Открытый урок по литературе " Мы в ответе за тех, кого приручили" (по рассказам В. Белова)
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок по внеклассному чтению в 5 классе по рассказам В. Белова " Мы в ответе за тех, кого приручили". Подобран интересный матермал к уроку. Рассказы В. Белова о животных короткие , очень интересны детям. Они активно работают на уроке, готовят презентации о своих питомцах, выполняют различные творческие задания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_literature_m._yu._lermontov_borodino.docx | 34.07 КБ |
otkrytyy_urok.docx | 33.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Урок: внеклассное чтение
Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказам В. И. Белова «Рассказы о всякой живности»).
Класс:5
УМК: Литература . 5 класс. Учебник для образовательных учреждений в 2 ч./В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - 12-е изд., перераб. - М: Просвещение, 2012 г.
Учитель: Солодухина Светлана Васильевна МБОУ гимназия №3 г. Грязи
Цели для ученика Обучающие: формирование умений анализа произведения; формирование практических умений и навыков правильного понимания произведения, умения аргументировать свои мысли, составлять сравнительную характеристику. Развивающие: развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса. Воспитывающие: воспитание бережного отношения к слову, культуры поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе, воспитание доброго отношения к природе, к животным. | Цели для учителя Образовательные: знакомство с рассказами В. Белова «Рассказы о всякой живности», обучение анализу прозаического произведения и сравнительной характеристике. Развивающие: создание мотивационной основы для восприятия учебного материала, развитие навыков осмысленного чтения, умения «всматриваться и вслушиваться» в слово художественного произведения, развитие речи, аналитического мышления учащихся, умения актуализировать личный жизненный опыт. Воспитательные: воспитание бережного отношения к слову, воспитание доброго отношения к природе и животным |
Тип урока
анализ худ. произведения | Форма урока Работа в группах |
Опорные понятия, термины Эпитет Метафора Разговорные слова, оценочная лексика | Новые понятия Сравнительная характеристика |
Формы контроля: Индивидуальная работа Коллективная работа | Домашнее задание Рассказ В. Белова по выбору..Выполнить словарную работу. Выписать эмоционально – оценочную лексику |
Используемое оборудование Раздаточные материалы на печатной основе Презентация к уроку Рисунки учащихся Выставка книг о животных | Дополнительная литература 1Толковый словарь Ожегова 2.Уроки внеклассного чтения 5- 9 класс. Составитель Картавцева М. И. Воронеж 2003 |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. Мотивация 4 минуты. | Включение в деловой ритм, проверка готовности учащихся к уроку. Мотивация учебной деятельности, создание эмоциональной обстановки (Чтение стихотворения С. Есенина « Песнь о собаке « учителем, чтение эпиграфа) | Подготовка к работе. Сушаю чтение учителем стихотворения С. Есенина « Песнь о собаке» | Словесная форма. Постановка проблемного вопроса, подводящий к теме диалог. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Психологический настрой учителя и учащихся. Эмоциональный отклик |
II. Актуализация знаний Актуализация опорных исторических и литературных знаний, полученных в начальной школе 3 минуты. | Объяснение целеполагания урока. Организация работы с литературными ассоциациями. Уточнение понимания учащимися поставленных целей урока. Вопросы на выявление опорных знаний. | Определение цели учебной деятельности. Формулировка темы урока. Ответы на вопросы учителя | Беседа Иллюстративно-словесный метод. | Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа; познавательные: работа с ассоциациями; | Отработка умений давать полные ответы на предложенные вопросы. Умение делать сопоставительный анализ |
III. Работа по теме урока 3минуты 2.Работа по осмыслению содержания текста. Работа в группах. 10 минут 10 минут | 1. Чтение выборочное и наизусть рассказов о Мальке и о Валдае 2. Организация работы в группах с материалом учебника и дополнительной литературой (Приложение №1) Корректировка выполнения заданий. | 1.Слушание стихотворения. 2.Работа в группах (Приложение №1) Распределение и выполнение заданий. Презентация результатов своей работы. Оформление отчёта о выполнении задания | Групповая работа. Практический метод. | Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; познавательные: владение смысловым чтением, представление информации в разных формах; регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, изложение своего мнения, уважительное отношение к чужой позиции | Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при работе в группах и при отчётах групп. Эмоциональный отклик. |
V.Актуализация знаний. 1. Ответ на вопрос на осознанное восприятие текста рассказов (каждая группа получает пакет с вопросом по тексту рассказов о Мальке и Валдае сравн. характ) 5 минут. | 1.Выявление осознанности восприятия. | 1. Ответ на вопрос после коллективного обсуждения. 2. Запись ответа на вопрос в тетрадь. | Работа в группах, выбор человека, который сможет обобщить сказанное. | Личностные: самопроверка и взаимопроверка; регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно строить письменное высказывание; коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнёра. | Развитие умения составлять монологическое высказывание, Воспроизводить литературоведческую информацию, выслушивать и принимать во внимание чужое мнение |
VI.Подведение итогов 1.Выступление групп 2.Обобщающее слово учителя 5 минут. | 1.Организует деятельность по применению полученных знаний. | Ответы на вопросы | Обсуждение результата работы с произведением В. Белова. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | Проявление толерантности. |
VII.Рефлексивно-оценочный этап. Просмотр фильма ( отрывок) 2 мин «Щенок» 3 минуты. | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной | Беседа. Заполнение таблицы (Приложение№3) | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; рефлексия; | Умение оценивать себя и других |
VIII.Домашнее задание. 1 минута. | Объясняет домашнее задание. | Слушают и записывают в дневник. | Познавательные: умение делать выбор и обосновывать его. |
Приложение 1
1Группа ( чтение понравившегося эпизода из рассказа «Верный и Малька»
2 группа ( чтение эпизода «Малька провинилась»)
3группа ( чтение эпизода «Ещё раз про Мальку»)
4 группа (Чтение наизусть « Тунеядец»)
5 группа ( готовит вопросы по рассказам)
По два вопроса к каждому рассказу о Мальке
- В чём ,по мнению Лидии ,провинилась Малька
- Какой матерью была Малька?
- В чём проявлялась забота Мальки
- Побоялась ли Малька весеннего разлива реки.( Малька не побоялась разлива реки, бросилась в ледяную воду и поплылала. Она не испугалась течения, её беспокоило, как бы голодным не остался её щенок. Собака рисковала жизнью, она едва не утонула. Спас её Федя0
- Какой можно сделать вывод? (Хотя Малька была злющей, всех облаивала, но матерью она была хорошей, преданной)
- Какой предстаёт Малька в рассказе «Тунеядец» ( материнские чувства собаки были настолько развиты, что она кормила рыжего непутёвого кота верзилу, который был больше её в полтора раза. Но он представлялся ей сынком)
Рассказы о Валдае
1 группа рассказ « Валдай» подготовить эпизод для выразительного чтения,
2 группа рассказ «Валдай и Кузя»
3группа «Валдай в клубе и дома»
4 группа Позорный случай»
5 группа чтение наизусть «Конфликт»
Вопросы для каждой группы готовит учитель
- Как выглядит пёс Валдай?
- Какой образ жизни ведёт Валдай?
- Что вы можете сказать о сообразительности пса
- Каковы отношения собаки с хозяином
- Какой вывод мы можем сделать?
( Чем больше мы узнаём об этой собаке, тем больше она нравится нам и, наверное , автору)
Подведение итогов прочитанного
- Итак, мы познакомились с двумя персонажами «Рассказов о всякой живности» - Малькой и Валдаем.
- Определите породу собак
( Это обыкновенные дворняжки. У них свои обязанности. Хозяева их любят, и собаки отвечают им такой же любовью и верностью.)
- Задания для групп ( игра в ромашку. Дать толкование выражениям)
Сначала для всех «Человек принял собаку в свою семью», «Собака считает человека членом своей стаи».
Как вы понимаете эти выражения?
А теперь как вы понимаете некоторые выражения о собаках?
Вопросы для всех
- Стали ли Малька и Валдай членами семей своих хозяев?
- Приняли собаки в свою стаю своих хозяев?
Ваши ответы будут выводом сравнительной характеристики Мальки и Валдая, которую мы сейчас попробуем составить, используя план, записанный в презентации
Групповая работа над сравнительной характеристикой по плану ( по 3 человека в каждой группе)
- Как вы понимаете , что такое сравнительная характеристика
( сравнивать можно людей, животных, предметы, героев литературных произведений. Сравнительная характеристика- это рассказ о том, что общего у сравниваемых, что их отличает друг от друга. Составляя сравнительную характеристику Мальки и Валдая, мы должны показать, в чём они похожи , чем различаются)
2.Во вступлении мы должны ответить на вопрос, кто такие Малька и Валдай: люди, животные или литературные герои?
( Малька и Вадай – персонажи «Рассказов о всякой живности» писателя Белова. Эти две дворняжки живут в деревне у своих хозяев.)
- Каковы внешний вид собак, окрас, рост
(Валдай – самый умный среди многочисленной живности почтальона Феди. Это – громадный тёмно- серый пёс с патлатою сединою на ляжках. Малька жила у одинокой пенсионерки Лидии. Сама собака маленькая. Ножки что спички и очень кривые. Внешность у них разная, и ведут они себя по – разному.)
- Каков образ жизни собак?
( Обычно голодный Валдай часами лежал у дороги напротив Фединого дома, гордо и независимо поглядывая на проходившие машины и трактора, лаял редко, лишь в самых крайних случаях. Больше всего он любил ходить со своим хозяином в лес на озероооо. В отличие от гордого и независимого Валдая , Малька никому не давала покоя. Бросалась на громадного коня Верного, яростно преследовала автомобили, велосипедистов. Шуму от неё было много)
- Характеры собак, проявленные в их поступках.
- (Злости в Мальке , отмечает автор, было больше, чем у тигра. Всех , кто не приходил к хозяйке, облает, а то ещё и за ногу тяпнет. Рассказывая о поведении Валдая, писатель подчёркивает его ум, сообразительность, гордый и независимый характер. Однако глупая на вид Малька была заботливой и преданной матерью. Она бесстрашна, когда дело касалось её щенка).
- Отношения собак с хозяевами.
( Собаки любили своих хозяев. Хотя Федя кормил своего пса редко, это ничуть не мешало проявлению величайшей собачьей преданности, а также обоюдной любви. Такие отношения сложились между ними давно и прочно.
Шумливая Лидия часто поругивала строптивую, глупую, казалось бы, Мальку. Собака не всегда понимала хозяйку. Она с недоумением глядела в глаза ворчливой Лидии и виновато помахивала хвостом.. И Фёдор и, И Лидия любили своих собак Фёдор никогда не забывал взять пса в любимый Валдаем поход на озеро. Лидия , ценившая материнскую верность Мальки, довольно и весело поясняла поступки собаки)
- Какой можно сделать вывод?
(Собаки стали членами семьи своих хозяев. Собаки приняли своих хозяев. Трудно представить жизнь деревни без этих не похожих друг на друга Валдая и Мальки. Собаки приняли своих хозяев в свою стаю, были верны им и любили их. Человек, животное и природа связаны между собой. Наверное, поэтому так любит автор возвращаться снова и снова в эту деревню и общаться с простыми и добрыми людьми, животными, которые живут рядом с человеком.)
Зачитываем характеристики один человек от группы
Вывод
Обратимся к эпиграфу урока ( см презентацию)
Можете ли вы представить жизнь без любимых животных?
Почему?
Прав ли автор, утверждая, что Федя любит собаку?.
Да. Он любит, но любовь его требовательная особенная.
Рассказывая о разной живности в хозяйстве Феди, автор вновь и вновь возвращается к Валдаю, потому что он был самый умный среди всей этой многочисленной живности , и это очень хорошо понимал Федя.)
Дополнительные задания.
Вопросы ( кроссворд)
Предварительный просмотр:
Тема « Мы в ответе за тех, кого приручили»
Ход урока
- Эмоциональный настрой урока (отрывок из фильма «Щенок» 2 мин, либо чтение стихотворения С. Есенина «Песнь о собаке»)
- Чтение эпиграфа:
Любая жизнь ценна,
Прекрасна, дети.
И, наблюдая, думаем подчас,
Что на большой и голубой планете
Не можем мы без них или
Они без нас…
О ком мы сегодня будем говорить?
Давайте сформулируем тему урока
- Вступительное слово учителя.
« О величии нации и её моральном прогрессе можно судить через отношение к животным» ( Мохандас Ганди)
Сердце собаки стучит в мою душу
Что может быть лучше , чем приобрести маленького друга- собаку, кошку или другое какое – нибудь животное?! Наверное, нет таких ребят, которые не мечтали бы о собаке, кошке, попугае, рыбках или хомячке в доме. Многие уже испытали радость общения со своим питомцем. Он стал желанным членом семьи. Такие хозяева животных не ленятся читать о том, как надо ухаживать за ними. Маленький друг, поняли они, не игрушка. Ребята стараются, чтобы он рос умным, здоровым.
Но есть и такие «любители» животных, которые очень быстро устают, разочаровываются и расстаются со своими питомцами, так как держать собаку, кошку,птицу, рыбок в доме- дело нелёгкое и не всегда приятное. Животных выбрасывают или передают в ненадёжные руки, и бродят несчастные кошки и собаки по улицам, грязные, голодные, больные, и не могут понять, в чём их вина
Будем надеяться, что среди нас нет таких горе – любителей живности, потому что каждый понимает: прежде чем завести себе маленького друга, нужно осознать свою ответственность, как перед ним, так и перед окружающими людьми. Вы любите своих питомцев. Об этом свидетельствуют фотографии и подписи к ним, которые вы сделали для фотомонтажа к сегодняшнему уроку.
- Экскурсия по фотомонтажу « Мой маленький друг» ( на фоне слайдов ученики читают свои сочинения о своих питомцах д/з 5- 7 мин).
- Слово учителя ( продолжение вступления к уроку). Ваша любовь к животным, о которой мы услышали во время сегодняшней экскурсии по фотомонтажу, началась давно, когда вы слушали и читали о животных).
Давайте вспомним авторов и названия произведений о животных
А. Чехов. «Каштанка», А. Куприн «Белый пудель», М. Пришвин «Рассказы о животных», Б. Житков «Рассказы о животных», В. Бианки «Лесная газета», Дж. Лондон «Белый клык», р. Киплинг «Маугли», Г. Троепольский «Белый Бим».
В название урока вынесены слова известного французского писателя Сент- Экзюпери, взятые из его сказки – аллегории «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
- Как вы понимаете значение слова «приручить»? ( приручить к человеку, сделать ручным, послушным . толковый словарь С. И. Ожегова).
Исходя из темы урока и лексического значения слова «приручить», сформулируйте цель нашего урока, поясните , о чём мы будем говорить, какие проблемы будут нас волновать?
- О любви к животным.
Какова их роль в жизни человека.?
Могут ли они быть преданными человеку?
Зависит ли характер животного от характера человека?
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Василия Белова «Рассказы о всякой живности». Этот писатель любит детей, понимает их, пишет о них и для них.
Сообщение о жизни и творчестве В. Белова ( подготовленный ученик 3мин презентация)
..
Василий Иванович Белов жил в гармонии с природой. Девизом его отношения к миру могли бы стать слова нашего талантливого писателя Александра Ивановича Куприна: «Надо любить все: зверей, птиц, растения. В этом красота жизни».
Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 года в деревне Тимониха Харовского района Вологодской области. Отец, Иван Федорович, – потомственный крестьянин, прекрасный мастеровой. Мать, Анфиса Ивановна, подняла в годы войны пятерых детей.
Василий Иванович Белов начинал свою литературную деятельность как поэт. Но большинству читателей он известен как самобытный прозаик, знаток народной жизни. . Став писателем, он поселился в Вологде, но никогда не забывал своей малой родины. В любое время года приезжал в любимые с детства места, где надолго оставался, писал свои замечательные книги о селе, о четвероногих и пернатых обитателях русской деревеньки Истоки его творчества – это русская деревня, природа, любовь к малой родине, «кровная сопричастность к миру народной жизни». Нравственная оценка героев этого автора во многом связана с жизнью природы. И не случайно то, что Белов на грани 70-80 годов пришел к необходимости углубиться в материальные, природные истоки национальной самобытности: «Надо сначала разобраться, как испокон крестьянская «вселенная» была устроена». Герои же произведений оцениваются автором по отношению к природе.
Выходец из крестьянской среды русского Севера, он учился в деревенской школе, окончив которую, сменил ряд профессий: сельскохозяйственный рабочий, строитель, плотник, столяр. В 1952—1955 служил в армии. После демобилизации начал пробовать себя на литературном поприще, выступал с рассказами, очерками, стихами в провинциальных газетах. В 1964 окончил Литературный институт им. А. М. Горького в Москве. С 1964 постоянно живёт в Вологде, не порывая связь с «малой родиной» — Тимохнихой, которая даёт материал для его творчества, начиная с повести «Деревня Бердянка» и книги стихов «Деревенька моя лесная» (обе — 1961). Вслед за ними увидели свет книга рассказов «Знойное лето» (1963) и «Речные излуки» (1964). Публикация повести «Привычное дело» (1966) принесла Белову широкую известность, утвердила за ним репутацию одного из родоначальников и лидеров так называемой «деревенской прозы». Эта репутация была упрочена выходом повести «Плотницкие рассказы» (1968).
- Учитель. Итак, ребята обратимся к рассказам В. Белова «Рассказы о всякой живности»
Это произведение состоит из трёх десятков небольших рассказов , повествующих о собаках, кошках, птицах и других животных , обитающих рядом с человеком. На страницах рассказов Белова мы встречаем коня Верного, поросёнка Кузю, котов Заплаткина и Рыжко, умную наседку и воров – ворона и хоря, домовитых гусей и глупого тетерева. Кролики, куры, козёл, овцы, бараны, галки, бык и другие животные – герои, о которых повествует В. Белов.
Он, внимательно наблюдая за животным миром, убеждается, что самая умная птица- ворона, самая глупая – курица. Он видел, как ласточки , стрижи и синички мстили хищному ястребу. Писатель замечает, что часто домашние животные похожи на своих хозяев. Человек и животный мир рядом. У природы и человека много общего. И людям стоит иногда поучиться у животных и птиц. Трудолюбию и организованности – у пчёл. Доброте и верности – у собак и кошек.
Повествование ведётся от имени человека, который однажды на рыбной ловле познакомился с деревенским почтальоном Федей, несколько раз переночевал у него, полюбил деревню, места вокруг неё, её людей; и вот уже много лет приезжает он на лето в эти края, ловит рыбу, наблюдает за людьми и природой и , надо думать, пишет о том, что видит, над чем размышляет.
Сделайте запись в тетрадях Василий Белов. «Рассказы о всякой живности»
- Как можно расшифровать фразу : «Федя очень любит животных»
Ребята, давайте, поработаем в группах и обратимся к рассказам В. Белова
Посмотрим, совпадают ли наши представления о любви к животным с Фединой любовью, о которой рассказывает Белов.
Рассказы о Мальке
- Чтение учителем начала произведения ( первые три абзаца)
- Сегодня на уроке мы почитаем только о собаках Мальке и Валдае. Убедимся, что собаки, как и люди, разные: у каждой свой характер, свои привычки
- Вы дома читали эти рассказы, сегодня мы поработаем по группам.
- Но прежде ответим на несколько вопросов всем классом
- Попробуйте , если это можно , определить по внешнему виду и поведению породу собак, или хотя бы кого они напоминают.
-- Что нового вы узнали о Мальке?
Как оцениваете вы поведение собаки?
1Группа ( чтение понравившегося эпизода из рассказа «Верный и Малька»
2 группа ( чтение эпизода «Малька провинилась»)
3группа ( чтение эпизода «Ещё раз про Мальку»)
4 группа (Чтение наизусть « Тунеядец»)
5 группа ( готовит вопросы по рассказам)
По два вопроса к каждому рассказу о Мальке
- В чём ,по мнению Лидии ,провинилась Малька
- Какой матерью была Малька?
- В чём проявлялась забота Мальки
- Побоялась ли Малька весеннего разлива реки.( Малька не побоялась разлива реки, бросилась в ледяную воду и поплылала. Она не испугалась течения, её беспокоило, как бы голодным не остался её щенок. Собака рисковала жизнью, она едва не утонула. Спас её Федя0
- Какой можно сделать вывод? (Хотя Малька была злющей, всех облаивала, но матерью она была хорошей, преданной)
- Какой предстаёт Малька в рассказе «Тунеядец» ( материнские чувства собаки были настолько развиты, что она кормила рыжего непутёвого кота верзилу, который был больше её в полтора раза. Но он представлялся ей сынком)
Рассказы о Валдае
1 группа рассказ « Валдай» подготовить эпизод для выразительного чтения,
2 группа рассказ «Валдай и Кузя»
3группа «Валдай в клубе и дома»
4 группа Позорный случай»
5 группа чтение наизусть «Конфликт»
Вопросы для каждой группы готовит учитель
- Как выглядит пёс Валдай?
- Какой образ жизни ведёт Валдай?
- Что вы можете сказать о сообразительности пса
- Каковы отношения собаки с хозяином
- Какой вывод мы можем сделать?
( Чем больше мы узнаём об этой собаке, тем больше она нравится нам и, наверное , автору)
Подведение итогов прочитанного
- Итак, мы познакомились с двумя персонажами «Рассказов о всякой живности» - Малькой и Валдаем.
- Определите породу собак
( Это обыкновенные дворняжки. У них свои обязанности. Хозяева их любят, и собаки отвечают им такой же любовью и верностью.)
- Задания для групп ( игра в ромашку. Дать толкование выражениям)
Сначала для всех «Человек принял собаку в свою семью», «Собака считает человека членом своей стаи».
Как вы понимаете эти выражения?
А теперь как вы понимаете некоторые выражения о собаках?
Вопросы для всех
- Стали ли Малька и Валдай членами семей своих хозяев?
- Приняли собаки в свою стаю своих хозяев?
Ваши ответы будут выводом сравнительной характеристики Мальки и Валдая, которую мы сейчас попробуем составить, используя план, записанный в презентации
Групповая работа над сравнительной характеристикой по плану
- Как вы понимаете , что такое сравнительная характеристика
( сравнивать можно людей, животных, предметы, героев литературных произведений. Сравнительная характеристика- это рассказ о том, что общего у сравниваемых, что их отличает друг от друга. Составляя сравнительную характеристику Мальки и Валдая, мы должны показать, в чём они похожи , чем различаются)
2.Во вступлении мы должны ответить на вопрос, кто такие Малька и Валдай: люди, животные или литературные герои?
( Малька и Вадай – персонажи «Рассказов о всякой живности» писателя Белова. Эти две дворняжки живут в деревне у своих хозяев.)
- Каковы внешний вид собак, окрас, рост
(Валдай – самый умный среди многочисленной живности почтальона Феди. Это – громадный тёмно- серый пёс с патлатою сединою на ляжках. Малька жила у одинокой пенсионерки Лидии. Сама собака маленькая. Ножки что спички и очень кривые. Внешность у них разная, и ведут они себя по – разному.)
- Каков образ жизни собак?
( Обычно голодный Валдай часами лежал у дороги напротив Фединого дома, гордо и независимо поглядывая на проходившие машины и трактора, лаял редко, лишь в самых крайних случаях. Больше всего он любил ходить со своим хозяином в лес на озероооо. В отличие от гордого и независимого Валдая , Малька никому не давала покоя. Бросалась на громадного коня Верного, яростно преследовала автомобили, велосипедистов. Шуму от неё было много)
- Характеры собак, проявленные в их поступках.
- (Злости в Мальке , отмечает автор, было больше, чем у тигра. Всех , кто не приходил к хозяйке, облает, а то ещё и за ногу тяпнет. Рассказывая о поведении Валдая, писатель подчёркивает его ум, сообразительность, гордый и независимый характер. Однако глупая на вид Малька была заботливой и преданной матерью. Она бесстрашна, когда дело касалось её щенка).
- Отношения собак с хозяевами.
( Собаки любили своих хозяев. Хотя Федя кормил своего пса редко, это ничуть не мешало проявлению величайшей собачьей преданности, а также обоюдной любви. Такие отношения сложились между ними давно и прочно.
Шумливая Лидия часто поругивала строптивую, глупую, казалось бы, Мальку. Собака не всегда понимала хозяйку. Она с недоумением глядела в глаза ворчливой Лидии и виновато помахивала хвостом.. И Фёдор и, И Лидия любили своих собак Фёдор никогда не забывал взять пса в любимый Валдаем поход на озеро. Лидия , ценившая материнскую верность Мальки, довольно и весело поясняла поступки собаки)
- Какой можно сделать вывод?
(Собаки стали членами семьи своих хозяев. Собаки приняли своих хозяев. Трудно представить жизнь деревни без этих не похожих друг на друга Валдая и Мальки. Собаки приняли своих хозяев в свою стаю, были верны им и любили их. Человек, животное и природа связаны между собой. Наверное, поэтому так любит автор возвращаться снова и снова в эту деревню и общаться с простыми и добрыми людьми, животными, которые живут рядом с человеком.)
Зачитываем характеристики один человек от группы
Вывод
Обратимся к эпиграфу урока ( см презентацию)
Можете ли вы представить жизнь без любимых животных?
Почему?
Прав ли автор, утверждая, что Федя любит собаку?.
Да. Он любит, но любовь его требовательная особенная.
Рассказывая о разной живности в хозяйстве Феди, автор вновь и вновь возвращается к Валдаю, потому что он был самый умный среди всей этой многочисленной живности , и это очень хорошо понимал Федя.)
Дополнительные задания.
Вопросы ( кроссворд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил..."По рассказу Л.Андреева "Кусака"
Урок в 7 классе по программе Коровина В.Я. Технология - мастреская ценностных ориентаций. Презентация обеспечивает наглядность урока, помогает проанализировать основные проблемы произведения. Урок зан...
Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака» 7 класс
Применение на уроке образовательных технологий (критического мышления, личностно-ориентированной)....
Мы должны быть в ответе за тех, кого приручили (по рассказу Л. Андреева «Кусака»)
Конспект урока литературы, 7 класс....
«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил?» (По рассказу Леонида Андреева «Кусака»)
По рассказу Леонида Андреева «Кусака», урок литературы в 7 классе...
"Мы в ответе за тех, кого приручили" по рассказу Л.Андреева Кусака
Урок литературы 6 класс...
Конспект урока. «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»)
Технологическая карта урока. Цель-знакомство обучающихся с рассказом Л.Андреева "Кусака", обсуждение нравственных проблем, поднятых на ее страницах....
Методическая разработка урока ""Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака»" (технологическая карта)
Данный урок направлен на анализ рассказа "Кусака" (текст читают учащиеся дома самостоятельно) и яляется первым при изучении данной темы. На уроке предполагается парная, групповая и индивидаь...