Урок по современной литературе "Мы в ответе за тех, кого приручили" по роману Даниэля Пеннака "Собака Пёс"
опыты и эксперименты по литературе (5 класс) на тему
В настоящее время имеется огромное количество произведений современной литературы. К сожалению, не всем они известны. Потому представляю Вашему вниманию разработку урока для 5класса по роману Даниэля Пеннака "Собака Пёс" на тему : "Мы в ответе за тех, кого приручили".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Мы в ответе за тех, кого приручили" по роману Даниэля Пеннака "Собака Пёс" | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили» по роману Даниэля Пеннака «Собака Пёс».
Цель:1.развитие речевой структуры языка, памяти, мышления; 2. Умение строить предложения, составлять рассказ-рассуждение; 3. Воспитание любви к животным.
Оборудование: портрет писателя, обложка книги, иллюстрации к роману, сочинения-рассуждения на тему «Пом и Пёс-настоящие друзья?!» или «Хозяин или друг?».
Ход урока
- Организационный момент (приветствие).- 2 минуты
- Определение темы урока:
«Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи» (Собака).-Сегодня на уроке речь пойдет собаке, о ее взаимоотношениях с человеком. Тема нашего урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили по повести Д. Пеннака «Собака Пес»2-минуты
- Слово учителя: Во многих произведениях, которые мы изучаем в школе, есть образ собаки. Какое значение в жизни человека они имеют?-1 минута.
- Ученик: Собака – верный друг и помощник человека. Она одно из первых домашних животных. Собака помогает человеку охранять дом, защищает его. Тысячи лет заслуженно пользуется славой лучшего друга и помощника человека. Во все времена и во всех странах ей воздавали хвалу за верность и преданность человеку. – 2 минуты
- Слово учителя: Действительно, о верности и преданности собак написано много произведений. Именно поэтому эти домашние животные считаются лучшими друзьями человека, бесконечно терпеливыми, надежными и умеющими платить добром за ласку и заботу. О собаках слагают легенды, наделяя их человеческими качествами, такими, как ум и доброта, внимание, отзывчивость и умение прощать тех, кого они по-настоящему любят. Но какова же наша роль в жизни и судьбе наших питомцев? Чем мы отвечаем им за их верность и преданность? Мы крайне редко задумываемся об этом. Сегодня на уроке нам предстоит рассмотреть пример взаимоотношений собаки и человека по роману Даниэля Пеннака «Собака Пёс». Кто же такой Д. Пеннак?- 2 минуты
- Ученик: Краткая биография автора. Даниэль Пеннак - французский писатель.
Даниель Пеннак родился в 1944 году в Касабланке (Марокко), в семье военного. По происхождению корсиканец. Детство и юность он провёл в гарнизонах во французских колониях - в Африке и в Юго-Восточной Азии.
Образование Пеннак получил в Ницце. Работал резчиком по дереву, таксистом, художником-иллюстратором, более 25 лет был учителем в Париже и Суассоне, по большей части занимался с детьми с задержками в развитии.
Первые его литературные опыты были отвергнуты в большинстве редакций, но один ведущий редактор прислал автору аргументированный разбор его произведения и посоветовал совершенствовать его явный литературный дар.
Два года, с 1978 по 1980, Даниель Пеннак провёл в Бразилии, где и решил для себя писать книги для детей. К этому периоду и относятся его известные книги "Собака Пёс" (1982) и "Глаз волка" (1984).- 4 минуты
- Краткое знакомство с сюжетом романа. В романе «Собака Пес» рассказывается о судьбе собаки по кличке Пес. С самого рождения ему не везет. Сначала его пытаются утопить, потом он оказывается на свалке, после чего наш герой попадает в собачий приемник. Из приемника его вдруг забирает девочка, к которой он очень привязывается. Но, вернувшись в Париж, Пом забывает Пса, перестает обращать на него внимание. Автор в романе ставит перед читателем следующие проблемы:
-проблема нравственных ценностей в отношении с собакой;
- проблема ответственности человека за прирученное животное;
- проблема одиночества животного.
Более подробно мы остановимся на эпизоде, в котором описывается момент, когда девочка забывает собаку. – 3 минуты. Читаем вслух
- Беседа по теме:
- Как вы думаете, почему Пом забывает собаку?
- Найдите в тексте слова и фразы, подтверждающие безразличное отношение девочки К Псу.
- Найдите в тексте слова и фразы, которые указывают на состояние собаки.
- Что чувствует собака в данной ситуации?
- Почему она уходит из дома?
- Как вы думаете, когда Пес тяжелее переносит одиночество: в первый или во второй раз? Почему?
- К чему пытаются привлечь читателя писатели, говоря о добром отношении человека к собаке? (любовь к животным, учат получать радость от общения с ними. Часто собаки превосходят человека по душевным качествам. Сопоставление образа собаки с образом человека позволяет нам посмотреть на себя со стороны и измениться в лучшую сторону, что в конечном итоге происходит и с героиней нашего произведения: Пом становится ДРУГОМ, а не хозяйкой).
- Согласны ли вы с тем, что большинство проблем, связанных с собаками, возникает по вине человека из-за его равнодушия и безграмотности в вопросах воспитания собаки? Почему?
9. Итог урока: Ребята, а теперь давайте подведем итог нашего урока. К какому выводу мы пришли? (Литература учит добру, любви, состраданию, доброму отношению ко всему живому). Через образ собаки читатель получает нравственные уроки:
- воспитывают любовь к животным, учат получать радость от общения с ними;
- позволяют человеку посмотреть на себя со стороны и измениться в лучшую сторону;
- напоминают нам, что большинство проблем, связанных с собаками, возникает по вине человека из-за его равнодушия и безграмотности в вопросах воспитания собаки.- 4 минуты
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» урок по произведению Л.Андреева "Кусака"
Урок предназначен для учащихся 7 класса, по УМК В.Я. Коровиной. Направлен на развитие коммуникативно-речевой компетенции, воспитание гуманного отношения к животным, одного из критериев нравственности....
Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе
Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...
Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" (Л.Андреев "Кусака"
План открытого урока литературы в 7 «Б» классе(Учитель литературы Л.Н.Нагаева, МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области) Тема урока: "Мы в ответе за того, кого приручили" по расск...
Урок литературы "Мы в ответе за тех, кого приручили" (НРК)
Конспект интегрированного урока по литературе для учащихся 7 класса(национально-региональный компонент на уроках литературы)Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили». (По произведен...
Открытый урок по литературе " Мы в ответе за тех, кого приручили" (по рассказам В. Белова)
Урок по внеклассному чтению в 5 классе по рассказам В. Белова " Мы в ответе за тех, кого приручили". Подобран интересный матермал к уроку. Рассказы В. Белова о животных короткие , очень интересны детя...
Урок-конференция. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил...» .(Урок по книге А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).Учитель Самаркина В.П.-призёр школьного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» в 2013-2014 учебном году.
На уроке происходит осознание роли честной, правдивой книги в становлении нравственных понятий человека и общества.С детьми на уроке идёт разговор о роли книги в нашей жизни. Книга важна дл...
Методическая разработка урока по теме "Мы в ответе за тех, кого приручили"
Данный урок-урок комплексного применения знаний и умений. Целью данного урока является построение монологического высказывания по теме "Доброе отношение к животным". На примере реальны...