Настоящим людям посвящается! (урок по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке")
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
- совершенствовать умение анализировать текст; развивать связную речь, способствовать формированию аналитического мышления.
- пробудить интерес к изучению произведения, к военной прозе;
- формировать личностные качества учащихся: любовь к своему Отечеству, силу воли, мужество, жизнелюбие, жизнестойкость, выносливость, веру в себя, оптимизм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastoyashchim_lyudyam_posvyashchaetsya_b._polevoy.docx | 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Настоящая повесть о настоящем человеке
(Борис Николаевич Полевой «Повесть о настоящем человеке» )
Учитель русского языка и литературы Кретинина Е.Ю.
Цели:
- совершенствовать умение анализировать текст; развивать связную речь, способствовать формированию аналитического мышления.
- пробудить интерес к изучению произведения, к военной прозе;
- формировать личностные качества учащихся: любовь к своему Отечеству, силу воли, мужество, жизнелюбие, жизнестойкость, выносливость, веру в себя, оптимизм.
Оборудование:
портрет Б.Н. Полевого;
компьютер, проектор,
экран для просмотра презентации и видеороликов
Ход урока
Мотивация:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня замечательный мирный день!
- Вчера мы отмечали праздник. Какой?
- 70-лет освобождения Брянщины. Состоялись праздничные мероприятия в школе, районе, в которых вы принимали участие.
- Какие?
- Митинг, акция «Поздравление ветерану», Вахта памяти, школьное КТД «Мы помним, а значит, мы живем…», посвященное Курской битве.
- Я бы хотела включить вас в тему урока просмотром следующего видеоролика.
- ( ролик о Маресьеве)
- Я думаю, что вы догадались, о чем и ком идет речь. А теперь посмотрите на тему нашего урока.
- Настоящая повесть о настоящем человеке
- На предыдущем уроке мы с вами начали разговор об удивительной книге Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке».
- Мы попытаемся ответить на вопрос почему «настоящая» повесть?
- На этот вопрос мы и постараемся с вами сегодня ответить.
- Какого человека мы называем настоящим?
- Давайте обратимся к словарю
- Настоящий - это?
- Какой?
- Подберите слова? (записываем на доске)
- Словарь Ожегова
- НАСТОЯЩИЙ, -ая, -ее.
- 1. Теперешний, происходящий в данное время.
- 2. Этот, данный.
- 3. Подлинный, действительный, не поддельный.
- 4. Действительно такой, какой должен быть; представляющий собой лучший образец, идеал чего-н. Повесть о настоящем человеке.
- Итак, сегодня мы с вами говорим о не простом произведении.
- Почему автор назвал так ?
- Алексей Маресьев, как мы видим, вернулся в строй, давайте об этом поговорим.
- Вспомним самое начало повести. Определим место и время действия.
- -Конец зимы, начало весны. 1942 год. Район Старой Руссы.
- Сбит самолет, горящая машина падает в центре дремучего заповедного бора.
- Какой эпизод создаёт первое впечатление о главном герое Алексее Мересьеве? Какие его черты характера выявляются в этом эпизоде?
- Как характеризует Мересьева сцена с медведем?
- Движение Мересьева на восток:
- - В чем обнаруживается мужество Мересьева, твердость характера, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели?
- - Какие мысли и стремления заставляют лётчика преодолевать все препятствия в своем движении на восток?
- - Что поддерживает его в трудном пути к своим?
- - Какие слова лётчика указывают на его уверенность в хорошем исходе дела?
- - Прочитайте описание природы. Какое значение имеет пейзаж в раскрытии чувств и переживаний героя?
ПОЛЗ 18 ДНЕЙ
- Кто его первые спасители? (Портреты, речь)
ЗАЧИТАТЬ ДИАЛОГ
- Перескажите историю деревни Плавни, подтвердив свой рассказ цитатами
(что побудило жителей деревни бросить свои дома, землю, скотину, годами нажитое добро и уйти в лесную глушь? Как жили они в подземной деревушке? Как это их характеризует? )
КУРИЦА ПАРТИЗАНКА
- Как воспринял Мересьев известие о необходимости операции и каково было его душевное состояние после ампутации ног?
- Расскажите о комиссаре Воробьеве (образ жизни, поведение, черты характера). Что же было источником его неиссякаемой бодрости?
- Чтение и комментарий эпизода смерти и похорон комиссара.
- КОГО ХОРОНЯТ? НАСТОЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА
- Какую роль сыграл комиссар в судьбе Мересьева?
- А Василий Васильевич кто такой?
- Диалог Алексея Мересьева с врачом после госпиталя и санатория.
- Найдите в тексте авторские ремарки по поводу поведения главного героя и врача.
- Первый учебный полет.
- Почему в смертельном поединке с немецким ассом Мересьев одержал победу?
- Что показывает читателю автор в этом эпизоде?
- Можно ли назвать борьбу Мересьева за право летать подвигом?
- В чем смысл названия повести?
- Кто из героев повести может быть назван «настоящим человеком»?
- Как относится автор к своему герою?
- Какое впечатление на вас произвела книга? Какие чувства вызвала?
- что вы знаете об особенностях издания этой книги?
- Из наших дней примеры? (Солнечников)
- Запишите д\з:
- Написать поздравительное письмо ветерану.
- Нарисовать иллюстрацию наиболее понравившегося эпизода повести.
- Написать небольшое сочинение на тему «О чем меня заставила задуматься «Повесть…»
Оценки, выставление и комментирование.
- - Война закончилась 70 лет назад.
- Почему же в школьную программу литературы включаются произведения о Великой Отечественной войне?
- - Мы, молодое поколение, должны помнить, какой ценой досталась нам победа. Это произведение актуально и в наши дни, есть фильм, опера, стихи, и даже песни.
- В конце урока…
- РОЛИК «Товарищ Мересьев»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 6 классе по теме"Настоящее длительное время - грамматический практикум" с использованием ЭОР
Урок в 6 классе по теме «Настоящее длительное время – грамматический практикум».Цель: освоить использование в разных видах речевой деятельности настоящего продолженного времени.Тип урока: грамматическ...
Презентация к уроку английского языка в 4 классе "Настоящее длительное время"
Презентация к уроку английского языка в 4 классе "Настоящее длительное время"...
Разработка урока "Сравнительная характеристика прошедшего времени и настоящего совершенного времени. Взаимоотношения в семье."
Разработка урока английского языка...
Настоящее простое и настоящее продолженное время ( урок по учебнику М.З.Биболетовой Enjoy English, 5 класс )
Урок : повторение и закрепление пройденного материала....
Урок о настоящих людях
Что значит настоящий человек?...
Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»
Технологическая карта урока составлена на основании рабочей программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник дл...
Урок по "Повести о настоящем человеке" Б.Н.Полевого
Урок рассчитан для учащихся 8-9 классов. Анализ произведения дается в хронологическом порядке, что облегчает работу на уроке....