Урок литературы "Мы в ответе за тех, кого приручили" (НРК)
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Конспект интегрированного урока по литературе для учащихся 7 класса(национально-региональный компонент на уроках литературы)
Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили». (По произведениям Л.Андреева «Кусака» и В. Юхнина «Лыско», отрывок из романа «Алая лента»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_uroka_po_literature_7_klass.docx | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока по литературе
для учащихся 7 класса
(национально-региональный компонент на уроках литературы)
Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили». (По произведениям Л.Андреева «Кусака» и В. Юхнина «Лыско», отрывок из романа «Алая лента»)
Жанр урока: бинарный.
Тип урока: иллюстративно-развивающий с использованием проблемного компонента.
Вид урока: комбинированный ( беседа - диалог с элементами исследования)
Форма урока: «Урок-исследование.» Групповое занятие.
Методическое обоснование урока: Урок, в ходе которого учителя учитель опирается на произведения литературы, музыки и живописи, для эмоционального восприятия и более глубокого усвоения учащимися материала курса.
Цели (и задачи) урока:
1. Углубить знания, расширить представления учащихся о коми литературе и связи с русской литературой
2. Познакомить учащихся с творчеством земляка-писателя В.В.Юхнина; добиться более глубокого усвоения темы через эмоциональное восприятие произведений искусства, литературы, музыки.
3. Развивать речь, обогащать словарный запас, развивать умение решать проблемные задания, логически мыслить, исследовать.
4. Воспитывать уважение и любовь к животным, к природе родного края, воспитывать в себе нравственные качества: любовь, уважение, доброжелательность, ответственность
Материально-техническое и дидактическое обеспечение урока:
- рисунки обучающихся о добре и зле.
- фотографии учащихся о животных, собаках, кошках.
- высказывания, афоризмы о добре и зле.
- компьютер;
- проектор;
- Фрагменты музыкальных и литературных произведений.
-Оформление классной доски
-портреты писателей В.Юхнина, Л.Андреева.
-Словарь Ожегова
-Интернет-ресурсы
Источники: Фрагменты: Произведения «Кусака» и «Лыско», информация учащихся о своих домашних животных, Интернет – ресурсы. Очерки по этнографии народа коми. М.-Л.,1958г.
Виды деятельности: обмен мнениями в группах, инсценирование отрывков из произведения «Кусака», анализ текстов, сопоставление текстов, героев, ситуаций и сюжетов в произведениях, выразительное чтение отрывков из произведений.
Ход урока:
1.Мотивационный этап.
Вопрос учителя: Как вы понимаете слова темы урока, откуда они?
1.Примерные ответы учеников: Нужно быть ответственным за тех животных, которых взяли в свой дом, приручили их и ни в коем случае нельзя их бросать.
2.Слова темы урока взяты из произведения С.Экзюпери « Маленький принц»
б) Мотивационная беседа учителя:
Как вы понимаете, что такое нравственность, нравственные качества характера? (Можно воспользоваться толковым словарем и интернетом)
Примерные ответы учащихся:
Ученики находят значение данного слова в словаре Ожегова и через подключенный в классе интернет, сравнивют значения.
Нравственность - хорошие, духовные качества человека, их нужно воспитывать в себе с детства.
в) Совместно формулируется тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Учитель: Почему так назван наш урок? Как вы думаете? Какое было домашнее задание?
Ответ учеников: Мы прочитали произведения «Кусака» и «Лыско». Главные герои - собаки, но судьба у них разная. Эти произведения об ответственности людей за свои поступки. Дома нужно было сравнить эти рассказы, героев.
2. Введение в тему.
Учитель:
а) Итак, ребята, на уроке мы сегодня работаем в группах. Каждая группа «Исследователей» должны были подготовить выступления по творчеству писателей, по сюжету произведений, сделать анализ рассказов, «Художники» нарисовать рисунки к рассказам, рисунки и фото по теме «Добро» и «Зло», «Актеры» проинсценировать моменты из рассказов.
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Что мы можем узнать? Для чего нам это нужно? Корректируя ответы учащихся, учитель формулирует цель урока.
Ученики: Будем анализировать рассказы. Сравнивать жизнь и судьбу собак, делать выводы.
в) Беседа с учащимися:
- Как вы понимаете значение слов «добро» и «зло».
Прокомментируйте, пожалуйста, ваши подготовленные рисунки и фотографии на эту тему.
Ответы учеников: Добро - хорошее, положительное. Зло - плохое, противопоставленное добру. (Учащиеся пользуются словарями и интернетом)
Ученики - «Художники» из каждой группы комментируют свои работы: фото, рисунки. На них изображены домашние животные, которых любят, красивая природа, солнце, цветы, голубое небо, счастливые люди, и работы, на которых изображено зло: тучи, нечастные брошенные животные, люди со слезами и т.д.
4.Работа по группам:
1.Выступают в группах по творчеству писателей «Исследователи-литературоведы», используются презентации. Учитель добавляет факты по творчеству и биографии писателей, акцентирует внимание на то, что В.Юхнин- коми писатель, наш земляк, уроженец Прилузского района.
2.Первая группа работает по рассказу «Кусака», вторая - по «Лыско»
3.Работа по сюжетам рассказов, по героям. Делаем в тетрадях сравнительную таблицу:
Один ученик из каждой группы коротко передает содержание рассказов.
«Кусака» | «Лыско» | |
Клички собак, почему их так назвали? | Никто не называл ее, она укусила человека из-за своей трудной жизни и так ее назвали. | Ласкательное имя собаки в коми языке. |
Условия жизни собак | Сначала брошенная, никому не нужная, потом прирученная, любима хозяевами, и снова не нужная никому | Живет в селе у своих хозяев. Они ценят ее, любят. Она - охотничья собака, многому научена, любит хозяина, верна ему. Отдают ей последний кусок хлеба |
Отношение хозяев к собакам | В начале произведения хорошее, затем ее бросили, бесчеловечное, безнравственное, злое. | Доброе, хорошее. |
Дальнейшая судьба собак | Неизвестна, ее приручили и бросили, может быть, она погибнет от голода и холода. | Остается у своего хорошего хозяина. |
5.Физминутка
6.Обращение учителя к классу: А сейчас музыкальная пауза - послушаем музыкальную композицию «Мой ласковый нежный зверь» Эту музыку написал композитор Е.Дога.
Вопросы к классу после прослушивания.
- Что вы чувствовали, когда слушали эту музыку, что вам представлялось?
Ответы учеников:
-Грусть, слезы, собаку брошенную, плохих людей.
-Я так никогда бы не поступил.
-Я бы забрал Кусаку домой.
-Люди, которые бросили собаку - безнравственные.
7. А сейчас наши «актеры» из групп покажут инсценировки по эпизодам произведений.
Ученики показывают моменты из рассказов, когда хозяин Лыско делится с собакой последним куском хлеба в лесу, хотя самому нечего есть, и момент, когда Кусаку бросили хозяева, она лает им вслед.
8. Слово учителя: В нашем современном мире есть приюты для собак, не всегда им там живется хорошо, есть люди, которые ухаживают за ними. Кормят их, это хорошие люди, с чутки сердцем, доброй душой. Но много таких, которые жестоки по отношению к животным, бьют их, бросают. Много передач посвящено животным, особенно собакам. И сегодня хочется сказать всем: «Будьте ответственны за тех, кого приручили»!
9. Ученики - «Защитники животных» читают свои сообщения, сочинения о своих питомцах». Обе группы пишут обращение к людям - относиться бережно к животным, к природе, к людям, быть ответственными за свои поступки. И зачитывают их. Каждая группа зачитывает также высказывания и афоризмы о добре и зле, которые висят в классе на доске.
10.Рефлексия.
Проигрывается момент в классе: в дверь кто-то постучал, в классе - тишина, входит ученик «почтальон» и приносит письмо, ищет адресат. Зачитывает письмо:
-Уважаемые взрослые, ребята! Это пишет Вам Кусака, вот уже несколько дней я одна, хозяева уехали, бросили меня, я ищу ту девочку, которая жила здесь? Вы не видели ее? Нет ли ее среди вас? Мне очень грустно, голодно и холодно. Помогите мне….
Почтальон спрашивает, нет ли этой девочки среди присутствующих на уроке. В ответ-молчание, каждый думает….
11. Заключительный этап урока - оценивание учителем групп учащихся, самооценка учащихся: каждый на доску прикрепляет магнитик разных цветов, а именно: красный - мне стало тревожно и грустно, зеленый - урок мне понравился, я многое взял с него для себя, не буду совершать плохие поступки, синий - я в раздумии, пока не могу оценить. Желтый - буду делать добрые дела.
В итоге - на доске - магнитики зеленого и желтого цвета.
Учитель оценивает учащихся, работу групп.
12. Урок заканчивается с пожеланиями всего доброго и хорошего.
P.S. учителя, проводившего урок, для читающих конспект и не побывавших на уроке. На уроке присутствовало 23 человека, кроме учащихся, учителей были и родители. В конце урока почти все плакали, так их затронула тема урока. Плакали в конце, когда зачитывалось письмо Кусаки, и ученики….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» урок по произведению Л.Андреева "Кусака"
Урок предназначен для учащихся 7 класса, по УМК В.Я. Коровиной. Направлен на развитие коммуникативно-речевой компетенции, воспитание гуманного отношения к животным, одного из критериев нравственности....
Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе
Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...
Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" (Л.Андреев "Кусака"
План открытого урока литературы в 7 «Б» классе(Учитель литературы Л.Н.Нагаева, МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области) Тема урока: "Мы в ответе за того, кого приручили" по расск...
Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака» 7 класс
Применение на уроке образовательных технологий (критического мышления, личностно-ориентированной)....
Урок-конференция. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил...» .(Урок по книге А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).Учитель Самаркина В.П.-призёр школьного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» в 2013-2014 учебном году.
На уроке происходит осознание роли честной, правдивой книги в становлении нравственных понятий человека и общества.С детьми на уроке идёт разговор о роли книги в нашей жизни. Книга важна дл...
Конспект урока. «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»)
Технологическая карта урока. Цель-знакомство обучающихся с рассказом Л.Андреева "Кусака", обсуждение нравственных проблем, поднятых на ее страницах....
Методическая разработка урока ""Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака»" (технологическая карта)
Данный урок направлен на анализ рассказа "Кусака" (текст читают учащиеся дома самостоятельно) и яляется первым при изучении данной темы. На уроке предполагается парная, групповая и индивидаь...