урок литературы в 7 классе «Использование технологии медленного чтения (чтение с остановками) на примере рассказа А.П.Чехова «Размазня»
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Урок литературы в 7 классе с использованием технологии медленного чтения ( чтение с остановками ) на примере рассказа А.П.Чехова " Размазня" имел цель - учить вдумчиво,внимательно читать художественный текст, уметь следить за авторской мыслью, выявлять художественные средства выразительности,позволяющие раскрывать как характеры героев произведения, так и выявлять идею текста. Технология медленного чтения позволяет работать и с пунктуацией текста,которая несет не меньшую нагрузку на эмоциональное восприятие читателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_7_klasse_po_rasskazu_a.docx | 44.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Столбищенская средняя общеобразовательная
школа имени Героя Советского Союза А. П. Малышева
Лаишевского муниципального района
Республики Татарстан
Урок внеклассного чтения в 7 классе
по рассказу
А. П. Чехова «Размазня»
Урок разработала учитель
русского языка и литературы
Парванян Гаяне Грачиковна
2018
Тема : Легко ли быть сильным?
Цели: - обучающая: познакомить с рассказом А. П. Чехова, раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения;
- развивающая: развить умения анализа и интерпретации художественного текста, умения анализа отдельных эпизодов, образов героев, композиции, стиля;
- воспитательная: воспитать уважение к себе, окружающим, учить сохранять собственное достоинство в любой ситуации;
Формировать УУД:
Личностные УУД – формировать ценностные понятия в ходе роты с понятиями «быть сильным», «быть размазней», «быть беззубым».
Регулятивные УУД – уметь оценивать свою деятельность в ходе совместной работы, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Коммуникативные УУД - уметь работать в парах, в группе, самостоятельно планировать свою работу, принимать участие в диалоге с учителем и одноклассниками, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные УУД – развивать умение анализировать художественное произведение, соотносить изучаемое произведение с творчеством писателя, извлекать нужную информацию из текста, читать и слушать.
Планируемый результат:
Знать литературные термины (эпический герой, тема, идея. сюжет, композиция, образ.
Уметь анализировать прозаическое художественное произведение
Личностные: формировать ценные личностные качества
Метапредметные: выявлять причинно-следственные связи в тексте формулировать выводы.
Межпредметные: изобразительное искусство, русский язык.
Оборудование: распечатанные тексты рассказа А. П. Чехова «Размазня».
Форма проведения урока: чтение с остановками, работа в группах, составление кластера использование в процессе анализа «тонких и толстых» вопросов
На доске записи: дата, тема, опорные слова
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
2.Стадия вызова – Формирование интереса к теме занятия.
Сегодня мы с вами будем читать еще один рассказ А. П. Чехова. Вспомните, что мы знаем о писателе, его творчестве? О какой особенности его творчества говорили критики – современники?
- Автор коротких рассказов. В малом умел охватить большое.
Как вы думаете, о чем будет сегодняшний рассказ? (учащиеся обсуждают, высказывают свои предположения).
Рассказ, который мы будем сегодня читать, был опубликован в журнале «Осколки» в 1888 году. По словам автора, этим рассказом он из жанра юморески перешел в жанр «серьёза».
Любите ли вы, когда вам читают? Тогда сегодня буду читать я. Я прочитаю начало рассказа, а вы выскажете свои версии относительно одного слова, на котором я остановлюсь.
Чтение учителем начала рассказа до слов «нам надо ПОСЧИТАТЬСЯ»
Как вы понимаете значение этого слова?
Предварительно было дано задание ученику - выяснить толкование слова.
Его ответ - расквитаться, свести счеты, отомстить, отплатить.
Чтение 2 части рассказа до слов «Она взяла деньги дрожащими руками и замерсикала»
Почему гувернантка Юлия Васильевна слушает, но не произносит ни слова?
- Страх, робость, безволие.
Почему Юлия Васильевна наконец- то заговорила? Но как?
- шепнула, ну, пусть…хорошо, я раз только брала – дрожащим голосом
Почему А. П. Чехов так подробно описывает все расчеты хозяина? Ваши версии.
- он её испытывает, проверяет, издевается, насмехается.
Чтение 3 части рассказа.
«Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман» – до фразы «Я отдам вам все ваши 80 рублей»
Рассказчик, он же герой рассказа, говорит, что пошутил, дал жестокий урок жизни. Почему? Чего он добивался? Разве так шутят?
- вероятно, герой хотел проверить гувернантку, хотел разбудить в ней чувство протеста, чувство собственного достоинства, умение постоять за себя.
Как вы понимаете финальную фразу рассказа? О чем этот рассказ?
Вы обратили внимание на то, что в распечатках рассказа нет названия. Я убрала его намеренно. Как бы вы его назвали? Ваши версии.
- Гувернантка. Расплата. Расчет.
- один из ответов был таким – Гувернантка – размазня.
Чтение финала рассказа – «Я отдам вам все ваши 80 рублей. Она замерсикала и вышла… Я подумал: легко на этом свете быть сильным… Как вы понимаете смысл финальной фразы? О чем этот рассказ?
Чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте поближе познакомимся с героями рассказа, обратим внимание на средства создания А.П. Чеховым характеров героев.
Работа в группах по сбору текстового материала с целью выявления характера героев.
1 группа - Образ героя-рассказчика.
Кто он? Какой он?
- Это отец, глава семейства, заботится о воспитании и образовании своих детей. Это хозяин, знающий цену копейке, умеющий считать каждый рубль. «У меня все записано» - 3 раза и 1 раз – «не записано». Он довольно внимателен. Обратил внимание на характер гувернантки, её скромность.
Каковы средства создания образа героя-рассказчика?
Образ создается через реплики героя, их интонации, изменения в его настроении. В первой части рассказа он кажется злобным насмешником, которому доставляет удовольствие высчитывать из полагающегося жалования каждый рубль. Но в тот момент, когда гувернантка берет из 80 рублей оставшиеся 11 и благодарит его, он « вскочил, заходил. Меня охватила злость. Я вас обобрал, черт возьми, ограбил. Ведь я украл вас!» Эти глаголы совершенного вида описывают его эмоциональное состояние. Он возмущен, он недоумевает, он негодует поведением девушки.
Что его возмущает в героине? Почему он позволяет себе в её адрес обидные слова – «размазня, кислятина, беззубая»?
Почему рассказчик поступил с Юлией Васильевной именно так – он отдал ей все 80 рублей, к её великому удивлению?
-вероятно, потому что в ней он увидел, прежде всего, честного человека. Человека в каком – то смысле сильного, ведь она стойко выдержала этот жестокий эксперимент, не унижалась, не умоляла о снисхождении. Поэтому он просит у нее прощения.
В финале рассказа мы видим уже не злодея, насмехающегося над гувернанткой, а человека, который глубоко сочувствует девушке, и задающего себе и читателю вопрос – легко ли быть на свете сильным.
2 группа – образ гувернантки Юлии Васильевны.
Кто рассказывает о ней? Что о ней мы узнаем?
Гувернантка - обучает французскому, в её обязанности входит: обучать, гулять, следить, чтобы дети никуда не лазили и ничего не рвали, чтобы горничная ничего не украла
-Ей, наверное, нужны деньги, а вы «церемонные, сами не спросите».
Какое у неё жалование?
-«Договорились по сорока, но получает по тридцати».
За что снимает хозяин с неё жалование?
-«9 воскресений - только гуляли,
-3 праздника,
-4 дня болезни Коли, но занимались только с Варей,
-3 дня у вас болели зубы - за всё это снимает 41 рубль
-Разбитая чашка
-порванный Колей сюртучок
-кража горничной ботинок Вари - вы должны были смотреть «ещё минус 27 рублей»
-10 января взяла 10 рублей («я не брала. Взяла у супруги вашей 3 рубля»)
Какими средствами автор описывает героиню? Какие виды описания он использует?
Описание внешности | Описание внутреннего состояния |
Вспыхнула, затеребила оборочку, но… ни слова! | |
Левый глаз покраснел и наполнился влагой, подбородок задрожал | Нервно закашлялась засморкалась, но-ни слова!.. |
Оба глаза наполнились слезами, на длинном хорошеньком носике | Выступил пот Бедная девочка! |
Только раз брала | Сказала дрожащим голосом |
Взяла деньги дрожащими пальчиками-MERCI | Сунула в карман, прошептала, кисло улыбнулась, робко замерсикала и вышла… |
Каково сюжетное своеобразие рассказа?
- Это рассказ в рассказе. Это рассказ –воспоминание об эксперименте –проверке человека.
Почему А. П. Чехов так подробно описывает каждую деталь, передающую настроение и чувства героев?
- Скорее всего, писателю важно показать не только состояние героев, но и найти ответ на вопрос: «Почему человек поступает именно так?»
Как чувствуют себя участники разговора?
-Если Юлия Владимировна испытывает глубокое волнение и в конце рассказа «кислую радость « от того, что ей все-таки заплатили, потому что «в других местах не платили вообще», то рассказчик недоумевает, негодует, он взбешен от безвольности, слабости, беззубости гувернантки.
Какого итога вы ожидали от этого разговора? Как мог закончиться рассказ?
-Может быть, Юлия Владимировна расплакалась бы и ушла ни с чем. Возможно, ей тоже не заплатили бы, как и в других местах.
Как бы вы завершили рассказ? Куда вышла Юлия Васильевна?
Рефлексия. Какие чувства у вас вызвал рассказ? У меня очень противоречивые. Особенно финальные строчки, над которыми действительно стоит задуматься.
Домашнее задание:
- написать продолжение рассказа,
- написать сочинение – размышление «Изменится ли Юлия Васильевна поле этого разговора».
- о чем заставляет задуматься А. П. Чехов
-художникам подготовить иллюстрации к рассказу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кейс для урока литературы по рассказу А.П.Чехова "Размазня."
Кейс (пакет материалов) для урока литературы разработан для учащихся 7 класса, обучающихся по программе В.Я.Коровиной.Применение кейс-технологии на уроке позволяет сделать его ярким, интересным ...
"Смех и слёзы" в рассказе А.П.Чехова "Размазня"
Урок внеклассного чтения...
Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу А.П.Чехова "Размазня" с использованием технологии критического мышления
Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу А.П. Чехова "Размазня" составлен с использованием следующих приёмов технологии критического мышления: кластеры, чтение с остановкой, сопостав...
Урок домашнего чтения "Touching the Void" 7 класс с использованием технологии критического мышления "Чтение с остановками"
Урок домашнего чтения "Touching the Void" 7 класс с использованием технологии критического мышления "Чтение с остановками"...
Сценарий мастер-класса "Использование технологий РКТМ через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы"
ПОРТФОЛИО БУДЕТ СОДЕРЖАТЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ, ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ, МОИ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ, РАЗРАБОТКИ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, КЛАССНЫХ ЧАСОВ....
Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения на уроке литературы (на примере рассказа "Капустное чудо)"
Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения на уроке литературы (на примере рассказа "Капустное чудо)"...