урок литературы в 11 классе по рассказу Л.Бородина "Посещение"
учебно-методическое пособие по литературе (11 класс) на тему
Урок для 11 класса по произведению Л.Бородина "Посещение" Данный урок актуален для формирования представления о сохранении традиций литературы 19 века в литературе 20 века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issledovanie.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследование по рассказу Л.Бородина «Посещение»
Цель: исследовать на примере этого рассказа художественный мир писателя, активно участвующего в общественно-политической жизни страны и трепетно относящегося к судьбе своего народа
Установить, в какой степени индивидуальность художника отражает традиции литературного процесса.
Оборудование. Мультимедийная установка. Слайды с портретом писателя.
Ход урока.
Учитель.
Сегодня мы проводим необычный урок. Урок-исследование по рассказу Л.Бородина «Посещение». А что мы с вами знаем об этом писателе?
Ученик рассказывает биографию Л.И.Бородина
Учитель.
Давайте обратим особое внимание на отношение Бородина к вере. Первоначально Бородин пришел к ней формально. Нам это будет важно для анализа рассказа.
Еще важную роль для понимания его как человека и писателя будет играть то, что он писал диссертацию по истории философии.
А теперь обратимся к рассказу и исследуем художественный мир писателя.
Беседа по вопросам:
- О чем рассказывает вступление? На какие опорные слова следует обратить внимание. (Учитель делает вывод о том, что рассказ от документа отличается присутствием авторского вымысла)
- Что мы можем сказать об о.Вениамине, опираясь на начало рассказа?
- Как вы думаете, почему священник считает, что «кончилась Русь»? (Учитель подводит ребят к выводу: герой связывает исчезновение лиц с несовершенством государственной системы).
- Что мы можем сказать о странном прихожанине церкви? Как его зовут? Что означает имя Алексей? Учитель сообщает ребятам о том, что этим именем Л.Бородин отсылает нас к творчеству Ф.М. Достоевского. Такой прием называется ретроспективой.
Краткое сообщение ученицы о параллелях с творчеством Достоевского
- Как происходит очное знакомство священника с прихожанином? Как строится начало беседы? Какие литературные ассоциации вызывает у вас эта беседа? На чем они основаны? (Поведение, речевая манера героев напоминают нам первое посещение Раскольниковым Сони)
Подготовленный ученик кратко напомнит о поведении Раскольникова у Сони.
- О чем беседуют герои?
- Что послужило поводом к «исповеди» героя?
- Как пришел Алексей к вере? Верит ли он?
- Почему смутился о.Вениамин?
В тетради запись: о.Вениамин бессознательно возвращается к проблеме равенства или неравенства веры и знания.
10. В какой момент «погиб» Алексей? Как он становится убийцей?
11. Как Алексей ведет себя после убийства? (Запись в тетради: Алексей, как и Раскольников, несет наказание в себе. Здесь Бородин следует традициям Ф.М.Д.)
12. В какой момент Алексей разбивается? Перечитайте эпизод «На холме», «Полет»?
13. Снял ли автор с себя ответственность?
ВЫВОДЫ:
В тетради
В рассказе проблема судьбы российского государства тесно переплетается с проблемой веры. Автор проводит мысль: человек воспитанный в этой системе переоценивает свою значимость и бросает вызов Богу?
Вслед за Ф.М. Д. Бородин рассматривает социально-нравственные причины преступления и нравственную основу наказания. Причины преступления автор видит в несовершенной государственной системе.
Установили: рассказ характеризуется использованием ретроспективы, многоуровневой символики: образной, речевой, имен героев. Автор обращается к теме веры…
Д.З. Напишите мини-сочинение на тему: «Что для вас чудо?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва
Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...
Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".
Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....
Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"
Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....
Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"
Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...
Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"
Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам еще не под силу понять...