Урок по "Повести о настоящем человеке" Б.Н.Полевого
план-конспект урока по литературе (8, 9 класс)
Урок рассчитан для учащихся 8-9 классов. Анализ произведения дается в хронологическом порядке, что облегчает работу на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._b.polevoy._povest_o_nastyashchem_cheloveke.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Борис Николаевич Полевой
«Повесть о настоящем человеке»
Цель урока: осмыслить идейное содержание произведения;
побудить учащихся к воспитанию в себе силы воли,
к стремлению самосовершенствоваться, не отступать перед
перед жизненными трудностями.
Оборудование урока: презентация к уроку, текст произведения (страницы указаны по изданию: Полевой Борис Николаевич «Повесть о настоящем человеке». – Москва: Эксмо, 2014)
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
Жизнь человека наполнена разными событиями, и радостными, и печальными. Каждый сам переживает их, приобретая определенный жизненный опыт. Но есть событие, где воедино слиты судьбы многих людей, может быть, даже всего народа. И это страшное событие – война.
Война, которая является испытанием как для народа, так и отдельного человека….
Война, которая помогает определить истинную сущность человека, показывает, на что способен он в экстремальной ситуации, раскрывает его душевные качества...
Война, которая позволяет увидеть, настоящий ли человек или нет….
- Скажите, пожалуйста, что значит человек НАСТОЯЩИЙ? (Пока без опоры на текст произведения)
(Настоящий – тот, кто обладает человечностью, состраданием, волей к жизни, старается поступать в соответствии с моральными принципами).
Вот об этом мы с вами и поговорим сегодня на уроке, обсуждая «Повесть о настоящем человеке» Бориса Николаевича Полевого.
Прослушаем сообщение о писателе, являющемся автором этой повести.
2. Краткое сообщение ученика о Б.Н.Полевом (Кампове) – (1908-1981).
3. Беседа по содержанию.
Итак, обратимся к произведению.
Часть 1. Падение самолета советского летчика во время воздушного боя.
- Кто главный герой? С какого момента начинается повествование о нем?
(Главный герой – летчик-истребитель Алексей Мересьев. Повествование начинается с эпизода, когда во время воздушного боя фашисты сбили его самолет и он падает на землю. Алексей осознает, что он остался жив).
- Алексей Мересьев, придя в сознание, радуется тому, что он жив и все-таки не в плену. Но он оказывается совершенно один в глухом лесу в тылу врага. Какое решение принимает летчик?
(Пробираться к своим. Ему «предстояло совершить… тяжелый путь по лесным зарослям, где нельзя надеяться на помощь человека, на кусок хлеба, на крышу, на глоток кипятку» ).
- Какие испытания пришлось ему преодолеть на пути к своей цели?
(Встреча с голодным медведем – с.13-14;
Обнаруживает, что перебиты плюсны и пальцы ног, каждый шаг доставляет нестерпимую боль).
- Как же он преодолевает километры пути с разбитыми ногами в безлюдном мартовском лесу?
(Сначала идет через боль, затем сооружает из ветки опору, борется с голодом, когда не может идти, ползет… Сначала нашел банку мясных консервов у убитого советского солдата, потом питался молодой сосновой корой, почками берез и лип, мхом, позже болотной клюквой, наткнулся на ежа).
- Что же давало ему силы двигаться дальше, превозмогая боль, коченея от холода, теряя сознание от голода? (Зачитать с.36).
- Как закончился этот круг страданий героя? Сколько дней он пробирался к своим?
(18 дней. Его нашли в лесу мальчишки из деревни Плавни, один привел старшего, перетащили в землянку, отходили. Вся деревня выхаживала солдата, напоминавшего скелет, обтянутый кожей.
Позже привезли в часть и на самолете отправили в госпиталь в Москву).
Часть 2. Мересьев в госпитале.
- Какие люди окружали Алексея в госпитале? Охарактеризуйте их.
(Врач Василий Васильевич – краснолицый старик, очень строго соблюдающий порядок в госпитале, очень требовательный к себе и к подчиненным, не желающий «слышать никаких ссылок на трудности войны» - ч.2, гл.2, с.95.
Кукушкин – сослуживец Мересьева, «много и сердито брюзжал», был всем недоволен.
Степан Иванович – снайпер, сибиряк, председатель колхоза, Герой Советского Союза, который «успел, как он выражался, «нащелкать» до семидесяти немцев» - ч.2, гл.2, с.98.
Танкист Гвоздев – танкист, бесстрашно сражавшийся с немцами, оказался недалеко от родных мест. Захотел повидаться с родными и с любимой, но застал лишь пепелище. Родные были повешены, любимая тоже убита. После этого стал мстить фашистам, беспощадно истребляя их танком. В одном из боев загорелся танк. «Второй месяц уже находился танкист на грани жизни и смерти, без надежды поправиться, ничем не интересуясь и иной раз не произнося за сутки ни единого слова» - ч.2, гл.2, с. 98-101.
Полковой комиссар Семен Воробьев – грузный и немощный человек, спокойный и ровный со всеми, несмотря на то, что его мучил недуг. Все поражались его неиссякаемой бодрости, хорошему чувству юмора и мудрости. Уже после его смерти Степан Иванович выразился о нем, что он сумел "к каждому подобрать свой ключик». Именно он вернул Гвоздева к жизни, организовав переписку со студентками мединститута. Именно он всячески подбадривал Алексея Мересьева (организовал чтение вслух книги «Как закалялась сталь»), подал надежду Алексею Мересьеву, дав вырезку из журнала о безногом летчике - ч.2, гл.3-11.
- Какая страшная весть обрушивается на Мересьева из уст врача? Как он ее воспринимает? (Началась гангрена, ноги придется ампутировать. После операции «Случилось самое страшное, что может произойти при подобных обстоятельствах. Он ушел вс себя. Он не жаловался, не плакал, не раздражался. Он молчал». Алексей понимает, что ему уже «никогда больше не подымать самолета в воздух и не бросаться воздушный бой, никогда!»
- Что придает ему силы и уверенность, что он справится? (вырезка из газеты - ч.2, гл.8, с.131. С тех пор он поверил, «что путем тренировки сможет научиться летать без ног и снова стать полноценным летчиком).
- Как начинает работать над собой на пути к своей цели?
(Ежедневные тренировки, хождение на протезах по коридору, превозмогаю мучительную боль)
Часть 3. В военном санатории. Страстное желание летать и быть полезным Родине.
- Как герой продолжает работать над собой в санатории?
(продолжает тренировки, учится танцевать с девушкой Зиной).
- Почему, несмотря на страстное желание летать, Алексей Мересьев долго не может этого добиться? (Всем кажется это невозможным – летать на истребителе без ног. Такого раньше не было. Придерживаются инструкций).
- Наконец после долгих хождений по инстанциям Алексей добивается того, что его отправляют в учебно-тренировочную школу. И вот спустя месяцы Алексей садится с инструктором в самолет. Давайте проанализируем этот эпизод. (Ч.3, гл.8 с.258-262).
Часть 4. Возвращение в строй.
- Как проявляет себя Алексей Мересьев, вернувшись в строй? Какие подвиги совершает? (Сцена воздушного боя – ч.4. гл.5-7, с.317-335)
20 июля 1943 года Маресьев спас двух своих товарищей и сбил при этом два немецких «Фокке-Вульфа-190», прикрывавших вылет пикирующих бомбардировщиков «Юнкерс-87»плюс один лобовой атакой километрах в трех от места общей схватки. Всего же летчики в этом бою сбили 13 вражеских самолетов. Кроме того, чтобы спасти свой самолет, не прыгнул с парашютом, а дотянул до аэродрома с пустым баком.
Подведение итогов.
- Что вы можете сказать об Алексее Мересьеве? Почему автор называет его настоящим человеком?
- Какие черты характера поразили вас в этом настоящем человеке?
(Стойкость, сила духа, могучая воля, героизм, стремление служить Родине).
- Перед нами художественное произведение. Оно отличается от документального наличием художественного вымысла. Являются ли события, о которых идет речь в повести, вымышленными?
(Нет. Произведение основано на реальных событиях. У литературного героя был реальный прототип – Алексей Петрович Маресьев).
4. Сообщение ученика о Маресьеве.
- Как вы думаете, подвиг, который совершил Алексей Мересьев был единичным в военное время?
Интересные факты
Алексей Маресьев на самом деле был не единственным советским пилотом, кому тяжёлое ранение не оборвало дорогу в небо. Пилоты, подобные ему, имелись почти на каждом фронте.
Примерно за полгода до Алексея Маресьева в госпитале Северного флота хирурги тщетно пытались спасти ноги лётчику 2-го гвардейского истребительного авиаполка Захару Сорокину. 25 октября 1941 года Сорокин совершил воздушный таран, при этом его собственный самолёт потерял управление и упал в тундре. За шесть суток пилот прополз по снегу 70 километров, отморозив в результате ноги. Лишившись обеих ступней, он сумел освоить протезы, вернулся в свой полк и продолжил сбивать немецкие самолёты.
На Южном фронте воевал майор Григорий Кузьмин. В конце 1941 года, патрулируя небо в районе Брянска, он обнаружил девять немецких бомбардировщиков. В ходе завязавшегося боя Кузьмин сбил два вражеских самолёта, после чего пошёл на вынужденную посадку. Раненного в ноги лётчика подобрали и выходили крестьяне, однако затем о нём прознали немцы. Попав в плен, Кузьмин бежал из лагеря, месяц воевал в партизанском отряде, пока его не переправили через линию фронта. Уже в госпитале выяснилось, что всё это время пилот ходил на обмороженных ногах. Кузьмину ампутировали ступню на левой ноге и треть ступни на правой. После усиленных тренировок он всё же научился ходить на протезах, добился разрешения вернуться в строй и освоил новую модель самолёта. В апреле 1943 года, за четыре месяца до Маресьева, Кузьмину была вручена Золотая Звезда. Но Героем Советского Союза он успел пробыть недолго – в августе лётчик погиб в бою.
- Ребят, много лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война. Но до сих пор не ослабевает интерес к судьбе Алексея Петровича Маресьева. Как вы думаете, почему?
- Что вы вынесли для себя, читая это произведение?
(Не надо сдаваться при столкновении с трудностями, безвыходных ситуаций нет, если есть цель, нужно неотступно идти к ней. Такие люди есть всегда. Например, спортсмены-паралимпийцы, работая над собой, преодолевая физические недуги, идут к победе)
- Актуально ли это произведение сейчас?
(Да, как никогда. В Послесловии Борис Полевой пишет о том, как писал свое произведение и присутствовал после войны на Нюрнбергском процессе. Фашисты так и не смогли разгадать загадочный для них русский характер – с. 346, 347).
5. Домашнее задание: 1. Посмотреть фильмы:
«Повесть о настоящем человеке» (режиссер Александр Столпер, 1948 г.),
«Летчик» (режиссер Ренат Давлетьяров, 2021 г.)
2. «К каким размышлениям меня подтолкнула «Повесть о настоящем человеке»? (письменный ответ на вопрос).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку биологии "Отдел Настоящие грибы"
Данная разработка составлена для 6 класса к уроку по теме: "Многообразие грибов".Структура урока содержит вопросы к самостоятельной работе, рассматривается классификация отдела Настоящие грибы, в през...
Конспект урока на тему "Настоящее продолженное время"
Урок даётся в рамках продолжения изучения грамматического материала по теме "Настоящее продолженное время". Обучающиеся знакомятся со списком глаголов, которые не могут упот...
Презентация для урока по теме Настоящее длительное время
В данной презентации представлен теоретический и практический материал на тему " Настоящее длительное время в английском языке"...
Открытый урок "Как распознать настоящего друга"
Урок на тему "Друзья"....
Презентация к уроку 6 класс. Настоящее простое и настоящее длительное время.
Данная презентация предназначена для использования в работе призакреплении и изучении употребления настоящего простого и настоящего длительного времени....
Презентация - приложение к обобщающему уроку по теме «Настоящее совершенное время» в 6 классе.по учебнику М.З.Биболетовой
Данная презентация предназначена для использования на уроке обобщения и систематизации знаний учащихся 6 класса по теме «Настоящее совершенное время». Выполняет тренинговую функциююПрезент...
Презентация к уроку по теме "Настоящее длительное время"
Представленный учебный материал предназначен для 5 класса средней школы по учебнику под редакцией Кузовлева. Для слайдов использованы картины Дональда Золана....