Нравственность и безнравственность в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Разработка бинарного урока по литературе и обществознанию в 7 классе по пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Бинарный урок по литературе и обществознанию в 7 классе | 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема бинарного урока по литературе и обществознанию:
Нравственность и безнравственность
в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Цель: подвести учащихся к пониманию актуальности нравственных, социальных и правовых проблем российской власти и общества, изображённых Н.В. Гоголем в комедии «Ревизор».
Задачи.
- Образовательные:
- вырабатывать умение работать с художественным текстом;
- углубить представление учащихся о социальных нормах и правах человека;
- Развивающие:
- формировать умения использовать полученные правовые знания при анализе конкретных ситуаций;
- развивать устную речь, мышление, умение высказывать свою точку зрения, сценическое мастерство;
- Воспитательные:
- содействовать в ходе урока воспитанию непримиримого отношения к нарушениям нравственных и правовых норм общественной жизни.
Оборудование:
Портрет Н.В. Гоголя, текст пьесы «Ревизор», иллюстрации к произведению, мультимедийное оборудование, раздаточный материал.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности
Сегодня у нас заключительный урок по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Над содержанием пьесы мы работали на протяжении нескольких уроков. Я надеюсь, что вы откроете для себя и в себе что-то новое. Это поможет нам при выполнении письменной творческой работы, которая будет проведена на следующем уроке.
Гоголь сказал:
«В "Ревизоре" я решился собрать в одну кучу всё дурное в России ... все несправедливости … и ...посмеяться над всем... Сквозь смех ...читатель услышал грусть...»
- Как вы понимаете данное высказывание? (комедия призвана смешить людей, но её главная цель – сквозь смех показать недостатки, пороки общества, т.е. всё безнравственное, чтобы мы стали лучше.)
2. Актуализация знаний.
- Знаете ли вы значение слова «безнравственный»?
- От какого слова оно образовано?(нравственный).
- Какая это часть речи? (прилагательное).
- От какого существительного оно образовано? (нравственность)
- Вы знаете значение этого слова?
- Где можно найти значение слова?
Обратимся к толковому словарю.
Прочитать информацию со слайда…
Нравственность – это совокупность норм, определяющих поведение человека.
3. Постановка учебной задачи
- Перед вами качества человека. Какие качества, на ваш взгляд, можно отнести к нравственным?
(Милосердие, вежливость, жестокость, жадность, бескорыстие, терпимость, зависть, трудолюбие, верность, лживость, трусость)
- Какую комедию мы изучаем?
- Поведение героев комедии «Ревизор» нравственное или безнравственное?
- Попробуем сформулировать тему урока.
Нравственность и безнравственность в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
- Можем ли мы назвать себя в полном смысле слова нравственными людьми? Вряд ли. Да, нам предстоит ещё многому научиться в жизни, чтобы стать лучше.
Помочь стать нравственными людьми призваны уроки литературы и обществознания. На примере комедии «Ревизор» мы попробуем доказать это.
- Какова задача урока?
Научиться различать нравственное и безнравственное поведение героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
- Почему в 21 веке нам важны понятия «нравственность» и «безнравственность»?
4. Построение проекта выхода из проблемной ситуации
- Чтобы решить задачу урока, нужно определить ход нашей работы:
- Вспомнить необходимые термины.
- Вспомнить героев пьесы.
- Вспомнить содержание.
- Дать оценку поступкам героев.
5. Первичное закрепление учебного материала
- Вспомним термины, которые нам понадобятся на уроке.
- К какому жанру относится произведение Гоголя? (комедия)
- Кто такой ревизор? (должностное лицо, которое производит ревизию)
- Что такое социальные нормы? (нормы (правила), принятые в обществе). На какие виды делятся? Чем отличаются друг от друга?
- Кто изображён на экране? (чиновники комедии "Ревизор)
6. Включение новых знаний в систему.
- Почему чиновники боятся ревизора? Обратимся к тексту (действие 1, явление 1, 2, 5).
- Зачитайте из текста цитаты, в которых говорится о нарушениях в городе.
- Какие социальные нормы нарушили чиновники (моральные или правовые)?
- Какие права человека нарушили чиновники с нашей точки зрения, человека 21 века? (право на медицинскую помощь, неприкосновенность личности, тайна переписки).
- Чиновники – это должностные лица. Они не должны пользоваться своим положением для личных целей, а герои «Ревизора» совершают должностные преступления.
- Какие? (хищение денежных средств - не построена церковь, Держиморда избивает и правого, и виноватого, берут взятки).
- Кто первый дал взятку? (Судья Ляпкин-Тяпкин).
Обратимся к пьесе. Посмотрим, как же всё происходило. Вам будет представлена сцена комедии, подготовленная вашими одноклассниками.
Инсценировка (действие 4, явление 3)
Физминутка (стоя, аплодируем актёрам)
- Какое должностное преступление совершил Ляпкин-Тяпкин? (взятка).
- Что такое взятка? Прочитайте определение на карточке.
- В каком документе говорится о взятке? (Уголовный кодекс)
- Это современный Уголовный кодекс России. Какой можно сделать вывод? (современные чиновники тоже берут взятки)
- Чиновники в пьесе Гоголя безнравственные люди?
- Почему? (Каждый из них имеет нравственные пороки, совершил должностное преступление. Нравственному человеку не позволит совершить преступление совесть).
- Можно ли назвать нравственным человеком Хлестакова?
- Почему?
Инсценировка (действие 3, явление 6)
- Представленное поведение Хлестакова – это нарушение моральных или правовых норм?
- Хлестаков не нарушил закон, но его поведение безнравственно, он лжёт и хвастается.
7. Рефлексия.
- Итак, вернёмся к задаче нашего урока:
Научиться различать нравственное и безнравственное поведение героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
- Поведение героев пьесы нравственное или безнравственное?
- Герои комедии положительные или отрицательные?
- В комедии, по мнению самого автора, есть единственный положительный герой. (Смех.)
- Цель литературы – воспитывать читателя. Она - наш путеводитель в мире нравственности и доброты.
- Социальные нормы помогают нам правильно жить среди людей, делать правильный выбор.
- Какими мы станем? Это зависит от нас самих.
Когда услышишь ты однажды Слово,
Проверь, тебе созвучно ли оно?
Не всё, что для ушей свежо и ново,
Тебе годится, и тебе дано.
Не попадись на похвалу и лесть,
Хайяма помни, - он ведь знал немало:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало!
Коль не найдёшь попутчика в дороге,
Иди один. Настанет срок, - найдёшь.
Но и с собой будь искренним и строгим,
Не допуская в сердце фальшь и ложь.
- Надеюсь, вы сегодня извлекли полезный урок нравственности, который нам преподал неподражаемый классик - Н.В. Гоголь.
В конце урока мы должны оценить вашу работу.
Помните, ребята, всё в ваших руках!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 8 классе по комедии Н.В.Гоголя « Ревизор». "Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. Финал комедии и его идейно – композиционное значение."
Заключительный урок по комедии Гоголя "Ревизор". Анализ ключевых сцен комедии, подведение итогов по всему произведению....
Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор» (Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)
Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" с ис пользованием таких современных образовательных технологий . как развивающее обучение, метод проектов,проблемно- диалогическое обучение. В игрово...
Урок литературы на тему «Разоблачение нравственных пороков чиновников» по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» .
Урок литературы на тему «Разоблачение нравственных пороков чиновников» по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» ....
"Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
Данная презентация может быть использована на заключительном уроке по изучению комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"....
"Нравственное и безнравственное поведение"
Данная статья в виде лекции о формированию нравственной культуры учащихся....
Нравственное и безнравственное поведение
Классный час на тему "Нравственное и безнравственное поведение"...
«Век нынешний» и «век минувший». Нравственный конфликт комедии или Спор длиною в жизнь (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
Цель урока: понимание причин неизбежного в любое время столкновения передового человека с миром «негодяев знатных», низкопоклонников и лицемеров.Задачи урокаОбучающие:...