Чтение с остановками рассказа В. А. Никифорова-Волгина
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Дёмина Галина Павловна

Развитие творческих способностей учащихся через стратегию чтение с остановками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_s_ostanovkami_rasskaza.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение с остановками рассказа В. А. Никифорова-Волгина

« Любовь- книга Божия».

Цели урока:

1.Развитие мыслительных навыков: умение решать проблемы, принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений.

2. Способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Приёмы ТРКМ: « Прогнозирование по названию», « Дерево предсказаний», « Ассоциативные ряды», « Письменная рефлексия».

                             Ход урока.

  1. Стадия вызова.

Как вы понимаете значение слова «выбор»?

С чем ассоциируется у вас это слово?

Приведите примеры литературных произведений, где герои стояли перед выбором?

2.Краткий рассказ учителя об авторе.

Совсем недавно имя этого писателя мало кому было известно в России. О нём просто не знали. И вот в печати стали появляться замечательные и трогательные произведения В. Никифорова- Волгина. К сожалению, о жизни самого писателя накоплено сведений немного. Своё детство Василий Акимович  провёл  на берегу реки Волга, что под Калязином. Родился он в 1901году, когда Россия жила ещё старым укладом, когда в городах и сёлах держались Православия. Вскоре после его рождения семья переехала в Нарву. Закончил церковно-приходскую школу, был псаломщиком в Спасо-Преображенском соборе. С 1923 года сотрудничал в нарвских газетах, служит домашним учителем  и воспитателем в таллиннской семье генерала Ю. Штуббендорфа. Регулярно печатался в газете « сегодня».

В мае 1941 г. Арестован органами НКВД, в августе 1941г. В Кирове приговорён к расстрелу за книги антисоветского содержания, расстрелян 14 декабря 1941г.

3.Прогнозирование по названию.

      Рассказ называется « Любовь- книга Божия». Как вы думаете, о чём это произведение?

      4. Стадия осмысления.

- Чтение начала рассказа. ( 1 часть)

Таких озорных ребят, как Филиппка Морозов да Агапка Бобриков, во всём городе не найти.

Про Филиппку и Агапку говорили:

-Много видали озорных детушек, но таких ухарей – ещё не доводилось!

Было им лет по девяти. Отец одного был тряпичник, а другого- переплётных дел мастер. Филиппка-маленький, коротконогий, пузатый, губы пятачком и с петушком на большой вихрастой голове. Всегда надутый и что-то обдумывающий. Ходил он в диковинных штанах- одна штанина была синяя, а другая жёлтая и с бубенчиками.

Агапка был тощим, в веснушках, зоркоглазым и вёртким. Зиму и лето ходил в отцовском пиджаке и фукажке-бескозырке. Выправка у него военная. Где-то раздобыл ржавые шпоры и приладил к рваным своим опоркам.

Озорства с их стороны было всякого. На такие проделки, как стянуть с рынка рыбину и продать какой-то тётеньке, разрисовать под зебру белого кота, перебить уличные фонари, забраться на колокольню и ударить в набат, смотрели сквозь пальцы и даже хвалили за молодечество.

Было озорство почище и злее, вызывающее скандалы на всю окраину.

За такие проделки не раз гулял по спинам Агапки и Филиппки горячий отцовский ремень, да и от других влетало по загривку.

Однажды случилась событие. На Филиппку и Агапку пришла напасть, от которой не только они, но и вся окраина стала тихой…

Первая остановка.

Вопросы для обсуждения:

1.Что узнали о ребятах?

2. Что сближало ребят?

3.Как понимаете значение слова напасть? Подберите к нему синонимы.

4. О каком событие может идти речь дальше?( Использование приёма « Дерево предсказаний». Ответы записать на доске с указанием авторства).

-Чтение 2 части.

Пришла в образе девятилетней Нади- дочери старого актёра Зорина, недавно поселившегося на окраине и на том же дворе, где проживали озорные ребята.Актёр ходил по квартирам и потешал там публику…, а Надя сидела дома. Сидела у окна всегда с рукоделием или книжкой.

Проходил Агапка мимо, посмотрел на девочку, тонкую, тщедушную и как бы золотистую от золотистых волос, падавших на тихие плечи, и неведомо от чего вспыхнул весь, застыдился и вздрогнул от чего-то колкого и сияющего… Не стало вдруг Агапки, а появился не то на Божию книгу с золотыми листами, лежащую на алтаре, не то на лёгкую птицу, летающую по синему поднебесью…Он даже лицо закрыл руками и поскорее убежал.

В тот день Филиппка тоже увидел золотистую девочку. Он смело подошёл к ней и солидно сказал:

-Меня зовут Филипп Васильевич!

- Очень приятно, - тростинкой прозвенела девочка, - а меня Надежда Борисовна…

После этой встречи и его душа стала сама не своя.

Вторая остановка.

Вопросы для обсуждения.

1.Какой предстала перед нами Надя?

2.Найдите слова, характеризующие мальчиков при первой встрече с Надей?

3. Как,  по вашему мнению, будут развиваться события дальше?

-Чтение 3 части.

Он пришёл домой и попросил у матери мыла- помыться – и причесать его. Вымытый и причёсанный вышел он во двор. Встретил Агапку. Тот тоже был вымытым, как в Пасху, но наряднее. На вычищенном пиджаке висела, а вместо опорок-высокие отцовские сапоги. Молча посмотрели друг на друга и покраснели.

Стали они   наперебой ухаживать за Надей. То цветов ей принесут, то яблок, то семечек, а однажды Филиппка притащил Наде чашку клюквенного киселя. Этот дар до того восхитил девочку, что она смущённо и радостно приколола к груди Филиппки белую ромашку… Агапка надулся дал Филиппке подзатыльник и расплакался от ревности.

 Два дня они не разговаривали. На третий же Агапка подозвал его и сказал:

-Хочу с тобой поговорить!

- Об чём речь?- сказал Филиппка, поджимая губы.

    Третья остановка.

Вопросы для обсуждения.

  1. Как проявили себя Агапка и Филиппка, ухаживая за Надей?
  2. Почему именно клюквенный кисель произвёл на Надю  впечатление?
  3. Прочитайте последнее предложение 3 части. О чём может быть разговор?

- Чтение 4 части.

Агапка вытащил из кармана серебряный гривенник.

-Видал?

-Вижу…десять копеек!

-Маленькая с виду монетка,- говорит Агапка, - а сколько на неё вкусностей всяких накупить можно. К примеру6 на копейку конфет» Дюшес» две штуки, за две копейки большой маковый пряник… На три копейки халвы, на копейку стакан семечек, на две калёных или китайских орешков,- продолжал агапка, играя серебряком, как мячиком.-Получай! Дарю тебе как первому на свете другу! Только прошу тебя…- здесь голос Агапки дрогнул:- не ухаживай за Надей…Христом Богом молю! Согласен?

Филиппка махнул рукою и резко, почти с отчаяним в голосе крикнул:

-Согласен!

 На полученные деньги Филиппка жил на широкую ногу, ни в чём себе не отказывая.Когда наелся он всяких сладостей, так, мутиь стало, вспомнил проданную свою любовь и ужаснулся. Ночью его охватила такая мучительная тоска, что он не выдержал и расплпкался.

На другой день ему стыдно было выйти на улицу, он ничего не ел, сидел у окна и смотрел на кладбище.

Ему до того стало жалко себя, что он опустил голову на подоконник и завыл. И вдруг в его думы о смерти вклинилась обрадованная мысль…

      Четвёртая остановка.

Вопросы для обсуждения.

  1. Какой выбор пришлось сделать Филиппке?
  2. Почему он не устоял перед « даром» своего друга?
  3. Как Филиппка чувствовал себя после этого?
  4. Какая обрадованная мысль могла появиться в голове у мальчика?

-Чтение 5 части.

« Отдать гривенник обратно! Но где взять?»

Филиппка вспомнил, что в шкафу у матери лежат накопленные в  коробочке  монетки. У него затаилось дыхание.

« Драть будут…- подумал он, -но ничего, перетерплю. Не привыкать!»

Филиппка вытащил из коробки гривенник. Выбежал на улицу. Разыскал Агапку и сказал ему:

- Я раздумал! Получай свой гривенник обратно.

Вопросы для обсуждения.

1.Какой выход нашёл Филиппка?

2. Филиппка дважды делает выбор. Как его характеризует тот и другой?

3. Как вы думаете, сохранится дружба Агапки и Филиппки после после возврата гривенника?

4. Как, по вашему мнению, будут вести себя Агапка и Филиппка ?

5. Как бы вы поступили на месте мальчиков? Какой выбор совершили бы вы?

6. Вернёмся к названию рассказа.  О чём этот рассказ?

7. Приведите пословицы о дружбе.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

- В самой мудрой книге – « Божией книге с золотыми листами»- о друге написано: « Верный друг- крепкая защита: кто нашёл его, нашёл сокровище. Верному другу нет цены и нет меры доброте его».

5. Рефлексия. Задание на выбор.

1). Составить синквейн.

2)Написать письмо одному из героев рассказа.

Агапка и Филька

Шаловливые и влюблённые.

Гуляют, воруют, хулиганят.

Я думаю, что они глупые,

Коль делят девочку одну.( Артеев В.)

     Письмо Агапке Бобрикову.

Здравствуй, Агапка!                                                                                                                                                Тебе пишет Ирина Изъюрова. В классе мы прочитали рассказ про тебя и твоего друга Филиппку Морозова. Первая мысль, которая пришла мне в голову после прочитанного, была такая: « Как же плохо поступил Филиппка, что взял у тебя монетку, потратил её, да ещё украл деньги у матери».Его можно понять. Время такое голодное! Ну а ты! Ты предложил другу деньги из-за девочки! Я не говорю, что девочка того не стоит. Просто никакая дружба не оценивается в деньгах. Нельзя дружбу купить или продать. Разобрались бы лучше, поговорив по- мужски. Тем более,  таких девочек как Надя у тебя будет ещё очень много. А друг, вероятно, один.

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследовавние с использованием стратегий «чтение с остановками» и «совместная дискуссия» по рассказу А.П.Чехова «ХАМЕЛЕОН»

Данный урок разработан с целью организовать исследовательскую работу учащихся, научить их самостоятельно анализировать текст, видеть в нем личность автора, понять идею произведения.   Длительнос...

Урок - мастерская по рассказу Е. Замятина «Дракон» в 11 классе ( Чтение с остановками. Учебно-исследовательская деятельность.)

Среди приёмов использования технологии критического мышления есть такой, как «чтение с остановками». Это  путь к настоящему чтению - к чтению со стремлением многое замечать, делать читательские о...

урок литературы в 7 классе «Использование технологии медленного чтения (чтение с остановками) на примере рассказа А.П.Чехова «Размазня»

Урок литературы в 7 классе с использованием технологии медленного чтения ( чтение с остановками ) на примере рассказа А.П.Чехова " Размазня" имел цель  - учить вдумчиво,внимательно чита...

Методическая разработка урока в рамках ФГОС по литературе в 11 классе «Да не потемнеет лик Господа во мраке революции» (по повести В.А.Никифорова-Волгина «Дорожный посох»)

В современном обществе существенно изменилась парадигма ценностей. Смещение акцентов в сторону информационных технологий негативно сказалось на духовном облике человека. Зависимость от мультимедийного...

Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".

quot;Чтение  с  остановками"  способствует  критическому  мышлению, поиску  здравого смысла. Школьники  учатся  рассуждать  объективно и  поступ...