Интегрированный урок в 7 классе по литературе «Патриотизм и мастерство русского человека в сказе Н. С. Лескова «Левша».
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Тема. Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе. • подробно проанализировать сказ Н. С. Лескова, подвести к выводу, что является самым главным в этом произведении («На мужике Россия держится»); • совершенствовать навыки художественного пересказа текста и выразительного чтения, ролевую игру; • развивать память, мышление; • воспитывать чувство патриотизма

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок в 7 классе по литературе «Патриотизм и мастерство русского человека в сказе Н. С. Лескова «Левша».

 (с элементами театрализирования)

Тема. Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе.

Цели:

  • подробно проанализировать сказ Н. С. Лескова, подвести к выводу, что является самым главным в этом произведении («На мужике Россия держится»);
  • совершенствовать навыки художественного пересказа текста и  выразительного чтения, ролевую игру;
  • развивать память, мышление;
  • воспитывать чувство патриотизма

Ход урока

Эпиграф к уроку

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять…

 Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

Н. А. Некрасов

I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Задача: обеспечить благоприятный для работы климат на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас с вами заключительный урок по произведению Н. С. Лескова «Левша». На предыдущих уроках мы выяснили, почему это произведение называется сказом, провели черту между сказочными элементами и исторической действительностью.  Сегодня мы подробно проанализируем, о чем же это произведение? Что в нем является самым главным? Это и будет целью нашего урока.

III. Творческая работа.

Прежде всего, я хочу убедиться, как хорошо вы прочитали это произведение, как вы в нем ориентируетесь. Для этого я попрошу нескольких учеников показать пантомимы (т. е. немое кино). После того, как вы посмотрите эти «кадры», ваша задача – узнать, какой эпизод из сказа был представлен? Найти и зачитать, или пересказать. (показ пантомим, ролевая игра)

Пантомимы:         1. Левша и Платов на экскурсии в Англии.

2. Хвастовство левши.

3. Просмотр блохи в микроскоп.

4. Платов и государь в Кунсткамере.

IV. Анализ текста.

1) Почему безымянный мастер (левша) и его товарищи взялись поддержать Платова и с ним всю Россию?

2) Как держится левша с царем и с его окружением?

3) Почему на каждой подковинке мастерово имя выставлено, а имени левши нет?

4) Как англичанам удалось уговорить погостить левшу в Англии? Что произвело на него особое впечатление за границей?

5) Приезд левши в Россию. Помнили ли там о левше? Что случилось с левшой после приезда домой?

6) Какие прилагательные особенно подходят к характеру левши?

(Лексическая работа: простой, скромный, добрый, умелый, наблюдательный, незаносчивый, терпеливый, преданный)

7) Как вы думаете, почему прозвище левши пишется с маленькой буквы? Кого подразумевает автор под этим прозвищем?

- Как вы думаете, почему эпиграфом к нашему уроку я взяла строки из стихотворения Н. А. Некрасова?

V. Самостоятельная работа.

Пословицы. Выписать в тетрадь те, которые подходят к нашему главному герою, к этому произведению.

Шуба овечкина, да душа человечкина.

Один в поле не воин.

Дело мастера боится,

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Утро вечера мудренее.

Поспешишь – людей насмешишь.

Делу – время, потехе – час.

Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.

На бога надейся, а сам не плошай.

VI. Домашнее задание.

Подобрать пословицы и поговорки. Записать в тетрадь.

VII. Итог. Куплеты.

1. Он на вид и не красавец,

Неказист и косоват.

Но зато он тульский мастер,

И таких нам поискать.

2. Все волосья при ученье

 Были выдраны на нем,

Но усердье и терпенье

Дело сделали свое.

3. Нос утерли англичанам

Подковал блоху левша,

Даже Платов лично сам:

«Благодарствую», - сказал.

4. Предлагали ему званья

И женить хотели,

Но душа рвалась домой

Из Англии – в Расею.

5. Не болезнь левшу сгубила,

Беспорядки русские.

Не успел сказать царю он

Про секрет оружия.

6. Ах, судьба, судьба, судьбина

Что же ты наделала?

Разве не твоя вина,

Что левшу обидела?

7. Время, времечко прошло,

Но дошла легенда

Нам о тульском левше –

Мастере первейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое тестирование по сказу Н.С.Лескова «Левша». Русская литература. 6 класс

В тестовом задании всего 20 вопросов с 4 вариантами ответов. Тестовое задание можно провести после изучения сказа для проверки знаний, можно и в начале урока для того, чтобы определить, кто прочитал п...

Презентация для интегрированного урока по математике и литературе на тему "Старинные русские меры в математике и литературе"

Данная презентация предназначена для интегрированного урока по математике и литературе для учащихся 6 класса. Этот материал может быть использован учителями, работающими в гуманитарных классах....

ЛЕВША - НАРОДНЫЙ УМЕЛЕЦ И ПАТРИОТ СВОЕЙ РОДИНЫ. МАСТЕРСТВО И ТАЛАНТЛИВОСТЬ РУССКОГО НАРОДА. (По сказу Н.С.Лескова "Левша".)

ЛЕВША - НАРОДНЫЙ УМЕЛЕЦ И ПАТРИОТ СВОЕЙ РОДИНЫ. МАСТЕРСТВО И ТАЛАНТЛИВОСТЬ РУССКОГО НАРОДА. (По сказу Н.С.Лескова "Левша".)        ЦЕЛИ:- заинтересовать учащихся лич...

Интегрированный урок. 5 класс по литературе и природоведению. Сезонные изменения в природе. Весна

Обобщение и расширение знаний о сезонных изменениях в природе весной. Развитие познавательной активности в процессе формирования представлений о живой природе весной. Развитие бережного отношения к пр...

Урок литературы в 6 классе "Русский характер" ( по сказу Н.С. Лескова «Левша»)

Урок литературы  в 6 классе по сказу Н.С. Лескова "Левша"....

Интегрированный урок-проект обществознания и литературы "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни.

Аннотация: в статье раскрыты понятия метапредметности и метапредметного подхода на примере интегрированного урока- проекта литературы и обществознания.Ключевые слова: метапредметность, компетенции, ме...