№ ур. | Тема урока | Содержание урока | Виды деятельности учащихся на уровне учебных действий | Планируемые результаты | Контроль | Домашнее задание | Дата |
I четверть. Всего часов: 28 |
Введение (1 час) |
Устное народное творчество. (2 часа) |
2. | Русский фольклор. Малые жанры. Обрядовый фольклор. | Фольклор. Малые жанры. Почему у каждого народа свой фольклор? | Чтение статей учебника, прослушивание обрядовых песен, ответы на вопросы. | Предметные: научатся извлекать необходимую информацию, познакомятся с теоретическим материалом по теме. Метапредметные: научатся вносить коррективы и дополнения в составленные планы. Личностные: установят рабочие отношения, научатся эффективно сотрудничать. |
| Стр. 5. | 01.09 |
3. | Пословицы и поговорки - малый жанр устного народного творчества. | Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тематики. | Чтение статьи учебника, прослушивание в записи пословиц и поговорок, ответы на вопросы. |
| Стр. 13- 15. | 03.09 |
4. | РР. В чём красота и мудрость русского фольклора? | Народная мудрость. Богатство русского фольклора. Выражение в них народного духа. | Выразительное чтение, инсценирование, связный рассказ, разгадывание самостоятельно составленных загадок. | Предметные: научатся заменять термины определениями. Метапредметные: осознают качество и уровень усвоения, научатся корректировать свою работу. Личностные: овладеют знаниями основных принципов и правил отношения к природе.
|
| Стр. 16. | 04.09 |
Древнерусская литература. (2 часа) |
5. | Русская летопись. «Повесть временных лет» | Древнерусская литература. Русская летопись, история её возникновения. Отражение в летописи исторических событий и народных идеалов. | Чтение статьи Д. Лихачёва в учебнике, прослушивание фонохрестоматии, ответы на вопросы, словарная работа. | Предметные: научатся осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Метапредметные: осознают качество и уровень усвоения, научатся корректировать свою работу. Личностные: уважение к истории, культурных и исторических памятников. |
| Стр. 18 - 22. | 08.09 |
6. | «Сказание о белгородском киселе» | Ум, находчивость и патриотизм русского народа. | Чтение «Сказания…», словарная работа, ответы на вопросы учебника. Кроссворд |
| Стр. 23-24. | 10.09 |
Произведения русских писателей XVIII века. (3 часа). |
7. | Русская басня. Иван Иванович Дмитриев. | Басня как жанр литературного произведения. | Чтение статьи учебника. Знакомство с жизнью и творчеством И.И. Дмитриева с использованием интернет ресурсов | Предметные: научатся определять основную и второстепенную информацию; научатся анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Метапредметные: научатся устанавливать рабочие отношения, научатся работать в группе Личностные: научатся ориентироваться в системе моральных норм и ценностей. |
| Стр. 26 - 30. | 11.09 |
8. | И.А. Крылов. Басня «Осёл и соловей». | Басня. Животный эпос. | Чтение статьи учебника об И.А. Крылове. Чтение наизусть басен И.А. Крылова. Заочная экскурсия к памятнику в Летнем саду. Чтение басни «Осёл и Соловей». |
| Стр. 31-37. | 15.09 |
9. | И.А. Крылов. Басня «Листы и Корни», «Ларчик». | История басен. Мораль. Отражение народной мудрости. | Прослушивание фонографии, чтение статьи учебника. Выразительное чтение басен. | Иллюстр. басни на выбор. | Стр. 37 - 43. Подгот. к инсцен. басен. | 17.09 |
10. | Вн.чт. Урок по басням И.И. Дмитриева, И.А. Крылова . | Как в басне сочетается смешное и серьёзное. Только ли животные могут быть героями басен. | Выразительное чтение любимых басен наизусть, инсценирование басен, иллюстрация басен, викторина. |
| Подгот. к соч-ю по басням. | 18.09 |
11. | РР. Написание сочинения по басням. | Написание сочинения. | Написание сочинения по басне на выбор. |
| Прочитать статью учебника об А.С. Пушкине.
| 22.09 |
Из русской литературы XIX века. (37 часов) |
12. | А.С. Пушкин. | Москва. Царское село. Лицей. Кишинёв. Слово - образ. Приём контраста. Композиция. | Слово о поэте, сообщения уч-ся, рассматривание портрета, иллюстраций к уроку, чтение по памяти стихотворений, чтение и анализ статьи учебника о поэте, ответы на вопросы учебника. | Предметные: научатся извлекать необходимую информацию из предложенных теоретических материалов; Научатся осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Метапредметные: научатся самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней; научатся представлять конкретное содержание в устной форме Личностные: уважение личности и ее достоинства; гражданский патриотизм. |
| Стр. 45- 50. | 24.09 |
13. | Лицейская лирика А.С. Пушкина. «И. Пущину» | Пейзажи. Лирика. Олицетворение. Ямб. Хорей. Контраст. | Лицей в жизни поэта, лексическая работа, запись теоретич. сведений, самостоятельное чтение стих-я, работа с текстом стих-я. |
| С. 51. | 25.09 |
14. | «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. | Жанр послания. Оптимизм. | Чтение стих-я «Узник» учителем, ответы на вопросы учебника, выразительное чтение стих-я учащимися. | Предметные: научатся извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Метапредметные: научатся самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней Личностные: уважение личности и ее достоинства. |
| Выучить стихотворение наизусть. | 29.09 |
15. | Стихотворение «Зимнее утро». | Стихотворение «Зимнее утро». Пейзажная лирика. Радостное восприятие жизни. | Чтение и восприятие стихотворения, ответы на вопросы, совместное выразительное чтение, иллюстрация стих-я. | Предметные: овладеют навыками осуществления поиска и выделения необходимой информации. Метапредметные: научатся описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Личностные: любовь к природе, бережное отношение к природному богатству страны. | Стихотворение наизусть. | Выучить стихотворение наизусть. Стр. 55. | 01.10 |
16. | А.С. Пушкин «Дубровский». История создания. | Роман. Картины жизни русского барства. Подобострастие. Тщеславие. Поручик. Лесть. | Прослушивание первой главы романа, выборочное перечитывание, осмысление сюжета, событий, ответы на вопросы, словарная работа. | Предметные: научатся выделять и формулировать познавательную цель; извлекать необходимую информацию из прослушанного текста; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; определять основную и второстепенную информацию; выдвигать и обосновывать гипотезы, предлагать способы их проверки; научатся выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текста. Метапредметные: научатся самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознают качество и уровень усвоения, скорректируют свою работу. Личностные: уважение ценностей семьи; позитивная моральная самооценка; оптимизм в восприятии мира; чувство гордости при следовании моральным нормам. |
| Главы I-III (перечитать, составить план). | 02.10 |
17. | А.С. Пушкин «Дубровский». Дубровский старший и Троекуров. | Генерал-аншеф. Кичиться. Надменный. Холоп. Штаб- лекарь. Заседатель. | Выразительное перечитывание эпизодов, характеристика главных героев, словарная работа. |
| Главы IV-VII (перечитать, составить план). | 06.10 |
18. | «Дубровский». Комментированное чтение. | Купчая. Ябеда. Корнет. Исправник. | Комментированное чтение, оценка поступков героев, словарная работа. |
| Глава VIII (перечитать, составить план, пересказ главы). | 08.10 |
19. | «Дубровский». Протест Владимира Дубровского против беззакония. | Гувернёр. Флигель. Губернатор. Ассигнации. | Выборочное чтение эпизодов, пересказ главы, осмысление сюжета, поведения героев, их характеров, словарная работа. |
| Глава IX (перечитать, составить план, пересказ главы). | 09.10 |
20. | «Дубровский». Осуждение произвола и деспотизма. | Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. | Пересказ глав, осмысление сюжета, поведения героев, их характеров, словарная работа. |
| Главы X-XII (перечитать, составить план, пересказ одной из глав). | 13.10 |
21. | А.С. Пушкин. «Дубровский». Защита чести. | Честь. Достоинство. Душевное состояние. | Пересказ глав, анализ эпизода, поведение героя, душевное состояние, словарная работа. Интеллектуальная игра. |
| Глава XIII (перечитать, составить план, ответить на вопросы). | 15.10 |
22. | А.С. Пушкин. «Дубровский». Просмотр фильма. | Значение творчества поэта для потомков. | Просмотр к/ф «Дубровский» |
| Главы XIV –XVIII (перечитать, составить план). | 16.10 |
23. | А.С. Пушкин. «Дубровский». Просмотр фильма. | Значение творчества поэта для потомков. | Просмотр к/ф «Дубровский» |
| Глава XIX (перечитать, составить план). | 20.10 |
24. | А.С. Пушкин. «Дубровский». Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. | Воспитание и характер Маши Троекуровой, её взаимоотношения с отцом. Объяснения Дубровского и Марьи Гавриловны. | Выборочное чтение анализируемых эпизодов, осмысление поведения героев, их характеров, пересказ эпизода с кольцом, ответы на вопросы. |
| Подготовиться к сочинению. | 22.10 |
25. | А.С. Пушкин. «Дубровский». | Сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский». | Написание сочинения. | Сочинение. | Почитать повесть «Барышня - крестьянка». | 23.10 |
26. | Анализ сочинения. Работа над ошибками. | Анализ сочинения. | Работа над ошибками. |
|
| 27.10 |
27. | Вн./чт. А.С. Пушкин. Повесть «Барышня - крестьянка». | «Повести Белкина» - цикл повестей. Повесть «Барышня-крестьянка». | Перечитывание по ролям сцен между Лизой и Настей, Лизой и Алексеем, осмысление сцен, поведения героев, оценка поступков. | Предметные: научатся выделять и формулировать проблему, строить логические цепи рассуждений. Метапредметные: научатся вносить коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; осознают качество и уровень усвоения. Личностные: уважение личности и ее достоинства; стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания. |
|
| 29.10 |
28. | Вн./чт. А.С. Пушкин. Повесть «Барышня - крестьянка». | «Повести Белкина» - цикл повестей. Повесть «Барышня-крестьянка». | Перечитывание по ролям сцен между Лизой и Настей, Лизой и Алексеем, осмысление сцен, поведения героев, оценка поступков. | Предметные: научатся выделять и формулировать проблему, строить логические цепи рассуждений. Метапредметные: научатся вносить коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; осознают качество и уровень усвоения. Личностные: уважение личности и ее достоинства; стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания. |
| Подготовить сообщение о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, используя интернет ресурсы. | 30.10 |
II четверть. Всего часов: 21 |
Из русской литературы XIX века. |
1. | М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение « Тучи». | Преемник А. С. Пушкина. Трагическое восприятие действительности. Тема одиночества. | Презентация сообщений о творчестве М.Ю. Лермонтова. История создания стихотворения, прослушивание фонохрестоматии, ответы на вопросы. | Предметные: узнают автора, факты его биографии и творческой деятельности указанного периода, историю появления стихотворения «Тучи», определение понятий «эпитет», «художественное сравнение», «инверсия», «лексический повтор» Метапредметные: научатся извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Личностные: Уважение личности и ее достоинства. |
| Выучить наизусть стихотворение «Тучи». | 10.11 |
2. | М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы», «Листок» - тема одиночества и тоски. | Разрушение красоты и гармонии человека с миром природы. Особенности композиции. Эпитет. Метафора. Сравнение. | Прослушивание стихотворения (фонохрестоматия), выразительное чтение, устное словесное рисование, ответы на вопросы учебника. Интеллектуальная игра. | Предметные: узнают определение понятий «композиция», «поэтический образ», «эпитет», «олицетворение», «художественное сравнение», научатся понимать настроение стихотворения, определять средства художественной выразительности в тексте, объяснять их роль в композиции стихотворения Метапредметные: научатся выделять и формулировать проблему, самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней. Личностные: Любовь к природе. |
| Выразительное чтение стихотворений | 12.11 |
3. | И.С. Тургенев. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. | Цикл рассказов. Изображение крестьянских детей в рассказе. | Рассматривание портрета писателя. Знакомство с творчеством с использованием интернет ресурсов, чтение статьи учебника. | Предметные: узнают содержание рассказа «Бежин луг», научатся понимать авторское отношение к героям, научатся связно рассказывать о героях, характерах, описывать их по иллюстрациям и воображению, выборочно пересказывать эпизоды, комментировать их Метапредметные: научатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, заполнять таблицу, готовить устный ответ, опираясь на записи в тетради, осуществлять поиск и выделение необходимой информации Личностные: любовь к природе, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. |
| Стр.161-164, составить план. | 13.11 |
4. | Мастерство писателя в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг». | Мастер пейзажа. Роль детали. Смысл названия рассказа. | Словарная работа. Прослушивание отрывка из рассказа, выборочное комментированное чтение. |
| Стр.189- 191. Ответить на вопросы. | 17.11 |
5. | Ф.И. Тютчев. Стихотворение «Неохотно и несмело…», «Листья». | Родная природа в произведениях автора. | Рассматривание портрета писателя. Знакомство с творчеством с использованием интернет ресурсов, чтение статьи учебника, прослушивание (фонохрестоматия). | Предметные: узнают автора, факты его биографии, литературной деятельности, определение понятий «лирика», «лирический герой», «образ-символ». Научатся понимать основной прием пейзажной лирики Тютчева. Научатся находить в тексте средства художественной изобразительности, объяснять их роль. Метапредметные: научатся определять основную и второстепенную информацию, самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней Личностные: Любовь к Родине, к природе. |
| Стр.193-199. Выразит. чт-е. | 19.11 |
6. | А.А. Фет. Стихотворение «Ель рукавом мне…», «Ещё майская ночь», Учись у них - у дуба, у берёзы». | Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. | Рассматривание портрета писателя. Знакомство с творчеством поэта с использованием интернет ресурсов, чтение статьи учебника, фонохрестоматия. | Предметные: научатся выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий Метапредметные: научатся представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Личностные: Любовь к родной природе. Чувство гордости за свою страну. |
| Стр.201-208, выучить стих-е наизусть. | 2011 |
7. | Вн.чт. Урок - конкурс на лучшее чтение стихотворений. | Конкурс на лучшее чтение стихотворений поэтов. | Выбор жюри, критиков, иллюстрация выбранных стихотворений. |
| Подгот. сообщение о Н.А.Некрасове с исп. интернета. | 24.11 |
8. | Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. | Грешнево. Владимирский тракт. Ярославская гимназия. Вольнослушатель. Критик В. Г. Белинский. | Слово о Н.А.Некрасове с использованием интернет ресурсов. Чтение знакомых стихотворений. Роль эпиграфа. Чтение стихотворения, ответы на вопросы. | Предметные: узнают автора и факты его биографии, литературной деятельности, определение понятий «сюжет», «фабула», «эпиграф», «фантастика», «риторический вопрос» и др. Научатся связно рассказывать о поэте, отбирать материал в соответствии с поставленными вопросами. Научатся определять средства художественной выразительности, элементы фабулы, роль эпиграфа в стихотворении Метапредметные: научатся осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Научатся определять основную и второстепенную информацию. Научатся выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов. Личностные: уважение к русскому народу как к творцу и созидателю. Доброжелательное отношение к окружающим. Чувство гордости при следовании моральным нормам. |
| Стр.233-235. Пересказ статьи. | 26.11 |
9. | Н. А. Некрасов «Железная дорога». Значение эпиграфа. | Эпиграф. Экспозиция. Строфа. Рифма. | Аналитическое перечитывание стихотвореия, чтение картин сна Вани, выполнение заданий учебника, самостоятельная работа, словарная работа. |
| Стр.236-239. | 27.11 |
10. | Н. А. Некрасов «Железная дорога». Мысль о величии народа- созидателя. | Царь. Голод. Десятник. Варвары. Недоимка. Подрядчик. | Работа с текстом стихотворения: гнетущие условия подневольного труда, «светлая» сторона жизни народа, чувства поэта. Кроссворд. |
| Стр.239-241. Выучить отрывок наизусть | 01.12 |
11. | Н. С. Лесков - русский писатель. Знаток народной жизни и языка. Повесть «Левша». | Сказ. Государь Александр Павлович и атаман Платов. | Слово о Н.С. Лескове, использование интернет ресурсов, словарная работа, чтение сказа, наблюдение над поведением героев. | Предметные: узнают автора, факты его биографии и литературной деятельности, определение понятий «сказ», «эпическое повествование», узнают содержание сказа «Левша». Научатся воссоздавать портрет главного героя. Научатся определять приемы сказочного повествования, определять их роль в произведении Метапредметные: научатся анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений Личностные: чувство гордости при следовании моральным нормам. Любовь к Родине. Чувство гордости за свою страну. Уважение истории, культурных и исторических памятников. |
| Стр.246-255. Ответить на вопросы к главе. | 03.12 |
12. | Н. С. Лесков «Левша» Выполнение работы мастерами. | Оружейник. Тульские мастера. Душевная и внешняя красота. | Аналитическое перечитывание глав 4-21. Ответы на вопросы, наблюдение над портретом левши, словарная работа. |
| Стр.261-267. | 04.12 |
13. | «Левша». Секрет тульских мастеров. Разговор царя и Левши. | Патриотизм. Трагическое и комическое. | Чтение по ролям «Левша во дворце», ответы на вопросы, наблюдение над иллюстрациями к сказу. |
| Стр.267-273. Пересказ эпизода. | 08.12 |
14. | «Левша». Левша в Англии. Секрет англичан. | Авторская позиция. Гордость и боль за русский народ. | Рассказ от лица левши о дороге в Англию, чтение по ролям эпизода «Левша осматривает старые ружья. Рассказ от лица героя «Дорога домой». Интеллектуальная игра. |
| Стр.273-282. | 10.12 |
15. | Просмотр мультфильма «Левша» | Мультфильм «Левша». | Просмотр мультфильма «Левша» | Сочинение - отзыв. | Написать сочинение - отзыв. | 11.12 |
16. | А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Толстый и тонкий». | Юмор, ирония, художественная деталь, прием антитезы, диалог | Слово о писателе с использованием интернет ресурсов, наблюдение над портретом писателя, чтение рассказа, ответы на вопросы. Игра «Собери рассказ». | Предметные: узнают автора, факты его биографии и литературной деятельности, научатся воссоздавать портрет главного героя, определять особенности рассказов Чехова («мастера короткого рассказа»), принципы построения рассказа, отличать рассказ от повести, пересказывать сюжет. Метапредметные: научатся анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений Личностные: Чувство гордости при следовании моральным нормам. Любовь к Родине. Чувство гордости за свою страну. Уважение истории, культурных и исторических памятников. |
| Стр.293-294, Пересказ биографии писателя. | 15.12 |
17. | А.П. Чехов. Рассказ «Лошадиная фамилия». Мастерство Чехова - писателя. | Комическое в рассказе. Речь героя как источник смешного. | Чтение рассказа, наблюдение над смешным в рассказе, речью героев, чтение по ролям, обмен мнениями. Интеллектуальная игра. |
| Выразительное чтение по ролям. | 17.12 |
18. | РР. Сочинение юмористического рассказа. | Сочинение юмористического рассказа. | Написание юмористического сочинения. | Сочинение. | Стр.296-300 (пересказ), с.301,вопросы. | 18.12 |
19. | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..» и др. | Эпитет, сравнение, метафора. Тема, идея. | Слово о поэтах с использованием интернет ресурсов, знакомство со сборниками стихотворений, русской пейзажной живописью. | Предметные: узнают авторов, факты из их биографии и литературной деятельности, Научатся определять основную мысль произведения, чувствовать настроение автора. Метапредметные: научатся анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений Личностные: испытают любовь к Родине, чувство гордости за свою страну, уважение к истории и культуре своей страны. |
| Стр.303-307. Учить биографии поэтов. | 22.12 |
20. | Стихи Я.П. Полонского, А.К. Толстого. | Ассоциации, поэтический образ. Эпитет, сравнение, метафора. Тема, идея. | Прослушивание фонохрестоматии, выразительное чтение стихотворений, оценивание чтения. |
| Стр.303-307. Выучить любое стихотворение наизусть.. | 24.12 |
21. | Вн. чт. Урок поэзии. | Эпитет, сравнение, метафора. Тема, идея, лирический герой. | Выразительное чтение стихотворений, оценивание чтения. иллюстрирование понравившегося стихотворения, чтение наизусть. | Сочинение. |
| 25.12 |
III четверть. Всего часов: 28 |
Из русской литературы XX века. |
1. | А.Л. Платонов. Краткий рассказ о писателе. | Слово о писателе с использованием интернет ресурсов. | Знакомство с творчеством писателя, самостоятельное чтение статьи учебника о писателе, ответы на вопросы, использование интернет ресурсов. | Предметные: узнают автора, факты его биографии и творческой деятельности, узнают содержание сказки-были, историю создания произведения Метапредметные: научатся создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Научатся заменять термины определениями. Личностные: испытают оптимизм в восприятии мира. |
| Стр.3-4, пересказ биографии. | 12.01 |
2. | А.Л. Платонов «Неизвестный цветок». | Рассказ, тема, идея, композиция | Чтение рассказа, обмен впечатлениями, свободное перечитывание эпизодов. |
| Стр.4-7, пересказ эпизода | 14.01 |
3. | А.Л. Платонов «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. | История создания сказки-были. Авторское отношение к героям. | Аналитическое перечитывание рассказа, ответы на вопросы, чтение по ролям. Размышление о прочитанном. | Предметные: узнают содержание сказки-были, историю создания произведения Метапредметные: научатся создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Научатся заменять термины определениями. Личностные: испытают оптимизм в восприятии мира. |
| Стр.42-43, выборочный пересказ. | 15.01 |
4. | РР. Рассказ от лица героини или цветка. | Рассказ от лица героини или цветка. | Рассказ от лица героини или цветка с включением в повествование цитат из произведения. | Тест. | Подготовиться к уроку внекл. чтения. | 19.01 |
5. | Вн. чт. А.Л. Платонов. «Ещё - мама». | А.Л. Платонов. «Ещё - мама». | Чтение и обсуждение произведения. | Предметные: узнают содержание рассказа, научатся давать оценку поведению героев, делать для себя выводы. Метапредметные: сопоставление произведений, выявление общих и своеобразных черт. Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, увеличению словарного запаса. |
| Прочитать биографию М.М. Пришвина | 21.01 |
6. | М.М. Пришвин. Рассказ о писателе. | Гимназия, агрономический факультет, марксистские кружки, пришвинские дневники | Рассказ учащихся о писателе, использование интернет ресурсов, рассматривание портрета писателя, иллюстраций к произведениям. | Предметные: узнают автора, факты его биографии и творческой деятельности, узнают содержание сказки-были, историю создания произведения Метапредметные: научатся создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста, заменять термины определениями. Личностные: испытают чувство оптимизм в восприятии мира. |
| Стр.35, пересказ. | 22.01 |
7. | «Кладовая солнца». Знакомство с Настей и Митрашей. Сборы в лес. | Сказка - быль. «Золотая курочка», «Мужичок в мешочке». | Чтение повести, чтение по ролям спора Насти и Митраши, пересказ истории Антипыча, ответы на вопросы. |
| Стр.36-41, пересказ, выразительное чтение отрывка | 26.01 |
8. | «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы.
| Блудово болото. Роль пейзажа в сказке. | Чтение описания Блудова болота, предупреждение природы о беде, чтение главы «Митраша в беде». Чтение и анализ эпизода «Настя на палестинке». Ответы на вопросы. | Предметные: научатся передавать историю Антипыча, Травки, объяснять роль пейзажа в сказке, скрытый смысл прозвища Насти - «золотая курочка», авторское отношение к главной героине. Научатся понимать смысл выражения «мужичок в мешочке». Метапредметные: научатся отмечать художественные образы, отдельные эпизоды сказки - были, выделять в тексте эпизоды, связанные с главными героями. Личностные: научатся понимать, что жадность, раздражение, озлобление губят душу человека. |
| Стр.41-48. Иллюстрировать понравившийся эпизод. | 28.01 |
9. | «Кладовая солнца». Тропа Насти. | Характеристика образа Насти: черты характера, поведение, отношение к окружающим слепая елань, притча. | Осмысление сюжета произведения, рассказ о Насте по плану; ответ на проблемный вопрос. |
| Стр.48-53, рассказ о Насте. | 29.01 |
10. | «Кладовая солнца». Тропа Митраши. | Характеристика образа Митраши: черты характера, поведение, отношение к окружающим. Авторское отношение к герою | Осмысление сюжета произведения, ответы на вопросы, устное словесное рисование, характеристика Митраши; анализ сцен-эпизодов между Митрашей и Травкой: от слов «и маленький человек...» до «целовал своего друга и в нос, и в глаза, и в уши»; с волком Серым Помещиком |
| Стр.53- 58, составить вопросы к главе. | 02.02 |
11. | Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия повести. | Особенности изображения М. Пришвиным мира природы. Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. | Чтение описания Блудова болота, описания природы после эпизода «Ссора детей»; анализ эпизодов: «О ели и сосне, растущих вместе», «Блудово болото» после ссоры детей. | Тест. | Подготовить устный отзыв о произведении. | 04.02 |
12. | Произведения о ВОВ. К. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», | Военный корреспондент. Стихи о любви к Родтне. | Рассказ о поэте с использованием интернет ресурсов, фонохрестоматия, чтение стихотворений, ответы на вопросы. | Предметные: узнают факты биографии и литературной деятельности писателя, узнают содержание стихотворения, научатся анализировать текст с опорой на план, находить лексические и изобразительно-выразительные средства языка Метапредметные: научатся выделять и формулировать проблему, строить логические цепи Личностные: испытают чувство патриотизма, гордость за Родину |
| Стр.52 - 56. Выразительное чтение стихотворения. | 05.02 |
13. | Д. Самойлов. «Сороковые» | Поэт фронтового поколения. | Самостоятельное чтение статьи учебника о поэте, выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы, словарная работа. |
| 57 - 61. Выучить любое стихотворение. | 09.02 |
14. | В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. | Военная и деревенская темы. Красноярский край, Игарка, детский дом, трудное детство. | Рассказ о поэте с использованием интернет ресурсов, самостоятельное чтение статьи учебника, ответы на вопросы. | Предметные: узнают автора, факты его жизни и литературной деятельности, узнают содержание рассказа, определение понятий «эпизод», «фабула», научатся понимать авторское отношение к героям, научатся выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, прослеживать развитие действия, отбирать наиболее яркие эпизоды, отвечать на проблемные вопросы Метапредметные: научатся самостоятельно искать ответ на проблемный вопрос, выделять и формулировать познавательную цель Личностные: научатся интересоваться чужим мнением и высказывать свое, любовь к природе |
| Стр.102-104, пересказ статьи. | 11.02 |
15. | «Конь с розовой гривой». Знакомство с жителями деревни. | Послевоенные годы, сирота. Человек и память прошлого в рассказе. | Чтение рассказа, обмен впечатлениями о прочитанном. |
| Записать свои вопросы к рассказу. | 12.02 |
16. | Изображение жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Герой рассказа и Санька Левонтьев. | Домовитость и безалаберность. Художественная деталь. | Проверка домашнего задания, аналитическое перечитывание рассказа, ответы на вопросы, чтение эпизода в лицах. |
| Стр.106-110, объяснить значение слов «жизнь страшнее снов». | 16.02 |
17. | Нравственные проблемы рассказа. Образ бабушки. | Народный характер. Речевая характеристика. | Рассказ о втором дне, наблюдения над душевным состоянием мальчика. Самостоятельная работа: поведение бабушки на второй день. Объяснение значения слов «жизнь страшнее снов». Интеллектуальная игра. |
| Перечитать финал рассказа. | 18.02 |
18. | Становление души ребёнка, пути совести. Народная этика в рассказе. | Испытание на прочность характера. Ложь. Жестокость. Безнравственный поступок. | Рассказ о переживаниях мальчика, перечитывание эпизода, работа с тестом (ч.8, с.30 раб. тетр.) |
| Стр.111-114, пересказ. Нарисовать «розового коня». | 19.02 |
19. | Смысл названия рассказа. Идейный смысл рассказа | Урок доброты. Раскаяние. | Практическая работа. | Практическая работа. | Подготовиться к вн. чт. | 25.02 |
20. | Вн. чт. Уроки нравственности в произведениях В.П. Астафьева. | Идейный смысл. Гуманизм. Доброта и человечность. | Осмысление и обсуждение прочитанных рассказов В.П. Астафьева, конкурс рисунков. | Сочинение - отзыв. | Написать отзыв о рассказе | 26.02 |
21. | В.Г. Распутин. Рассказ о писателе. | Аталанка. Спецкор. Общественный деятель. | Слово о писателе с использованием интернет ресурсов, самостоятельное чтение статьи учебника о писателе. | Предметные: узнают факты биографии и литературной деятельности писателя, узнают содержание произведения, научатся понимать авторское отношение к героям, научатся понимать скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны, решившей помочь мальчику, смысл посвящения и предисловия. Научатся анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы, как пейзажная зарисовка помогает понять характер героя Метапредметные: научатся определять основную и второстепенную информацию, научатся самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней. Научатся представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме, научатся самостоятельно искать ответ на проблемный вопрос. Личностные: научатся ориентироваться в системе моральных норм и ценностей. |
| Стр..119-124, пересказ статьи учебника | 02.03 |
22. | «Уроки французского». Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени. | Автобиографический рассказ, сюжет рассказа, нравственная основа. | Комментированное чтение рассказа. |
| Ответить на вопрос II (5). | 04.03 |
23. | Нравственная стойкость героя рассказа, чувство собственного достоинства. | Преодоление трудностей. Одиночество. | Чтение эпизода «Разговор после уроков». Самостоятельный анализ эпизодов «Уроки французского наедине с учительницей», ответы на вопросы. |
| Перечитать эпизод с посылкой, составить вопросы. | 05.03 |
24. | Нравственная красота героя рассказа. | Конфликт. Развитие действия. Кульминация. | Ответы на вопросы, анализ иллюстраций, «озвучивание её», чтение по ролям игры «в замеряшки». |
| Подготовить рассказ о герое. | 11.03 |
25. | Проверочная работа. | Тест. | Работа с тестом. | Тест. | Прочитать статью учебника о Фазиле Искандере. | 12.03 |
26. | Фазиль Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла» | Жизнь и творчество писателя. | Рассказ учащихся о писателе, комментированное чтение рассказа. | Предметные: узнают автора, факты его биографии и литературной деятельности, научатся воссоздавать портрет главного героя, определять особенности рассказов, отличать рассказ от повести, пересказывать сюжет. Метапредметные: научатся анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений Личностные: чувство гордости при следовании моральным нормам. Научиться высказывать свою точку зрения, отстаивать её, передавать смешное. |
| Дочитать рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». | 16.03 |
27. | «Тринадцатый подвиг Геракла». Сюжет рассказа, его герои, юмор в рассказе. | О чём рассказ, почему так называется, кому он предназначен. | Чтение и обсуждение, выбор микрогруппами эпизода для инсценирования рассказа. |
| Ответить на вопросы учебника. | 18.03 |
28. | «Юмор делает серьёзное ещё более серьёзным». | Влияние учителя на формирование детских характеров. | Аналитическое перечитывание, , инсценирование эпизодов. Работа с тестом. | Тест. |
| 19.03 |
IV четверть. Всего часов: 21 |
Из русской литературы XX века. |
1. | Родная природа в стихотворениях поэтов XX века. | А. Блок «Летний вечер», «О как безумно за окном…». С. Есенин «Мелколесье. Степь да дали», «Пороша». | Слово о поэтах с использованием интернет ресурсов, прослушивание стихотворений, ответы на вопросы, иллюстрация стихотворений. | Предметные: узнают факты биографии и творчества писателей, содержание стихотворений, научатся определять, какие художественные приемы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произведение, выразительно читать Метапредметные: научатся аргументировать свой ответ конкретными примерами Личностные: экологическое воспитание, любовь к родной природе |
| Выразительн. чтение стих-я на выбор. | 01.04 |
2. | Родная природа в стихотворениях поэтов XX века. | А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие». Н. Рубцов «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». | Слово о поэтах с использованием интернет ресурсов, прослушивание стихотворений, ответы на вопросы, иллюстрация стихотворений. |
| Выучить любое стихотворение наизусть. | 02.04 |
Зарубежная литература. (19 часов). |
3. | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. | Геракл – сын бога Зевса и смертной женщины Алкмены. | Аналитическое чтение статьи о мифах в учебнике, беседа по вопросам, рассматривание репродукций. | Предметные: научатся отличать миф от сказки, видеть в них отражение реальной жизни, передавать содержание мифов. Метапредметные: научатся анализировать представления древних о жизни на земле. Личностные: научатся высказывать своё мнение, отстаивать его, давать оценку поступкам героев. Объяснять поступки, мотивацию. |
| Стр. 5. | 06.04 |
4. | «Скотный двор царя Авгия». Мифы. | Царь Эврисфей. Микены. | Перечитывание мифа, ответы на вопросы учебника, устное словесное рисование. |
| Стр. 5. | 08.04 |
5. | «Яблоки Гесперид». Мифы. | Олимпийские игры. | Перечитывание мифа, устное словесное рисование, выполнение 1-го задания учебника, словарная работа. |
| Стр. 6. | 09.04 |
6. | Образ Геракла в мировой художественной литературе. | Представление книг Н.А. Куна, В. Смирновой «Легенды и мифы Древней Греции», «Герои Эллады», рассматривание репродукций по мотивам мифов. | Знакомство с мифами, рассматривание репродукций, обмен мнениями, определение любимого мифа, иллюстрирование. | Сочинение. | Стр. 7,8. | 13.04 |
7. | Легенда. Легенда об Арионе. | Древнегреческий историк. Легенда. Кифара. Тиран. Дифирамб. | Работа с книгой, словарная работа, устное словесное рисование. |
| Стр. 13-14. | 15.04 |
8. | Гомер. Поэмы «Илиада» и «Одиссея». | Жизнь и творчество писателя. | Беседа о писателе, чтение статьи учебника о писателе, определение главной мысли статьи. | Предметные: узнают факты биографии и творчества писателей, содержание стихотворений, научатся определять, какие художественные приемы использует автор, анализировать произведение, выразительно читать Метапредметные: научатся аргументировать свой ответ конкретными примерами Личностные: научатся анализировать поступки героя, выявлять главное в поступках, объяснять их, давать свою оценку. |
| Дочитать рассказ до конца. Составить план рассказа. | 16.04 |
9. | Гомер. Поэма «Илиада». | Изображение героев и героических подвигов. Великие испытания, выпавшие на долю героев. | Аналитическое перечитывание глав поэмы. ответы на вопросы; выразительное чтение фрагментов поэмы. |
|
Подготовить пересказ. | 20.04 |
10. | Гомер. Поэма «Одиссея». | Великие испытания, выпавшие на долю героев. Противоречивые образы Одиссея и Ахилла: | Работа с книгой. Чтение поэмы. Словарная работа (эпос как род литературы, гипербола, постоянный эпитет, сюжетная основа поэм, гекзаметр). |
| Дочитать поэму до конца. | 22.04 |
11. | Одиссей на острове циклопов. | Высокое и низкое, возвышенно-поэтическое и житейски-прозаическое. Мысль Гомера о многообразии и богатстве дарований человека | Рассказ о главных героях поэм - Одиссее и Ахилле; выразительное чтение фрагментов поэм; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос. |
| С. 216-217. | 23.04 |
12. | Вн. чт. Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот» | Слово о писателе. «Дон Кихот» - пародия на рыцарский роман. Герой, живущий в воображаемом мире. Образ Санчо Пансы | Сообщение о писателе, рассказ о главных героях романа. Пересказ эпизодов «Посвящение в рыцари», «Приключения на постоялом дворе», «В замке герцога», «Возвращение домой»; сообщение о писателе, рассказ о главных героях романа; | Предметные: узнают биографию писателя, факты его творческой деятельности; научатся понимать смысл понятий «пародия», «рыцарский роман». Метапредметные: научатся сравнивать героев, выявляя их глубокое внутреннее сходство и непохожесть. Личностные: научатся оценивать поступки героев, следовать им, проявлять в жизни героизм. |
| Прочитать биографию И.Ф. Шиллера. | 27.04 |
13. | И.Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка» | И.Ф. Шиллер - великий немецкий поэт и драматург. Жанр баллады. Повествование о феодальных нравах. | Сообщения о поэте и драматурге, ответы на вопросы, Словарная работа, выразительное чтение. | Предметные: узнают сведения из биографии писателя, познакомятся с творческой деятельностью. усвоют понятие «баллада как литературный жанр», ее отличие от былины и песни. Метапредметные: научатся соотносить жанровые особенности повести, рассказа и баллады и определять жанр произведения. Личностные: научатся передавать свои эмоции. соотносить жанровые особенности повести, рассказа и баллады и определять жанр произведения. |
| Выразительное чтение, иллюстрация к балладе. | 29.04 |
14. | И.Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка» | Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий достоинство и честь. Проблема благородства, достоинства и чести в балладе Шиллера | Беседа о прочитанном. Проблемы, поставленные поэтом в балладе , лексическая работа (благородство, достоинство, честь). | Сочинение - отзыв. | Написать отзыв о балладе. | 30.04 |
15. | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе» | Слово о писателе. Проспер Мериме - французский писатель-реалист, мастер новеллы и разносторонняя личность. | Анализ сочинений-отзывов, обсуждение. Работа с книгой - чтение статьи учебника о писателе. Ответы на вопросы. Чтение новеллы. Лексическая работа. | Предметные: узнают сведения из биографии писателя, познакомятся с творческой деятельностью. усвоют понятие «новелла как литературный жанр», ее отличие от других жанров литературы. Метапредметные: научатся соотносить жанровые особенности повести, рассказа, баллады и новеллы, определять жанр произведения. Личностные: научатся передавать свои эмоции, анализировать поступки героев, выявлять главное в поступках. |
| Дочитать новеллу и подготовить свои вопросы. | 06.05 |
16. | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе» | Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. | Как сочетаются романтика, окружающая Маттео Фальконе, с уродливостью сознания, порожденного окружающей дикостью? Смысл названия новеллы. | Творческое задание. | С.245, 246. | 07.05 |
17. | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча | Слово о писателе. Удивительная жизнь удивительного писателя. | Чтение статьи учебника о писателе, использование интернет ресурсов, ответы на вопросы. Чтение сказки «Маленький принц». | Предметные: узнают сведения из биографии удивительного писателя, познакомятся с творческой деятельностью. усвоют понятие «философская сказка и мудрая притча», ее отличие от других видов сказок. Метапредметные: научатся соотносить жанровые особенности философской сказки,. научатся определять сказочное и реальное в сказке. Личностные: научатся понимать, что бывает, когда взрослые умеют слышать детей. помогать им. |
| Подготовить-ся к проверке навыков беглого выразительно-го чтения. | 13.05 |
18. | РР. Проверка навыков чтения. | Проверка навыков чтения. |
|
|
| 14.05 |
19. | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча | Основные темы и мотивы сказки. Большой мир маленького принца. | Рассказ о героях сказки; философский смысл сказки; что бывает, когда дети открывают мир взрослым, когда взрослые умеют слышать детей; уметь определять сказочные и реальные элементы сказки. |
| Ответить на вопросы: « О чем сказка напоминает взрослым? Чем необычен и интересен французский писатель современному читателю?». | 18.05 |
20. | РР. Поразмышляем о прочитанном. | Вера писателя в красоту и силу человека. | Ответы на вопросы домашнего задания. Лексическая работа. Оформление обложки книги с обоснованием выбора. | Предметные: уметь определять по фрагментам произведений автора, персонажа, название произведения, связно отвечать на вопросы. Метапредметные; уметь определять жанр произведения, его основную мысль. Личностные: знать курс литературы 6 класса, высказывать своё мнение, оценивать поступки героев произведений. |
| Проиллюстри-ровать рассказ. | 20.05 |
21. | Литературная викторина. | Литературная викторина. | Ответы на задания викторины. | Викторина. | Список литературы для чтения летом. | 21.05 |