"Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему
Данная презентация может быть использована на заключительном уроке по изучению комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_uroku_po_tvorchestvu_n.v.gogolya.zip | 2.64 МБ |
Подписи к слайдам:
На зеркало неча пенять, коли рожа крива. Эпиграф
Из истории
Комедия «Ревизор» была написана в 1836 году. Идею написания комедии Гоголю подал Пушкин. В Петербурге, 19 апреля 1836 года в Александрийском театре состоялась премьера. На петербургской премьере присутствовал сам Николай I. После премьеры «Ревизора» император заявил: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!» К 1842 году пьеса была отредактирована.Комедия оказала значительное влияние на русскую литературу в целом и драматургию в частности. Современники Гоголя отмечали её новаторский стиль, глубину обобщения и выпуклость образов. Произведением Гоголя сразу после первых чтений и публикаций восхищались Пушкин, Белинский, Анненков, Герцен, Щепкин.
Словарная работа
Комедия ( от греч.) – один из основных видов драмы, изображающий жизненные положения и характеры, вызывающие смех.Комедия – средство познания жизни, а правит пьесою идея, мысль. (Н.В. Гоголь)
Словарная работа
Юмор — интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комические стороны.Сатира (лат. satira) — проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средствАфиша – 1. Реклама, объявление о спектакле. 2. Авторская ремарка, называющая действующих лиц.Чиновник — в царской России государственный служащий, имеющий чин.
Словарная работа
Порок — нравственный, духовный недостаток, отрицательное моральное качество человека. – должностное преступление, заключающееся в получении взяток. – обкрадывание казны. – произвол, нарушение законного порядка при ведении дел. – клевета. – издевательство.
Взяточничество
Казнокрадство
Самоуправство
Пасквиль
Глумление
Словарная работа
– оставаться безнаказанным за проступки, преступления и т.д. – обман, неблаговидные жульнические действия с корыстными целями. – взяточничество, ростовщичество.
Безнаказанность
Мошенничество
Лихоимство
Чиновники
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья.Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений.Пётр Иванович Добчинский, Пётр Иванович Бобчинский — городские помещики.Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.Иван Кузьмич Шпекин- почтмейстерИван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга.
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский
Глава уездного города N. Он признает, что грешен, исправно посещает церковь и думает когда-нибудь покаяться, но никогда он не пропустит того, «что плывет в руки». Уже постаревший на службе и очень неглупый по- своему человек, говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало.Городничий никогда не пропустит то, что плывет в руки. О зоркости или прозорливости говорит и его осторожность. В обществе – это благопристойный глава города, который постоянно ходит в церковь, имеет благополучную семью и ратует за своих жителей. Но не забудем, что сквозник – это еще и пройдоха, а потому он еще и притесняет купцов, и растрачивает казенные деньги, и сечет народ.Человек, которому свойственны такие пороки как взятничество, казнокрадство, самоуправство и безнаказанность.
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин
Городской судьяЧеловек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки и потому каждому слову своему дает вес. говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют, берёт взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в церковь не ходит.Занимается больше охотой, чем судопроизводством. В личных целях использует он и ссоры соседей-помещиков.Ему присущи следующие пороки: взятничество, подхалимство и самоуправство.
Артемий Филиппович Земляника
Попечитель благоуходных заведений. Толстый, неповоротливый человек, но при всём том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив. О себе говорит, что “не жалеет ничего и ревностно исполняет службу”.В его больнице Больные ходят в грязных колпаках, как кузнецы, кормит их вместо положенной пищи прокисшей капустой, а лекарств дорогих не употребляют, «человек простой: если умрет так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет».Его социальные пороки- это взятничество, самоуправство и лихоимство.
Пётр Иванович Добчинский, Пётр Иванович Бобчинский
Они не чиновники, а помещики, им есть на что жить, они не служат за жалованье и в силу этого, казалось бы, не зависят от градоначальника, он им не указ. Но на самом деле и они неразрывно связаны со всем происходящим в их провинциальном уездном городе. И подлаживаясь под всеобщее единение с чиновниками городка — мол, и они здесь не последние люди.Чрезвычайно похожи друг на друга: оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками.Им присущи взятничество и подхалимство.
Лука Лукич Хлопов
Смотритель училищВоплощение полнейшего духовного ничтожества, робости и смирения. В его характере выражены типичные для николаевского чиновничества черты: постоянный трепет и страх при одном имени начальства. Сам он признается в этом: “Заговори со мной одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык как в грязь завязнул”. насмерть перепуганный смотритель уездных училищ, полностью соглашается с городничим, вспоминая, как из-за подобного поведения этого учителя он получил выговор за то, что юношеству внушаются вольнодумные мысли.Подхалим, дает взятки, боится начальства и всех кто выше чином.
Лука Лукич справа от городничева (в центре справа)
Иван Кузьмич Шпекин
Почтмейстер. Простодушный до наивности человек. Уже первая его реплика о приезде ревизора: «А что думаю? Война с турками будет»,— свидетельствует о глупости и легкомыслии. Служба для него не труд, а «приятное времяпрепровождение»: он распечатывает письма и читает их. Наиболее интересные он оставляет у себя и в этом не видит никакого преступления. За это его не ругает даже городничий, а наоборот, советует продолжать внимательно следить за тем, чтобы не выпустить из города какой-либо жалобы или донесения.
Иван Александрович Хлестаков
Поддерживает то, чего от него ждут, вполне вписываясь в круг предложенных обстоятельств, когда любой столичный проходимец и прощелыга, случайно проезжающий мимо, может быть принят в провинциальном городке России с её централизацией — пирамидой или вертикалью чиновничьей власти — за всемогущего всевластного сановника.Хлестаков живёт по законам великосветского общества, потому что никакого другого никогда не видел.Характерные качества Хлестакова- это мотовство и транжирство.
Хлестаков(справа) и Земляника(слева)
Заключение
«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем»-,писал Гоголь. В «Ревизоре» есть все то, что было свойственно России в тот промежуток времени, но при этом встречается и то, что встречается в современной России.
Литературная играпо комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
В данной игре могут участвовать три команды, каждая из которых выбирает себе одну из трех дорожек.Количество балов за ответ соответствует номеру вопроса.Супер игра позволяет выявить попедителя в личном зачете
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
Супер Игра
В каком году была написана комедия «Ревизор»?
В 1842 году
Кто подал Гоголю идею о написании комедии?
А.С. Пушкин
В каком театре состоялась премьера комедии?
В Александрийском театре
Кому принадлежит фраза, сказанная после премьеры: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!»?
Николаю I
Кому принадлежит фраза: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь! Эх, вы…
Городничему
Кто говорил, что он «с Пушкиным на дружеской ноге»?
Хлестаков
«Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен». О ком это?
О Ляпкине-Тяпкине
Уже постаревший на службе и очень неглупый по- своему человек, говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало.О ком это?
О Городничем
Человек «без царя в голове». О ком это?
О Хлестакове
Взятничество- это
должностное преступление, заключающееся в получении взяток.
Лихоимство- это
Взятничество и ростовство
Самоуправство- это
нарушение законного порядка при ведении дел.
Куда приводит Городничий запохмелевшего Хлестакова?
К себе домой
Где в городе устроился Хлестаков?
В дешевом номере гостиницы
Куда Городничий решил пойти с Хлестаковым, чтобы узнать о нем больше?
Предложил посетить богоугодные заведения
«Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие: к нам едет ревизор». Кому принадлежит эта фраза?
Городничему
Это значит вот что: Россия... да... хочет вести войну, министерия-то, вот видите, и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены. Кому принадлежит фраза?
Аммосу Федоровичу
Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки?Борзыми щенками. Это совсем иное дело. Кому принадлежит эта фраза?
Ляпкину-Тяпкину
Какую пословицу Гоголь выбрал эпиграфом к комедии?
На зеркало неча пенять, коли рожа крива.
Что такое комедия?
один из основных видов драмы, изображающий жизненные положения и характеры, вызывающие смех.
Кто такой чиновник?
В царской России государственный служащий, имеющий чин.
Супер Игра
Имя и отчество ХлестаковаКому пишет письмо Хлестаков?Как зовут смотрителя училища Хлопова?Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки?..(продолжите фразу)Городничий – глуп, как…(продолжите фразу)Чему смеётесь?..(продолжите фразу)Простодушный до наивности человек. Кто это?Человек “без царя в голове”. Кто это?Где находится город, в котором происходят события пьесы “Ревизор”?
Иван Александрович
Другу Тряпичкину
Лука Лукич
Борзыми щенками
между Пензой и Саратовом
Хлестаков
Почтмейстер
Над собой смеетесь!
Сивый мерин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 8 классе по комедии Н.В.Гоголя « Ревизор». "Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. Финал комедии и его идейно – композиционное значение."
Заключительный урок по комедии Гоголя "Ревизор". Анализ ключевых сцен комедии, подведение итогов по всему произведению....
Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор» (Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)
Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" с ис пользованием таких современных образовательных технологий . как развивающее обучение, метод проектов,проблемно- диалогическое обучение. В игрово...
урок "разоблачение пороков чиновников" в пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор" 8 класс
Данный урок-спектакль проводится в 8 классе по учебнику под редакцией В.Я.Коровиной. Требует подготовительной работы с обучающимися, но результат не заставит себя ждать....
Урок литературы на тему «Разоблачение нравственных пороков чиновников» по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» .
Урок литературы на тему «Разоблачение нравственных пороков чиновников» по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» ....
Урок-суд над городничим и чиновничеством города (по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»).
Урок-суд над городничим и чиновничеством города(по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)....
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор». Хлестаков и "миражная интрига"
Цель: - знакомство учащихся с персонажами комедии, описание их характеров через «говорящие фамилии», портрет, авторские зарисовки, развитие восприятия учащимися литературного пр...
Русское чиновничество в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"
Данная разработка позволяет повторить и расширить представления о Н.В.Гоголе как о писателе-сатирике; развить аналитические умения и навыки учащихся; раскрыть жизненную основу комедии; понять обстояте...