Золотой век русской литературы (урок – обобщение в 9 классе по литературе 18 – 19 веков)
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Приступив к изучению литературы в 9 классе, учащиеся поняли, что самое сложное для них – тексты. Большое количество литературных произведений, без прочтения которых невозможно говорить об авторах, о творческих работах. Несомненно, формирование интереса к чтению – важная задача. И помогают выполнить ее нестандартные задания на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotoy_vek_russkoy_literatury_urok_-_obobshchenie_-_v_9_kl.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Золотой век русской литературы
(урок – обобщение в 9 классе по литературе 18 – 19 веков)
Автор : учитель русского языка и литературы
МБОУ Долматовская ООШ №16
Преснякова Тамара Владимировна
Цель: Обобщение и систематизация полученных знаний.
Задачи:
- Образовательные: закрепить изученный материал и проверить уровень знаний обучающихся по данной теме.
- Развивающие: развитие речевой культуры учащихся, логического мышления, умения вдумчиво работать с текстом, выделять в нем главное, сравнивать, анализировать, обобщать. Развитие памяти, творческих способностей обучающихся и коммуникативных навыков.
- Воспитательные: формировать умение работать в группе, в парах, индивидуально, прислушиваясь к мнению товарищей. Воспитание любви к литературе через создание ситуации успеха.
Тип урока: урок обобщения и закрепления изученного
Форма работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Место работы в учебном плане: заключительный урок в разделе: «Русская литература 18-19 веков».
Методы обучения: словесный, частично-поисковый, исследовательский, наглядно-иллюстративный.
Подготовительная работа:
- Изучение теоретико-литературоведческих и лингвистических понятий.
- Внимательное прочтение произведений русской литературы 18-19 веков.
- Изучение биографического материала авторов русской литературы 18-19 веков.
- Жеребьевка.
Оборудование урока: фотографии поэтов и писателей, карточки с заданиями для групп, предметы для задания «Бюро литературных находок», книжно-иллюстративная выставка произведений авторов, книг, альбомов о них, музыкальное сопровождение
Актуальность урока:
Приступив к изучению литературы в 9 классе, учащиеся поняли, что самое сложное для них – тексты. Большое количество литературных произведений, без прочтения которых невозможно говорить об авторах, о творческих работах. Несомненно, формирование интереса к чтению – важная задача. И помогают выполнить ее нестандартные задания на уроке.
Ход урока:
- Оргмомент (1 минута)
Команды учащихся рассаживаются за столы, на которых лежат тексты изученных произведений. За отдельным столом сидят члены жюри – учителя литературы, задача которых – оценить работу учащихся, подвести итоги, определить победителей.
Критерии оценок:
6 б – за особые знания литературы
5 б – задание выполнено правильно
3 б – задание выполнено с недочетами
0 б – задание не выполнено
- Вступительное слово учителя на фоне музыкальной заставки (П.И.Чайковский «Времена года»)
Сегодня у нас урок «смотр знаний», где мы вспомним ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках. Вспомним лучшие произведения русской литературы 18-19 веков. Ребята, вам дается возможность продемонстрировать свои знания, организованность, артистизм, умение работать в коллективе. И конечно же продемонстрировать знание теоретико-литературного компонента, знание текста, биографического и историко-культурного материала.
На столе лежат карточки – задания. Один участник от группы подходит и выбирает одно из заданий. На столе – песочные часы. На выполнение задания дается 1 минута. Под музыку П.И.Чайковского «Времена года» участники осмысливают ответ. Ведущий повторяет вопрос – участник отвечает. Жюри оценивает.
1.Этап. По характерным признакам определите литературное направление XVIII-XIXвв:
1. Культ разума, «подражание природе», гражданско-просветительский пафос, человеческие характеры рисуются прямолинейно (деление на положительных и отрицательных героев), строгая иерархия жанров.
2. Повышенный интерес к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира; преобладает подчеркнутая субъективность в изображении мира.
3. Стремление личности к абсолютной свободе, к недостижимому идеалу; герой всегда одинок в своих идеальных устремлениях; основной чертой этого направления является трагическое двоемирие: герой осознает несовершенство мира и людей, страдает от общения с ними, мечтает быть понятым людьми.
II Этап. В истории литературы есть имена, которые ассоциируются с отдельными литературными направлениями. К какому литературному направлению вы бы отнесли творчество этого писателя:
1. В.А.Жуковский
2. М.В.Ломоносов
3. Н.М.Карамзин
При ответе обязательно назвать и.о. писателя и показать его портрет.
III Этап. Знания литературных понятий.
Какие художественные приемы использует автор в следующем отрывке
1. «Я телом в страхе истлеваю
Умом громам повелеваю
Я царь – я раб – я червь – я Бог!»
Г.Р.Державин
2 «Звучал булат, картечь визжала.
Рука бойцов колоть устала.
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел»
М.Ю.Лермонтов.
3 «И он убит – и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый.
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такой чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой»
М.Ю.Лермонтов.
4 «В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога».
Н.В.Гоголь
5 «Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!»
М.Ю.Лермонтов
6 «Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем…»
А.С.Пушкин
IV Этап. Задания на знание текста художественного произведения. Приведены цитаты, в которых один литературный персонаж говорит о другом. Назовите произведение, имена героев, ф.и.о. автора, покажите его портрет
.
- Английского клоба
Старинный, верный член до гроба!
(Александр Андреевич Чацкий о Павле Афанасьевиче Фамусове «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова)
- Известный человек, солидный,
И знаков тьму отличья нахватал;
Не по летам и чин завидный,
Не нынче завтра генерал.
(Павел Афанасьевич Фамусов о Сергее Сергеевиче Скалозубе «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова)
- «Мне хотелось бы,- сказал он матери, - чтобы дочь никому, кроме меня, не продавала свои работы. Таким образом, ей незачем ходить в город и ты не принуждена будешь с нею расставаться. Я сам по временам могу заходить к вам».
(Эраст о бедной Лизе. «Бедная Лиза» Николай Михайлович Карамзин)
V Этап. Определите героев романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» по кругу их чтения.
- «Теперь…кумир или забывчивый Вампир,
Или Мельмот, или Корсар, или таинственный Сбогар….
….Лорд Байрон прихотью удачной облек в унылый романтизм»
- «Бранил Гомера, Феокрита,
Зато читал Адама Смита»
- «При свечке Шиллера открыл…»
«… Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал…»
VI Этап. Собери афоризм. Афоризм – краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение.
В творческую командировку отправляются 2 человека от группы. На отдельном столе лежат напечатанные на отдельных листочках афоризмы, разрезанные пополам. Выигрывают те, кто быстрее и больше соберет афоризмов, назовет произведения и авторов.
- «свежо предание, но верится с трудом» «Горе от ума»
- «счастливые часов не наблюдают» «Горе от ума»
- «шел в комнату, попал в другую» «Горе от ума»
- «герой не моего романа» «Горе от ума»
- «дома новы, но предрассудки стары» «Горе от ума»
- «не хочу учиться, хочу жениться» «Недоросль»
- «без наук люди живут и жили» «Недоросль»
- «и золотой мешок и метит в генералы» «Горе от ума»
- « в мои лета не должно сметь свое суждение иметь» «Горе от ума»
- «служить бы рад, прислуживаться тошно» «Горе от ума»
- «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!» «Горе от ума»
- «а злые языки страшнее пистолета» «Горе от ума»
- «муж – мальчик, муж – слуга» «Горе от ума»
- «а впрочем он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят безсловесных» «Горе от ума»
- «Молчалины блаженствуют на свете» «Горе от ума»
- «ах, Боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексеевна» «Горе от ума»
- «любви все возрасты покорны» «Евгений Онегин»
- «что день грядущий мне готовит» «Евгений Онегин»
VII Этап. Ребус. Прочтите зашифрованную фамилию русского писателя.
Назовите имя и отчество.
- -о-о-о-о-
- -р-б-е-о-
- -у-о-с-и-
Прочтите зашифрованное название литературного произведения.
Назовите Ф.И.О.автора.
- «-е-е-н-»
- «П-р-с»
- «С-е-л-н-»
- «-л-в-//о//-о-к-//-г-р-в-»
- «О-а//н-//д-н-//в-с-е-т-и-»
- «-у-е-е-т-и-//и-//-е-е-б-р-а//в//-о-к-у»
Прочтите зашифрованное имя героя литературного произведения. Назовите произвеление и Ф.И.О.автора.
- -а-к-й
- В-р-н
- М-т-о-а-у-к-
VIII Этап. Цветок любимому писателю. В творческую командировку отправляются 2-3 человека от группы. Напишите эссе по теме: Цветок любимому писателю, поэту. Ответьте, с каким цветком ассоциируется автор и почему?
IX Этап. Бюро литературных находок. Какому из русских писателей, поэтов, или кому из их литературных героев это может принадлежать?
- «Сверчок» (кличка Пушкина)
- Варенье из крыжовника (любимое варенье А.С.Пушкина)
- Моченая морошка (перед смертью Пушкин Наталью Николаевну покормить его моченой морошкой)
- Черное кольцо с изображением мертвой головы (А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка» Алексей Берестов носил это кольцо в знак разочарований)
- Платок, намоченный уксусом (А.С.Пушкин «Станционный смотритель» Дуня обвязала голову «заболевшему» гусару-ротмистру Минскому платком, намоченным уксусом)
- Русские блины («…Водились русские блины
У них на масленице жирной…»
А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Дом Лариных.)
- Шкатулка ( А.С.Пушкин. «Метель». Марья Гавриловна со шкатулкой в руках уходит из дома на тайное венчание с Владимиром)
- Монета рубль.(Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». Эраст давал рубль Лизе за букет ландышей)
- «Духи в граненом хрустале» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин». В кабинете на столе предмет туалета Е.Онегина)
- Золотой мешок. (АС.Грибоедов «Горе от ума». Сергей Сергеевич Скалозуб «золотой мешок и метит в генералы)
- Пистолет. (Пушкин «Евгений Онегин» дуэль. «Выстрел» дуэль Сильвио и графа. Жизнь Пушкина)
- Стакан молока. (Н.М.Карамзин «Бедная Лиза».Лиза подает стакан молока Эрасту)
- Стакан минеральной воды (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времен». Водяное общество пьет воду.)
X Этап. Цветок любимому писателю. Заслушивание эссе.
Подведение итогов.
Материалы для учителя:
- Олимпиадные задания по литературе для 9 класса(в помощь учителю словеснику под редакцией А.И.Казаркина.) Составители В.А.Даманский, С.Г.Малярова. Томск, ТОИКПРО,2010г.
- Л.Л.Бельская. Литературные викторины. М. Просвещение. 2011г.
- А.И.Горшков. Русская словесность. От слова к словесности. Учебное пособие. М. 2012г.
- Л.Ю.Алиева. Литература. Тесты. Контрольные вопросы. 9 класс. М. 2012г.
- П.И.Чайковский. «Времена года».
Список литературы для учащихся:
- Литература. Русская классика. Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г.И.Беленького.
- Хрестоматия к учебнику практикуму для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г.И.Беленького.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...
Рабочие программы по русскому языку в 5-8 классах, по литературе в 7-8 классах
Полные рабочие программы...
Конспект открытого урока по английскому языку и литературе в 11-ом классе «Без фальши в звуках струн…» – «That’s Sweetly Play’d inTune…» учителя русского языка и литературы Тимофеевой Оксаны Николаевны, учителя английского языка Захарченко О.С.
Целью нашего урока было обобщение материала о жизни и творчестве Роберта Бернса, пробуждение интереса к его творчеству, формирование умения учащихся работать в группах и в парах. Еще одной целью было ...
Презентация к открытому уроку по английскому языку и литературе в 11-ом классе «Без фальши в звуках струн…» – «That’s Sweetly Play’d inTune…» учителя русского языка и литературы Тимофеевой Оксаны Николаевны, учителя английского языка Захарченко О.С.
Целью нашего урока было обобщение материала о жизни и творчестве Роберта Бернса, пробуждение интереса к его творчеству, формирование умения учащихся работать в группах и в парах. Еще одной целью было ...
Интегрированный урок в 7 классе по литературе «Патриотизм и мастерство русского человека в сказе Н. С. Лескова «Левша».
Тема. Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе. • подробно проанализировать сказ Н. С. Лескова, подвести к выводу, что является самым главным в этом произведении («На мужике Россия держится»)...
Рабочая программа по русскому языку для 5, 7 классов, по литературе для 5, 7 классов
Рабочая программа по русскому языку разработана на 5 класс -170 часов в год, на 7 класс -136 часов в год.Рабочая программа по литературе разработана на 5 класс -102 часа в год, на 7 класс- 68 ча...
Презентация по родной литературе (русской). Вводный урок для 6 класса.
Презентация служит дополнением к конспекту урока и ярким иллюстративным средством обучения....