Урок-исследовавние с использованием стратегий «чтение с остановками» и «совместная дискуссия» по рассказу А.П.Чехова «ХАМЕЛЕОН»
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Данный урок разработан с целью организовать исследовательскую работу учащихся, научить их самостоятельно анализировать текст, видеть в нем личность автора, понять идею произведения.
Длительность урока - 45 мин, преимущественно - самостоятельная работа учащихся в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_rasskazu_chekhova.docx | 15.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследовавние с использованием стратегий «чтение с остановками» и «совместная дискуссия» по рассказу А.П.Чехова «ХАМЕЛЕОН» (6 класс)
Цели:
1.Обучающие:
-познакомить с рассказом А.П.Чехова «Хамелеон» , проблематикой , героями;
-научить анализировать текст, видеть в нем личность автора, идею произведения;
-организовать исследовательскую работу учащихся;
- формировать умения свободно высказывать свое суждение о прочитанном тексте, аргументировать свой ответ.
2.Развивающие:
-развитие литературного вкуса через анализ текста, выразительное чтение отрывков из произведений;
-развивать навыки мыслительной деятельности (сравнение, анализ, характеристика, интерпретация);
-развивать исследовательские навыки.
3.Воспитательные:
-формировать внутреннюю потребность личности совершенствовании.
Организация урока
Распределение времени:
Вызов – 5 мин. Осмысление – 35 мин. Рефлексия – 5 мин.
Ход урока
Вызов : Что значит слово «хамелеон»?
Работа в группах
- О чем может быть рассказ с названием «Хамелеон»? Учтите что автор – А.П.Чехов . Запишите ваши предположения.
Гр.1 – О человеке, который прячется от окружающего мира.
Гр. 2 – О человеке , который приспосабливается к любой обстановке.
Гр. 3 – О животном и т. П.
Осмысление
Стратегия « чтение с остановками». Текст поделен на 8 частей
1 ч. – Где происходит действие? Какое ощущение вызывает такое начало? Какие ассоциации вызывает фамилия надзирателя?
2 ч. – Какой «беспорядок» произошел? Как может развиваться действие дальше? Случайно ли автор собрал «толпу»?
3 ч. – Каково главное действующее лицо фрагмента? Что произошло? Почему у одного из персонажей фамилия Хрюшкин? Каким может быть человек? Чью сторону в назревающем конфликте он поддерживает?
4 ч. – Подчеркните слова, при помощи которых Очумелов характеризует собаку и хозяина? Выпишите их: собака - … хозяин-…..
5 ч. – Продолжите наблюдение над текстом. Меняется ли ваше представление о ситуации? А представление Очумелова? Что будет происходить дальше?
6 ч. – Что говорит о законе полицейский надзиратель? Подчеркните эти слова в тексте. Какой вопрос все время занимает толпу? Почему в диалоге не все участвуют?
7 ч.- Кто победит в конфликте? Какая судьба ждет собаку? Очумелов – умный человек?
8 ч. – Ожидаемо ли было развитие ситуации? Над чем хохочет толпа? Почему Хрюшкину не сочувствуют?
Рефлексия
- Обсудите таблицы, заполненные индивидуально, в группах. Совпало ли ваше восприятие прочитанного?
Дискуссия «совместный поиск»:
- Сформулируйте один вопрос от группы, который мог бы продвинуть нас в понимании текста и того, что хотел сказать автор.
Гр. 1 – Как выглядят люди, похожие на Очумелова?
Гр. 2 – Как относится к людям Очумелов?
Гр. 3 – Почему мы смеялись, читая рассказ ? И т. п.
Учитель - Можно ли считать Очумелова опасным человеком? Почему?
Домашнее задание (по выбору)
- Напишите эссе «Кто опаснее: хамелеон или толпа?» Используйте структуру:
- Я считаю, что….
- Я считаю так, потому что…
- При этом я принимаю во внимание, что…
2. Напишите эссе: «Человек – хамелеон: какой он?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портретные и речевые детали в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон"
Урок-закрепление...
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
тест по рассказам А.П.Чехова "Хамелеон", "Унтер Пришибеев","Студент", "Ионыч", "Человек в футляре"
тестовые вопросы направлены на понимание учащимися идейного содержания рассказов и особенности поэтики А.П.Чехова...
Картина нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»
Открытый урок - исследование "Картина нравов в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон" с применением программы "Mouse Mischief "...
Юмористические средства в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон"
урок предназначен для 6 класса по УМК Т.Ф. Курдюмовой...
Аналитическое чтение рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»
Урок разработан для учащихся 7 класса, еще не имеющих достаточно большого опыта выявления авторской идеи. По творчеству А.Чехова это второй урок в 7 классе....
Мастер-класс по произведению Тэффи Н.А. "Кокаин" с использованием стратегии "Чтение с остановками"
Это материал можно давать и как урок в 11 классе с использованием стратегии "Чтение с остановками"...