Урок-исследовавние с использованием стратегий «чтение с остановками» и «совместная дискуссия» по рассказу А.П.Чехова «ХАМЕЛЕОН»
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Данный урок разработан с целью организовать исследовательскую работу учащихся, научить их самостоятельно анализировать текст, видеть в нем личность автора, понять идею произведения.  

Длительность урока - 45 мин, преимущественно - самостоятельная работа учащихся в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_rasskazu_chekhova.docx15.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследовавние с использованием стратегий «чтение с остановками» и   «совместная дискуссия»  по рассказу А.П.Чехова  «ХАМЕЛЕОН» (6 класс)

Цели:

1.Обучающие: 

-познакомить с рассказом А.П.Чехова «Хамелеон» , проблематикой , героями;

-научить анализировать текст, видеть в нем личность автора, идею произведения;

-организовать исследовательскую работу учащихся;

- формировать умения свободно высказывать свое суждение о прочитанном тексте, аргументировать свой ответ.

2.Развивающие:

-развитие литературного вкуса через анализ текста, выразительное чтение отрывков из произведений;

-развивать навыки мыслительной деятельности (сравнение, анализ, характеристика, интерпретация);

-развивать исследовательские навыки.

3.Воспитательные:

-формировать внутреннюю потребность личности совершенствовании.

Организация урока

Распределение времени:

Вызов – 5 мин.  Осмысление – 35 мин.  Рефлексия – 5 мин.

Ход урока

Вызов : Что значит слово «хамелеон»?

Работа в группах

- О чем может быть рассказ с названием «Хамелеон»? Учтите что автор – А.П.Чехов . Запишите ваши предположения.

 Гр.1 – О человеке, который прячется от окружающего мира.

   Гр. 2 – О человеке , который приспосабливается к любой обстановке.

   Гр. 3 – О животном   и т. П.

Осмысление

 Стратегия « чтение с остановками».  Текст поделен на 8 частей

1 ч. – Где происходит действие? Какое ощущение вызывает такое начало? Какие ассоциации вызывает фамилия надзирателя?

2 ч. – Какой «беспорядок» произошел? Как может развиваться действие дальше? Случайно ли автор собрал «толпу»?

3 ч. – Каково главное действующее лицо фрагмента? Что произошло? Почему у одного из персонажей фамилия Хрюшкин? Каким может быть человек? Чью сторону в назревающем конфликте он поддерживает?

4 ч. – Подчеркните слова, при помощи которых Очумелов характеризует собаку и хозяина? Выпишите их:  собака - …              хозяин-…..

5 ч.  – Продолжите наблюдение над текстом. Меняется ли ваше представление о ситуации? А представление Очумелова? Что будет происходить дальше?

6 ч. – Что говорит о законе полицейский надзиратель? Подчеркните эти слова в тексте. Какой вопрос  все время занимает толпу? Почему в диалоге не все участвуют?

7 ч.- Кто победит в конфликте? Какая судьба ждет собаку? Очумелов – умный человек?

8 ч. – Ожидаемо ли было развитие ситуации? Над чем хохочет толпа? Почему  Хрюшкину не сочувствуют?

Рефлексия

- Обсудите таблицы, заполненные индивидуально, в группах. Совпало ли ваше восприятие прочитанного?

  Дискуссия  «совместный поиск»:

- Сформулируйте один вопрос от группы, который мог бы продвинуть нас в понимании текста и того, что хотел сказать автор.

Гр. 1 – Как выглядят люди, похожие на Очумелова?

Гр. 2 – Как относится к людям Очумелов?

Гр. 3 – Почему мы смеялись, читая рассказ ?  И т. п.

Учитель -  Можно ли считать Очумелова опасным человеком? Почему?

Домашнее задание (по выбору)

  1. Напишите эссе «Кто опаснее: хамелеон или толпа?»         Используйте структуру:
  1. Я считаю, что….
  2. Я считаю так, потому что…
  3. При этом я принимаю во внимание, что…

        2.  Напишите  эссе: «Человек – хамелеон: какой он?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

тест по рассказам А.П.Чехова "Хамелеон", "Унтер Пришибеев","Студент", "Ионыч", "Человек в футляре"

тестовые вопросы направлены на понимание  учащимися идейного содержания рассказов  и особенности поэтики А.П.Чехова...

Картина нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

Открытый урок -  исследование  "Картина нравов в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон" с применением программы  "Mouse Mischief "...

Юмористические средства в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон"

урок предназначен для 6 класса по УМК  Т.Ф. Курдюмовой...

Аналитическое чтение рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»

Урок разработан для учащихся 7 класса, еще не имеющих достаточно большого опыта выявления авторской идеи. По творчеству А.Чехова это второй урок в 7 классе....

Мастер-класс по произведению Тэффи Н.А. "Кокаин" с использованием стратегии "Чтение с остановками"

Это материал можно давать и как урок  в 11 классе  с использованием стратегии "Чтение с остановками"...