Разработка урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» урок по произведению Л.Андреева "Кусака"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Урок предназначен для учащихся 7 класса, по УМК В.Я. Коровиной. Направлен на развитие коммуникативно-речевой компетенции, воспитание гуманного отношения к животным, одного из критериев нравственности. Убедить детей в том, что мы – люди, несём ответственность за животных, которых приручили.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kusaka_l.n.andreev.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассказ Л.Н. Андреева «Кусака» в 7классе.
Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили» А. Сент-Экзюпери.
Цель: 1. Научить учащихся анализировать произведение. Продолжить работу по развитию культуры речи (использование выразительных средств языка, знание стилистических фигур).
2. Показать общечеловеческую значимость поставленных нравственных проблем в рассказе. Проследить и сопоставить, как социальная среда определяет уровень духовности человека в его общении с миром природы.
3. Убедить семиклассников, что отношение к животным является одним из критериев нравственности, что мы – люди, несём ответственность за животных, которых приручили.
Оборудование: рисунки, выставка книг о животных, портрет Андреева, литературоведческие понятия, оформление доски, компьютерные зарисовки
Карточки с заданиями, музыка П.И.Чайковского «Осенняя песня», «Времена года».
Ход урока
I Мотивация
Слово учителя: Дома вы должны были прочитать рассказ Леонида Андреева «Кусака», составить план, в котором должны быть отражены основные моменты жизни Кусаки. Мы же сегодня с вами более подробно поговорим о произведение, вспомним все трогательные эпизоды жизни Кусаки, ощутим мастерство писателя.
Темой же нашего урока будут слова А. Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили». Давайте, сопоставим ваш план с моим и вспомним Т. основные эпизоды жизни главной героини рассказа Кусаки.
II Беседа
План:
- Жизнь собаки до встречи с «добрыми людьми».
«Она никому не принадлежала, у нее не было собственного имени».
- Как Кусака получила свое имя.
«У нее отняли ее непримиримую злобу».
- Дружба Кусаки с Лелей и другими детьми. Д.
«Всею своею собачьей душой расцвела Кусака». Т.
- Отъезд дачников.
«Как же нам быть с Кусакой»?
- Кусака снова одна.
«Собака выла».
Обратите внимание на слова Л. Андреева (на доске) «Я не начал писать, а пришел, и приходом своим не только взволновал до крайности, но и испугал, насторожил». Д
- Испытали ли вы эти чувства: взволнованность, испуг, настороженность- при чтении «Кусаки»?
(Ученики пересказывают эпизоды, особенно остро пережитые ими).
- Каков жанр «Кусаки»? (рассказ)
- По каким признакам вы определили? (один герой, описан один эпизод из его жизни)
- Какова тема? (тему определяет заголовок: история взаимоотношения собаки и людей. Обратить внимание, что имя собаке дали люди.)
Слово учителя.
Мы составили план, где 5 пунктов, рассказ поделен на 5 частей.
-Какова же композиция рассказа? (определяем экспозицию, завязку, кульминацию и развязку)
- Как вы поняли основную мысль автора?
(нужно беречь животных, заботиться о них, жалеть и ласкать)
- Как вы думаете, почему рассказ Л. Андреева трогает нас до глубины души, не оставляет равнодушными?
(Причина не только в актуальности проблемы, но и в замечательном таланте писателя. Вам не кажется, что в нашей беседе чего - то не хватает
Да, живого слова автора текста , чтобы ощутить мастерство писателя, тонкого лирика, психолога и философа .
III Работа с текстом по группам, каждой из которой дается карточка с заданиями. – 7 мин.
IV. Анализ рассказа.
Ответы по группам, их дополнение, обсуждение.
1группа. После выразительного чтения и описания Кусаки (музыкальное сопровождение и компьютерная зарисовка) обращаем внимания на словесный ряд: никому не принадлежала, не было имени, гонимая Т. голодом, натыкалась, переметывалась, мчалась, пряталась, зализывала раны, копила злобу, не доверяла, со злобой набрасывалась, злобно ворча, сквозь злобу.
Записываем с уч-ся этот ряд в тетради и комментируем. Отмечаем много отрицания, как будто собаку выкинули из жизни. Много глаголов. Определяем ключевое слово злоба, выражающее отношение между собакой и человеком.
Пейзаж. Зимняя ночь, черные окна, пустая дача, обледеневший, неподвижный сад - эти образы вызывают тоску, печаль, тревогу, т.е чувства, созвучные настроению собаки. Т.
2 группа. После ответа на вопросы уч-ся уточняем ключевые слова: много света, опьянение светом, ясное небо, горячее солнце, все зеленое, голубое, весенний воздух- все это создает ощущение радости. Т.
Обратить внимание на развернутую метафору «Теплом входило в них солнце и выходило смехом и расположением ко всему живущему»
Слова «добро» и «ласка» являются ключевыми и вытесняют из рассказа (и души собаки ) злобу.
Перечитать вслух конец 2 части, эпизод, в котором Кусака доверяется людям и уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами. ( компьютерная зарисовка «Весна» с муз. сопровождением)
- Как понимаете слова: «ей больно было от непривычной ласки, словно от удара»? (сравнение, хотя это антонимы – ласка- удар = душевная боль) .
Ответом на вопрос о метафоре «всей своей собачьей душой расцвела Кусака»
начинает 3 группа ( компьютерная зарисовка «Лето» с муз. сопровождением)
- Какой стала Кусака? – Всей … душой расцвела; было имя, стремглав неслась, изменилась; длинная шерсть… стала лосниться, как атлас; Т. выбегала, становилась, важно осматривала.
Но страх не совсем выпарился, собака ждала побоев.
Обратить внимание на лексику этих слов.
Уч-ся выразительно зачитывают отрывок: «Мама. Дети! Смотрите…» до
«Кусачка, милая кусачка, поиграй»
- Что за мольба была в глазах Кусаки?
(Она молила, чтобы люди не бросали ее, ведь она была предана им. Но этого не случилось. Кусака была для них только игрушкой, ею только забавлялись.)
4 группа зачитывает пейзаж. ( компьютерная зарисовка «Осень» с муз. сопровождением)
- Какое настроение от прочитанного? ( мрачно-трагическое)
«Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, Т.
и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и
ветер гасил их, точно свечи, одну за другой».- метафора,
сравнение, олицетворение.
- Сравните эти строки и заключительный пейзаж I части- огни загораются, а сейчас гаснут и наступает темнота. Предчувствие беды.
- Почему «желтые огни», желтый луч? (желтый цвет- цвет измены, непостоянства)
- Почему появляется дурачок Илюша? (похож на пьяного в первой части, а злые люди вокруг него напоминают «добрых людей», наносивших обиды; будто 2 –ое композиционное кольцо окружает несчастную собаку. )
- Выберется ли собака из ошейника- петли? Может ли кто-нибудь помочь ей?
Очень хотят семиклассники хорошего финала, но в жизни не всегда так бывает, хотя все в руках человека.
- Как прощается Леля с Кусакой?
- Вроде бы Леля не злая, она простила Кусаку за первую неприятную встречу, приручила ее. Почему же теперь она так поступает?
- Почему «желтые огни», желтый луч? (желтый цвет- цвет измены, непостоянства)
Слово учителя.
И опять автор подсказывает нам отгадку. «Прорвался солнечный луч, желтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным …»
Эта фраза предшествует предательству Лели, видимо, не случайно. Инверсией автор выделяет ключевые слова «желтый и анемичный».
Значение слово «анемия» выясняем в толковом словаре.
Анемия- малокровие – группа заболеваний, характеризующихся уменьшением гемоглобина.
Кожа больного анемией желтоватого цвета. Получается «удвоенный» желтый цвет. Опять не случайно? Кто же болен?
Автор говорит: «будто солнце было… больным», но ведь не солнце. Может быть, Лёля больна? Рядом со словом «анемия» на словарной доске пишут ещё одно:
Анемия- кровь;
Анимизм- душа.
Анимизм- мистическое представление, согласно которому каждая вещь имеет душу, одухотворение природы.
Теперь ребята чувствуют душевную глухоту, черствость Лёли. «Лёля больна», «у неё душа больна», «душа анемичная у Лёли», «ей было весело- она играла с Кусакой, стало скучно- забыла о ней».
Чтение учителем Y части со слов «Поднялся частый дождь..» до конца.
Уч-ся в правую колонку заносят последнее описание Кусаки Т.
(Собака выла – ровно. Настойчиво и безнадежно спокойно… Собака выла.)
- Как вы оцениваете поступок людей?
Рассматривая отношения человека с животным миром, Л. Андреев так пояснял свою позицию:
«В рассказе «Кусака героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни»
Y.Вывод делают сами уч-ся.
Животные (особенно домашние) – не игрушка, а живые существа. Они требуют постоянной заботы и ласки
Если мы сможем воспитать в себе чувство любви и ответственности за своих
меньших братьев, потеряет свою остроту проблема бродячих животных,
которых в наше время очень много.
А ведь о благородстве, верности, любви собак сказано немало и в других произведениях.
Уч-ся вспоминают:
А.П.Чехов «Каштанка», И.С.Тургенев «Муму», Л.Н.Толстой «Пожарные собаки», «Булька», «Бешенная собака», Г.Троепольский «Белый Бим»
Обращаем внимание на выставку книг.
Кинофильмы: «Соленый пес», «Ко мне, Мухтар, ко мне!», «Белый клык» и другие.
В заключение читается наизусть стих-е Агнии Барто «Уехали» и Сергея Михалкова «На свете множество собак».
YI. Оценки.
Д/ задание: написать сочинение – миниатюру о своих домашних животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" (Л.Андреев "Кусака"
План открытого урока литературы в 7 «Б» классе(Учитель литературы Л.Н.Нагаева, МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области) Тема урока: "Мы в ответе за того, кого приручили" по расск...
"Мы в ответе за тех, кого приручили". Урок литературы в 7 классе.
Урок по рассказу Л.Н.Андреева «Кусака». Цели урока: выявить впечатление от прочитанного, раскрыть гуманистическую направленность рассказа, совершенствовать навыки анализа художественного текста, выявл...
Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака» 7 класс
Применение на уроке образовательных технологий (критического мышления, личностно-ориентированной)....
Урок-конференция. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил...» .(Урок по книге А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).Учитель Самаркина В.П.-призёр школьного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» в 2013-2014 учебном году.
На уроке происходит осознание роли честной, правдивой книги в становлении нравственных понятий человека и общества.С детьми на уроке идёт разговор о роли книги в нашей жизни. Книга важна дл...
Конспект урока. «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»)
Технологическая карта урока. Цель-знакомство обучающихся с рассказом Л.Андреева "Кусака", обсуждение нравственных проблем, поднятых на ее страницах....
Методическая разработка урока по теме "Мы в ответе за тех, кого приручили"
Данный урок-урок комплексного применения знаний и умений. Целью данного урока является построение монологического высказывания по теме "Доброе отношение к животным". На примере реальны...
Методическая разработка урока ""Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака»" (технологическая карта)
Данный урок направлен на анализ рассказа "Кусака" (текст читают учащиеся дома самостоятельно) и яляется первым при изучении данной темы. На уроке предполагается парная, групповая и индивидаь...