Урок по современной литературе "Мы в ответе за тех, кого приручили" по роману Даниэля Пеннака "Собака Пёс"
опыты и эксперименты по литературе (5 класс) на тему

Буинова Валентина Эдуардовна

В настоящее время имеется огромное количество произведений современной литературы. К сожалению, не всем они известны. Потому представляю Вашему вниманию разработку урока для 5класса  по роману Даниэля Пеннака "Собака Пёс" на тему : "Мы в ответе за тех, кого приручили".  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили»  по роману Даниэля Пеннака «Собака Пёс».

Цель:1.развитие речевой структуры языка, памяти, мышления; 2. Умение строить предложения, составлять рассказ-рассуждение; 3. Воспитание любви к животным.

Оборудование: портрет писателя, обложка книги, иллюстрации к роману, сочинения-рассуждения на тему «Пом и Пёс-настоящие друзья?!» или «Хозяин или друг?».

Ход урока

  1. Организационный момент (приветствие).- 2 минуты
  2. Определение темы урока:

«Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи» (Собака).-Сегодня на уроке речь пойдет собаке, о ее взаимоотношениях с человеком. Тема нашего урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили по повести Д. Пеннака «Собака Пес»2-минуты

  1. Слово учителя: Во многих произведениях, которые мы изучаем в школе, есть образ собаки. Какое значение в жизни человека они имеют?-1 минута.
  2. Ученик: Собака – верный друг и помощник человека. Она одно из первых домашних животных. Собака помогает человеку охранять дом, защищает его. Тысячи лет  заслуженно пользуется славой лучшего друга и помощника человека. Во все времена и во всех странах ей воздавали хвалу за верность и преданность человеку. – 2 минуты
  3. Слово учителя: Действительно, о верности и преданности собак написано много произведений. Именно поэтому эти домашние животные считаются лучшими друзьями человека, бесконечно терпеливыми, надежными и умеющими платить добром за ласку и заботу. О собаках слагают легенды, наделяя их человеческими качествами, такими, как ум и доброта, внимание, отзывчивость и умение прощать тех, кого они по-настоящему любят. Но какова же наша роль в жизни и судьбе наших питомцев? Чем мы отвечаем им за их верность и преданность? Мы крайне редко задумываемся об этом. Сегодня на уроке нам предстоит рассмотреть пример взаимоотношений собаки и человека по роману Даниэля Пеннака «Собака Пёс». Кто же такой Д. Пеннак?- 2 минуты
  4. Ученик: Краткая биография автора. Даниэль Пеннак - французский писатель.

Даниель Пеннак родился в 1944 году в Касабланке (Марокко), в семье военного. По происхождению корсиканец. Детство и юность он провёл в гарнизонах во французских колониях - в Африке и в Юго-Восточной Азии.

Образование Пеннак получил в Ницце. Работал резчиком по дереву, таксистом, художником-иллюстратором, более 25 лет был учителем в Париже и Суассоне, по большей части занимался с детьми с задержками в развитии.

Первые его литературные опыты были отвергнуты в большинстве редакций, но один ведущий редактор прислал автору аргументированный разбор его произведения и посоветовал совершенствовать его явный литературный дар.

Два года, с 1978 по 1980, Даниель Пеннак провёл в Бразилии, где и решил для себя писать книги для детей. К этому периоду и относятся его известные книги "Собака Пёс" (1982) и "Глаз волка" (1984).- 4 минуты

  1. Краткое знакомство с сюжетом романа. В романе «Собака Пес» рассказывается о судьбе собаки по кличке Пес. С самого рождения ему не везет. Сначала его пытаются утопить, потом он оказывается на свалке, после чего наш герой попадает в собачий приемник. Из приемника его вдруг забирает девочка, к которой он очень привязывается. Но, вернувшись в Париж, Пом  забывает Пса, перестает обращать на него внимание. Автор в романе ставит перед читателем следующие проблемы:

-проблема нравственных ценностей в отношении с собакой;

- проблема ответственности человека за прирученное животное;

- проблема одиночества животного.

Более подробно мы остановимся на эпизоде, в котором описывается момент, когда девочка забывает собаку. – 3 минуты. Читаем вслух

  1. Беседа по теме:

- Как вы думаете, почему Пом забывает собаку?

- Найдите в тексте слова и фразы, подтверждающие безразличное отношение девочки  К Псу.

- Найдите в тексте слова и фразы, которые указывают на состояние собаки.

- Что чувствует собака в данной ситуации?

- Почему она уходит из дома?

- Как вы думаете, когда Пес тяжелее переносит одиночество: в первый или во второй раз? Почему?

- К чему пытаются привлечь читателя писатели, говоря о добром отношении человека к собаке? (любовь к животным, учат получать радость от общения с ними. Часто собаки превосходят человека по душевным качествам. Сопоставление образа собаки с образом человека позволяет нам посмотреть на себя со стороны и измениться в лучшую сторону, что в конечном итоге происходит и с героиней нашего произведения: Пом становится ДРУГОМ, а не хозяйкой).

- Согласны ли вы с тем, что большинство проблем, связанных с собаками, возникает по вине человека из-за его равнодушия и безграмотности в вопросах воспитания собаки? Почему?

9. Итог урока: Ребята, а теперь давайте подведем итог нашего урока. К какому выводу мы пришли? (Литература учит добру, любви, состраданию, доброму отношению ко всему живому). Через образ собаки читатель получает нравственные уроки:

- воспитывают любовь к животным, учат получать радость от общения с ними;

- позволяют человеку посмотреть на себя со стороны и измениться в лучшую сторону;

- напоминают нам, что большинство проблем, связанных с собаками, возникает по вине человека из-за его равнодушия и безграмотности в вопросах воспитания собаки.- 4 минуты

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» урок по произведению Л.Андреева "Кусака"

Урок предназначен для учащихся 7 класса, по УМК В.Я. Коровиной. Направлен на развитие коммуникативно-речевой компетенции, воспитание гуманного отношения к животным, одного из критериев нравственности....

Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе

Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...

Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" (Л.Андреев "Кусака"

План открытого урока литературы в 7 «Б» классе(Учитель литературы Л.Н.Нагаева, МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области) Тема урока: "Мы в ответе за того, кого приручили" по расск...

Урок литературы "Мы в ответе за тех, кого приручили" (НРК)

Конспект интегрированного урока по литературе  для учащихся 7 класса(национально-региональный компонент на уроках литературы)Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили». (По произведен...

Открытый урок по литературе " Мы в ответе за тех, кого приручили" (по рассказам В. Белова)

Урок по внеклассному чтению в 5 классе по рассказам В. Белова " Мы в ответе за тех, кого приручили". Подобран интересный матермал к уроку. Рассказы В. Белова о животных короткие , очень интересны детя...

Урок-конференция. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил...» .(Урок по книге А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).Учитель Самаркина В.П.-призёр школьного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» в 2013-2014 учебном году.

На уроке происходит осознание роли честной, правдивой книги в становлении нравственных понятий человека и общества.С детьми на уроке идёт разговор  о роли книги в нашей жизни. Книга важна дл...

Методическая разработка урока по теме "Мы в ответе за тех, кого приручили"

Данный урок-урок комплексного применения  знаний и умений. Целью данного урока является построение монологического высказывания по теме "Доброе отношение к животным". На примере реальны...