Н.В.Гоголь.Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Ревизор» - социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Луговая Анна Викторовна

«Я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал... и за одним разом посмеяться над всем... Сквозь смех... читатель услышал грусть...».(Н. В. Гоголь)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Н.В.Гоголь.Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Ревизор» - социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки

Цель урока: изучить комедию Гоголя «ревизор» и ответить на вопрос: социальная комедия «со злостью и солью» - это что? О какой «злости и соли» идет речь в комедии?знать содержание комедии, ее главных героев.уметь выразительно читать фрагменты произведения, перевоплощаться в героев, характеризовать героев, видеть недостатки каждого чиновника, вступать в диалог, строить рассуждения, работать в группах.воспитывать желание бороться со всем «дурным в России».

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

Орг.момент.

Актуализация опорных знаний

Что вам известно о судьбе и творчестве Н.Гоголя? Скакими произведениями вы уже знакомы?

Мотивация

Наш урок я хочу начать с эпиграфа, записанного на доске:

«Я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал... и за одним разом посмеяться над всем... Сквозь смех... читатель услышал грусть...».(Н. В. Гоголь)

- О каком произведении были сказаны эти слова?(Эти слова Н.В.Гоголь сказал о комедии «Ревизор».)

- Верно. Найдите ключевые слова в эпиграфе.(дурное в России, смех)

- Подберите синонимы к слову «дурной».Дурной – нехороший, некрасивый, безобразный, плохой, гадкий, неприятный, негодный.

Работа над темой урока

- Н.В.Гоголь называл свою комедию – комедией «со злостью и солью».

- Почему? (показать пороки общества)

- Сформулируйте проблемный вопрос?(Попробуем разобраться, что «дурное» показал Гоголь в комедии «со злостью и солью», над чем он смеется)

- Кто такие чиновники и какова их роль в городе?(«Чиновник – государственный служащий, имеющий чин, служебное звание».) Анализ чиновников

Ваше отношение к известию о приезде ревизора.

Каким образом чиновники пытаются скрыть недостатки своей работы.

Знакомство с Хлестаковым.

- Наконец, настало время познакомиться с Хлестаковым, о нем нам расскажет Осип. (Тимофеев Иван)

- Скажите, Хлестаков, что делает в этом городе?(находится проездом, живет в трактире, у него нет денег)

-Встреча городничего с Хлестаковым.

- Как же произошла встреча городничего с Хлестаковым?

Беседа.

- Чем смешна данная ситуация? (нет понимания между героями, они боятся друг друга)

- Чего боится Хлестаков? (что его заберут в тюрьму)

- Чего боится городничий? (думает, что на него донесли, пугается поведения Хлестакова)

- Какое чувство движет ими? (страх)

Составление кластера:Страх: 1) делает слепыми2) делает глухими3) лишает разума

Подведение итогов. Решение проблемного вопроса.

-Чего хотел добиться Гоголь, создавая комедию «со злостью и солью»? (показать пороки общества, смехом потрясти человеческие сердца)

- Перечислите эти пороки.(безответственность, жадность, мошенничество, взяточничество)

- Какие пороки современного общества вы можете назвать?(жадность, наркомания, безответственность, алкоголизм…)

- Актуальна ли комедия Гоголя сегодня? Почему?

- Какой урок мы можем вынести для себя?(Серьезно относится к своим обязанностям)

Дом.зад.: дать характеристику чиновникам.

ема: Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Цель: раскрыть жизненную основу комедии, понять обстоятельства, приведшие чиновников к их роковой ошибке.

Ход урока:

Мобилизующий этап.

Безответственность дружелюбие

Жадность доброта

Бюрократия сердечность

Взяточничество душевность

Мошенничество доброжелательность

- что обозначают данные слова? (качества, состояние человека)

- какие из них положительные, а какие отрицательные?

- какие из них присущи персонажам, которые показаны в 1 действии комедии «Ревизор» ? как еще можно назвать эти качества? (пороки)

Тема урока : «Разоблачение пороков чиновничества в комедии «Ревизор»

- Ситуация, представленная Гоголем обычна, жизненна? Хорошо или плохо, когда люди, занимающие высокие посты, должности, обладают такими качествами.

- какую цель перед собой поставим на данном уроке? (показать жизненную основу комедии)

- что именно составляет эту основу? (1.город, 2. чиновники, 3. страх, 4. мнимый ревизор)

2. беседа, анализ текста.

А) Что можно сказать о городе, в котором происходит действие? (уездный, от него хоть 3 года скачи, ни до какого государства не доедешь)

В: это модель города вообще, здесь представлены все сферы жизни любой административно-территориальной единицы.

- как обстоят в городе дела? (неблагополучно)

3. Заполнение таблицы

-Имя чиновника-Сфера деятельности-Информация о положении дел

А.А. Сквозник-Дмухановский

Городничий. Общее управление, полиция, обеспечение порядка, благоустройство города

Берет взятки, разрешает это делать и другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин.судья

Занимается больше охотой, чем судопроизводством, в суде гуси с гусенками и охотничий арапник, заседатель вечно пьян

Артемий Филиппович Земляника.Попечитель богоугодных заведений

Больные походят на кузнецов, курят крепкий табак, выздоравливают как мухи, вместо положенной пищи кормят прокисшей капустой, лекарств дорогих не употребляют

- Совпадает ли реальное положение дел с тем, как они должны вестись на самом деле?

- Какое основное чувство испытывают чиновники? (стра

- Как он проявляется? (инкогнито проклятое, батюшки, не милы мне теперь ваши зайцы, господи, помилуй нас грешных, авторские ремарки)

- Какие меры пытаются принять чиновники перед приездом ревизора? (чистые колпаки, ломка забора, подметание улиц, по которым проедет ревизор, то есть усилия чиновников направляются не на исправление недостатков, а на их лакировку).

- Что является завязкой комедии? (письмо, сообщение Бобчинского и Добчинского)

- Почему они приняли этого проезжего за ревизора? (молодой человек недурной наружности, в партикулярном платье, в лице этакое рассуждение, денег не платит и не едет)

- Почему с таким объяснением соглашается городничий? (страх мешает ему правильно оценить ситуацию, любое абсурдное утверждение казалось важным доказательством)

- В чем особенность женских образов? Что их интересует в приезжем?

Вывод: 1. Город в комедии – это модель города вообще, здесь представлены все сферы жизни. Дела в городе обстоят неблагополучно. 2. Чиновники не выполняют свои должностные обязанности, процветает взяточничество, мошенничество, казнокрадство. Самое страшное, что люди не представляют, что можно жить по-другому. 3. Поэтому основное чувство, которое испытывают чиновники после получения известия о приезде ревизора – страх. Но они не пытаются реально исправить недостатки и упущения, все их усилия направлены на лакировку действительности. 4. Страх мешает им объективно оценить ситуацию с приезжим молодым человеком. Это приводит к возникновению миражной интриги.

- Отвергнув план Земляники и Ляпкина-Тяпкина встречать ревизора торжественно, городничий решает отправиться в гостиницу приватно, частным образом. Почему?

Д.з.-характеристика Хлестакова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История создания комедии "Горе от ума". Презентация к уроку

Презентация, хорошо подходящая для урока, начинающего изучение с классом комедии "Горе от ума"...

Урок по литературе в 9 классе «Горе от ума» и его творец. История создания комедии»

Первый урок по творчеству А. С. Грибоедова. Дает краткий обзор биографии поэта, знакомит с историей создания пьесы "Горе от ума"...

"Творческая и сценическая история создания комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

В папке содержится конспект к уроку. Урок разработан с использованием ТРКМ....

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников.

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников....

Урок-презентация учебного проекта в 8 а классе: «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью»

Цель данного проекта - знакомство с идейным замыслом комедии и с ее героями....

Тема: Обобщающий урок-беседа по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» - комедии «со злостью и солью»

Цель урока: обобщение изученного в процессе; выявление в процессе обсуждения основной идеи комедии; развитие у учащихся умения выделить основные качества персонажей; привитие навыка публичного выступл...