Урок - мастерская по рассказу Е. Замятина «Дракон» в 11 классе ( Чтение с остановками. Учебно-исследовательская деятельность.)
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Среди приёмов использования технологии критического мышления есть такой, как «чтение с остановками». Это путь к настоящему чтению - к чтению со стремлением многое замечать, делать читательские открытия, осмысливать путь к умению, видеть мастерство писателя. При беглом чтении дети не понимают его содержание. Только «чтение с остановками» помогает понять глубину рассказа. Этот урок успешно проведён в 11 «Б» классе. С учащимися этого класса работаю седьмой год. Полное взаимопонимание, сотворчество способствует преодолению трудностей в учёбе. На городской олимпиаде по литературе учащаяся 11 Б класса заняла 1 место за интерпретацию рассказа «Дракон».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-masterskaya.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема: урок - мастерская по рассказу Е. Замятина «Дракон» в 11 классе
( Чтение с остановками. Учебно-исследовательская деятельность.)
Среди приёмов использования технологии критического мышления есть такой, как «чтение с остановками». Это путь к настоящему чтению - к чтению со стремлением многое замечать, делать читательские открытия, осмысливать путь к умению, видеть мастерство писателя. При беглом чтении дети не понимают его содержание. Только «чтение с остановками» помогает понять глубину рассказа. Этот урок успешно проведён в 11 «Б» классе. С учащимися этого класса работаю седьмой год. Полное взаимопонимание, сотворчество способствует преодолению трудностей в учёбе. На городской олимпиаде по литературе учащаяся 11 Б класса заняла 1 место за интерпретацию рассказа «Дракон».
Цель: развивать умение видеть текст и осмысливать его.
Задачи: 1. развивать навыки исследовательской деятельности (исследования писательского мастерства);
- продолжить работу по обучению формирования собственной точки зрения на информацию, содержащуюся в тексте;
- работать над развитием социально-нравственных компетенций, коммуникативных навыков и ответственности за знания.
Оборудование: портрет Е. Замятина, иллюстрации к рассказу «Дракон».
Литература:
- Якименская И.С. «Развивающее обучение». М.,1979 год.
- Вишнякова Е.Е. «Новый подход. Не только о технологии» - Развитие критического мышления через чтение и письмо.
Ход урока
Сначала на доске и в тетрадях нужно написать просто слово «дракон», без сообщения имени автора и названия урока.
• Дракон... Запишите ассоциативный ряд к этому слову. При чтении подчеркивайте слова, которые записали и вы и ваши коллеги по классу. Можно также дописывать те слова, которые вы считаете «вашими», но которые не сразу пришли в голову.
• Как обычно выглядит дракон? Каково его «цветовое решение»?
• Где встречается этот образ?
• Считаете ли вы слово «Дракон» удачным для названия рассказа?
Почему?
Ожидаемое содержание (время, место, сюжет) рассказа с таким названием (краткая запись в тетрадях, чтение).
... Читая, смотря фильм, следя за развитием каких-то событий, мы иногда говорим: «Этого я не ожидал!» Человек так уж устроен, что всегда стремится заглянуть вперед, предугадать дальнейшее, - словом, прогнозировать. Существует такое понятие, как читательский прогноз.
Какие книги вам больше нравится читать: те, в которых вы легко угадываете, что будет с героями, или те, в которых сюжет имеет совершенно неожиданные повороты? Почему?
Мы будем читать рассказ по частям, «с остановками», и посмотрим, к каким писателям относится Е.Замятин - к тем, мысль которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать, а то и ошеломить читателя неожиданными поворотами сюжета.
Чтобы закрепить наши впечатления, начертим небольшую таблицу и будем заполнять ее по мере чтения рассказа.
Место фрагмента в тексте | Повороты сюжета, образы, слова, художественные детали и др. | |
«Ожидаемое» | «Неожиданное» | |
Место действия (экспозиция) | ||
Главный герой (портрет) | ||
Развитие действия (диалог в трамвае) | ||
Кульминация (воробьёныш) | ||
Развязка |
Обратимся к рассказу:
«Люто замороженный, Петербург горел и бредил. Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решётки. Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане - слева, справа, вверху, внизу - голубь над загоревшимся домом. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь - белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи».
Был ли он для вас неожиданным? Что именно оказалось неожиданным - запишите в нужную колонку.
«Ожидаемыми» являются образ огня и ощущение нереальности происходящего («Петербург горел и бредил», «горячечное, небывалое, ледяное солнце»), образы людей («драконо-люди»), слово «изрыгали».
Отмечаются как «ожидаемое» также настроение рассказа. Это страшная, почти нереальная - при всей реальности происходящего - обстановка «люто замороженного» города.
Стремительно, в самом первом слове («люто») задаётся общая тональность, создаётся настроение повествования. Отмечают учащиеся и исключительно неприятный звук - скрежет, которым сопровождается действие.
• Итак, место, где происходит действие, перед нами. Это «люто замороженный» Петербург. Мы помним и название рассказа - «Дракон». Ваш прогноз - каково содержание следующего абзаца? Конечно, мы ждем появления главного героя. Вспомните наш ассоциативный ряд к этому слову! Теперь читаем дальше...
«На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху - пустые. И дыра в тумане: рот».
• Мы ожидали, что появится дракон - и вот он появился. Вернемся к нашей таблице и запишем - что здесь «ожидаемое» и что неожиданное?
Ребята отмечают, что «дракон» не сказочный, а вполне реальный человек. Он какой-то нестрашный - нелепый, маленький, даже жалкий. Винтовку, если рассказ не читали ранее, учащиеся склонны рассматривать скорее как бутафорскую или как знак слабости, желания защититься. Только что-то мешает полностью признать, что перед нами реальный, обычный человек. Что? Может, последнее предложение? Оно звучит как-то непонятно, странно...
Следующий фрагмент - диалог. Обычный разговор на трамвайной площадке двух случайных попутчиков. Обычный? Вслушаемся: о чем идет речь?
«Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим:
- ...Веду его: морда интеллигентная - просто глядеть противно. И еще разговаривает, стервь, а? Разговаривает!
-Ну, и что же - довел?
- Довел: без пересадки - в Царствие Небесное. Штычком.
Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал и несся вон из мира трамвай».
Этот диалог в рассказе - самый важный. Он ошеломляет. Становится ясно, что ситуация, изображенная в рассказе, вовсе не сказочная - это реальная, страшная, страшнее любой самой страшной сказки, жизнь. Но зачастую этот диалог понятен только взрослым.
• Итак, о чем же этот разговор? Рассказ повествует о действительно чрезвычайно холодной зиме 1918 года, времени, когда большевики только что взяли власть в свои руки. Человек с винтовкой, скорее всего, красноармеец. Он вел другого - очевидно, политического противника... нет, не на расстрел. Может быть, в штаб. И по дороге - убил. Почему? За что?
• Упоминания об убитом мы больше в рассказе не встретим. Но каковы мотивы его поведения, почему он все время пытался заговорить со своим провожатым?
• Могли ли попытки этого человека увенчаться успехом? Почему?
• Сожалеет ли «дракон» о своем поступке? С каким чувством он рассказывает о нем? Почему говорит «штычком», а не «штыком»?
• Сделайте вывод: какой дракон страшнее - сказочный (дышащий огнём, трехголовый) или вот этот, замятинский - пустой? Почему этот - страшнее? Можно ли в чем-то убедить - пустоту? А вспомните - сначала он показался нестрашным, даже смешным...
Вернемся к таблице и запишем, чего мы ожидали, и что оказалось неожиданным...
•Следующий абзац начинается со слов «И вдруг...» Попробуйте предположить, как могли бы развиваться события дальше?
Чтение четвертой части рассказа:
«И вдруг - из пустых рукавов - из глубины - выросли красные, драконьи лапы. Пустая шинель присела к полу - и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана.
- Мать ты моя! Воробьёныш замерз, а! Ну, скажи ты на милость!
Дракон сбил назад картуз - и в тумане два глаза - две щёлочки, из бредового в человечий мир. Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были, явно, слова воробьёнышу, но их - в бредовом мире - не было слышно. Скрежетал трамвай.
- Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? Нет еще? А ведь отойдет, ей-бо... Ну, ска-жи ты!
Изо всех сил дунул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбой момент, в предписанной точке пространства серый воробьёныш дрыгнул, еще дрыгнул - и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное».
Итак, снова неожиданный поворот. Герой Замятина бесчеловечен, жесток, но даже в таком жестоком существе есть возможность сочувствия «воробьёнышу».
Заполним нашу таблицу «ожидаемое» - «неожиданное».
•Отметьте наиболее выразительные художественные детали:
Ненужная, валяющаяся на полу винтовка.
Особенности речи дракона: одни и те же слова звучат ругательством и служат для выражения растроганности, ласки. Почему?
Несколько необычно слово «воробьёныш» - привычнее «воробышек», «воробьишка».
Почему слово звучит именно так?
• Каким вам хочется видеть финал рассказа? Попробуйте предсказать его
завершение.
Чтение завершающей части:
«Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щёлочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку. Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай».
Вот и закончился этот рассказ Замятина. Интересно ли было его читать? Чему вы удивлялись, читая рассказ?
• Рассказ очень короткий, но можно ли сказать, что читать его трудно?
Почему?
• Помогло ли лучше понять рассказ «чтение с остановками» - и если
помогло, то в чем? Был ли полезным (и чем) такой приём, как
читательский прогноз?
• Взгляд Замятина на человека оптимистичен или пессимистичен?
Перечитаем рассказ целиком. Он такой короткий, что мы вполне могли чего-то и не заметить. Есть ли в рассказе «сквозные» (проходящие через весь рассказ) мотивы, образы, детали, слова? Отметьте наиболее важные, на ваш взгляд, художественные детали.
Уходит старый Петербург с его жизненным укладом, а вместе с ним уходит многое - наша культура, наш язык, нравственность, тепло и доброта человеческих отношений, да что там - даже понимание ценности человеческой жизни...
Ребята отмечают и христианский мотив в рассказе, данный при малом объеме замятинского текста и важности деталей не случайно. Это - «голубь над загоревшимся домом» и обмолвка «дракона»: «Ей-бо...» Слово недоговорено, брошено, но знаменательно, что в сознании оно всё ещё существует. «Дракону» (даже ему!) нужен собеседник, нужно поделиться тем, что его переполняет: «Ну, ска-жи ты!»
Но ребята отмечают, что и на этот раз слова падают в пустоту. Не отзывается этот мир ни на трагедию, ни на радость. Он пустой. Даже драконы в нем - одиноки. Так дан мотив пустоты - пустоты души и пустоты этого нового, жестокого мира.
А теперь попробуем обобщить материал урока в маленькой таблице:
Форма: что описывается в рассказе? | Содержание: о чём рассказ? |
Петербург. Зима 1918 года. | • О страшном времени после революции 1918 года, времени противостояния людей, когда человеческая жизнь ни во что не ставилась. • О жестокости мира и людей в нём. |
Разговор на трамвайной площадке. | • Об опасности пустоты в душе человеческой. • О противостоянии культуры и агрессивного бескультурья. • О том, что в самом жёстком человеке может быть место проблескам доброты (не всё потеряно). • О том, что мир, в котором потеряно человеческое начало, не может быть счастливым. • ... |
Домашнее задание: сформулируйте ответ на вопрос: «Как получилось, что такой короткий рассказ вмещает так много?», начав фразу со слов «Мастерство Евгения Замятина в том, что ….»
Скобелева Галина Ивановна МОАУ "СОШ № 10" г. Бузулук
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – мастерская по рассказу А.П. Чехова «Тоска». ( урок внеклассного чтения)
Урок по технологии развития критического мышления (ТРКМ).Одной из важных проблем школьного обучения является нежелание детей читать художественную литературу. С одной стороны, многообразие мультимедий...
Конспект урока "Анализ рассказа Е. Замятина "Дракон"
Урок был успешно представлен на конкурсе "Учитель года" в 2011 году. К уроку составлена презентация....
технологическая карта урока ""Рассказ Е.Замятина «Дракон» как обращение новой действительности и «нового человека»
Анализ рассказа Е. Замятина "Дракон" и определение взгляда писателя на новую историческую действительность и на образ "нового человека"....
Урок-мастерская по рассказу Е. Замятина "Дракон"
Урок литературы для студентов 2 курса СПО....
Методическая разработка урока литературы в 11 классе по рассказу Е.Замятина "Дракон"
В методической разработке представлен урок-мастерская по рассказу Е.Замятина "Дракон". Используются технологии критического мышления и возможности урока-мастерской, отдельное внимание уделяе...
Урок – мастерская по рассказу В.П.Астафьева «Записка» (из сборника “Затеси”), Урок-мастерская по рассказу В. Пелевина «Жизнь и приключения сарая Номер XII» (11 класс)
Конспект урока отражает суть методической системы учителя: формирование УУД средствами педагогоческой мастерской...
Урок – мастерская по рассказу А.П. Чехова «Тоска»: «Тоска громадная, не знающая границ» (урок внеклассного чтения)
Урок-мастерская по рассказу А.П.Чехова в 9м классе....