Технологическая карта урока "Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Бородино" (урок реализует идеи ФГОС).
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Материал содержит технологическую карту к уроку по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино". Урок реализует идеи ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_fgos_m.yu_.lermontov_borodino.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
БЛОК | ЭТАПЫ УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ | |||||||
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ | КОММУНИКАТИВНАЯ | РЕГУЛЯТИВНАЯ | ЛИЧНОСТНАЯ | |||||||
осуществляемые действия | формируемые способы деятельности | осуществляемые действия | формируемые способы деятельности | осуществляемые действия | формируемые способы деятельности | осуществляемые действия | формируемые способы деятельности | |||
целевой | Организационный момент. | Учитель приветствует детей… Затем звучит музыкальная фраза: «Книги добрые любить и волшебниками быть учат в школе…» | Приветствуют учителя. Слушают отрывок музыкального произведения. | Учатся проявлять доброжелательность, выражать готовность к общению. | Осознают учебную ситуацию. Настраиваются на работу. Проявляют познавательный интерес к учебной деятельности. | Осознают себя частью коллектива. Приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Формируют умение самостоятельно раскрывать смысл терминов. Формируют умение самостоятельно раскрывать смысл темы. | ||||
Формирование мотивации. | Ребята, я прошу вас вспомнить тот день, когда вы первый раз переступили порог школы… Сегодня на пьедестале, на самом почетном месте, находится предмет (предмет накрыт покрывалом), который стал вам другом в школе.., учитель во время контрольной работы не разрешает в него (нее) заглядывать… Что же на пьедестале? | Слушают речь учителя. | Учатся проявлять доброжелательность, выражать готовность к общению. | Слушают учителя, задумываются над поставленными задачами. | Формулируют учебные задачи; соотносят то, что уже известно с тем, что неизвестно. | |||||
Постановка общих задач. | Сегодня мы будем читать эту необычную книгу. Она – наш живой собеседник, потому что в ней найдем задания, обратимся к ее помощи. Она попросит нас сделать записи на своих страницах. Давайте прочитаем название книги -«Люблю Отчизну я…» | Слушают речь учителя, читают книгу-путеводитель. | Слушают, учатся аналитическо му чтению. Учатся общению с книгой. | |||||||
процессуальный | Определение темы урока. Работа над термином «тема». | Итак, о чем же рассказывает наша книга? Каким термином называется то, о чем рассказывается? Запишем тему урока «Люблю Отчизну я…» | Распознают литературоведческое понятие «тема». | Пользуются литературоведческим словариком. | Читают книгу с целью поиска ответа на вопрос учителя. | Учатся осмысленному чтению. Учатся общению с книгой. | ||||
Подготовительная работа к восприятию личности поэта. | Как вы, ребята понимаете любовь к Отчизне, Родине? Это любовь к чему? | Формулируют понятие «Родина». | Строят монологичес кое высказывание в устной форме. | Отвечают на вопросы учителя. | Учатся высказыванию в форме рассуждения с опорой на личный жизненный опыт. Учатся общению с книгой. | Слушают ответы одноклассников. | Осуществляют взаимоконт роль. | Обмениваются впечатлениями. | Приобретают умения общаться в коллективе. | |
Знакомство с личностью поэта. Работа над термином «эпиграф». Работа над созданием литературоведческого словарика учащихся. | Если бы на уроке присутствовал Миша, он бы ответил на мой вопрос так (учитель обращается к эпиграфу в книге): «Моя родина, то есть мой дом, везде, где есть небесный свод, где только слышны звуки песен. В этом доме живет все, в чем есть искра жизни, но для поэта он не тесен». Вы, наверное, догадались, что я говорю о Михаиле Лермонтове. Что вы можете сказать об этом человеке, опираясь на слова, взятые мною эпиграфом к уроку? Перечитайте их. Запишем определение в словарики: «Эпиграф – яркое изречение, которое говорит о содержании текста, произведения». Учитель добавляет: «… и нашего урока». | Знакомятся с биографией М.Ю.Лермонтова (на основе эпиграфа). Дают определение термину «эпиграф». Работают над смыслом эпиграфа.
| Строят монологичес кое высказывание в устной форме на основе эпиграфа. Составляют литературоведческий словарик. | Слушают учителя, извлекают информацию для общения из предложенного текста. | Овладевают монологичес кой формой высказывания. Учатся общению с книгой. | Размышляют над предложенным текстом, самостоятельно извлекают из него информацию. | Осуществляют волевую саморегуля цию. | Строят монологическое высказывание. | Приобретают умения коммуникативной деятельности. Формируют умение общаться с книгой. | |
Знакомство с личностью поэта. | Учитель обращает внимание детей на портрет М.Ю.Лермонтова: «Сопоставьте наше первое представление о поэте с тем, каким увидел Михаила Юрьевича художник». | Знакомятся с биографией М.Ю.Лермонтова (на основе живописи). | Строят монологичес кое высказывание в устной форме на основе восприятия живописи. | Наблюдают произведение живописи, ищут информацию для общения. | Овладевают монологичес кой формой высказывания. Учатся общению с книгой. | Самостоятельно оценивают произведение живописи. | Осуществляют волевую саморегуля цию, самоконтроль и самокоррек цию действий. | Сравнивают свои представления о поэте. | Приобретают умения коммуникативной деятельности. Формируют умение общаться с книгой. | |
Знакомство с творчеством поэта, основанное на литературной композиции. (Реализация группового д/з.) Знакомство с личностью поэта. | Учитель предлагает послушать литературную композицию, составленную из поэтических строк М.Ю.Лермонтова группой учащихся: «Давайте послушаем, как пишет о своей Родине, о себе поэт. Каким вы его увидите?» | Знакомятся с биографией М.Ю.Лермонтова (на основе литературной композиции). Знакомятся с творчеством поэта. | Строят монологичес кое высказывание в устной форме на основе лирики поэта. Создают литературную композицию из предложенных учителем строф. | Слушают одноклассников, извлекают информацию для общения. | Овладевают диалогической и монологичес кой формами коммуникации. Учатся общению с книгой. | Презентация группового задания. Размышляют над предложенной информацией, самостоятельно извлекают из нее ответ на вопрос. | Осуществление самооценки. Размышляют над предложенной информацией, самостоятельно извлекают из нее ответ на вопрос. | Участвуют в диалоге. Строят монологическое высказывание. | Приобретают умения коммуникативной деятельности. Формируют умение общаться с книгой. | |
Знакомство с личностью поэта. (Реализация индивидуального д/з.) | Послушаем мини-сообщение о биографии поэта. Какие моменты биографического рассказа помогли вам дополнить портрет М.Ю.Лермонтова? | Знакомятся с биографией М.Ю.Лермонтова (на основе услышанного сообщения). | Строят монологичес кое высказывание в устной форме на основе услышанного сообщения. | Слушают сообщение одноклассника. | Овладевают диалогической и монологичес кой формами коммуникации | Презентация индивидуального задания. Размышляют над предложенной информацией, самостоятельно извлекают из нее ответ на вопрос. | Осуществление самооценки. Размышляют над предложенной информацией, самостоятельно извлекают из нее ответ на вопрос. | Выступают перед аудиторией. | Приобретают умения коммуникативной деятельности. Формируют умение общаться с книгой. | |
Работа над целевыми вопросами по анализу стихотворения «Бородино». Формирование мотивации к анализу стихотворения. | Прочитаем следующую страницу книги: «М.Ю.Лермонтов «Бородино». Над чем предлагает нам поразмышлять книга-путеводитель?» Почему в Великую Отечественную войну защитников Москвы воодушевляли слова: «Ребята! Не Москва ль за нами?» Предложите ваши вопросы. («Почему стихотворение живет до сих пор?» или «Почему нас волнуют чувства участников событий 1812 года?») | Формулируют целевые вопросы к анализу стихотворения. | Составляют вопросы по аналогии, на основе жизненного опыта. | Слушают учителя, читают книгу-путеводитель, формулируют вопросы для общения. | Учатся вдумчивому чтению. Учатся общению с книгой. | Ставят вопросы к анализу стихотворения. | Формулируют учебные задачи; соотносят то, что уже известно с тем, что неизвестно. | Проявляют познавательный интерес к учебной деятельности. Приобретают опыт исторического развития страны. | Приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Формируют чувство патриотизма. | |
Формирование первичного восприятия стихотворного текста. | О чем вы подумали, прочитав стихотворение дома? Какие чувства испытывали? Какие чувства переданы в стихотворении? | Демонстрируют уровень первичного восприятия текста. | Формулируют ответы на вопросы учителя. | Слушают учителя, отвечают на его вопросы, делятся первым общением с текстом. | Учатся воспроизводить опыт первичного прочтения стихотворения, делиться им с собеседником. | Слушают одноклассников. | Прогнозируют результаты анализа стихотворения. | Проявляют познавательный интерес к учебной деятельности. Обмениваются впечатлениями. | Приобретают умения коммуникативной деятельности. Формируют умение общаться с книгой. | |
Работа над анализом стихотворения. Параллельная выборочная работа над выразительным чтением. Реализация группового д/з по составлению цитатного плана. | Прочитайте выразительно диалог в начале стихотворения. (Попутно уточните понятие «диалог».) Мог ли автор участвовать в диалоге? Что случилось в далеком 1812 году? Какую цитату выбрала группа для плана? | Анализируют стихотворный текст. | Аналитическое чтение. Формулируют ответы на вопросы учителя. Выразительно читают текст. Составляют цитатный план. Работают со словарем литературоведческих терминов. | Слушают учителя и одноклассников. Читают книгу-путеводитель и стихотворение. | Учатся аналитическо му и выборочному чтению. Овладевают диалогической и монологичес кой формами коммуникации. Овладевают навыками выразительного чтения. Учатся групповому общению. Учатся общению с книгой. | Анализируют стихотворение. | Осуществляют самоконтроль, самокоррек цию, самооценку, волевую саморегуляцию в процессе работы над анализом. Учатся взаимоконт ролю при работе в группах. | Участвуют в диалоге. Строят монологическое высказывание. Анализируют, синтезируют и обобщают материал. Проявляют познавательный интерес к учебной деятельности. Приобретают опыт исторического развития страны. | Приобретают умения коммуникативной деятельности. Формируют умение общаться с книгой. Осознают себя частью коллектива. Формируют чувство патриотизма. | |
Работа над анализом стихотворения. Работа над образом рассказ чика – старого солдата. | Кто рассказчик? Какова его внешность? Каковы его качества? Что в его облике главное? | Анализируют стихотворный текст. Составляют портретную характеристику героя. | Аналитическое чтение. Формулируют ответы на вопросы учителя. Выделяют главное в портрете. | Слушают учителя и одноклассников. Читают книгу-путеводитель и стихотворение. | Учатся аналитическо му и выборочному чтению. Овладевают диалогической и монологичес кой формами коммуникации. Овладевают навыками выразительного чтения. Учатся групповому общению. Учатся общению с книгой. | |||||
Знакомство с понятием «монолог». Работа над анализом стихотворения. Параллельная выборочная работа над выразительным чтением. Реализация группового д/з по составлению цитатного плана. | Последующие строки представляют собой монолог. Почему старый солдат говорит – «мы»? Как понимаете – «молча отступали»? Что испытывали солдаты при молчаливом отступлении? Какую цитату выбрала группа для плана? Как следует читать строчки об отступлении? | Знакомство с понятием «монолог». Анализируют стихотворный текст. | Сравнивают формы диалога и монолога, делают вывод о монологе. Аналитическое чтение. Формулируют ответы на вопросы учителя. Выразительно читают текст. Составляют цитатный план. | Слушают учителя и одноклассников. Читают книгу-путеводитель и стихотворение. | Учатся аналитическо му и выборочному чтению. Овладевают диалогической и монологичес кой формами коммуникации. Овладевают навыками выразительного чтения. Учатся групповому общению. Учатся общению с книгой. | |||||
Работа над анализом стихотворения. Реализация группового д/з по составлению цитатного плана. Параллельная выборочная работа над выразительным чтением. | Как изменилось настроение солдат, когда нашли большое поле? Чем это подчеркивается? Какую цитату выбрала группа для плана? Какая интонация помогает передать ободрение, надежду, рассвет? | Анализируют стихотворный текст. | Аналитическое чтение. Формулируют ответы на вопросы учителя. Выразительно читают текст. Составляют цитатный план. | Слушают учителя и одноклассников. Читают книгу-путеводитель и стихотворение. | Учатся аналитическо му и выборочному чтению. Овладевают диалогической и монологичес кой формами коммуникации. Овладевают навыками выразительного чтения. Учатся групповому общению. Учатся общению с книгой. | |||||
Работа над анализом стихотворения. Параллельная выборочная работа над выразительным чтением. | Каково отношение к французам? (Можно познакомить с понятием «ирония».) В чем уверен солдат? Необходимо прочитать, выразив насмешку над врагом и торжественную уверенность в собственном превосходстве. | Анализируют стихотворный текст. | Аналитическое чтение. Формулируют ответы на вопросы учителя. Выразительно читают текст. Составляют цитатный план. | Слушают учителя и одноклассников. Читают книгу-путеводитель и стихотворение. | Учатся аналитическо му и выборочному чтению. Овладевают диалогической и монологичес кой формами коммуникации. Овладевают навыками выразительного чтения. Учатся групповому общению. Учатся общению с книгой. | |||||
Работа над анализом стихотворения. Параллельная выборочная работа над выразительным чтением. Реализация группового д/з по составлению цитатного плана. | О какой безделке идет речь далее? Как по-разному ведут себя французы и русские? Почему? Какую цитату выбрала группа для плана? Чем была битва для одних и других? | Анализируют стихотворный текст. | Аналитическое чтение. Формулируют ответы на вопросы учителя. Строят монологичес кое высказывание в устной форме. Выразительно читают текст. Составляют цитатный план. | Слушают учителя и одноклассников. Читают книгу-путеводитель и стихотворение. | Учатся аналитическо му и выборочному чтению. Овладевают диалогической и монологичес кой формами коммуникации. Овладевают навыками выразительного чтения. Учатся групповому общению. Учатся общению с книгой. | |||||
Работа над анализом стихотворения. Параллельная выборочная работа над выразительным чтением. Работа над образом полковни ка. Работа над лексическим значением слова «хват». Реализация группового д/з по составлению цитатного плана. | Как относятся солдаты к полковнику? Какие слова передают их отношение? Какие слова говорят о том, что полковник недаром заслужил любовь и уважение? Перед вами карточки из книги-путеводителя с лексическим значением слова «хват». Вам нужно выбрать то значение, которое, на ваш взгляд, характеризует больше полковника. Какую цитату выбрала группа для плана? | Анализируют стихотворный текст, в том числе составляют портретную характеристику полковника. | Аналитическое чтение. Формулируют ответы на вопросы учителя. Строят монологичес кое высказывание в устной форме. Выразительно читают текст. Составляют цитатный план. Работают над лексическим значением слова «хват». | Слушают учителя и одноклассников. Читают книгу-путеводитель и стихотворение. | Учатся аналитическо му и выборочному чтению. Овладевают диалогической и монологичес кой формами коммуникации. Овладевают навыками выразительного чтения. Учатся групповому общению. Учатся общению с книгой. | |||||
Подведение итогов анализа над стихотворением: работа над целевыми вопросами с использованием афоризмов. | Возвратимся к вопросам, которые мы задали себе и который задала нам книга-путеводитель: Почему в Великую Отечественную войну защитников Москвы воодушевляли слова: «Ребята! Не Москва ль за нами?» («Почему стихотворение живет до сих пор?» или «Почему нас волнуют чувства участников событий 1812 года?») Можно использовать один из афоризмов книги: От войны нельзя ждать никаких благ. (Вергилий) Важно не то, долг ли, а правильно ли ты прожил. (Сенека Младший) | Подводят итоги анализу стихотворения. | Формулируют ответы на вопросы учителя. Строят монологичес кое высказывание в устной форме. Используют в своей речи афоризмы, комментируя их содержание. | Слушают высказывания одноклассников, строят свое рассуждение на основе афоризма. | Овладевают диалогической и монологичес кой формами коммуникации. Учатся общению с книгой. | Обсуждают итоги работы над целевыми вопросами по анализу стихотворения. | Сличают свои действия и результат. | |||
аналитический | Домашнее задание. | Предлагаю вам написать мини-сочинение президентам воюющих стран. | Слушают учителя. | Формулируют вопросы для будущего общения. | Осуществляют консультативную взаимопомощь и определяют свое д/з. | Приобретают умение самостоятельно проецировать свое д/з. | ||||
Рефлексия. | Что нового мы узнали на уроке? Можно ли использовать сегодняшние размышления в своем письме? Каково ваше настроение? | Дети делятся впечатлениями от общения на уроке. | Овладевают диалогической и монологичес кой формами коммуникации. | Отвечают на вопросы. | Самооценка результатов работы, осознают личный уровень усвоения материала. | Рефлексия своих действий. | Формируют умения адекватного понимания возможных неудач, самооценки и оценки окружающих. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС
Урок на тему " Правописание чередующихся гласных в корне слова"...
Технологическая карта изучения темы по биологии в 6 классе (ФГОС)
Получение нового образовательного результата связано с формированием не только предметных, но и личностных и метапредметных умений. Поэтому обязательным условием в биологии является конструирова...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС по теме «Предложения с однородными членами»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Однородные члены предложения" с использованием ЭОР...
Технологическая карта урока по английскому языку во 2 классе (ФГОС)
"Декорации для спектакля" (урок №33)...
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе (по ФГОС)
Тема: Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.Тип урока: урок усвоения новых знаний через работу с информационными источниками.Технология обучения: развитие ...
Технологическая карта урока по информатике "Обработка информации" 5 класс ФГОС
Подробная технологическая карта урока по информатике "Обработка информации" 5 класс ФГОС с презентацией...
Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС
План-конспект урока по учебнику "Spotlight" ("Английский в фокусе"), 2-й класс, под редакцией Н.И. Быкова, Дж.Дули и др.Тема: “My animals” (“Мои животные”)...
Комментарии
"Бородино"
Ну разве возможно так к каждому уроку приготовиться?