Технологическая карта урока "Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Бородино" (урок реализует идеи ФГОС).
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Материал содержит технологическую карту к уроку по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино". Урок реализует идеи ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_fgos_m.yu_.lermontov_borodino.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

БЛОК

ЭТАПЫ УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ    ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

КОММУНИКАТИВНАЯ

РЕГУЛЯТИВНАЯ

ЛИЧНОСТНАЯ

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

целевой

Организационный момент.

Учитель приветствует детей…

Затем  звучит музыкальная фраза: «Книги добрые любить и волшебниками быть учат в школе…»

Приветствуют учителя.

Слушают отрывок музыкального произведения.

Учатся проявлять доброжелательность, выражать готовность к общению.

Осознают учебную ситуацию.

Настраиваются на работу.

Проявляют познавательный интерес к учебной деятельности.

Осознают себя частью коллектива.

Приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Формируют умение самостоятельно  раскрывать смысл терминов.

Формируют умение самостоятельно раскрывать смысл темы.

Формирование мотивации.

Ребята, я прошу вас вспомнить тот день, когда вы первый раз переступили порог школы… Сегодня на пьедестале, на самом почетном месте, находится предмет (предмет накрыт покрывалом), который стал вам другом в школе.., учитель во время контрольной работы не разрешает в него (нее)  заглядывать… Что же на пьедестале?

Слушают речь учителя.

Учатся проявлять доброжелательность, выражать готовность к общению.

Слушают учителя, задумываются над поставленными задачами.

Формулируют учебные задачи; соотносят то, что уже известно с тем, что неизвестно.

Постановка  общих задач.

Сегодня мы будем читать эту необычную книгу. Она – наш живой собеседник, потому что в ней найдем задания, обратимся к ее помощи. Она попросит нас сделать записи на своих страницах.

Давайте прочитаем название книги -«Люблю Отчизну я…»

Слушают речь учителя, читают книгу-путеводитель.

Слушают, учатся аналитическо

му чтению.

Учатся общению с книгой.

процессуальный

Определение темы урока.

Работа над термином «тема».

Итак, о чем же рассказывает наша книга?

Каким термином называется то, о чем рассказывается?

Запишем тему урока «Люблю Отчизну я…»

Распознают литературоведческое понятие «тема».

Пользуются  литературоведческим словариком.

Читают книгу с целью поиска ответа на вопрос учителя.

Учатся осмысленному чтению.

Учатся общению с книгой.

Подготовительная работа к восприятию личности поэта.

Как вы, ребята понимаете любовь к Отчизне, Родине?  Это любовь к  чему?

Формулируют понятие «Родина».

Строят монологичес

кое высказывание  в устной форме.

Отвечают на вопросы учителя.

Учатся высказыванию в форме рассуждения с опорой на личный жизненный опыт.

 Учатся общению с книгой.

Слушают ответы одноклассников.

Осуществляют взаимоконт

роль.

Обмениваются впечатлениями.

Приобретают умения общаться в коллективе.

Знакомство с личностью поэта.

Работа над термином «эпиграф».

Работа над созданием литературоведческого словарика учащихся.

Если бы на уроке присутствовал Миша, он бы ответил на мой вопрос  так (учитель обращается к эпиграфу в книге): «Моя родина, то есть мой дом, везде, где есть небесный свод, где только слышны звуки песен. В этом доме живет все, в чем есть искра жизни, но для поэта он не тесен».

Вы, наверное, догадались, что я говорю о Михаиле Лермонтове.

Что вы можете сказать об этом человеке, опираясь на слова, взятые мною эпиграфом к уроку? Перечитайте их.

Запишем определение в словарики: «Эпиграф – яркое изречение, которое говорит о содержании текста, произведения».

Учитель добавляет:

«… и нашего урока».

Знакомятся с биографией М.Ю.Лермонтова (на основе эпиграфа).

 Дают определение термину «эпиграф».

Работают над смыслом эпиграфа.

 

Строят монологичес

кое высказывание  в устной форме на основе эпиграфа.

Составляют литературоведческий словарик.

Слушают учителя, извлекают информацию для общения из предложенного текста.

Овладевают монологичес

кой формой высказывания.

Учатся общению с книгой.

Размышляют над предложенным текстом, самостоятельно извлекают из него информацию.

Осуществляют волевую саморегуля

цию.

Строят монологическое высказывание.

Приобретают умения коммуникативной деятельности.

Формируют умение общаться с книгой.

Знакомство с личностью поэта.

Учитель обращает внимание детей на портрет М.Ю.Лермонтова: «Сопоставьте наше первое представление о поэте с тем, каким увидел Михаила Юрьевича художник».

Знакомятся с биографией М.Ю.Лермонтова (на основе живописи).

Строят монологичес

кое высказывание  в устной форме на основе восприятия живописи.

Наблюдают произведение живописи, ищут информацию для общения.

Овладевают монологичес

кой формой высказывания.

Учатся общению с книгой.

Самостоятельно оценивают произведение живописи.

Осуществляют волевую саморегуля

цию, самоконтроль

и самокоррек

цию действий.

Сравнивают свои представления о поэте.

Приобретают умения коммуникативной деятельности.

Формируют умение общаться с книгой.

Знакомство с творчеством поэта, основанное на литературной композиции. (Реализация группового д/з.)

Знакомство с личностью поэта.

Учитель предлагает послушать литературную композицию, составленную  из поэтических строк М.Ю.Лермонтова группой учащихся: «Давайте послушаем, как пишет о своей Родине, о себе поэт. Каким вы его увидите?»

Знакомятся с биографией М.Ю.Лермонтова (на основе литературной композиции).

Знакомятся с творчеством поэта.

Строят монологичес

кое высказывание  в устной форме на основе  лирики поэта.

Создают литературную композицию из предложенных учителем строф.

Слушают одноклассников, извлекают информацию для общения.

Овладевают диалогической и монологичес

кой формами коммуникации.

Учатся общению с книгой.

Презентация группового задания.

Размышляют над предложенной информацией, самостоятельно извлекают из нее ответ на вопрос.

Осуществление самооценки.

Размышляют над предложенной информацией, самостоятельно извлекают из нее ответ на вопрос.

Участвуют в диалоге.

Строят монологическое высказывание.

Приобретают умения коммуникативной деятельности.

Формируют умение общаться с книгой.

Знакомство с личностью поэта.

(Реализация индивидуального д/з.)

Послушаем мини-сообщение о биографии поэта.

Какие моменты биографического рассказа помогли вам дополнить портрет М.Ю.Лермонтова?

Знакомятся с биографией М.Ю.Лермонтова (на основе услышанного сообщения).

Строят монологичес

кое высказывание  в устной форме на основе услышанного сообщения.

Слушают сообщение одноклассника.

Овладевают диалогической и монологичес

кой формами коммуникации

Презентация индивидуального задания.

Размышляют над предложенной информацией, самостоятельно извлекают из нее ответ на вопрос.

Осуществление самооценки.

Размышляют над предложенной информацией, самостоятельно извлекают из нее ответ на вопрос.

Выступают перед аудиторией.

Приобретают умения коммуникативной деятельности.

Формируют умение общаться с книгой.

Работа над целевыми вопросами по анализу стихотворения «Бородино».

Формирование мотивации к анализу стихотворения.

Прочитаем следующую страницу книги:

«М.Ю.Лермонтов «Бородино».

Над чем предлагает нам поразмышлять книга-путеводитель?»

Почему в Великую Отечественную войну защитников Москвы воодушевляли слова: «Ребята! Не Москва ль за нами?»

Предложите ваши вопросы.

(«Почему стихотворение живет до сих пор?» или «Почему нас волнуют чувства участников событий 1812 года?»)

Формулируют целевые вопросы к анализу стихотворения.

Составляют вопросы по аналогии, на основе жизненного опыта.

Слушают учителя, читают книгу-путеводитель, формулируют вопросы для общения.

Учатся вдумчивому чтению.

Учатся общению с книгой.

Ставят вопросы к анализу стихотворения.

Формулируют учебные задачи; соотносят то, что уже известно с тем, что неизвестно.

Проявляют познавательный интерес к учебной деятельности.

Приобретают опыт исторического развития страны.

Приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Формируют чувство патриотизма.

Формирование первичного

восприятия стихотворного текста.

О чем вы подумали, прочитав стихотворение дома?

Какие чувства испытывали?

Какие чувства переданы в стихотворении?

Демонстрируют уровень первичного восприятия текста.

Формулируют ответы на вопросы учителя.

Слушают учителя, отвечают на его вопросы, делятся первым общением с текстом.

Учатся воспроизводить опыт первичного прочтения стихотворения, делиться им с собеседником.

Слушают одноклассников.

Прогнозируют результаты анализа стихотворения.

Проявляют познавательный интерес к учебной деятельности.

Обмениваются впечатлениями.

Приобретают умения коммуникативной деятельности.

Формируют умение общаться с книгой.

Работа над анализом стихотворения.

Параллельная выборочная работа над выразительным чтением.

Реализация группового д/з по составлению цитатного плана.

Прочитайте выразительно диалог  в начале стихотворения. (Попутно уточните понятие «диалог».)

Мог ли автор участвовать в диалоге?

Что случилось в далеком 1812 году?

Какую цитату выбрала группа для плана?

Анализируют стихотворный текст.

Аналитическое чтение.

Формулируют ответы на вопросы учителя.

Выразительно читают текст.

Составляют цитатный план.

Работают со словарем литературоведческих терминов.

Слушают учителя и одноклассников.

Читают книгу-путеводитель и стихотворение.

Учатся аналитическо

му и выборочному чтению.

Овладевают диалогической и монологичес

кой формами коммуникации.

Овладевают навыками выразительного чтения.

Учатся групповому общению.

Учатся общению с книгой.

Анализируют стихотворение.

Осуществляют самоконтроль, самокоррек

цию, самооценку, волевую саморегуляцию в процессе работы над анализом.

Учатся взаимоконт

ролю  при работе в группах.

Участвуют в диалоге.

Строят монологическое высказывание.

Анализируют, синтезируют и обобщают материал.

Проявляют познавательный интерес к учебной деятельности.

Приобретают опыт исторического развития страны.

Приобретают умения коммуникативной деятельности.

Формируют умение общаться с книгой.

Осознают себя частью коллектива.

Формируют чувство патриотизма.

Работа над анализом стихотворения.

Работа над образом рассказ

чика – старого солдата.

Кто рассказчик?

Какова его внешность?

Каковы его качества?

Что в его облике главное?

Анализируют стихотворный текст.

Составляют портретную характеристику героя.

Аналитическое чтение.

Формулируют ответы на вопросы учителя.

Выделяют главное в портрете.

Слушают учителя и одноклассников.

Читают книгу-путеводитель и стихотворение.

Учатся аналитическо

му и выборочному чтению.

Овладевают диалогической и монологичес

кой формами коммуникации.

Овладевают навыками выразительного чтения.

Учатся групповому общению.

Учатся общению с книгой.

Знакомство с понятием «монолог».

Работа над анализом стихотворения.

Параллельная выборочная работа над выразительным чтением.

Реализация группового д/з по составлению цитатного плана.

Последующие строки представляют собой монолог.

Почему старый солдат говорит – «мы»?

Как понимаете – «молча отступали»?

Что испытывали солдаты при молчаливом отступлении?

Какую цитату выбрала группа для плана?

Как следует читать строчки об отступлении?

Знакомство с понятием «монолог».

Анализируют стихотворный текст.

Сравнивают формы диалога и монолога, делают вывод о монологе.

Аналитическое чтение.

Формулируют ответы на вопросы учителя.

Выразительно читают текст.

Составляют цитатный план.

Слушают учителя и одноклассников.

Читают книгу-путеводитель и стихотворение.

Учатся аналитическо

му и выборочному чтению.

Овладевают диалогической и монологичес

кой формами коммуникации.

Овладевают навыками выразительного чтения.

Учатся групповому общению.

Учатся общению с книгой.

Работа над анализом стихотворения.

Реализация группового д/з по составлению цитатного плана.

Параллельная выборочная работа над выразительным чтением.

Как изменилось настроение солдат, когда нашли большое поле? Чем это подчеркивается?

Какую цитату выбрала группа для плана?

Какая интонация помогает передать ободрение, надежду, рассвет?

Анализируют стихотворный текст.

Аналитическое чтение.

Формулируют ответы на вопросы учителя.

Выразительно читают текст.

Составляют цитатный план.

Слушают учителя и одноклассников.

Читают книгу-путеводитель и стихотворение.

Учатся аналитическо

му и выборочному чтению.

Овладевают диалогической и монологичес

кой формами коммуникации.

Овладевают навыками выразительного чтения.

Учатся групповому общению.

Учатся общению с книгой.

Работа над анализом стихотворения.

Параллельная выборочная работа над выразительным чтением.

Каково отношение к французам? (Можно познакомить с понятием «ирония».)

В чем уверен солдат?

Необходимо прочитать, выразив насмешку над врагом и торжественную уверенность в собственном превосходстве.  

Анализируют стихотворный текст.

Аналитическое чтение.

Формулируют ответы на вопросы учителя.

Выразительно читают текст.

Составляют цитатный план.

Слушают учителя и одноклассников.

Читают книгу-путеводитель и стихотворение.

Учатся аналитическо

му и выборочному чтению.

Овладевают диалогической и монологичес

кой формами коммуникации.

Овладевают навыками выразительного чтения.

Учатся групповому общению.

Учатся общению с книгой.

Работа над анализом стихотворения.

Параллельная выборочная работа над выразительным чтением.

Реализация группового д/з по составлению цитатного плана.

О какой безделке идет речь далее?

Как по-разному ведут себя французы и русские?

Почему?

Какую цитату выбрала группа для плана?

Чем была битва для одних и других?

Анализируют стихотворный текст.

Аналитическое чтение.

Формулируют ответы на вопросы учителя.

Строят монологичес

кое высказывание  в устной форме.

Выразительно читают текст.

Составляют цитатный план.

Слушают учителя и одноклассников.

Читают книгу-путеводитель и стихотворение.

Учатся аналитическо

му и выборочному чтению.

Овладевают диалогической и монологичес

кой формами коммуникации.

Овладевают навыками выразительного чтения.

Учатся групповому общению.

Учатся общению с книгой.

Работа над анализом стихотворения.

Параллельная выборочная работа над выразительным чтением.

Работа над образом полковни

ка.

Работа над лексическим значением слова «хват».

Реализация группового д/з по составлению цитатного плана.

Как относятся солдаты к полковнику?

Какие слова передают их отношение?

Какие слова говорят о том, что полковник недаром заслужил любовь и уважение?

Перед вами карточки из книги-путеводителя с лексическим значением слова «хват». Вам нужно выбрать то значение, которое, на ваш взгляд, характеризует больше полковника.

Какую цитату выбрала группа для плана?

Анализируют стихотворный текст, в том числе составляют портретную характеристику полковника.

Аналитическое чтение.

Формулируют ответы на вопросы учителя.

Строят монологичес

кое высказывание  в устной форме.

Выразительно читают текст.

Составляют цитатный план.

Работают над лексическим значением слова «хват».

Слушают учителя и одноклассников.

Читают книгу-путеводитель и стихотворение.

Учатся аналитическо

му и выборочному чтению.

Овладевают диалогической и монологичес

кой формами коммуникации.

Овладевают навыками выразительного чтения.

Учатся групповому общению.

Учатся общению с книгой.

Подведение итогов анализа над стихотворением:

работа над целевыми вопросами с использованием  афоризмов.

Возвратимся к вопросам, которые мы задали себе и который задала нам книга-путеводитель:

Почему в Великую Отечественную войну защитников Москвы воодушевляли слова: «Ребята! Не Москва ль за нами?»

(«Почему стихотворение живет до сих пор?» или «Почему нас волнуют чувства участников событий 1812 года?»)

Можно использовать один из афоризмов книги:

От войны нельзя ждать никаких благ. (Вергилий)

Важно не то, долг ли, а правильно ли ты прожил. (Сенека Младший)

Подводят итоги анализу стихотворения.

Формулируют ответы на вопросы учителя.

Строят монологичес

кое высказывание  в устной форме.

Используют в своей речи афоризмы, комментируя их содержание.

Слушают высказывания одноклассников, строят свое рассуждение на основе афоризма.

Овладевают диалогической и монологичес

кой формами коммуникации.

Учатся общению с книгой.

Обсуждают итоги работы над целевыми вопросами по анализу стихотворения.

Сличают свои действия и результат.

аналитический

Домашнее задание.

Предлагаю вам написать мини-сочинение президентам воюющих стран.

Слушают учителя.

Формулируют вопросы для будущего общения.

Осуществляют консультативную взаимопомощь и определяют свое д/з.

Приобретают умение самостоятельно проецировать свое д/з.

Рефлексия.

Что нового мы узнали на уроке?

Можно ли использовать сегодняшние размышления в своем письме?

Каково ваше настроение?

Дети делятся впечатлениями от общения на уроке.

Овладевают диалогической и монологичес

кой формами коммуникации.

Отвечают на вопросы.

Самооценка результатов работы, осознают  личный уровень усвоения материала.

Рефлексия своих действий.

Формируют умения адекватного понимания возможных неудач, самооценки и оценки окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС

Урок на тему " Правописание чередующихся гласных в корне слова"...

Технологическая карта изучения темы по биологии в 6 классе (ФГОС)

Получение нового образовательного результата связано с формированием не только предметных, но и личностных и метапредметных умений. Поэтому обязательным условием  в биологии является конструирова...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС по теме «Предложения с однородными членами»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Однородные члены предложения" с использованием ЭОР...

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе (по ФГОС)

Тема: Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.Тип урока: урок усвоения новых знаний через работу с информационными источниками.Технология обучения: развитие ...

Технологическая карта урока по информатике "Обработка информации" 5 класс ФГОС

Подробная технологическая карта урока по информатике "Обработка информации" 5 класс ФГОС с презентацией...

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

План-конспект урока по учебнику "Spotlight" ("Английский в фокусе"), 2-й класс, под редакцией Н.И. Быкова, Дж.Дули и др.Тема: “My animals” (“Мои животные”)...


 

Комментарии

Глазина Елена Александровна

Ну разве возможно так к каждому уроку приготовиться?