Анализ 3 д; сцена "Чацкий и Молчалин" в комедии А.с. Грибоедова "Горе от ума"
презентация к уроку (литература, 9 класс) по теме
Анализ 3 действия комедии Грибоедова, сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока литературы в 9 классе по комедии А.С. Грибоедова | 15.35 КБ |
Презентация к уроку литературы в 9 классе А.С. Грибоедов | 2.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия
станицы Ленинградской Краснодарского края
Анализ 3 действия, сцена «Чацкий и Молчалин» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
(урок литературы в 9 классе)
Выполнила
учитель русского языка и литературы
Андросова Светлана Владимировна
2013 год
Анализ 3 действия, сцена «Чацкий и Молчалин» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Тема: «Молчалины блаженствуют на свете»
(действие 3, сцена «Чацкий и Молчалин»)
Ход урока.
- Проверка домашнего задания.
- Кратко перескажите содержание явлений 7-14
-В чем значение явлений 7-14?
(Чацкий должен был понять, увидеть, что Софья его не любит. Но он уходит печальным, омраченным, но не подозревавшим о любви Софьи к Молчалину)
- Новый материал.
Личная драма Чацкого.
- Почему же обморок Софьи, вызванный падением Молчалина с лошади, не убедил Чацкого в том, что не он, а Молчалин – избранник её сердца?
(Дело в том, что Чацкий забывает о Молчалине, он занят лишь спасением Софьи. Сосредоточенность чувства, волнения не позволяют Чацкому трезво воспринять происходящее, хотя он старается остро всё подметить. Даже несмотря на то, что Софья смеется над его участливостью, прямо говорит ему: «На что вы мне?» Чацкий не подозревает.)
-Почему Чацкий так настойчиво ищет встречи с Софьей?
(Благородный ум Чацкого не может смириться с привязанностью Софьи к Молчалину. Чацкий не может понять, как можно любить ничтожество).
3.Чтение разговора Чацкого с Софьей (д.3, явл. 1-2)
-Какие черты Молчалина раскрываются в разговоре с Софьей и почему Чацкий делает вывод: «Шалит, она его не любит!»
(Чацкий расспрашивает Софью и пытается заново открыть для себя Молчалина. А может он имеет достоинства? Это последние встречи Чацкого, они продиктованы надеждой, что его последняя попытка увидеть в людях человеческое, прежде чем окончательно отвергнуть их. Софья откровенна, она отважилась сказать « истины 2 слова», что отталкивает её в Чацком. Оказывается, его непохожесть на других. Чацкий хочет узнать те достоинства, которые заставили её выбрать Молчалина? Вот почему он чувствует себя на грани катастрофы.
Итак, любовь к Софье приводит его на грань безумия. ( «Вот нехотя с ума свела»- Софья). Она пытается его образумить, перечисляя ему достоинства Молчалина, которые заставят Чацкого сказать: «Шалит, она его не любит». И в конце разговора любовь Софьи к Молчалину остается для Чацкого загадкой, хотя он понимает, что любовь к ней потеряна навсегда.
- Появление Молчалина заставило Чацкого раздумывать о том, « какою ворожбой сумел к ней в сердце влез» этот человек, который всегда « на цыпочках и не богат словами». И вот под напором вопросов Чацкий разговорился.
- Чтение диалога в лицах. Явление 3, д.3.
Вопросы после чтения.
-По каким жизненным принципам живет Молчалин?
(«умеренность и аккуратность», «ведь надобно ж зависеть от людей»)
- Какие средства его натуры позволяют причислить его к людям «века минувшего»?
Уже в этом столкновении Чацкого с Молчалиным слышится предвестие расхождения Чацкого со всей фамусовской Москвой. Пока Чацкий озабочен загадками любви, откровенность Молчалина заставляет его сделать вывод, обратный реальному:
С такими чувствами, с такой душою любим!
Обманщица смеялась надо мною!
Всё то, что он презирает, в барской Москве возвышает человека.
-Почему же фамусовской Москве нужен Молчалин?
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Почему неискореними Молчалины?»
Литература: В мире литературы 9. Учебник-хрестоматия для общеоб. учреждений. Часть 1-2. Под ред. А.Г. Кутузова. Дрофа. М.:2007г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный анализ комедии Гоголя "Ревизор"
Комплексный анализ текста включает историко-литературный компонент, особенности формы и содержания, преемственность с другими литературными произведениями....
урок литературы "Завершающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".Анализ "немой" сцены.
Идея завершения пьесы ("немая" сцена) родилась у Гоголя сразу после начала его работы над "Ревизором" и в процессе создания комедии более уже никогда не изменялось. Гоголь считал, что эта сцена должна...
Анализ эпизода «Экзамен Митрофанушки». Проблема воспитания в комедии. Смысл финала
презентация к уроку по литературе 9 класс...
Конспект урока "Комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ I действия."
Урок литературы в 9Б классе. 14 октября 2014 года.Рекомендуется как вводный урок по комедии....
Анализ 4 действия комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова
Анализ 4 действия комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова...
Анализ IV действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"
Занятие рассчитано на 60 минут. Содержится полный анализ 4 действия. Используются различные формы работы: фронтальная, индивидуальная. Словарная работа. Связь с другими видами искусства....
Методическая разработка урока по литературе с презентацией. Знакомство с героями комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. Анализ первого действия комедии. 9 класс.
Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечело...