Программа по литературе для 11 класса Родная литература ( 34 часа)
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс)
Программа по литературе предназначена для учащихся 11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_literatura_11_kl_34_ch.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЕЛЯТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
УТВЕРЖДАЮ
И.о.директора
МАОУ Селятинской средней
общеобразовательной школы №1
____________/А.А.Некрасов/
Приказ от «_____»__________201__г. №____
Рабочая программа по предмету
«Родная литература ( русская)»
11 Б класс
(базовый уровень)
Составитель:
Кузнецова Лариса Сергеевна,
учитель русского языка и литературы,
высшая категория
2019 год
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической принадлежности, знание истории;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям;
- освоение социальных норм, правил поведения.
- развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
- представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД
- слушать собеседника и понимать речь других;
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
- признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Предметные результаты:
- Общие предмет понимание ключевых проблем изученных произведений.
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
- объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.
Предметные результаты освоения
основных содержательных линий программы
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX вв.;
• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
• определять род и жанр произведения;
• сопоставлять литературные произведения;
• выявлять авторскую позицию;
• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
• аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
• участия в диалоге или дискуссии;
• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
• определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Содержание учебного предмета
(Всего 34 часа в год)
РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И МОДЕРНИСТСКИЕ ИСКАНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА XX ВЕКА (1 ЧАС)
«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от апокалиптических ожиданий и пророчеств до радостного приятия грядущего. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова рубежа веков.
Опорные понятия: реализм, модернизм, декаданс.
Внутрипредметные связи: взаимодействие литературных направлений; творчество Л.Н. Толстого и А.П. Чехова на рубеже веков.
Межпредметные связи: литература и искусство начала XX века.
А. И. КУПРИН (2 часа)
Рассказ «Гранатовый браслет». Повесть «Олеся».
Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Своеобразие «музыкальной» организации повествования. Роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций.
Опорные понятия: очерковая проза, символическая деталь.
Внутрипредметные связи: толстовские мотивы в прозе А.И. Куприна.
Межпредметные связи: роль обособленных определений в «Гранатовом браслете»; Л. ван Бетховен. Соната № 2 (ор. 2. № 2) Largo Appassionato (к рассказу «Гранатовый браслет»).
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ (1 час)
Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса». Художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Основные течения в русской поэзии начала ХХ века (символизм, акмеизм, футуризм).
Опорные понятия: символизм, акмеизм, футуризм, двоемирие, мистическое содержание, символ.
Внутрипредметные связи: поэзия русского модернизма и традиции XIX века.
Межпредметные связи: поэзия начала XX века в контексте русского «культурного ренессанса».
СИМВОЛИЗМ И РУССКИЕ ПОЭТЫ-СИМВОЛИСТЫ (1час)
Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творчество С. Я. Надсона, К. М. Фофанова, К. К. Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения, творческие дебюты поэтов-символистов. Образный мир символизма, принципы символизации, приёмы художественной выразительности. Старшее поколение символистов (Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт и др.) и младосимволисты (А. А. Блок, А. Белый, Вяч.И. Иванов и др.).
Опорные понятия: программная лирика, образ-символ, звукообраз.
Внутрипредметные связи: традиции романтизма в лирике поэтов-символистов; поэтические открытия А. А. Фета, их значение для русского символизма.
Межпредметные связи: символизм в русской живописи (В. Э. Борисов-Мусатов, М. А. Врубель, К. С. Петров-Водкин и др.); символизм в музыке (А. Н. Скрябин).
ПОЭЗИЯ В. Я. БРЮСОВА И К. Д. БАЛЬМОНТА (1 час)
Серия книг «Русские символисты» под редакцией В.Я. Брюсова — дерзкий дебют символистов. Использование оксюморона как доминирующей стилистической фигуры. «Элементарные слова о символической поэзии» К. Д. Бальмонта.
Опорные понятия: звукообраз, музыкальность стиха, оксюморон.
Внутрипредметные связи: античный миф в символистской поэзии.
Межпредметные связи: музыкальные образы в лирике К. Д. Бальмонта.
«ПРЕОДОЛЕВШИЕ СИМВОЛИЗМ» (2 часа)
Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). Творчество В. Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов. Вклад Н. А. Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое богатство русской поэзии ХХ века. Взаимовлияние символизма и реализма.
И. Ф. Анненский. Стихотворения: «Среди миров», «Старая шарманка», «Смычок и струны», «Старые эстонки» и др. по выбору. Поэзия И. Ф. Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность лирики И. Ф. Анненского. Жанр «трилистника» в художественной системе поэта. Глубина лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности» в поэзии И. Ф. Анненского.
Опорные понятия: акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия.
Внутрипредметные связи: индивидуальное творчество и «цеховые» отношения между поэтами.
Межпредметные связи: поэзия и живопись кубофутуристов.
Н. С. ГУМИЛЁВ (2 часа)
Стихотворения: «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство» и др. по выбору. Герой-маска в ранней поэзии Н. С. Гумилёва. «Муза дальних странствий» как поэтическая эмблема гумилёвского неоромантизма. Экзотический колорит «лирического эпоса» Н. С. Гумилёва. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта.
Опорные понятия: неоромантизм в поэзии, лирический герой-маска.
Внутрипредметные связи: аллитерированный стих в произведениях Н. С. Гумилёва; полемика Н. С. Гумилёва и А. А. Блока о сущности поэзии; пушкинские реминисценции в лирике Н. С. Гумилёва («Заблудившийся трамвай»).
Межпредметные связи: лирика Н. С. Гумилёва и живопись П. Гогена; рисунки Н. С. Гумилёва. Для самостоятельного чтения: стихотворения «Я конквистадор в панцире железном…», «Восьмистишие», «Память», «Рабочий», рассказ «Скрипка Страдивариуса».
«КОРОЛИ СМЕХА» ИЗ ЖУРНАЛА «САТИРИКОН» (1 час)
Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А. Т. Аверченко, Н. Тэффи, Саши Чёрного, Дон Аминадо. Темы и мотивы сатирической новеллистики А. Т. Аверченко дореволюционного и эмигрантского периода («Дюжина ножей в спину революции»). Мастерство писателя в выборе приёмов комического.
Опорные понятия: сарказм, ирония, политическая сатира.
Внутрипредметные связи: традиции русской сатиры в новеллистике А. Т. Аверченко.
Межпредметные связи: тема современного искусства в рассказах А. Т. Аверченко.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 30-х — Н АЧАЛА 40-х ГОДОВ (3 часа)
Духовная атмосфера десятилетия и её отражение в литературе и искусстве. Сложное единство оптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышения человека труда и бюрократизации власти.
Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Н. Васильева и М. В. Исаковского (символический образ России — Родины). Лирика Б. П. Корнилова, Д. Б. Кедрина, М. А. Светлова, А. А. Жарова и др.
Литература на стройке: произведения 1930-х годов о людях труда («Энергия» Ф. В. Гладкова, «Соть» Л. М. Леонова, «Гидроцентраль» М. С. Шагинян, «Время, вперёд!» В. П. Катаева, «Люди из захолустья» А. Г. Малышкина и др.).
Драматургия: «Чужой ребёнок» В. В. Шкваркина, «Таня» А. Н. Арбузова.
Человеческий и творческий подвиг Н. А. Островского. Уникальность и полемическая заострённость образа Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь».
Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н. А. Клюева и поэтов «крестьянской купницы». Поэма А. Т. Твардовского «Страна Муравия» и роман М. А. Шолохова «Поднятая целина».
Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение.
Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 1930-е годы. Ностальгический реализм И. А. Бунина, Б. К. Зайцева, И. С. Шмелёва. «Парижская нота» русской поэзии 1930-х годов. Лирика Г. В. Иванова, Б. Ю. Поплавского, Н. А. Оцупа, Д. М. Кнута, Л. Д. Червинской, Г. В. Адамовича и др.
О. Э. Мандельштам. Стихотворения: «Заснула чернь. Зияет площадь аркой…», «На розвальнях, уложенных соломой…», «Эпиграмма», «За гремучую доблесть грядущих веков…» и др. Истоки поэтического творчества. Близость к акмеизму. Историческая тема в лирике О. Э. Мандельштама. Осмысление времени и противостояние «веку-волкодаву». Художественное мастерство поэта.
А. Н. Толстой. Роман «Пётр Первый». Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра. Образы сподвижников царя и противников петровских преобразований. Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора. Жанровое, композиционное и стилистико-языковое своеобразие романа.
Опорные понятия: песенно-лирическая ситуация, «парижская нота» русской поэзии, историко-биографическое повествование.
Внутрипредметные связи: образ «идеального» героя в литературе разных эпох, «петровская» тема в произведениях М. В. Ломоносова, А. С. Пушкина, А. К. Толстого, А. А. Блока.
Межпредметные связи: песни на стихи М. В. Исаковского, М. А. Светлова, А. А. Жарова и др.; исторические источники романа «Пётр Первый» (труды Н. Г. Устрялова, С. М. Соловьёва и др.).
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1 час)
Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времён войны (А. Н. Толстой, И. Г. Эренбург, Л. М. Леонов, О. Ф. Берггольц, В. С. Гроссман и др.).
Лирика военных лет. Песенная поэзия В. И. Лебедева-Кумача, М. В. Исаковского, Л. И. Ошанина, Е. А. Долматовского, А. А. Суркова, А. И. Фатьянова, К. М. Симонова. «Моабитская тетрадь» Мусы Джалиля.
Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М. И. Алигер, «Сын» П. Г. Антокольского, «Двадцать восемь» М. А. Светлова и др.). Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» как вершинное произведение времён войны. Прославление подвига народа и русского солдата в «Книге про бойца».
Проза о войне. «Дни и ночи» К. М. Симонова, «Звезда» Э. Г. Казакевича, «Спутники» В. Ф. Пановой, «Молодая гвардия» А. А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. П. Полевого, «Судьба человека» М. А. Шолохова и др.
Опорные понятия: военная публицистика, документальная проза.
Внутрипредметные связи: «сквозные» темы прозы и поэзии военных лет.
Межпредметные связи: песенная поэзия М. Исаковского, А. Суркова, А. Фатьянова и др.
А. Т. ТВАРДОВСКИЙ (2 часа)
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Дробится рваный цоколь монумента…», «Я знаю, никакой моей вины…», «Памяти матери», «Я убит подо Ржевом», «В чём хочешь человечество вини…» и др. по выбору. Поэма «По праву памяти».
Доверительность и теплота лирической интонации А. Т. Твардовского. Любовь к «правде сущей» как основной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта.
«По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравственная высота позиции автора.
Опорные понятия: лирико-патриотический пафос, лирический эпос.
Внутрипредметные связи: И. А. Бунин о поэме «Василий Тёркин»; некрасовские традиции в лирике А. Т. Твардовского.
Межпредметные связи: литературная деятельность А. Т. Твардовского в журнале «Новый мир»: документы, свидетельства, воспоминания.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 50–80-х ГОДОВ (5 часов)
Осмысление Великой Победы 1945 года в 40–50-е годы ХХ века. Поэзия Ю. В. Друниной, М. А. Дудина, М. К. Луконина, С. С. Орлова, А. П. Межирова. Повесть «В окопах Сталинграда» В. П. Некрасова.
«Оттепель» 1953–1964 годов — рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Д. Дудинцева, В. Ф. Тендрякова, В. С. Розова, В. П. Аксёнова, А. И. Солженицына и др.
Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественского, А. А. Вознесенского, Б. А. Ахмадулиной, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова и др.
«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 1960–1970-х годов. Проза Ю. В. Бондарева, К. Д. Воробьёва, А. А. Ананьева, В. Л. Кондратьева, Б. Л. Васильева, Е. И. Носова, В. П. Астафьева.
«Деревенская проза» 1950–1980-х годов. Произведения С. П. Залыгина, Б. А. Можаева, В. А. Солоухина, Ю. П. Казакова, Ф. А. Абрамова, В. И. Белова и др. Повести В. Г. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и др. Нравственно-философская проблематика пьес А. В. Вампилова, прозы В. П. Астафьева, Ю. В. Трифонова, В. С. Маканина, Ю. О. Домбровского, В. Н. Крупина.
Историческая романистика 1960–1980-х годов. Романы В. С. Пикуля, Д. М. Балашова, В. А. Чивилихина. «Лагерная» тема в произведениях В. Т. Шаламова, Е. С. Гинзбург, О. В. Волкова, А. В. Жигулина.
Авторская песня как песенный монотеатр 1970–1980-х годов. Поэзия Ю. В. Визбора, А. А. Галича, Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого, А. Н. Башлачёва.
Опорные понятия: эстрадная поэзия, «тихая» лирика, «окопный реализм», авторская песня, «деревенская» и «городская» проза, «лагерная проза».
Внутрипредметные связи: феномен «оттепели» в литературе разных эпох.
Межпредметные связи: отражение периодов «оттепели» и «застоя» в искусстве.
Н. М. РУБЦОВ (1 час)
Стихотворения: «Русский огонёк», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…», «В горнице», «Душа хранит» и др.
Диалог поэта с Россией. Прошлое и настоящее через призму вечного. Образы скитальца и родного очага. Одухотворённая красота природы в лирике.
Задушевность и музыкальность поэтического слова Н. М. Рубцова.
Опорные понятия: «тихая» лирика, напевный стих.
Внутрипредметные связи: есенинские традиции в лирике Н. М. Рубцова.
Межпредметные связи: песни и романсы на стихи Н. М. Рубцова (музыка А. Морозова, А. Лобзова, А. Васина и др.).
В. П. АСТАФЬЕВ (2 часа)
Повесть «Царь-рыба». Рассказ «Людочка» и др.
Натурфилософия В. П. Астафьева. Человек и природа: единство и противостояние. Нравственный пафос произведений писателя. Проблема утраты человеческого в человеке. «Жестокий» реализм позднего творчества В. П. Астафьева. Синтетическая жанровая природа крупных произведений писателя.
Опорные понятия: натурфилософская проза, цикл новелл.
Внутрипредметные связи: «Царь-рыба» В. П. Астафьева и «Старик и море» Э. Хемингуэя.
Межпредметные связи: взаимодействие двух стилистических пластов в прозе В. П. Астафьева; рассказ В. П. Астафьева «Людочка» и к/ф С. С. Говорухина «Ворошиловский стрелок».
В. Г. РАСПУТИН (2 часа)
Повести: «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни».
Эпическое и драматическое начала прозы писателя. Дом и семья как составляющие национального космоса. Философское осмысление социальных проблем современности. Особенности психологического анализа в «катастрофическом пространстве» В. Г. Распутина.
Опорные понятия: «деревенская проза».
Внутрипредметные связи: нравственная проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и повести В. Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана».
Межпредметные связи: особенности лексики и синтаксического строения фраз распутинских героев; экранизация повестей «Прощание с Матёрой», «Василий и Василиса».
НОВЕЙШАЯ РУССКАЯ ПРОЗА И ПОЭЗИЯ (7 часов)
Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т. п.).
Реалистическая проза. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в её лучших проявлениях в прозе Б. П. Екимова, Е. И. Носова, Ю. В. Бондарева, П. Л. Проскурина, Ю. М. Полякова и др. Новейшая проза Л. С. Петрушевской, С. Е. Каледина, В. П. Аксёнова, А. А. Проханова, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина. «Болевые точки» современной жизни в прозе В. С. Маканина, З. Прилепина, Л. Е. Улицкой, Т. Н. Толстой, В. С. Токаревой и др.
Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («другая литература», «андеграунд», «артистическая проза», «соцарт», «новая волна» и т. п.).
Поэма в прозе «Москва — Петушки» Вен.В. Ерофеева как воссоздание «новой реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы В. О. Пелевина, её «игровой» характер.
Ироническая поэзия 1980–1990-х годов. И. М. Губерман, Д. А. Пригов, Т. Ю. Кибиров и др.
Поэзия и судьба И. А. Бродского. Стихотворения: «Большая элегия Джону Донну», «Ни страны, ни погоста…». Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох.
Опорные понятия: постмодернизм, фэнтези, ироническая поэзия, эссеизм.
Внутрипредметные связи: реминисцентность, интертекстуальность современной прозы и поэзии; «вечные» темы в прозе с реалистической доминантой.
Межпредметные связи: современная литература в контексте «массовой» культуры.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата проведения урока | Название раздела, темы урока | ||||
план | факт | |||||
Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века (1ч) | ||||||
1 | Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века | |||||
А.И. Куприн ( 2 ч) | ||||||
2 | А.И. Куприн: жизненный и творческий путь. Художественный мир писателя. Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви (анализ рассказа «Гранатовый браслет») | |||||
3 | Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести «Олеся» | |||||
Серебряный век русской поэзии (1 ч) | ||||||
4 | Серебряный век русской поэзии | |||||
Символизм и русские поэты-символисты (2 ч) | ||||||
5 | Символизм и русские поэты-символисты | |||||
6 | Поэзия К.Д. Бальмонта и В.Я Брюсова | |||||
«Преодолевшие символизм» (2 ч) | ||||||
7 | Поэзия И.Ф. Анненского. Особенности художественного мира | |||||
8 | «Преодолевшие символизм» (новые течения в русской поэзии) | |||||
Н.С. Гумилёв (2 ч) | ||||||
9 | Биография Н.С. Гумилёва. Ранняя лирика поэта | |||||
10 | Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике Н.С. Гумилёва | |||||
«Короли смеха» из журнала «Сатирикон» (1 ч) | ||||||
11 | «Короли смеха» из журнала «Сатирикон» | |||||
Литературный процесс 1930-начала 1940-х годов (3 ч) | ||||||
12 | Литературный процесс 1930-начала 1940-х годов. Обзор | |||||
13 | Литературный процесс 1930-начала 1940-х годов. Знакомство с романом Н.А. Островского «Как закалялась сталь» и лирикой Мандельштама. Эмигрантская «ветвь» русской литературы. Обзор | |||||
14 | А.Н. Толстой: жизнь и творчество. Историческая проза писателя | |||||
Литература Великой Отечественной войны (1 ч) | ||||||
15 | Литература Великой Отечественной войны | |||||
А.Т. Твардовский (2 ч) | ||||||
16 | А.Т. Твардовский: очерк жизни и творчества | |||||
17 | Философская проблематика поздней реалистической лирики А.Т. Твардовского | |||||
Литературный процесс 1950–1980-х годов (5 ч) | ||||||
18 | Литературный процесс 1950–1980-х годов. Осмысление Великой Победы 1945 года в сороковые-пятидесятые годы XX века в поэзии и прозе | |||||
19 | Литературный процесс 1950–1980-х годов. «Оттепель» 1953–1964 годов – рождение нового типа литературного движения. Поэтическая «оттепель» | |||||
20 | Литературный процесс 1950–1980-х годов. «Окопный реализм писателей-фронтовиков 1960–1970-х годов» | |||||
21 | Литературный процесс 1950–1980-х годов. «Деревенская» и «городская» проза 1950–1980-х годов | |||||
22 | Литературный процесс 1950–1980-х годов. Историческая романистика 1960 – 1980-х годов. Авторская песня как песенный монотеатр 1970–1980-х годов | |||||
Н.М. Рубцов (1 ч) | ||||||
23 | Поэзия Н.М. Рубцова | |||||
В.П. Астафьев (2 ч) | ||||||
24 | В.П. Астафьев. Знакомство с биографией и творчеством. Анализ рассказа «Царь-рыба» | |||||
25 | Проза В.П. Астафьева. Анализ рассказа «Бабушкин праздник» («Последний поклон»), повести «Пастух и пастушка» | |||||
В.Г. Распутин (2 ч) | ||||||
26 | В.Г. Распутин. Знакомство с биографией. Особенности сюжетов и проблематика прозы писателя | |||||
27 | Проза В.Г. Распутина | |||||
Новейшая русская проза и поэзия (7ч) | ||||||
28 | Новейшая русская реалистическая проза 1980–1990-х годов и начала XXI века. Обзор | |||||
29 | Проза Алексея Варламова 1980-1990-х гг.: жанрово-стилевое своеобразие | |||||
30 | Новейшая русская реалистическая проза 1980–1990-х годов и начала XXI века: эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Ироническая проза. Эссе | |||||
31 | Поэма Вен. Ерофеева «Москва–Петушки» как высший образец русского постмодернизма классического периода | |||||
32 | Поэзия И.А. Бродского. Основные темы и мотивы лирики | |||||
33 | Реальность в поэзии И. Бродского и ее интерпретация в критике и литературоведении | |||||
34 | Современная литературная ситуация: реальность и перспективы. Итоговый урок |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения
учителей русского языка и литературы
от «___ »________________201_ года №_____
Руководитель МО _____________/________________/
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР______________/________________/
«_____»_____________201__г.
Лист корректировки
Номер урока | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Подпись зам.директора по УВР |
2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по Родной литературе 10 класс ( 34 часа)
Программа по Родной литературе 10 класс...
Тематическое планирование литература 11 класс 1. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2-х частях / (О.М. Михайлов, И.О.Шайтанов и др.) под редакцией В.П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2014.
Тематическое планирование литература 11 класс для работы в электронном журнале...
Рабочая программа по родному языку и родной литературе 5 класс
Рабочая программа для родного русского языка...
Содержание учебного курса "Родная литература" 5 класс(7 часов)
Содержание учебного курса "Родная литература" 5 класс(7 часов). Тематическое планирование....
программа по родному русскому и родной литературе 7 класс
Тематический план (родной...
Рабочая программа учебного курса по русской родной литературе для 8 класса на 2019 – 2020 учебный год (17 часов)
Рабочая программа по предмету «Русская родная литература» для 8 класса составлена на основе нормативных документов: Федеральный государственный образовательный станд...
Рабочая программа для 5-9 классов "Родная литература"
Рабочая программа адресована учителям, работающим в 5-9 классах. Материал позволяет структурировать материал, выстроить урок в соответствими с требованиями....