Открытый урок по литературе " Мы в ответе за тех, кого приручили" (по рассказам В. Белова)
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Солодухина Светлана Васильевна

Урок по внеклассному чтению в 5 классе по рассказам В. Белова " Мы в ответе за тех, кого приручили". Подобран интересный матермал к уроку. Рассказы В. Белова о животных короткие , очень интересны детям. Они активно работают на уроке, готовят презентации о своих питомцах, выполняют  различные творческие задания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок: внеклассное чтение

Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказам В. И. Белова «Рассказы о всякой живности»).

Класс:5

УМК: Литература . 5 класс. Учебник для образовательных учреждений в 2 ч./В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - 12-е изд., перераб. - М: Просвещение, 2012 г.

      Учитель: Солодухина Светлана Васильевна МБОУ гимназия №3 г. Грязи

     

Цели для ученика

Обучающие: формирование умений  анализа произведения;

 формирование практических умений и навыков правильного понимания произведения, умения аргументировать свои мысли, составлять сравнительную характеристику.

Развивающие: развитие логического мышления, коммуникативных умений,  познавательного интереса.

Воспитывающие: воспитание бережного отношения к слову, культуры поведения при фронтальной, групповой и  индивидуальной работе, воспитание доброго отношения к природе, к животным.

Цели для учителя

Образовательные: знакомство с рассказами В. Белова «Рассказы о всякой живности», обучение анализу прозаического произведения и сравнительной характеристике.

Развивающие: создание мотивационной основы для восприятия учебного материала, развитие навыков осмысленного чтения, умения «всматриваться и вслушиваться» в слово художественного произведения,   развитие речи, аналитического мышления учащихся, умения актуализировать личный жизненный опыт.

Воспитательные:  воспитание бережного отношения к слову, воспитание доброго отношения к природе и животным

Тип урока


внеклассное чтение

анализ худ. произведения

Форма урока

  Работа в группах

Опорные понятия, термины

Эпитет

Метафора

Разговорные слова, оценочная лексика

Новые понятия

Сравнительная характеристика

Формы контроля:

Индивидуальная работа
Работа в группах

Коллективная работа

Домашнее задание

Рассказ В. Белова по выбору..Выполнить словарную работу. Выписать эмоционально – оценочную лексику

Используемое оборудование

Раздаточные материалы на печатной основе

Презентация к уроку

Рисунки учащихся

Выставка книг о животных

Дополнительная литература

1Толковый словарь Ожегова

2.Уроки внеклассного чтения 5- 9 класс. Составитель Картавцева М. И. Воронеж 2003

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Мотивация

4 минуты.



Включение в деловой ритм, проверка готовности учащихся к уроку.

Мотивация учебной деятельности,  создание эмоциональной обстановки (Чтение стихотворения  С. Есенина « Песнь о собаке « учителем, чтение эпиграфа)

Подготовка к работе.

Сушаю чтение учителем стихотворения С. Есенина « Песнь о собаке»

Словесная форма.

Постановка проблемного вопроса, подводящий к теме диалог.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся.

Эмоциональный отклик

II. Актуализация знаний

Актуализация опорных исторических и литературных   знаний, полученных в начальной школе


 3 минуты.

Объяснение целеполагания урока.

Организация работы с литературными ассоциациями.

Уточнение понимания учащимися поставленных целей урока.

Вопросы на выявление опорных знаний.

Определение цели учебной деятельности.

Формулировка темы урока.

Ответы на вопросы учителя

Беседа Иллюстративно-словесный метод.

Личностные:

самопроверка, оценивание своего ответа;

познавательные:

работа с ассоциациями;
коммуникативные: изложение своего мнения, подтверждение его фактами.

Отработка умений давать полные ответы на предложенные вопросы.

Умение делать сопоставительный анализ

III. Работа по теме урока
1.Работа с текстом Выразительное чтение, выборочное чтение , чтение наизусть

 3минуты

2.Работа по осмыслению содержания текста. Работа в группах.

  10 минут
3.Презентация выполненных заданий (поскольку этот этап урока предполагает активность детей (встают с мест, слушают музыку, аплодируют и т.п.), физкультурная пауза не проводится)

  10 минут

1. Чтение выборочное и наизусть рассказов о Мальке и о Валдае

2. Организация работы в группах с материалом учебника и дополнительной литературой (Приложение №1) 

Корректировка выполнения заданий.

1.Слушание стихотворения.

2.Работа в группах (Приложение №1)

Распределение и выполнение заданий.

Презентация результатов своей работы.

Оформление отчёта о выполнении задания

Групповая работа.

Практический метод.
Приём познавательной активности через творческое задание.
Работа со словарями, театральным реквизитом, раздаточным материалом. Выразительное чтение текста.

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

познавательные: владение смысловым чтением, представление информации в разных формах;

регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;

коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, изложение своего мнения, уважительное отношение к чужой позиции

Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при работе в группах и при отчётах групп.

Эмоциональный отклик.

V.Актуализация знаний.

1. Ответ на вопрос на осознанное восприятие текста рассказов (каждая группа получает пакет с вопросом по тексту рассказов о Мальке и Валдае сравн. характ)


5 минут.

1.Выявление  осознанности восприятия.
2.Осуществление первичного обобщения знаний 3.Организация деятельности по применению полученных знаний
(Приложение №2)

1. Ответ на вопрос после коллективного обсуждения.

2. Запись ответа на вопрос в тетрадь.

Работа в группах, выбор человека, который сможет обобщить сказанное.

Личностные:

самопроверка и взаимопроверка;

регулятивные:

 контроль, оценка,

коррекция;

познавательные:

общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение

осознанно  строить письменное  высказывание;

коммуникативные:

 контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Развитие умения составлять монологическое высказывание,

Воспроизводить литературоведческую информацию,

выслушивать и принимать во внимание чужое мнение

VI.Подведение итогов

1.Выступление групп

2.Обобщающее слово учителя


5 минут.

1.Организует деятельность по применению полученных знаний.

Ответы на вопросы

Обсуждение результата работы с произведением В. Белова.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Проявление толерантности.

VII.Рефлексивно-оценочный этап.

Просмотр фильма ( отрывок) 2 мин «Щенок»

3 минуты.

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия.

Беседа.

Заполнение таблицы (Приложение№3)

Коммуникативные:

 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные:

рефлексия;
личностные:
смыслообразование.

Умение оценивать себя и других

VIII.Домашнее задание.

1  минута.

Объясняет домашнее задание.

Слушают и записывают в дневник.

Познавательные:

умение делать выбор и обосновывать его.

Приложение 1

1Группа ( чтение понравившегося эпизода из рассказа «Верный и Малька»

2 группа ( чтение  эпизода «Малька провинилась»)

3группа ( чтение эпизода «Ещё раз про Мальку»)

4 группа (Чтение наизусть « Тунеядец»)

5 группа ( готовит вопросы по рассказам)

По два вопроса к каждому рассказу о Мальке

  • В чём ,по мнению Лидии ,провинилась Малька
  • Какой матерью была Малька?
  • В чём проявлялась  забота Мальки
  • Побоялась ли Малька  весеннего разлива реки.( Малька не побоялась разлива реки, бросилась в ледяную воду и поплылала. Она не испугалась течения, её беспокоило, как бы голодным не остался её щенок. Собака рисковала жизнью, она едва не утонула. Спас её Федя0
  • Какой можно сделать вывод? (Хотя Малька была злющей, всех облаивала, но матерью она была хорошей, преданной)
  • Какой предстаёт Малька в рассказе «Тунеядец»  ( материнские чувства собаки были настолько развиты, что она кормила рыжего непутёвого кота верзилу, который был больше её в полтора раза. Но он представлялся ей сынком)

Рассказы о Валдае

1 группа рассказ « Валдай» подготовить эпизод для выразительного чтения,

2 группа рассказ «Валдай и Кузя»

3группа «Валдай в клубе и дома»

4 группа Позорный случай»

5 группа чтение наизусть «Конфликт»

Вопросы для каждой группы готовит учитель

  1. Как выглядит пёс Валдай?
  2. Какой образ жизни ведёт Валдай?
  3. Что вы можете сказать о сообразительности пса
  4. Каковы отношения собаки с хозяином
  5. Какой вывод мы можем сделать?

( Чем больше мы узнаём об этой собаке, тем больше она нравится нам и, наверное , автору)

Подведение итогов прочитанного

  1. Итак, мы познакомились с двумя персонажами «Рассказов о всякой живности» - Малькой и Валдаем.
  2. Определите породу собак

( Это обыкновенные дворняжки. У них свои  обязанности. Хозяева их любят, и собаки отвечают им такой же любовью и верностью.)

  1. Задания для групп ( игра в ромашку. Дать толкование выражениям)

Сначала для всех «Человек принял собаку в свою семью», «Собака считает человека членом своей стаи».

Как вы понимаете эти выражения?

А теперь  как вы понимаете некоторые выражения о собаках?

Вопросы для всех

  1. Стали ли Малька и Валдай членами семей своих хозяев?
  2. Приняли собаки в свою стаю своих хозяев?

 Ваши ответы будут выводом сравнительной характеристики Мальки и Валдая, которую мы сейчас попробуем составить, используя план, записанный в презентации

Групповая работа над сравнительной характеристикой по плану ( по 3 человека в каждой группе)

  1. Как вы понимаете , что такое сравнительная характеристика

( сравнивать можно людей, животных, предметы, героев литературных произведений. Сравнительная характеристика- это рассказ о том, что общего у сравниваемых, что их отличает друг от друга. Составляя сравнительную характеристику Мальки и Валдая, мы должны показать, в чём они похожи , чем различаются)

2.Во вступлении мы должны ответить на вопрос, кто такие Малька и Валдай: люди, животные или литературные герои?

( Малька и Вадай – персонажи «Рассказов о всякой живности» писателя Белова. Эти две дворняжки живут в деревне у своих хозяев.)

  1. Каковы внешний вид собак, окрас, рост

(Валдай – самый умный среди многочисленной живности почтальона Феди. Это – громадный тёмно- серый пёс с патлатою сединою на ляжках. Малька жила у одинокой пенсионерки Лидии. Сама собака маленькая. Ножки что спички и очень кривые. Внешность у них разная, и ведут они себя по – разному.)

  1. Каков образ жизни собак?

( Обычно голодный Валдай часами лежал у дороги напротив Фединого дома, гордо и независимо поглядывая на проходившие машины и трактора, лаял редко, лишь в самых крайних случаях. Больше всего он любил ходить со своим хозяином в лес на озероооо. В отличие от гордого и независимого Валдая , Малька никому не давала покоя. Бросалась на громадного коня Верного, яростно преследовала автомобили, велосипедистов. Шуму от неё было много)

  1. Характеры собак, проявленные в их поступках.
  2. (Злости в Мальке , отмечает автор, было больше, чем у тигра. Всех , кто не приходил к хозяйке, облает, а то ещё и за ногу тяпнет. Рассказывая о поведении Валдая, писатель подчёркивает его ум, сообразительность, гордый и независимый характер. Однако глупая на вид Малька была заботливой и преданной матерью. Она бесстрашна, когда дело касалось её щенка).
  3. Отношения собак с хозяевами.

( Собаки любили своих хозяев. Хотя Федя кормил своего пса редко, это ничуть не мешало проявлению величайшей собачьей преданности, а также обоюдной любви. Такие отношения сложились между ними давно и прочно.

Шумливая Лидия часто поругивала строптивую,  глупую, казалось бы, Мальку. Собака не всегда понимала хозяйку. Она с недоумением глядела в глаза ворчливой Лидии и виновато помахивала хвостом.. И Фёдор и, И Лидия любили своих собак Фёдор никогда не забывал взять пса в любимый Валдаем поход на озеро. Лидия , ценившая материнскую верность Мальки, довольно и весело поясняла поступки собаки)

  1. Какой можно сделать вывод?

(Собаки стали членами семьи своих хозяев. Собаки приняли своих хозяев. Трудно представить жизнь деревни без этих не похожих друг на друга  Валдая и Мальки. Собаки приняли своих хозяев в свою стаю, были верны им и любили их. Человек, животное и природа связаны между собой. Наверное, поэтому так любит автор возвращаться снова и снова в эту деревню и общаться с простыми и добрыми людьми, животными, которые живут рядом с человеком.)

Зачитываем характеристики один человек от группы

Вывод

Обратимся к эпиграфу урока ( см презентацию)

Можете ли вы представить жизнь без любимых животных?

Почему?

Прав ли автор, утверждая, что Федя любит собаку?.

Да. Он любит, но любовь его требовательная особенная.

Рассказывая о разной живности в хозяйстве Феди, автор вновь и вновь возвращается к Валдаю, потому что он был самый умный среди всей этой многочисленной живности , и это очень хорошо понимал Федя.)

Дополнительные задания.

Вопросы ( кроссворд)



Предварительный просмотр:

                     Тема « Мы в ответе за тех, кого приручили»

Ход урока

  1. Эмоциональный настрой урока (отрывок из фильма «Щенок» 2 мин, либо чтение стихотворения С. Есенина «Песнь о собаке»)
  2. Чтение эпиграфа:

Любая жизнь ценна,

Прекрасна, дети.

И, наблюдая, думаем подчас,

Что на большой и голубой планете

Не можем мы без них или

Они без нас…

О ком мы сегодня будем говорить?

Давайте сформулируем тему урока

  1. Вступительное слово учителя.

« О величии нации и её  моральном прогрессе можно судить через отношение к животным» ( Мохандас Ганди)

Сердце собаки стучит в мою душу

        Что может быть лучше , чем приобрести маленького друга- собаку, кошку или другое какое – нибудь животное?! Наверное, нет таких ребят, которые не мечтали бы о собаке, кошке, попугае, рыбках или хомячке в доме. Многие уже испытали радость общения со своим питомцем. Он стал желанным членом семьи. Такие хозяева животных не ленятся читать о том, как надо ухаживать за ними. Маленький друг, поняли они, не игрушка. Ребята стараются, чтобы он рос умным, здоровым.

        Но есть и такие «любители» животных, которые очень быстро устают, разочаровываются и расстаются со своими питомцами, так как держать собаку, кошку,птицу, рыбок в доме- дело нелёгкое и не всегда приятное. Животных выбрасывают или передают в ненадёжные руки, и бродят несчастные кошки и собаки по улицам, грязные, голодные, больные, и не могут понять, в чём их вина

        Будем надеяться, что среди нас нет таких горе – любителей живности, потому что каждый понимает: прежде чем завести себе маленького друга, нужно осознать свою ответственность, как перед ним, так и перед окружающими людьми. Вы любите своих питомцев. Об этом свидетельствуют фотографии и подписи к ним, которые вы сделали для фотомонтажа к сегодняшнему уроку.

  1. Экскурсия по фотомонтажу « Мой маленький друг» ( на фоне слайдов ученики читают свои сочинения о своих питомцах     д/з   5- 7 мин).
  2.  Слово учителя ( продолжение вступления к уроку). Ваша любовь к животным, о которой мы услышали во время сегодняшней экскурсии по фотомонтажу, началась давно, когда  вы слушали и читали о животных).

Давайте вспомним авторов и названия произведений о животных

А. Чехов. «Каштанка», А. Куприн «Белый пудель», М. Пришвин «Рассказы о животных», Б. Житков «Рассказы о животных», В. Бианки «Лесная газета», Дж. Лондон «Белый клык», р. Киплинг «Маугли», Г. Троепольский «Белый Бим».

В название урока вынесены слова известного французского писателя Сент- Экзюпери, взятые из его сказки – аллегории «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

- Как вы понимаете значение слова «приручить»? ( приручить к человеку, сделать ручным, послушным . толковый словарь С. И. Ожегова).

Исходя из темы урока и лексического значения слова «приручить», сформулируйте цель нашего урока, поясните , о чём мы будем говорить, какие проблемы будут нас волновать?

- О любви к животным.

Какова их роль в жизни человека.?

Могут ли они быть преданными человеку?

Зависит ли характер животного от характера человека?

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Василия Белова «Рассказы о всякой живности». Этот писатель любит детей, понимает их, пишет о них и для них.

Сообщение о жизни и творчестве В. Белова  ( подготовленный ученик 3мин презентация)

..

         Василий Иванович Белов жил в гармонии с природой. Девизом его отношения к миру могли бы стать слова нашего талантливого писателя Александра Ивановича Куприна«Надо любить все: зверей, птиц, растения. В этом красота жизни».

Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 года в деревне Тимониха Харовского района Вологодской области. Отец, Иван Федорович, – потомственный крестьянин, прекрасный мастеровой. Мать, Анфиса Ивановна, подняла  в годы войны пятерых детей.

Василий Иванович Белов начинал свою литературную деятельность как поэт. Но большинству читателей он известен как самобытный прозаик, знаток народной жизни. . Став писателем, он поселился в Вологде, но никогда не забывал своей малой родины. В любое время года приезжал в любимые с детства места, где надолго оставался, писал свои замечательные книги о селе, о четвероногих и пернатых обитателях русской деревеньки Истоки его творчества – это русская деревня, природа, любовь к малой родине, «кровная сопричастность к миру народной жизни». Нравственная оценка героев этого автора во многом связана с жизнью природы. И не случайно то, что Белов на грани 70-80 годов пришел к необходимости углубиться в материальные, природные истоки национальной самобытности: «Надо сначала разобраться, как испокон крестьянская «вселенная» была устроена». Герои же произведений оцениваются автором по отношению к природе.

Выходец из крестьянской среды русского Севера, он учился в деревенской школе, окончив которую, сменил ряд профессий: сельскохозяйственный рабочий, строитель, плотник, столяр. В 1952—1955 служил в армии. После демобилизации начал пробовать себя на литературном поприще, выступал с рассказами, очерками, стихами в провинциальных газетах. В 1964 окончил Литературный институт им. А. М. Горького в Москве. С 1964 постоянно живёт в Вологде, не порывая связь с «малой родиной» — Тимохнихой, которая даёт материал для его творчества, начиная с повести «Деревня Бердянка» и книги стихов «Деревенька моя лесная» (обе — 1961). Вслед за ними увидели свет книга рассказов «Знойное лето» (1963) и «Речные излуки» (1964). Публикация повести «Привычное дело» (1966) принесла Белову широкую известность, утвердила за ним репутацию одного из родоначальников и лидеров так называемой «деревенской прозы». Эта репутация была упрочена выходом повести «Плотницкие рассказы» (1968).

  1. Учитель.  Итак, ребята обратимся к рассказам В. Белова «Рассказы о всякой живности»

Это произведение состоит из трёх десятков небольших рассказов , повествующих о собаках, кошках, птицах и других животных , обитающих рядом с человеком. На страницах рассказов Белова мы встречаем коня Верного, поросёнка Кузю, котов Заплаткина и Рыжко, умную наседку и воров – ворона и хоря, домовитых гусей и глупого тетерева. Кролики, куры, козёл, овцы, бараны, галки, бык и другие животные – герои, о которых повествует В. Белов.

Он, внимательно наблюдая за животным миром, убеждается, что самая умная птица- ворона, самая глупая – курица. Он видел, как ласточки , стрижи и синички мстили хищному ястребу. Писатель замечает, что часто домашние животные похожи на своих хозяев. Человек и животный мир рядом. У природы и человека много общего. И людям стоит иногда поучиться у животных и птиц. Трудолюбию и организованности – у пчёл. Доброте и верности – у собак и кошек.

Повествование ведётся от имени человека, который однажды на рыбной ловле познакомился с деревенским почтальоном Федей, несколько раз переночевал у него, полюбил деревню, места вокруг неё, её людей; и вот уже много лет приезжает он на лето в эти края, ловит рыбу, наблюдает за людьми и природой и , надо думать, пишет о том, что видит, над чем размышляет.

Сделайте запись в тетрадях Василий Белов. «Рассказы о всякой живности»

- Как можно расшифровать фразу : «Федя очень любит животных»

Ребята, давайте, поработаем в группах и обратимся к рассказам В. Белова

Посмотрим, совпадают ли наши представления о любви к животным с Фединой любовью, о которой рассказывает Белов.

Рассказы о Мальке

  1. Чтение учителем начала произведения ( первые три абзаца)
  2. Сегодня на уроке мы почитаем только о собаках Мальке и Валдае. Убедимся, что собаки, как и люди, разные:  у каждой свой характер, свои привычки
  3. Вы дома читали эти рассказы, сегодня мы поработаем по группам.
  4. Но прежде ответим на несколько вопросов всем классом
  5. Попробуйте , если это можно , определить по внешнему виду и поведению породу собак, или хотя бы кого они напоминают.

-- Что нового вы узнали о Мальке?

Как оцениваете вы поведение собаки?

1Группа ( чтение понравившегося эпизода из рассказа «Верный и Малька»

2 группа ( чтение  эпизода «Малька провинилась»)

3группа ( чтение эпизода «Ещё раз про Мальку»)

4 группа (Чтение наизусть « Тунеядец»)

5 группа ( готовит вопросы по рассказам)

По два вопроса к каждому рассказу о Мальке

  • В чём ,по мнению Лидии ,провинилась Малька
  • Какой матерью была Малька?
  • В чём проявлялась  забота Мальки
  • Побоялась ли Малька  весеннего разлива реки.( Малька не побоялась разлива реки, бросилась в ледяную воду и поплылала. Она не испугалась течения, её беспокоило, как бы голодным не остался её щенок. Собака рисковала жизнью, она едва не утонула. Спас её Федя0
  • Какой можно сделать вывод? (Хотя Малька была злющей, всех облаивала, но матерью она была хорошей, преданной)
  • Какой предстаёт Малька в рассказе «Тунеядец»  ( материнские чувства собаки были настолько развиты, что она кормила рыжего непутёвого кота верзилу, который был больше её в полтора раза. Но он представлялся ей сынком)

Рассказы о Валдае

1 группа рассказ « Валдай» подготовить эпизод для выразительного чтения,

2 группа рассказ «Валдай и Кузя»

3группа «Валдай в клубе и дома»

4 группа Позорный случай»

5 группа чтение наизусть «Конфликт»

Вопросы для каждой группы готовит учитель

  1. Как выглядит пёс Валдай?
  2. Какой образ жизни ведёт Валдай?
  3. Что вы можете сказать о сообразительности пса
  4. Каковы отношения собаки с хозяином
  5. Какой вывод мы можем сделать?

( Чем больше мы узнаём об этой собаке, тем больше она нравится нам и, наверное , автору)

Подведение итогов прочитанного

  1. Итак, мы познакомились с двумя персонажами «Рассказов о всякой живности» - Малькой и Валдаем.
  2. Определите породу собак

( Это обыкновенные дворняжки. У них свои  обязанности. Хозяева их любят, и собаки отвечают им такой же любовью и верностью.)

  1. Задания для групп ( игра в ромашку. Дать толкование выражениям)

Сначала для всех «Человек принял собаку в свою семью», «Собака считает человека членом своей стаи».

Как вы понимаете эти выражения?

А теперь  как вы понимаете некоторые выражения о собаках?

Вопросы для всех

  1. Стали ли Малька и Валдай членами семей своих хозяев?
  2. Приняли собаки в свою стаю своих хозяев?

 Ваши ответы будут выводом сравнительной характеристики Мальки и Валдая, которую мы сейчас попробуем составить, используя план, записанный в презентации

Групповая работа над сравнительной характеристикой по плану

  1. Как вы понимаете , что такое сравнительная характеристика

( сравнивать можно людей, животных, предметы, героев литературных произведений. Сравнительная характеристика- это рассказ о том, что общего у сравниваемых, что их отличает друг от друга. Составляя сравнительную характеристику Мальки и Валдая, мы должны показать, в чём они похожи , чем различаются)

2.Во вступлении мы должны ответить на вопрос, кто такие Малька и Валдай: люди, животные или литературные герои?

( Малька и Вадай – персонажи «Рассказов о всякой живности» писателя Белова. Эти две дворняжки живут в деревне у своих хозяев.)

  1. Каковы внешний вид собак, окрас, рост

(Валдай – самый умный среди многочисленной живности почтальона Феди. Это – громадный тёмно- серый пёс с патлатою сединою на ляжках. Малька жила у одинокой пенсионерки Лидии. Сама собака маленькая. Ножки что спички и очень кривые. Внешность у них разная, и ведут они себя по – разному.)

  1. Каков образ жизни собак?

( Обычно голодный Валдай часами лежал у дороги напротив Фединого дома, гордо и независимо поглядывая на проходившие машины и трактора, лаял редко, лишь в самых крайних случаях. Больше всего он любил ходить со своим хозяином в лес на озероооо. В отличие от гордого и независимого Валдая , Малька никому не давала покоя. Бросалась на громадного коня Верного, яростно преследовала автомобили, велосипедистов. Шуму от неё было много)

  1. Характеры собак, проявленные в их поступках.
  2. (Злости в Мальке , отмечает автор, было больше, чем у тигра. Всех , кто не приходил к хозяйке, облает, а то ещё и за ногу тяпнет. Рассказывая о поведении Валдая, писатель подчёркивает его ум, сообразительность, гордый и независимый характер. Однако глупая на вид Малька была заботливой и преданной матерью. Она бесстрашна, когда дело касалось её щенка).
  3. Отношения собак с хозяевами.

( Собаки любили своих хозяев. Хотя Федя кормил своего пса редко, это ничуть не мешало проявлению величайшей собачьей преданности, а также обоюдной любви. Такие отношения сложились между ними давно и прочно.

Шумливая Лидия часто поругивала строптивую,  глупую, казалось бы, Мальку. Собака не всегда понимала хозяйку. Она с недоумением глядела в глаза ворчливой Лидии и виновато помахивала хвостом.. И Фёдор и, И Лидия любили своих собак Фёдор никогда не забывал взять пса в любимый Валдаем поход на озеро. Лидия , ценившая материнскую верность Мальки, довольно и весело поясняла поступки собаки)

  1. Какой можно сделать вывод?

(Собаки стали членами семьи своих хозяев. Собаки приняли своих хозяев. Трудно представить жизнь деревни без этих не похожих друг на друга  Валдая и Мальки. Собаки приняли своих хозяев в свою стаю, были верны им и любили их. Человек, животное и природа связаны между собой. Наверное, поэтому так любит автор возвращаться снова и снова в эту деревню и общаться с простыми и добрыми людьми, животными, которые живут рядом с человеком.)

Зачитываем характеристики один человек от группы

Вывод

Обратимся к эпиграфу урока ( см презентацию)

Можете ли вы представить жизнь без любимых животных?

Почему?

Прав ли автор, утверждая, что Федя любит собаку?.

Да. Он любит, но любовь его требовательная особенная.

Рассказывая о разной живности в хозяйстве Феди, автор вновь и вновь возвращается к Валдаю, потому что он был самый умный среди всей этой многочисленной живности , и это очень хорошо понимал Федя.)

Дополнительные задания.

Вопросы ( кроссворд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил..."По рассказу Л.Андреева "Кусака"

Урок в 7 классе по программе Коровина В.Я. Технология - мастреская ценностных ориентаций. Презентация обеспечивает наглядность урока, помогает проанализировать основные проблемы произведения. Урок зан...

Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака» 7 класс

Применение на уроке образовательных технологий  (критического мышления, личностно-ориентированной)....

«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил?» (По рассказу Леонида Андреева «Кусака»)

По рассказу Леонида Андреева «Кусака», урок литературы  в 7 классе...

Конспект урока. «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»)

Технологическая карта урока. Цель-знакомство обучающихся с рассказом Л.Андреева "Кусака", обсуждение нравственных проблем, поднятых на ее страницах....

Методическая разработка урока ""Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака»" (технологическая карта)

Данный урок направлен на анализ рассказа "Кусака" (текст читают учащиеся дома самостоятельно) и яляется первым при изучении данной темы. На уроке предполагается парная, групповая и индивидаь...