толстого)
методическая разработка (11 класс)

Зюко Мария Викторовна

Для современного школьника проблема чтения стоит наиболее остро: ученик не видит актуальности и взаимосвязи произведения с реальностью, значит, не может до конца прочувствовать героя, понять особенности его поведения и характера, выявить причины его поступков. Искусство театра владеет поразительной способностью сливаться с жизнью. Театральная постановка дает возможность «проникнуть» в реалии ушедшего времени: вообразить себя героем, надев его костюм, очутиться на балу или в гостиной придворного. Все это возможно в совместном творчестве и работе, в основе которой создание живой, интересной для ребенка художественной действительности. Постановка спектакля или сцены из какого-либо произведениях помогут ребенку с интересом освоить литературные произведения, а также раскрыть свой творческий потенциал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка в рамках дополнительного образования для школьников старших классов. Театральный кружок «Литературный театр» (на примере театральной постановки «Сцены прощения в произведениях

Л.Н. Толстого)

Пояснительная записка

  1. Замысел и актуальность  

Замысел:

Сцены прощения в произведениях Толстого, выбранные для постановки, содержат богатый драматический потенциал. В каждой из сцен присутствуют невербальные элементы: позы, мимика, взгляды и жесты героев – знаки, через которые возможно понять психологию толстовских героев. Также данные сцены отличаются высоким эмоциональным напряжением: в центре – конфликт героев, разрешаемый взаимным прощением. Для подростка, которому важно высказывать свое мнение и рассуждать о ценностных понятиях, работа с подобными сценами поможет в развитии эмоциональной сферы, а также в формировании нравственных и эстетических основ.

* Для постановки были выбраны сцены прощения из произведений Толстого, изучаемых в школе («Война и мир» и «Отрочество»).

Актуальность:

Для современного школьника проблема чтения стоит наиболее остро: ученик не видит актуальности и взаимосвязи произведения с реальностью, значит, не может до конца прочувствовать героя, понять особенности его поведения и характера, выявить причины его поступков. Искусство театра владеет поразительной способностью сливаться с жизнью. Театральная постановка дает возможность «проникнуть» в реалии ушедшего времени: вообразить себя героем, надев его костюм, очутиться на балу или в гостиной придворного. Все это возможно в совместном творчестве и работе, в основе которой создание живой, интересной для ребенка художественной действительности. Постановка спектакля или сцены из какого-либо произведениях помогут ребенку с интересом освоить литературные произведения, а также раскрыть свой творческий потенциал.

Традиционно театр рассматривается как синтез искусств: пения, рисования, поэзии. Участие в театрализованном представлении даёт возможность каждому ребёнку почувствовать себя начинающим актёром, декоратором, сценаристом, музыкантом, костюмером, стилистом, режиссёром, фотографом и оператором, что актуально не только для личностного развития и поиска, но и для выбора будущей профессии – важного периода в жизни старшеклассников.  

Театрализованная деятельность также помогает синтезировать все важные для дальнейшего личностного развития психологические процессы школьника: восприятие, мышление, память и воображение.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы:

Развитие в ребенке интереса к искусству и чтению; развитие его художественно-творческих умений.  

Задачи программы:

1. Сформировать следующие специальные умения по предмету «литература»: анализ художественного текста, его мотивной и образной структуры;

2. Приобрести знания и практики в области театрального искусства: развитие речевой культуры, совершенствование артистических навыков в плане переживания и воплощения образа;

3. Создать драматическую постановку по прочитанным произведениям.

  1. Адресат

Группа учащихся от 15 до 20 человек. Старший школьник (15-17 лет), творчески активный, способный работать в коллективе (также подобные занятия будут интересны будущим абитуриентам филологического и театрального факультетов).

Выбор данного школьного возраста обусловлен несколькими факторами: во-первых, роман «Война и мир», выбранный для постановки, изучается в старших классах (за исключением повести «Отрочество»); во-вторых, подросток может думать и рассуждать о нравственных понятиях (любви, прощении, сострадании и т.д.), обобщать и анализировать свой опыт.

  1. Общая характеристика учебного процесса (методы, формы, технологии и средства образовательной деятельности).

Подготовка к постановке предполагает синтез литературы и театрального искусства.

А. Литература: методы и формы работы

  1. Знакомство с произведением. В основе деятельности на этом этапе – работа со сценами: чтение, обсуждение, выявление главных мотивов и тем, а также рассмотрение их драматического потенциала.
  2. Работа с психологическим портретом героя. На данном этапе важно сформировать у подростка представления о характере человека (героя, персонажа) как об особенном поведении, которое требует анализа. Важно привлекать элементы дискуссий для того, чтобы подростки смогли высказывать свое мнение. Выявление особенностей характера и поведения персонажа в сцене поможет подростку вместе с ними искать выход из трудного положения, т.е. активно мыслить, чувствовать.
  3. Работа с рукописями (вариантами сцен). Известно, что Толстой вел дневники, в которых запечатлел ход работы над некоторыми сценами из произведений. На данном этапе важно показать детям, как работает мысль творца, а также увидеть самые важные аспекты композиции сцены, невербальные элементы и т.д., которые остались в окончательном варианте. Также данная работа поможет детям ознакомиться с личностью писателя и вызвать интерес к другим произведениям Толстого.
  4. Просмотр фильмов по выбранным произведениям. Важно, чтобы дети увидели, как данная сцена воплощается в кинематографическом искусстве: какие элементы режиссер сохраняет, а от каких отказывается; на чем делает акцент и т.д. (например, можно устроить просмотр фильмов разных годов (экранизация Сергея Бондарчука «Война и мир» (1965) и британский сериал по мотивам романа «Война и мир» 2016 г.)
  5. Выполнение письменных творческих заданий: сочинений по прочитанным сценам и просмотренным фильмам. Данные работы позволят развить образное мышление учащихся, их воображение и творческую фантазию.

*Занятия по теории драмы и театра включены в программу кружка и проходят до первой постановки.

Б. Театр: методы и форма работы

  1. Оформление спектакля: создание декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок. Данный этап поможет каждому ребенку проявить творческую активность.
  2. Репетиция сцен с деталями декорации и музыкальным оформлением. Этот этап важен не только для конечного результата и поддержания дисциплины внутри коллектива, но и для постоянного включения ребенка в момент переживания.

*Также в программе кружка предусмотрены следующие занятия:

1) введение в театральные занятия элементов сценического движения и танца; 2) знакомство с основами сценической речи: артикуляционные упражнения, упражнения на правильное дыхание.

  1. Продолжительность, режим проведения

Подготовка к постановке сцен прощения занимает около двух месяцев (второе полугодие). Занятия целесообразно проводить после школьных занятий 2 раза в неделю по 2 академических часа.

  1. Соотношение разных форм деятельности:

Теории – 30%

Практики – 70%

7. Методические рекомендации

В основу методических рекомендаций положена система идей и взглядов В.Г.Маранцмана, которая помогают развить творческие способности у школьников. Так, при подготовке к постановке важно учитывать особую роль творческой интерпретации художественного произведения, в основе которой лежит личностная трактовка литературного произведения. Также важна идея диалогического обучения литературе, опирающаяся на погружение ребенка в исторический, культурный и биографический контекст художественного произведения. Таким образом у школьника создастся более объемное представление как о писателе, так и о его произведении.

8. Ожидаемые результаты

1. Предметные:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

2)   овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста;

3)  способность аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях;

4) способность анализировать одну из интерпретаций эпического произведения (кинофильм и театральную постановку).

2. Метапредметные

1)  умение включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу;

2)    умение учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

3)   умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

3. Личностные

1) умение выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение);

2)  совершенствование духовно-нравственных качеств личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для педагогов дополнительного образования. Закладка "Времена года"

Практическое задание – изготовление закладки «Времена года» предназначено для занятий с учащимися, обучающихся по программам:  «Основы технического моделирования с применением компью...

«Техника вязания, виды петель» Методическая разработка раздела программы дополнительного образования детей «Волшебная петелька» для детей 10-12 лет

Техника вязания – виды петель: раздел  первого года обучения,образовательной программы "Волшебная петелька",включает изучение технологии вязания крючком. Работа по схеме, искусство составления ко...

Презентация "Технология написания методической разработки в учреждении дополнительного образования"

Руководство для педагогов дополнительного образования в написании методической разработки....

Методическая разработка (для педагогов дополнительного образования) "Техника дыхания флейтиста"

Методическая разработка (для педагогов дополнительного образования) "Техника дыхания флейтиста" Описывает технику дыхания флейтистов и работу над техникой дыхания и звука. "...Одним из показателей ...

Методическая разработка - Деятельности педагога дополнительного образования в условиях обновления образования

Деятельности педагога дополнительного образования в условиях обновления образования В период модернизации российского образования приоритетная роль дополнительного образования детей состоит в том...

Методическая разработка - деятельности педагога дополнительного образования в условиях образования.

Кислова Н.А., педагог дополнительного образованияГБОУ школа №589 Колпинского районаСанкт-ПетербургаЦелеполагание на занятиях в системе дололнительного образованияК учебному занятию детского объединени...