Урок чтения и развития речи "В.Бианки.Октябрь" для 6 класса.
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Станина Людмила Васильевна

Урок чтения и развития речи на тему " В.Бианки. Октябрь" для 6 класса .Категория учащихся : дети с ОВЗ VIII вид.  Тип урока: изучение нового материала. Урок личностно- ориентированный. Виды работ: словарная работа, чтение текста, анализ текста, работа с пословицами, словесное рисование. анализ картин. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения и развития речи

для 6 класса по теме: « В.Бианки «Октябрь».

Место проведения : ГБС(К)ОУ   с.Малый Толкай

Класс: 6.

Составила и провела учитель русского языка и чтения Станина Людмила Васильевна.

Программа : Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией  доктора педагогических наук В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. «ВЛАДОС», 2011 г.

УМК: Учебник для 6 класса специальных (коррекционных )образовательных учреждений : Чтение . Авторы – составители И.М. Бгажнокова , Е.С.Погостина. – М.: «Просвещение» 2005 год.

Тема урока: «В.Бианки «Октябрь».                                                                                                                                                                          Тип урока: урок изучения нового материала.                                                                                                                               Используемые технологии:  личностно- ориентированные технологии  (диалог , опора на субъектный опыт ребенка), деятельностный подход .

Цель:  познакомить с новым произведением В.Бианки «Октябрь».                                                                                                         Задачи:

  1. Образовательная :  познакомить с приметами октября через чтение и анализ текста.
  2. Коррекционно- развивающая:

-корригировать  и развивать   связную устную  речь через организацию беседы, учебного диалога; обогащать словарь через  знакомство с новыми словами;

-формировать аналитико- синтетическую деятельность.                                                                                                                                                            3.Воспитательная : воспитывать интерес к чтению , ценностное отношение  к прекрасному    через анализ текста, знакомство с пословицами и приметами, анализ картин.

Формы организации деятельности:  индивидуальная,  в  паре, фронтальная.

Оборудование: компьютер, проектор,  экран, презентация «В.Бианки  «Октябрь» , карточки – настроения, карточки «Собери пословицы», две картины на тему : «Осень».

Прогнозируемый результат.

Учащиеся имеют возможность на уроке.

1.Узнать фамилию  автора и название произведения.

2. Узнать , какие изменения происходят в природе в октябре.

3. Узнать и  объяснить значение слов.

4.Определить  цель  деятельности на уроке при помощи учителя.

5. Воспроизвести информацию, необходимую для ответа, осуществить поиск информации с использованием текста учебника ( выборочное чтение, ответы на вопросы учителя).

6.Оформить свои мысли в устной форме (ответы на вопросы, объяснение значения слов).

7.Слушать и понимать речь других.

8.Читать текст без ошибок, исправлять ошибки при чтении.

9. Работать в паре (взаимодействовать); выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

10. Выполнять анализ деятельности  в ходе  самоанализа  (при помощи учителя).

 Этапы урока.

Ход урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Направления

коррекционной работы.

I.Организационный момент.

Приветствие учащихся. Знакомство .

Рефлексия настроения.

- Ребята ,  сегодня осенний день.

На улице ( в зависимости от погоды) . В классе у нас  тепло, светло, царит атмосфера добра,  мы готовы работать, узнавать новое, делится своими мнениями.

На столе у вас карточки – настроения.  

Зеленая - хорошее настроение.

Фиолетовая-   плохое настроение.

Покажите, какое у вас настроение.

Вывод учителя.

Я бы очень хотела , чтобы у вас к концу урока сохранилось хорошее настроение и стало еще лучше.

Я держу в ладошках солнце

Я дарю его друзьям

Улыбнитесь, это просто.

Лучик солнца это вам.

Раздаю карточки желтого цвета. Пусть это будут маленькие солнышки, которые будут помогать и согревать каждого из вас.

II.Знакомство с темой урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением Виталия Бианки.  В название произведения спрятан месяц. Вы его назовете сами, отгадав загадку. Подумайте, в каком месяце это происходит.

Солнце сменит он дождём,

Ночью заморозки в нём,

Листвой жёлтой землю кроет,

И зовётся …

Ответ: Октябрём.

-Это осенний месяц, стоящий между сентябрем и ноябрем.

- Какой это месяц?

-Как звучит тема урока?

(Тема урока: В.Бианки «Октябрь»).

-Мы познакомимся с изменениями, происходящими в  природе октябре.

Ш. Изучение нового материла.

1.Вступительная беседа.

-Сколько осенних месяцев вы знаете?

-Как называется первый месяц осени?

- Ребята , а какое первое дело делает осень  в этом месяце?

- Каким по счету  осенним месяцем  является октябрь?

- Какой это период осени? (начало, середина , конец)

- Какой была погода в октябре давайте вместе вспомним?   (  уточняю:  в начале сухая, потом был дождь , выпал снег 21 октября).

Вы знаете , что не каждый год в один и тот же месяц погода  одинаковая. В один год октябрь солнечный и теплый , а в другой снег выпал. Но все равно у каждого месяца есть свои приметы, которые должны происходить именно в этот месяц. С изменениями . происходящими в природе в октябре  мы познакомимся, прочитав текст.

Перед знакомством с произведением  давайте разберем слова , которые нам встретятся..

2.Словарная работа.

На экране слова без объяснения. По мере объяснения слов, появляются  слайды. Если учащиеся затрудняются  с ответом предлагаю прочитать на слайде.

Листопад-  опадание листьев осенью.

Грязник-  месяц в котором на улице грязь от дождя.

-Подберите однокоренные слова.

(грязь, грязевой поток, грязная )

Зазимник-  наступает задолго до зимы.  

Ветры- листодеры- сильные ветры , срывавшие листву.

Отрепья- лохмотья( порванное , разорванное).

Летовавшие  птицы-  провели лето у нас.

Перелетная птица- улетает на зиму или лето в другое место.

Студит воду- замораживает, делает холодной.

Подберите близкие по значению слова (синонимы).

(морозит, остужает, холодит)

Оскудела – обеднела.

Тритон – харитон – (картинка).

Мох – (картинка)

Ящерки ( картинка)

Берлога-  картинка.  

Вывод: мы познакомились с новыми словами и знаем  теперь , что они обозначают.

Физминутка.

Упражнение на активизацию межполушарных связей.

  1. Чтение учителем.

-Сейчас я прочитаю рассказ Виталия Бианки «Октябрь»  , а вы внимательно послушайте и скажите , какое второе дело делает осень в октябре?

4.Ответ на проблемный вопрос.

-Какое второе дело делает осень в октябре?

5. Чтение детьми текста вслух.

Дети читают по абзацам. После каждого абзаца анализ прочитанного.

Вопросы могут изменяться в зависимости от ответов учащихся.

Анализ прочитанного (1 абзац)

- Как называли октябрь? Зачитать.

-  Почему листопад? Докажите.

-  Почему грязник?

-Зазимник , что значит это слово?

-Что автор пишет о вороне?

-Почему она перелетная?  ( улетает на север)

- Какая птица у нас первая прилетная?

Анализ прочитанного (2 абзац).

-Какое второе дело делает осень?

-Найдите предложение, в котором автор доказывает , что осень студит воду.

-Что произошло с водой? Найдите слова в тексте. (оскудела жизнью)

- Как понимаете ? ( стала бедной)

-Что стало с цветами на воде?

- Где будут зимовать рыбы?

- Почему они прячутся глубоко?

- Как проведет зиму тритон? Почему ?

Анализ   прочитанного (3 абзац).

- Как вы понимаете « нежаркая кровь»?

- У кого кровь нежаркая?

-Зачитайте , как проведут зиму змеи.

-Что произойдет с лягушками, ящерками?

-Что делают в октябре звери?

Анализ пословицы (4 абзац).

-Сколько погод в осеннее ненастье?

- Как понимаете пословицу ?

 - Какие пословицы и поговорки об осени вы еще знаете?

Мы с вами сейчас выполним задание , благодаря которому  узнаем еще некоторые пословицы об осени.

6.Работа в парах. «Пословицы рассыпались». Найдите  2 часть.

  1. От осени к лету ……

а) поворота нету;

б) один шаг.

  1. Упал с дерева один лист…..

а) жди зимы;                                        

     б) жди осени.

                             

3.В октябре одна ягода…

а) да и та сладкая земляника;

б)   да и та горькая рябина.

4.Октябрь идет и за собой ……

а)ноябрь ведет;

б)сентябрь ведет.

5. Октябрь землю кроет…

а)то листком;

б) то цветком;

в) то снежком.

6.Осень завершает сборы к …

а)    зиме;

б)  весне.

- Прочитайте, какие пословицы получились.

- Объясните, почему не выбрали другую часть.

Вывод учителя: теперь вы узнали много половиц об осени и сами попробовали найти правильное продолжение.

7.Словесное рисование.

Осень это славная пора и ее любили не только поэты, но и художники.

- Если бы вы были художниками , чтобы вы нарисовали , прочитав этот рассказ В.Бианки «Октябрь»?

8.Работа с картинами.

Я попросила одного своего  знакомого художника  прочитать рассказ В.Бианки «Октябрь» и нарисовать картину. Он так увлекся чтением нашего учебника , что нарисовал две картины. Ребята, давайте попробуем определить, какая из этих картин нарисована к рассказу , который мы прочитали.

Демонстрация картин.

-Посмотрите на картины , попробуйте найти на одной из них то, о чем узнали сегодня из рассказа.

Анализ выбранной картины.

-Какая картина нарисована к рассказу «Октябрь»?

-Почему? Докажите словами из текста.

Вывод: вы справились с заданием, нашли те моменты на картине, о которых писал Виталий Бианки.

IV.Итог урока.

- С каким произведением познакомились?

- Кто автор?

- Какое второе дело делает осень в этот месяц?

Рефлексия деятельности.

-Ребята, давайте подумаем  каждый над такими вопросами:

- Что я узнал нового из произведения В.Бианки «Октябрь»?

- Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшей жизни?

- Что было трудно?

- Почему?

- Что удалось выполнить хорошо?  

-Почему?

-Смог бы каждый в одиночку справиться  с заданиями?

-Значит,  мы достигли цели урока благодаря коллективной работе.

V. Домашнее задание. Читать  с.35-36. Подобрать  и выучить  пословицу про осень.

VI.Оценки за урок.

VII .Рефлексия настроения.

-Давайте оценим свое настроение к концу урока.

Желтая-   радостное( очень хорошее).

Фиолетовая- плохое.

Зеленая- хорошее.

Приветствует учащихся.

Предлагает выбрать карточку -настроение.

Нацеливает на работу. Ставит проблему.

В презентацию вставляет предложенное слово. Предлагает детям назвать тему. Контролирует. Формулирует вывод.

Задает вопросы. Анализирует ответы, корректирует.

Задает вопросы, слушает ответы, конкретизирует.

Показывает  слайды. Контролирует объяснение слов, направляет, уточняет.

Предлагает подобрать однокоренные слова. Контролирует.

Предлагает подобрать синонимы.

Объясняет упражнения, проводит физминутку.

Ставит проблемный вопрос.

Читает текст.

Контролирует.

Исправляет ошибки при чтении. При необходимости  ( в случае неправильно прочитанного слова)просит перечитать слово.

Задает вопросы. Анализирует ответы.

Контролирует.

Спрашивает.

Объясняет задание.

Проверяет, просит доказать свою точку зрения.

Контролирует, направляет.

Делает вывод.

Рассказывает. Спрашивает.

Демонстрирует картины.

Предлагает выбрать подходящую. Просит  доказать.

Спрашивает. Контролирует.

Задает вопросы. Слушает. Контролирует.

Называет задание, показывает слайд.

Оценивает работу учащихся, аргументирует.

Предлагает оценить настроение.

Приветствуют учителя.

Анализируют свое внутреннее состояние. Выбирают и показывают карточку.

Слушают. Думают. Вспоминают название указанного месяца.

Читают запись на экране.

Называют тему урока.

Отвечают на вопросы. Вспоминают. Доказывают.

Слушают, читают, рассматривают.

Объясняют значение слов.

Подбирают однокоренные слова.

Подбирают синонимы.

Рассматривают картинки.

Слушают задания, выполняют  словесную инструкцию .

Слушают . Запоминают вопрос.

Отвечают на вопрос.

Читают произведение по заданию учителя.

Слушают, думают, отвечают.

Доказывают, находя  нужные отрывки в тексте.

Зачитывают отрывок.

Отвечают.

Объясняют.

Читают.

Объясняют , как понимают .

Работают в паре. Читают , анализируют , выбирают, обводят нужный ответ.

 Читают. Доказывают, объясняют.

Слушают .  Выполняют словесное рисование.

Рассматривают картины, вспоминают прочитанное, находят на картине. Доказывают словами из текста.

Слушают вопросы. Думают. Формулируют ответ.

Анализируют свою работу на уроке. Отвечают.

Записывают в дневники домашнее задание.

Оценивают свое настроение. Выбирают нужную карточку.

Развитие эмоционально- волевой сферы.

Коррекция познавательных процессов.

Развитие основных мыслительных операций.

Коррекция связной устной речи.

Обогащение словаря, развитие диалогической речи.

Активизация межполушарных связей.

Развитие эмоционально- волевой сферы.

Развитие мыслительных операций, связной речи.

Развитие связной устной речи.

Формирование аналитико- синтетической деятельности. Развитие связной речи.

Формирование умения работать по словесной инструкции.

Формирование аналитико- синтетической деятельности.

Развитие устной связной  устной речи.

Развитие устной связной   речи, воображения.

Развитие зрительного восприятия, внимания. Формирование аналитико- синтетической деятельности.

Формирование аналитико- синтетической деятельности.

Формирование навыков самоанализа.

Развитие эмоционально- волевой сферы.



Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения и развития речи

для 6 класса по теме: « В.Бианки «Октябрь».

Место проведения : ГБС(К)ОУ   с.Малый Толкай

Класс: 6.

Составила и провела учитель русского языка и чтения Станина Людмила Васильевна.

Программа : Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией  доктора педагогических наук В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. «ВЛАДОС», 2011 г.

УМК: Учебник для 6 класса специальных (коррекционных )образовательных учреждений : Чтение . Авторы – составители И.М. Бгажнокова , Е.С.Погостина. – М.: «Просвещение» 2005 год.

Тема урока: «В.Бианки «Октябрь».                                                                                                                                                                          Тип урока: урок изучения нового материала.                                                                                                                               Используемые технологии:  личностно- ориентированные технологии  (диалог , опора на субъектный опыт ребенка), деятельностный подход .

Цель:  познакомить с новым произведением В.Бианки «Октябрь».                                                                                                         Задачи:

  1. Образовательная :  познакомить с приметами октября через чтение и анализ текста.
  2. Коррекционно- развивающая:

-корригировать  и развивать   связную устную  речь через организацию беседы, учебного диалога; обогащать словарь через  знакомство с новыми словами;

-формировать аналитико- синтетическую деятельность.                                                                                                                                                            3.Воспитательная : воспитывать интерес к чтению , ценностное отношение  к прекрасному    через анализ текста, знакомство с пословицами и приметами, анализ картин.

Формы организации деятельности:  индивидуальная,  в  паре, фронтальная.

Оборудование: компьютер, проектор,  экран, презентация «В.Бианки  «Октябрь» , карточки – настроения, карточки «Собери пословицы», две картины на тему : «Осень».

Прогнозируемый результат.

Учащиеся имеют возможность на уроке.

1.Узнать фамилию  автора и название произведения.

2. Узнать , какие изменения происходят в природе в октябре.

3. Узнать и  объяснить значение слов.

4.Определить  цель  деятельности на уроке при помощи учителя.

5. Воспроизвести информацию, необходимую для ответа, осуществить поиск информации с использованием текста учебника ( выборочное чтение, ответы на вопросы учителя).

6.Оформить свои мысли в устной форме (ответы на вопросы, объяснение значения слов).

7.Слушать и понимать речь других.

8.Читать текст без ошибок, исправлять ошибки при чтении.

9. Работать в паре (взаимодействовать); выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

10. Выполнять анализ деятельности  в ходе  самоанализа  (при помощи учителя).

 Этапы урока.

Ход урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Направления

коррекционной работы.

I.Организационный момент.

Приветствие учащихся. Знакомство .

Рефлексия настроения.

- Ребята ,  сегодня осенний день.

На улице ( в зависимости от погоды) . В классе у нас  тепло, светло, царит атмосфера добра,  мы готовы работать, узнавать новое, делится своими мнениями.

На столе у вас карточки – настроения.  

Зеленая - хорошее настроение.

Фиолетовая-   плохое настроение.

Покажите, какое у вас настроение.

Вывод учителя.

Я бы очень хотела , чтобы у вас к концу урока сохранилось хорошее настроение и стало еще лучше.

Я держу в ладошках солнце

Я дарю его друзьям

Улыбнитесь, это просто.

Лучик солнца это вам.

Раздаю карточки желтого цвета. Пусть это будут маленькие солнышки, которые будут помогать и согревать каждого из вас.

II.Знакомство с темой урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением Виталия Бианки.  В название произведения спрятан месяц. Вы его назовете сами, отгадав загадку. Подумайте, в каком месяце это происходит.

Солнце сменит он дождём,

Ночью заморозки в нём,

Листвой жёлтой землю кроет,

И зовётся …

Ответ: Октябрём.

-Это осенний месяц, стоящий между сентябрем и ноябрем.

- Какой это месяц?

-Как звучит тема урока?

(Тема урока: В.Бианки «Октябрь»).

-Мы познакомимся с изменениями, происходящими в  природе октябре.

Ш. Изучение нового материла.

1.Вступительная беседа.

-Сколько осенних месяцев вы знаете?

-Как называется первый месяц осени?

- Ребята , а какое первое дело делает осень  в этом месяце?

- Каким по счету  осенним месяцем  является октябрь?

- Какой это период осени? (начало, середина , конец)

- Какой была погода в октябре давайте вместе вспомним?   (  уточняю:  в начале сухая, потом был дождь , выпал снег 21 октября).

Вы знаете , что не каждый год в один и тот же месяц погода  одинаковая. В один год октябрь солнечный и теплый , а в другой снег выпал. Но все равно у каждого месяца есть свои приметы, которые должны происходить именно в этот месяц. С изменениями . происходящими в природе в октябре  мы познакомимся, прочитав текст.

Перед знакомством с произведением  давайте разберем слова , которые нам встретятся..

2.Словарная работа.

На экране слова без объяснения. По мере объяснения слов, появляются  слайды. Если учащиеся затрудняются  с ответом предлагаю прочитать на слайде.

Листопад-  опадание листьев осенью.

Грязник-  месяц в котором на улице грязь от дождя.

-Подберите однокоренные слова.

(грязь, грязевой поток, грязная )

Зазимник-  наступает задолго до зимы.  

Ветры- листодеры- сильные ветры , срывавшие листву.

Отрепья- лохмотья( порванное , разорванное).

Летовавшие  птицы-  провели лето у нас.

Перелетная птица- улетает на зиму или лето в другое место.

Студит воду- замораживает, делает холодной.

Подберите близкие по значению слова (синонимы).

(морозит, остужает, холодит)

Оскудела – обеднела.

Тритон – харитон – (картинка).

Мох – (картинка)

Ящерки ( картинка)

Берлога-  картинка.  

Вывод: мы познакомились с новыми словами и знаем  теперь , что они обозначают.

Физминутка.

Упражнение на активизацию межполушарных связей.

  1. Чтение учителем.

-Сейчас я прочитаю рассказ Виталия Бианки «Октябрь»  , а вы внимательно послушайте и скажите , какое второе дело делает осень в октябре?

4.Ответ на проблемный вопрос.

-Какое второе дело делает осень в октябре?

5. Чтение детьми текста вслух.

Дети читают по абзацам. После каждого абзаца анализ прочитанного.

Вопросы могут изменяться в зависимости от ответов учащихся.

Анализ прочитанного (1 абзац)

- Как называли октябрь? Зачитать.

-  Почему листопад? Докажите.

-  Почему грязник?

-Зазимник , что значит это слово?

-Что автор пишет о вороне?

-Почему она перелетная?  ( улетает на север)

- Какая птица у нас первая прилетная?

Анализ прочитанного (2 абзац).

-Какое второе дело делает осень?

-Найдите предложение, в котором автор доказывает , что осень студит воду.

-Что произошло с водой? Найдите слова в тексте. (оскудела жизнью)

- Как понимаете ? ( стала бедной)

-Что стало с цветами на воде?

- Где будут зимовать рыбы?

- Почему они прячутся глубоко?

- Как проведет зиму тритон? Почему ?

Анализ   прочитанного (3 абзац).

- Как вы понимаете « нежаркая кровь»?

- У кого кровь нежаркая?

-Зачитайте , как проведут зиму змеи.

-Что произойдет с лягушками, ящерками?

-Что делают в октябре звери?

Анализ пословицы (4 абзац).

-Сколько погод в осеннее ненастье?

- Как понимаете пословицу ?

 - Какие пословицы и поговорки об осени вы еще знаете?

Мы с вами сейчас выполним задание , благодаря которому  узнаем еще некоторые пословицы об осени.

6.Работа в парах. «Пословицы рассыпались». Найдите  2 часть.

  1. От осени к лету ……

а) поворота нету;

б) один шаг.

  1. Упал с дерева один лист…..

а) жди зимы;                                        

     б) жди осени.

                             

3.В октябре одна ягода…

а) да и та сладкая земляника;

б)   да и та горькая рябина.

4.Октябрь идет и за собой ……

а)ноябрь ведет;

б)сентябрь ведет.

5. Октябрь землю кроет…

а)то листком;

б) то цветком;

в) то снежком.

6.Осень завершает сборы к …

а)    зиме;

б)  весне.

- Прочитайте, какие пословицы получились.

- Объясните, почему не выбрали другую часть.

Вывод учителя: теперь вы узнали много половиц об осени и сами попробовали найти правильное продолжение.

7.Словесное рисование.

Осень это славная пора и ее любили не только поэты, но и художники.

- Если бы вы были художниками , чтобы вы нарисовали , прочитав этот рассказ В.Бианки «Октябрь»?

8.Работа с картинами.

Я попросила одного своего  знакомого художника  прочитать рассказ В.Бианки «Октябрь» и нарисовать картину. Он так увлекся чтением нашего учебника , что нарисовал две картины. Ребята, давайте попробуем определить, какая из этих картин нарисована к рассказу , который мы прочитали.

Демонстрация картин.

-Посмотрите на картины , попробуйте найти на одной из них то, о чем узнали сегодня из рассказа.

Анализ выбранной картины.

-Какая картина нарисована к рассказу «Октябрь»?

-Почему? Докажите словами из текста.

Вывод: вы справились с заданием, нашли те моменты на картине, о которых писал Виталий Бианки.

IV.Итог урока.

- С каким произведением познакомились?

- Кто автор?

- Какое второе дело делает осень в этот месяц?

Рефлексия деятельности.

-Ребята, давайте подумаем  каждый над такими вопросами:

- Что я узнал нового из произведения В.Бианки «Октябрь»?

- Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшей жизни?

- Что было трудно?

- Почему?

- Что удалось выполнить хорошо?  

-Почему?

-Смог бы каждый в одиночку справиться  с заданиями?

-Значит,  мы достигли цели урока благодаря коллективной работе.

V. Домашнее задание. Читать  с.35-36. Подобрать  и выучить  пословицу про осень.

VI.Оценки за урок.

VII .Рефлексия настроения.

-Давайте оценим свое настроение к концу урока.

Желтая-   радостное( очень хорошее).

Фиолетовая- плохое.

Зеленая- хорошее.

Приветствует учащихся.

Предлагает выбрать карточку -настроение.

Нацеливает на работу. Ставит проблему.

В презентацию вставляет предложенное слово. Предлагает детям назвать тему. Контролирует. Формулирует вывод.

Задает вопросы. Анализирует ответы, корректирует.

Задает вопросы, слушает ответы, конкретизирует.

Показывает  слайды. Контролирует объяснение слов, направляет, уточняет.

Предлагает подобрать однокоренные слова. Контролирует.

Предлагает подобрать синонимы.

Объясняет упражнения, проводит физминутку.

Ставит проблемный вопрос.

Читает текст.

Контролирует.

Исправляет ошибки при чтении. При необходимости  ( в случае неправильно прочитанного слова)просит перечитать слово.

Задает вопросы. Анализирует ответы.

Контролирует.

Спрашивает.

Объясняет задание.

Проверяет, просит доказать свою точку зрения.

Контролирует, направляет.

Делает вывод.

Рассказывает. Спрашивает.

Демонстрирует картины.

Предлагает выбрать подходящую. Просит  доказать.

Спрашивает. Контролирует.

Задает вопросы. Слушает. Контролирует.

Называет задание, показывает слайд.

Оценивает работу учащихся, аргументирует.

Предлагает оценить настроение.

Приветствуют учителя.

Анализируют свое внутреннее состояние. Выбирают и показывают карточку.

Слушают. Думают. Вспоминают название указанного месяца.

Читают запись на экране.

Называют тему урока.

Отвечают на вопросы. Вспоминают. Доказывают.

Слушают, читают, рассматривают.

Объясняют значение слов.

Подбирают однокоренные слова.

Подбирают синонимы.

Рассматривают картинки.

Слушают задания, выполняют  словесную инструкцию .

Слушают . Запоминают вопрос.

Отвечают на вопрос.

Читают произведение по заданию учителя.

Слушают, думают, отвечают.

Доказывают, находя  нужные отрывки в тексте.

Зачитывают отрывок.

Отвечают.

Объясняют.

Читают.

Объясняют , как понимают .

Работают в паре. Читают , анализируют , выбирают, обводят нужный ответ.

 Читают. Доказывают, объясняют.

Слушают .  Выполняют словесное рисование.

Рассматривают картины, вспоминают прочитанное, находят на картине. Доказывают словами из текста.

Слушают вопросы. Думают. Формулируют ответ.

Анализируют свою работу на уроке. Отвечают.

Записывают в дневники домашнее задание.

Оценивают свое настроение. Выбирают нужную карточку.

Развитие эмоционально- волевой сферы.

Коррекция познавательных процессов.

Развитие основных мыслительных операций.

Коррекция связной устной речи.

Обогащение словаря, развитие диалогической речи.

Активизация межполушарных связей.

Развитие эмоционально- волевой сферы.

Развитие мыслительных операций, связной речи.

Развитие связной устной речи.

Формирование аналитико- синтетической деятельности. Развитие связной речи.

Формирование умения работать по словесной инструкции.

Формирование аналитико- синтетической деятельности.

Развитие устной связной  устной речи.

Развитие устной связной   речи, воображения.

Развитие зрительного восприятия, внимания. Формирование аналитико- синтетической деятельности.

Формирование аналитико- синтетической деятельности.

Формирование навыков самоанализа.

Развитие эмоционально- волевой сферы.



Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения и развития речи

для 6 класса по теме: « В.Бианки «Октябрь».

Место проведения : ГБС(К)ОУ   с.Малый Толкай

Класс: 6.

Составила и провела учитель русского языка и чтения Станина Людмила Васильевна.

Программа : Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией  доктора педагогических наук В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. «ВЛАДОС», 2011 г.

УМК: Учебник для 6 класса специальных (коррекционных )образовательных учреждений : Чтение . Авторы – составители И.М. Бгажнокова , Е.С.Погостина. – М.: «Просвещение» 2005 год.

Тема урока: «В.Бианки «Октябрь».                                                                                                                                                                          Тип урока: урок изучения нового материала.                                                                                                                               Используемые технологии:  личностно- ориентированные технологии  (диалог , опора на субъектный опыт ребенка), деятельностный подход .

Цель:  познакомить с новым произведением В.Бианки «Октябрь».                                                                                                         Задачи:

  1. Образовательная :  познакомить с приметами октября через чтение и анализ текста.
  2. Коррекционно- развивающая:

-корригировать  и развивать   связную устную  речь через организацию беседы, учебного диалога; обогащать словарь через  знакомство с новыми словами;

-формировать аналитико- синтетическую деятельность.                                                                                                                                                            3.Воспитательная : воспитывать интерес к чтению , ценностное отношение  к прекрасному    через анализ текста, знакомство с пословицами и приметами, анализ картин.

Формы организации деятельности:  индивидуальная,  в  паре, фронтальная.

Оборудование: компьютер, проектор,  экран, презентация «В.Бианки  «Октябрь» , карточки – настроения, карточки «Собери пословицы», две картины на тему : «Осень».

Прогнозируемый результат.

Учащиеся имеют возможность на уроке.

1.Узнать фамилию  автора и название произведения.

2. Узнать , какие изменения происходят в природе в октябре.

3. Узнать и  объяснить значение слов.

4.Определить  цель  деятельности на уроке при помощи учителя.

5. Воспроизвести информацию, необходимую для ответа, осуществить поиск информации с использованием текста учебника ( выборочное чтение, ответы на вопросы учителя).

6.Оформить свои мысли в устной форме (ответы на вопросы, объяснение значения слов).

7.Слушать и понимать речь других.

8.Читать текст без ошибок, исправлять ошибки при чтении.

9. Работать в паре (взаимодействовать); выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

10. Выполнять анализ деятельности  в ходе  самоанализа  (при помощи учителя).

 Этапы урока.

Ход урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Направления

коррекционной работы.

I.Организационный момент.

Приветствие учащихся. Знакомство .

Рефлексия настроения.

- Ребята ,  сегодня осенний день.

На улице ( в зависимости от погоды) . В классе у нас  тепло, светло, царит атмосфера добра,  мы готовы работать, узнавать новое, делится своими мнениями.

На столе у вас карточки – настроения.  

Зеленая - хорошее настроение.

Фиолетовая-   плохое настроение.

Покажите, какое у вас настроение.

Вывод учителя.

Я бы очень хотела , чтобы у вас к концу урока сохранилось хорошее настроение и стало еще лучше.

Я держу в ладошках солнце

Я дарю его друзьям

Улыбнитесь, это просто.

Лучик солнца это вам.

Раздаю карточки желтого цвета. Пусть это будут маленькие солнышки, которые будут помогать и согревать каждого из вас.

II.Знакомство с темой урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением Виталия Бианки.  В название произведения спрятан месяц. Вы его назовете сами, отгадав загадку. Подумайте, в каком месяце это происходит.

Солнце сменит он дождём,

Ночью заморозки в нём,

Листвой жёлтой землю кроет,

И зовётся …

Ответ: Октябрём.

-Это осенний месяц, стоящий между сентябрем и ноябрем.

- Какой это месяц?

-Как звучит тема урока?

(Тема урока: В.Бианки «Октябрь»).

-Мы познакомимся с изменениями, происходящими в  природе октябре.

Ш. Изучение нового материла.

1.Вступительная беседа.

-Сколько осенних месяцев вы знаете?

-Как называется первый месяц осени?

- Ребята , а какое первое дело делает осень  в этом месяце?

- Каким по счету  осенним месяцем  является октябрь?

- Какой это период осени? (начало, середина , конец)

- Какой была погода в октябре давайте вместе вспомним?   (  уточняю:  в начале сухая, потом был дождь , выпал снег 21 октября).

Вы знаете , что не каждый год в один и тот же месяц погода  одинаковая. В один год октябрь солнечный и теплый , а в другой снег выпал. Но все равно у каждого месяца есть свои приметы, которые должны происходить именно в этот месяц. С изменениями . происходящими в природе в октябре  мы познакомимся, прочитав текст.

Перед знакомством с произведением  давайте разберем слова , которые нам встретятся..

2.Словарная работа.

На экране слова без объяснения. По мере объяснения слов, появляются  слайды. Если учащиеся затрудняются  с ответом предлагаю прочитать на слайде.

Листопад-  опадание листьев осенью.

Грязник-  месяц в котором на улице грязь от дождя.

-Подберите однокоренные слова.

(грязь, грязевой поток, грязная )

Зазимник-  наступает задолго до зимы.  

Ветры- листодеры- сильные ветры , срывавшие листву.

Отрепья- лохмотья( порванное , разорванное).

Летовавшие  птицы-  провели лето у нас.

Перелетная птица- улетает на зиму или лето в другое место.

Студит воду- замораживает, делает холодной.

Подберите близкие по значению слова (синонимы).

(морозит, остужает, холодит)

Оскудела – обеднела.

Тритон – харитон – (картинка).

Мох – (картинка)

Ящерки ( картинка)

Берлога-  картинка.  

Вывод: мы познакомились с новыми словами и знаем  теперь , что они обозначают.

Физминутка.

Упражнение на активизацию межполушарных связей.

  1. Чтение учителем.

-Сейчас я прочитаю рассказ Виталия Бианки «Октябрь»  , а вы внимательно послушайте и скажите , какое второе дело делает осень в октябре?

4.Ответ на проблемный вопрос.

-Какое второе дело делает осень в октябре?

5. Чтение детьми текста вслух.

Дети читают по абзацам. После каждого абзаца анализ прочитанного.

Вопросы могут изменяться в зависимости от ответов учащихся.

Анализ прочитанного (1 абзац)

- Как называли октябрь? Зачитать.

-  Почему листопад? Докажите.

-  Почему грязник?

-Зазимник , что значит это слово?

-Что автор пишет о вороне?

-Почему она перелетная?  ( улетает на север)

- Какая птица у нас первая прилетная?

Анализ прочитанного (2 абзац).

-Какое второе дело делает осень?

-Найдите предложение, в котором автор доказывает , что осень студит воду.

-Что произошло с водой? Найдите слова в тексте. (оскудела жизнью)

- Как понимаете ? ( стала бедной)

-Что стало с цветами на воде?

- Где будут зимовать рыбы?

- Почему они прячутся глубоко?

- Как проведет зиму тритон? Почему ?

Анализ   прочитанного (3 абзац).

- Как вы понимаете « нежаркая кровь»?

- У кого кровь нежаркая?

-Зачитайте , как проведут зиму змеи.

-Что произойдет с лягушками, ящерками?

-Что делают в октябре звери?

Анализ пословицы (4 абзац).

-Сколько погод в осеннее ненастье?

- Как понимаете пословицу ?

 - Какие пословицы и поговорки об осени вы еще знаете?

Мы с вами сейчас выполним задание , благодаря которому  узнаем еще некоторые пословицы об осени.

6.Работа в парах. «Пословицы рассыпались». Найдите  2 часть.

  1. От осени к лету ……

а) поворота нету;

б) один шаг.

  1. Упал с дерева один лист…..

а) жди зимы;                                        

     б) жди осени.

                             

3.В октябре одна ягода…

а) да и та сладкая земляника;

б)   да и та горькая рябина.

4.Октябрь идет и за собой ……

а)ноябрь ведет;

б)сентябрь ведет.

5. Октябрь землю кроет…

а)то листком;

б) то цветком;

в) то снежком.

6.Осень завершает сборы к …

а)    зиме;

б)  весне.

- Прочитайте, какие пословицы получились.

- Объясните, почему не выбрали другую часть.

Вывод учителя: теперь вы узнали много половиц об осени и сами попробовали найти правильное продолжение.

7.Словесное рисование.

Осень это славная пора и ее любили не только поэты, но и художники.

- Если бы вы были художниками , чтобы вы нарисовали , прочитав этот рассказ В.Бианки «Октябрь»?

8.Работа с картинами.

Я попросила одного своего  знакомого художника  прочитать рассказ В.Бианки «Октябрь» и нарисовать картину. Он так увлекся чтением нашего учебника , что нарисовал две картины. Ребята, давайте попробуем определить, какая из этих картин нарисована к рассказу , который мы прочитали.

Демонстрация картин.

-Посмотрите на картины , попробуйте найти на одной из них то, о чем узнали сегодня из рассказа.

Анализ выбранной картины.

-Какая картина нарисована к рассказу «Октябрь»?

-Почему? Докажите словами из текста.

Вывод: вы справились с заданием, нашли те моменты на картине, о которых писал Виталий Бианки.

IV.Итог урока.

- С каким произведением познакомились?

- Кто автор?

- Какое второе дело делает осень в этот месяц?

Рефлексия деятельности.

-Ребята, давайте подумаем  каждый над такими вопросами:

- Что я узнал нового из произведения В.Бианки «Октябрь»?

- Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшей жизни?

- Что было трудно?

- Почему?

- Что удалось выполнить хорошо?  

-Почему?

-Смог бы каждый в одиночку справиться  с заданиями?

-Значит,  мы достигли цели урока благодаря коллективной работе.

V. Домашнее задание. Читать  с.35-36. Подобрать  и выучить  пословицу про осень.

VI.Оценки за урок.

VII .Рефлексия настроения.

-Давайте оценим свое настроение к концу урока.

Желтая-   радостное( очень хорошее).

Фиолетовая- плохое.

Зеленая- хорошее.

Приветствует учащихся.

Предлагает выбрать карточку -настроение.

Нацеливает на работу. Ставит проблему.

В презентацию вставляет предложенное слово. Предлагает детям назвать тему. Контролирует. Формулирует вывод.

Задает вопросы. Анализирует ответы, корректирует.

Задает вопросы, слушает ответы, конкретизирует.

Показывает  слайды. Контролирует объяснение слов, направляет, уточняет.

Предлагает подобрать однокоренные слова. Контролирует.

Предлагает подобрать синонимы.

Объясняет упражнения, проводит физминутку.

Ставит проблемный вопрос.

Читает текст.

Контролирует.

Исправляет ошибки при чтении. При необходимости  ( в случае неправильно прочитанного слова)просит перечитать слово.

Задает вопросы. Анализирует ответы.

Контролирует.

Спрашивает.

Объясняет задание.

Проверяет, просит доказать свою точку зрения.

Контролирует, направляет.

Делает вывод.

Рассказывает. Спрашивает.

Демонстрирует картины.

Предлагает выбрать подходящую. Просит  доказать.

Спрашивает. Контролирует.

Задает вопросы. Слушает. Контролирует.

Называет задание, показывает слайд.

Оценивает работу учащихся, аргументирует.

Предлагает оценить настроение.

Приветствуют учителя.

Анализируют свое внутреннее состояние. Выбирают и показывают карточку.

Слушают. Думают. Вспоминают название указанного месяца.

Читают запись на экране.

Называют тему урока.

Отвечают на вопросы. Вспоминают. Доказывают.

Слушают, читают, рассматривают.

Объясняют значение слов.

Подбирают однокоренные слова.

Подбирают синонимы.

Рассматривают картинки.

Слушают задания, выполняют  словесную инструкцию .

Слушают . Запоминают вопрос.

Отвечают на вопрос.

Читают произведение по заданию учителя.

Слушают, думают, отвечают.

Доказывают, находя  нужные отрывки в тексте.

Зачитывают отрывок.

Отвечают.

Объясняют.

Читают.

Объясняют , как понимают .

Работают в паре. Читают , анализируют , выбирают, обводят нужный ответ.

 Читают. Доказывают, объясняют.

Слушают .  Выполняют словесное рисование.

Рассматривают картины, вспоминают прочитанное, находят на картине. Доказывают словами из текста.

Слушают вопросы. Думают. Формулируют ответ.

Анализируют свою работу на уроке. Отвечают.

Записывают в дневники домашнее задание.

Оценивают свое настроение. Выбирают нужную карточку.

Развитие эмоционально- волевой сферы.

Коррекция познавательных процессов.

Развитие основных мыслительных операций.

Коррекция связной устной речи.

Обогащение словаря, развитие диалогической речи.

Активизация межполушарных связей.

Развитие эмоционально- волевой сферы.

Развитие мыслительных операций, связной речи.

Развитие связной устной речи.

Формирование аналитико- синтетической деятельности. Развитие связной речи.

Формирование умения работать по словесной инструкции.

Формирование аналитико- синтетической деятельности.

Развитие устной связной  устной речи.

Развитие устной связной   речи, воображения.

Развитие зрительного восприятия, внимания. Формирование аналитико- синтетической деятельности.

Формирование аналитико- синтетической деятельности.

Формирование навыков самоанализа.

Развитие эмоционально- волевой сферы.



Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения и развития речи

для 6 класса по теме: « В.Бианки «Октябрь».

Место проведения : ГБС(К)ОУ   с.Малый Толкай

Класс: 6.

Составила и провела учитель русского языка и чтения Станина Людмила Васильевна.

Программа : Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией  доктора педагогических наук В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. «ВЛАДОС», 2011 г.

УМК: Учебник для 6 класса специальных (коррекционных )образовательных учреждений : Чтение . Авторы – составители И.М. Бгажнокова , Е.С.Погостина. – М.: «Просвещение» 2005 год.

Тема урока: «В.Бианки «Октябрь».                                                                                                                                                                          Тип урока: урок изучения нового материала.                                                                                                                               Используемые технологии:  личностно- ориентированные технологии  (диалог , опора на субъектный опыт ребенка), деятельностный подход .

Цель:  познакомить с новым произведением В.Бианки «Октябрь».                                                                                                         Задачи:

  1. Образовательная :  познакомить с приметами октября через чтение и анализ текста.
  2. Коррекционно- развивающая:

-корригировать  и развивать   связную устную  речь через организацию беседы, учебного диалога; обогащать словарь через  знакомство с новыми словами;

-формировать аналитико- синтетическую деятельность.                                                                                                                                                            3.Воспитательная : воспитывать интерес к чтению , ценностное отношение  к прекрасному    через анализ текста, знакомство с пословицами и приметами, анализ картин.

Формы организации деятельности:  индивидуальная,  в  паре, фронтальная.

Оборудование: компьютер, проектор,  экран, презентация «В.Бианки  «Октябрь» , карточки – настроения, карточки «Собери пословицы», две картины на тему : «Осень».

Прогнозируемый результат.

Учащиеся имеют возможность на уроке.

1.Узнать фамилию  автора и название произведения.

2. Узнать , какие изменения происходят в природе в октябре.

3. Узнать и  объяснить значение слов.

4.Определить  цель  деятельности на уроке при помощи учителя.

5. Воспроизвести информацию, необходимую для ответа, осуществить поиск информации с использованием текста учебника ( выборочное чтение, ответы на вопросы учителя).

6.Оформить свои мысли в устной форме (ответы на вопросы, объяснение значения слов).

7.Слушать и понимать речь других.

8.Читать текст без ошибок, исправлять ошибки при чтении.

9. Работать в паре (взаимодействовать); выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

10. Выполнять анализ деятельности  в ходе  самоанализа  (при помощи учителя).

 Этапы урока.

Ход урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Направления

коррекционной работы.

I.Организационный момент.

Приветствие учащихся. Знакомство .

Рефлексия настроения.

- Ребята ,  сегодня осенний день.

На улице ( в зависимости от погоды) . В классе у нас  тепло, светло, царит атмосфера добра,  мы готовы работать, узнавать новое, делится своими мнениями.

На столе у вас карточки – настроения.  

Зеленая - хорошее настроение.

Фиолетовая-   плохое настроение.

Покажите, какое у вас настроение.

Вывод учителя.

Я бы очень хотела , чтобы у вас к концу урока сохранилось хорошее настроение и стало еще лучше.

Я держу в ладошках солнце

Я дарю его друзьям

Улыбнитесь, это просто.

Лучик солнца это вам.

Раздаю карточки желтого цвета. Пусть это будут маленькие солнышки, которые будут помогать и согревать каждого из вас.

II.Знакомство с темой урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением Виталия Бианки.  В название произведения спрятан месяц. Вы его назовете сами, отгадав загадку. Подумайте, в каком месяце это происходит.

Солнце сменит он дождём,

Ночью заморозки в нём,

Листвой жёлтой землю кроет,

И зовётся …

Ответ: Октябрём.

-Это осенний месяц, стоящий между сентябрем и ноябрем.

- Какой это месяц?

-Как звучит тема урока?

(Тема урока: В.Бианки «Октябрь»).

-Мы познакомимся с изменениями, происходящими в  природе октябре.

Ш. Изучение нового материла.

1.Вступительная беседа.

-Сколько осенних месяцев вы знаете?

-Как называется первый месяц осени?

- Ребята , а какое первое дело делает осень  в этом месяце?

- Каким по счету  осенним месяцем  является октябрь?

- Какой это период осени? (начало, середина , конец)

- Какой была погода в октябре давайте вместе вспомним?   (  уточняю:  в начале сухая, потом был дождь , выпал снег 21 октября).

Вы знаете , что не каждый год в один и тот же месяц погода  одинаковая. В один год октябрь солнечный и теплый , а в другой снег выпал. Но все равно у каждого месяца есть свои приметы, которые должны происходить именно в этот месяц. С изменениями . происходящими в природе в октябре  мы познакомимся, прочитав текст.

Перед знакомством с произведением  давайте разберем слова , которые нам встретятся..

2.Словарная работа.

На экране слова без объяснения. По мере объяснения слов, появляются  слайды. Если учащиеся затрудняются  с ответом предлагаю прочитать на слайде.

Листопад-  опадание листьев осенью.

Грязник-  месяц в котором на улице грязь от дождя.

-Подберите однокоренные слова.

(грязь, грязевой поток, грязная )

Зазимник-  наступает задолго до зимы.  

Ветры- листодеры- сильные ветры , срывавшие листву.

Отрепья- лохмотья( порванное , разорванное).

Летовавшие  птицы-  провели лето у нас.

Перелетная птица- улетает на зиму или лето в другое место.

Студит воду- замораживает, делает холодной.

Подберите близкие по значению слова (синонимы).

(морозит, остужает, холодит)

Оскудела – обеднела.

Тритон – харитон – (картинка).

Мох – (картинка)

Ящерки ( картинка)

Берлога-  картинка.  

Вывод: мы познакомились с новыми словами и знаем  теперь , что они обозначают.

Физминутка.

Упражнение на активизацию межполушарных связей.

  1. Чтение учителем.

-Сейчас я прочитаю рассказ Виталия Бианки «Октябрь»  , а вы внимательно послушайте и скажите , какое второе дело делает осень в октябре?

4.Ответ на проблемный вопрос.

-Какое второе дело делает осень в октябре?

5. Чтение детьми текста вслух.

Дети читают по абзацам. После каждого абзаца анализ прочитанного.

Вопросы могут изменяться в зависимости от ответов учащихся.

Анализ прочитанного (1 абзац)

- Как называли октябрь? Зачитать.

-  Почему листопад? Докажите.

-  Почему грязник?

-Зазимник , что значит это слово?

-Что автор пишет о вороне?

-Почему она перелетная?  ( улетает на север)

- Какая птица у нас первая прилетная?

Анализ прочитанного (2 абзац).

-Какое второе дело делает осень?

-Найдите предложение, в котором автор доказывает , что осень студит воду.

-Что произошло с водой? Найдите слова в тексте. (оскудела жизнью)

- Как понимаете ? ( стала бедной)

-Что стало с цветами на воде?

- Где будут зимовать рыбы?

- Почему они прячутся глубоко?

- Как проведет зиму тритон? Почему ?

Анализ   прочитанного (3 абзац).

- Как вы понимаете « нежаркая кровь»?

- У кого кровь нежаркая?

-Зачитайте , как проведут зиму змеи.

-Что произойдет с лягушками, ящерками?

-Что делают в октябре звери?

Анализ пословицы (4 абзац).

-Сколько погод в осеннее ненастье?

- Как понимаете пословицу ?

 - Какие пословицы и поговорки об осени вы еще знаете?

Мы с вами сейчас выполним задание , благодаря которому  узнаем еще некоторые пословицы об осени.

6.Работа в парах. «Пословицы рассыпались». Найдите  2 часть.

  1. От осени к лету ……

а) поворота нету;

б) один шаг.

  1. Упал с дерева один лист…..

а) жди зимы;                                        

     б) жди осени.

                             

3.В октябре одна ягода…

а) да и та сладкая земляника;

б)   да и та горькая рябина.

4.Октябрь идет и за собой ……

а)ноябрь ведет;

б)сентябрь ведет.

5. Октябрь землю кроет…

а)то листком;

б) то цветком;

в) то снежком.

6.Осень завершает сборы к …

а)    зиме;

б)  весне.

- Прочитайте, какие пословицы получились.

- Объясните, почему не выбрали другую часть.

Вывод учителя: теперь вы узнали много половиц об осени и сами попробовали найти правильное продолжение.

7.Словесное рисование.

Осень это славная пора и ее любили не только поэты, но и художники.

- Если бы вы были художниками , чтобы вы нарисовали , прочитав этот рассказ В.Бианки «Октябрь»?

8.Работа с картинами.

Я попросила одного своего  знакомого художника  прочитать рассказ В.Бианки «Октябрь» и нарисовать картину. Он так увлекся чтением нашего учебника , что нарисовал две картины. Ребята, давайте попробуем определить, какая из этих картин нарисована к рассказу , который мы прочитали.

Демонстрация картин.

-Посмотрите на картины , попробуйте найти на одной из них то, о чем узнали сегодня из рассказа.

Анализ выбранной картины.

-Какая картина нарисована к рассказу «Октябрь»?

-Почему? Докажите словами из текста.

Вывод: вы справились с заданием, нашли те моменты на картине, о которых писал Виталий Бианки.

IV.Итог урока.

- С каким произведением познакомились?

- Кто автор?

- Какое второе дело делает осень в этот месяц?

Рефлексия деятельности.

-Ребята, давайте подумаем  каждый над такими вопросами:

- Что я узнал нового из произведения В.Бианки «Октябрь»?

- Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшей жизни?

- Что было трудно?

- Почему?

- Что удалось выполнить хорошо?  

-Почему?

-Смог бы каждый в одиночку справиться  с заданиями?

-Значит,  мы достигли цели урока благодаря коллективной работе.

V. Домашнее задание. Читать  с.35-36. Подобрать  и выучить  пословицу про осень.

VI.Оценки за урок.

VII .Рефлексия настроения.

-Давайте оценим свое настроение к концу урока.

Желтая-   радостное( очень хорошее).

Фиолетовая- плохое.

Зеленая- хорошее.

Приветствует учащихся.

Предлагает выбрать карточку -настроение.

Нацеливает на работу. Ставит проблему.

В презентацию вставляет предложенное слово. Предлагает детям назвать тему. Контролирует. Формулирует вывод.

Задает вопросы. Анализирует ответы, корректирует.

Задает вопросы, слушает ответы, конкретизирует.

Показывает  слайды. Контролирует объяснение слов, направляет, уточняет.

Предлагает подобрать однокоренные слова. Контролирует.

Предлагает подобрать синонимы.

Объясняет упражнения, проводит физминутку.

Ставит проблемный вопрос.

Читает текст.

Контролирует.

Исправляет ошибки при чтении. При необходимости  ( в случае неправильно прочитанного слова)просит перечитать слово.

Задает вопросы. Анализирует ответы.

Контролирует.

Спрашивает.

Объясняет задание.

Проверяет, просит доказать свою точку зрения.

Контролирует, направляет.

Делает вывод.

Рассказывает. Спрашивает.

Демонстрирует картины.

Предлагает выбрать подходящую. Просит  доказать.

Спрашивает. Контролирует.

Задает вопросы. Слушает. Контролирует.

Называет задание, показывает слайд.

Оценивает работу учащихся, аргументирует.

Предлагает оценить настроение.

Приветствуют учителя.

Анализируют свое внутреннее состояние. Выбирают и показывают карточку.

Слушают. Думают. Вспоминают название указанного месяца.

Читают запись на экране.

Называют тему урока.

Отвечают на вопросы. Вспоминают. Доказывают.

Слушают, читают, рассматривают.

Объясняют значение слов.

Подбирают однокоренные слова.

Подбирают синонимы.

Рассматривают картинки.

Слушают задания, выполняют  словесную инструкцию .

Слушают . Запоминают вопрос.

Отвечают на вопрос.

Читают произведение по заданию учителя.

Слушают, думают, отвечают.

Доказывают, находя  нужные отрывки в тексте.

Зачитывают отрывок.

Отвечают.

Объясняют.

Читают.

Объясняют , как понимают .

Работают в паре. Читают , анализируют , выбирают, обводят нужный ответ.

 Читают. Доказывают, объясняют.

Слушают .  Выполняют словесное рисование.

Рассматривают картины, вспоминают прочитанное, находят на картине. Доказывают словами из текста.

Слушают вопросы. Думают. Формулируют ответ.

Анализируют свою работу на уроке. Отвечают.

Записывают в дневники домашнее задание.

Оценивают свое настроение. Выбирают нужную карточку.

Развитие эмоционально- волевой сферы.

Коррекция познавательных процессов.

Развитие основных мыслительных операций.

Коррекция связной устной речи.

Обогащение словаря, развитие диалогической речи.

Активизация межполушарных связей.

Развитие эмоционально- волевой сферы.

Развитие мыслительных операций, связной речи.

Развитие связной устной речи.

Формирование аналитико- синтетической деятельности. Развитие связной речи.

Формирование умения работать по словесной инструкции.

Формирование аналитико- синтетической деятельности.

Развитие устной связной  устной речи.

Развитие устной связной   речи, воображения.

Развитие зрительного восприятия, внимания. Формирование аналитико- синтетической деятельности.

Формирование аналитико- синтетической деятельности.

Формирование навыков самоанализа.

Развитие эмоционально- волевой сферы.



Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения и развития речи

для 6 класса по теме: « В.Бианки «Октябрь».

Место проведения : ГБС(К)ОУ   с.Малый Толкай

Класс: 6.

Составила и провела учитель русского языка и чтения Станина Людмила Васильевна.

Программа : Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией  доктора педагогических наук В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. «ВЛАДОС», 2011 г.

УМК: Учебник для 6 класса специальных (коррекционных )образовательных учреждений : Чтение . Авторы – составители И.М. Бгажнокова , Е.С.Погостина. – М.: «Просвещение» 2005 год.

Тема урока: «В.Бианки «Октябрь».                                                                                                                                                                          Тип урока: урок изучения нового материала.                                                                                                                               Используемые технологии:  личностно- ориентированные технологии  (диалог , опора на субъектный опыт ребенка), деятельностный подход .

Цель:  познакомить с новым произведением В.Бианки «Октябрь».                                                                                                         Задачи:

  1. Образовательная :  познакомить с приметами октября через чтение и анализ текста.
  2. Коррекционно- развивающая:

-корригировать  и развивать   связную устную  речь через организацию беседы, учебного диалога; обогащать словарь через  знакомство с новыми словами;

-формировать аналитико- синтетическую деятельность.                                                                                                                                                            3.Воспитательная : воспитывать интерес к чтению , ценностное отношение  к прекрасному    через анализ текста, знакомство с пословицами и приметами, анализ картин.

Формы организации деятельности:  индивидуальная,  в  паре, фронтальная.

Оборудование: компьютер, проектор,  экран, презентация «В.Бианки  «Октябрь» , карточки – настроения, карточки «Собери пословицы», две картины на тему : «Осень».

Прогнозируемый результат.

Учащиеся имеют возможность на уроке.

1.Узнать фамилию  автора и название произведения.

2. Узнать , какие изменения происходят в природе в октябре.

3. Узнать и  объяснить значение слов.

4.Определить  цель  деятельности на уроке при помощи учителя.

5. Воспроизвести информацию, необходимую для ответа, осуществить поиск информации с использованием текста учебника ( выборочное чтение, ответы на вопросы учителя).

6.Оформить свои мысли в устной форме (ответы на вопросы, объяснение значения слов).

7.Слушать и понимать речь других.

8.Читать текст без ошибок, исправлять ошибки при чтении.

9. Работать в паре (взаимодействовать); выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

10. Выполнять анализ деятельности  в ходе  самоанализа  (при помощи учителя).

 Этапы урока.

Ход урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Направления

коррекционной работы.

I.Организационный момент.

Приветствие учащихся. Знакомство .

Рефлексия настроения.

- Ребята ,  сегодня осенний день.

На улице ( в зависимости от погоды) . В классе у нас  тепло, светло, царит атмосфера добра,  мы готовы работать, узнавать новое, делится своими мнениями.

На столе у вас карточки – настроения.  

Зеленая - хорошее настроение.

Фиолетовая-   плохое настроение.

Покажите, какое у вас настроение.

Вывод учителя.

Я бы очень хотела , чтобы у вас к концу урока сохранилось хорошее настроение и стало еще лучше.

Я держу в ладошках солнце

Я дарю его друзьям

Улыбнитесь, это просто.

Лучик солнца это вам.

Раздаю карточки желтого цвета. Пусть это будут маленькие солнышки, которые будут помогать и согревать каждого из вас.

II.Знакомство с темой урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением Виталия Бианки.  В название произведения спрятан месяц. Вы его назовете сами, отгадав загадку. Подумайте, в каком месяце это происходит.

Солнце сменит он дождём,

Ночью заморозки в нём,

Листвой жёлтой землю кроет,

И зовётся …

Ответ: Октябрём.

-Это осенний месяц, стоящий между сентябрем и ноябрем.

- Какой это месяц?

-Как звучит тема урока?

(Тема урока: В.Бианки «Октябрь»).

-Мы познакомимся с изменениями, происходящими в  природе октябре.

Ш. Изучение нового материла.

1.Вступительная беседа.

-Сколько осенних месяцев вы знаете?

-Как называется первый месяц осени?

- Ребята , а какое первое дело делает осень  в этом месяце?

- Каким по счету  осенним месяцем  является октябрь?

- Какой это период осени? (начало, середина , конец)

- Какой была погода в октябре давайте вместе вспомним?   (  уточняю:  в начале сухая, потом был дождь , выпал снег 21 октября).

Вы знаете , что не каждый год в один и тот же месяц погода  одинаковая. В один год октябрь солнечный и теплый , а в другой снег выпал. Но все равно у каждого месяца есть свои приметы, которые должны происходить именно в этот месяц. С изменениями . происходящими в природе в октябре  мы познакомимся, прочитав текст.

Перед знакомством с произведением  давайте разберем слова , которые нам встретятся..

2.Словарная работа.

На экране слова без объяснения. По мере объяснения слов, появляются  слайды. Если учащиеся затрудняются  с ответом предлагаю прочитать на слайде.

Листопад-  опадание листьев осенью.

Грязник-  месяц в котором на улице грязь от дождя.

-Подберите однокоренные слова.

(грязь, грязевой поток, грязная )

Зазимник-  наступает задолго до зимы.  

Ветры- листодеры- сильные ветры , срывавшие листву.

Отрепья- лохмотья( порванное , разорванное).

Летовавшие  птицы-  провели лето у нас.

Перелетная птица- улетает на зиму или лето в другое место.

Студит воду- замораживает, делает холодной.

Подберите близкие по значению слова (синонимы).

(морозит, остужает, холодит)

Оскудела – обеднела.

Тритон – харитон – (картинка).

Мох – (картинка)

Ящерки ( картинка)

Берлога-  картинка.  

Вывод: мы познакомились с новыми словами и знаем  теперь , что они обозначают.

Физминутка.

Упражнение на активизацию межполушарных связей.

  1. Чтение учителем.

-Сейчас я прочитаю рассказ Виталия Бианки «Октябрь»  , а вы внимательно послушайте и скажите , какое второе дело делает осень в октябре?

4.Ответ на проблемный вопрос.

-Какое второе дело делает осень в октябре?

5. Чтение детьми текста вслух.

Дети читают по абзацам. После каждого абзаца анализ прочитанного.

Вопросы могут изменяться в зависимости от ответов учащихся.

Анализ прочитанного (1 абзац)

- Как называли октябрь? Зачитать.

-  Почему листопад? Докажите.

-  Почему грязник?

-Зазимник , что значит это слово?

-Что автор пишет о вороне?

-Почему она перелетная?  ( улетает на север)

- Какая птица у нас первая прилетная?

Анализ прочитанного (2 абзац).

-Какое второе дело делает осень?

-Найдите предложение, в котором автор доказывает , что осень студит воду.

-Что произошло с водой? Найдите слова в тексте. (оскудела жизнью)

- Как понимаете ? ( стала бедной)

-Что стало с цветами на воде?

- Где будут зимовать рыбы?

- Почему они прячутся глубоко?

- Как проведет зиму тритон? Почему ?

Анализ   прочитанного (3 абзац).

- Как вы понимаете « нежаркая кровь»?

- У кого кровь нежаркая?

-Зачитайте , как проведут зиму змеи.

-Что произойдет с лягушками, ящерками?

-Что делают в октябре звери?

Анализ пословицы (4 абзац).

-Сколько погод в осеннее ненастье?

- Как понимаете пословицу ?

 - Какие пословицы и поговорки об осени вы еще знаете?

Мы с вами сейчас выполним задание , благодаря которому  узнаем еще некоторые пословицы об осени.

6.Работа в парах. «Пословицы рассыпались». Найдите  2 часть.

  1. От осени к лету ……

а) поворота нету;

б) один шаг.

  1. Упал с дерева один лист…..

а) жди зимы;                                        

     б) жди осени.

                             

3.В октябре одна ягода…

а) да и та сладкая земляника;

б)   да и та горькая рябина.

4.Октябрь идет и за собой ……

а)ноябрь ведет;

б)сентябрь ведет.

5. Октябрь землю кроет…

а)то листком;

б) то цветком;

в) то снежком.

6.Осень завершает сборы к …

а)    зиме;

б)  весне.

- Прочитайте, какие пословицы получились.

- Объясните, почему не выбрали другую часть.

Вывод учителя: теперь вы узнали много половиц об осени и сами попробовали найти правильное продолжение.

7.Словесное рисование.

Осень это славная пора и ее любили не только поэты, но и художники.

- Если бы вы были художниками , чтобы вы нарисовали , прочитав этот рассказ В.Бианки «Октябрь»?

8.Работа с картинами.

Я попросила одного своего  знакомого художника  прочитать рассказ В.Бианки «Октябрь» и нарисовать картину. Он так увлекся чтением нашего учебника , что нарисовал две картины. Ребята, давайте попробуем определить, какая из этих картин нарисована к рассказу , который мы прочитали.

Демонстрация картин.

-Посмотрите на картины , попробуйте найти на одной из них то, о чем узнали сегодня из рассказа.

Анализ выбранной картины.

-Какая картина нарисована к рассказу «Октябрь»?

-Почему? Докажите словами из текста.

Вывод: вы справились с заданием, нашли те моменты на картине, о которых писал Виталий Бианки.

IV.Итог урока.

- С каким произведением познакомились?

- Кто автор?

- Какое второе дело делает осень в этот месяц?

Рефлексия деятельности.

-Ребята, давайте подумаем  каждый над такими вопросами:

- Что я узнал нового из произведения В.Бианки «Октябрь»?

- Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшей жизни?

- Что было трудно?

- Почему?

- Что удалось выполнить хорошо?  

-Почему?

-Смог бы каждый в одиночку справиться  с заданиями?

-Значит,  мы достигли цели урока благодаря коллективной работе.

V. Домашнее задание. Читать  с.35-36. Подобрать  и выучить  пословицу про осень.

VI.Оценки за урок.

VII .Рефлексия настроения.

-Давайте оценим свое настроение к концу урока.

Желтая-   радостное( очень хорошее).

Фиолетовая- плохое.

Зеленая- хорошее.

Приветствует учащихся.

Предлагает выбрать карточку -настроение.

Нацеливает на работу. Ставит проблему.

В презентацию вставляет предложенное слово. Предлагает детям назвать тему. Контролирует. Формулирует вывод.

Задает вопросы. Анализирует ответы, корректирует.

Задает вопросы, слушает ответы, конкретизирует.

Показывает  слайды. Контролирует объяснение слов, направляет, уточняет.

Предлагает подобрать однокоренные слова. Контролирует.

Предлагает подобрать синонимы.

Объясняет упражнения, проводит физминутку.

Ставит проблемный вопрос.

Читает текст.

Контролирует.

Исправляет ошибки при чтении. При необходимости  ( в случае неправильно прочитанного слова)просит перечитать слово.

Задает вопросы. Анализирует ответы.

Контролирует.

Спрашивает.

Объясняет задание.

Проверяет, просит доказать свою точку зрения.

Контролирует, направляет.

Делает вывод.

Рассказывает. Спрашивает.

Демонстрирует картины.

Предлагает выбрать подходящую. Просит  доказать.

Спрашивает. Контролирует.

Задает вопросы. Слушает. Контролирует.

Называет задание, показывает слайд.

Оценивает работу учащихся, аргументирует.

Предлагает оценить настроение.

Приветствуют учителя.

Анализируют свое внутреннее состояние. Выбирают и показывают карточку.

Слушают. Думают. Вспоминают название указанного месяца.

Читают запись на экране.

Называют тему урока.

Отвечают на вопросы. Вспоминают. Доказывают.

Слушают, читают, рассматривают.

Объясняют значение слов.

Подбирают однокоренные слова.

Подбирают синонимы.

Рассматривают картинки.

Слушают задания, выполняют  словесную инструкцию .

Слушают . Запоминают вопрос.

Отвечают на вопрос.

Читают произведение по заданию учителя.

Слушают, думают, отвечают.

Доказывают, находя  нужные отрывки в тексте.

Зачитывают отрывок.

Отвечают.

Объясняют.

Читают.

Объясняют , как понимают .

Работают в паре. Читают , анализируют , выбирают, обводят нужный ответ.

 Читают. Доказывают, объясняют.

Слушают .  Выполняют словесное рисование.

Рассматривают картины, вспоминают прочитанное, находят на картине. Доказывают словами из текста.

Слушают вопросы. Думают. Формулируют ответ.

Анализируют свою работу на уроке. Отвечают.

Записывают в дневники домашнее задание.

Оценивают свое настроение. Выбирают нужную карточку.

Развитие эмоционально- волевой сферы.

Коррекция познавательных процессов.

Развитие основных мыслительных операций.

Коррекция связной устной речи.

Обогащение словаря, развитие диалогической речи.

Активизация межполушарных связей.

Развитие эмоционально- волевой сферы.

Развитие мыслительных операций, связной речи.

Развитие связной устной речи.

Формирование аналитико- синтетической деятельности. Развитие связной речи.

Формирование умения работать по словесной инструкции.

Формирование аналитико- синтетической деятельности.

Развитие устной связной  устной речи.

Развитие устной связной   речи, воображения.

Развитие зрительного восприятия, внимания. Формирование аналитико- синтетической деятельности.

Формирование аналитико- синтетической деятельности.

Формирование навыков самоанализа.

Развитие эмоционально- волевой сферы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи для 6 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Г.Скребицкий "Весенняя песня".

Одна из поставленных педагогом целей урока - воспитание у учащихся любви к родной природе....

План-конспект урока чтения и развития речи в 5 классе коррекционной школы VIII вида

Конспект урока по чтению для коррекционных школ 8 вида по теме: С. Есенин "Поет зима аукает..."  Цель:знакомство со стихотворением. Задачи: учить элементам анализа, находить художественные средст...

Урок чтения и развития речи для 1 класса Тема: сказка «Хитрая лисичка» с презентацией к уроку.

Данный урок направлен на развитие познавательных процессов, мыслительной деятельности через различные виды заданий....

Интегрированный урок чтения и развития речи в 4 классе на тему: "Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» ,раннецветущие растения: одуванчик"

Формировать навык правильного, сознательного чтения, используя                 разнообразные виды работ. Рас...

Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"

               Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения:  литературная викторина –презентацияЦели:1.      По...

Конспекта урока чтения и развития речи в 5 классе на тему: Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.К.Андерсена "Снежная королева"

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"...