РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родной литературе 9акласс (основное общее образование) Количество часов: 8
рабочая программа (9 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родной литературе
9акласс
(основное общее образование)
Количество часов: 8
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_literatura_9_klass.docx | 41.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Протокол № 01 от «30» августа 2019г. | «Согласовано» Анохина Н.В. (подпись курирующего заместителя директора) «30» августа 2019г. | «Утверждено» приказом директора гимназии от «30» августа 2019г. №323 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родной литературе
9акласс
(основное общее образование)
Количество часов: 8
Составитель: Петрова А.И.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназии г. Советский
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по родной литературе для 9-х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования», от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897»);
- Примерная программа по предмету литература. программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 200с.
- Рабочая программа по предмету родная литература составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования (ФГОС 5-9 классы) МБОУ гимназии г. Советский, утвержденной приказом от 30.08.2019 г. №323 «Об утверждении основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2019-2020 учебный год».
Главной целью изучения предмета «Родная литература» является воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения.
Срок реализации рабочей программы 1 год (2019 – 2020г.)
2. Планируемые результаты изучения предмета «Родная литература» в 9 классе
Личностные результаты:
- воспитание российской, гражданской идентичности: патриотизма, уважение к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию осознанного выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия социально значимым труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, религии, традициям, языкам ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
- значение семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение членов своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
- использование различных источников информации (словарей, энциклопедии, интернет-ресурсы и другое) для решения познавательных и коммуникативных задач.
Достижение личностных результатов осуществляется в процессе реализации приоритетной цели литературного образования – «формирования духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма».
Метапредметные результаты:
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- определять понятия, создавать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основание и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение;
- осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникаций для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Метапредметные результаты также включают:
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребностей в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
- воспитание квалификационного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Предметные результаты:
в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней; в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Ученик 9 класса научится:
- понимать образную природу словесного искусства, содержание изученных литературных произведений;
- правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
- выразительно читать произведения или отрывки из них наизусть;
- осмысленно анализировать изучаемое в школе или прочитанного самостоятельно художественное произведение (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
- определять принадлежности произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
- обосновывать свое суждение, составлять характеристики героев, аргументированный отзыв о прочитанном произведении;
- выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторскую оценку в раскрытии содержании прочитанного произведения;
- составлять план изучаемого произведения;
- объяснять роль художественных особенностей произведения и работать со справочным аппаратом учебника;
- владеть монологической и диалогической речью, готовить сообщения, доклады;
- составлять письменный ответ на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
- выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, формулировать выводы;
- высказывать собственное суждение об иллюстрациях;
- сопоставлять произведения разных видов искусства, писать сочинения по картине;
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героям,
характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях.
Ученик 9класса получит возможность научиться:
- создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определять свой круг чтения и оценивать литературные произведения;
- находит нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Формы контроля и оценки планируемых результатов
При оценке предметных результатов освоения предмета «Родной язык» используются виды контроля, применяемые в системе безотметочного обучения: стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся; прогностический контроль, т. е. «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения; пооперационный контроль, т.е., контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения исследовательских работ учащихся; контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов; рефлексивный контроль—контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; итоговый контроль, на основе которого определяется уровень сформированности знаний по предмету и основных компонентов учебной деятельности школьников. Оценка деятельности учащихся в конце каждого занятия осуществляется по ряду критериев: понимание изучаемого материала;степень самостоятельности в подборе необходимого материала;самостоятельность суждений;умение поддержать и выстроить диалог.
3.Содержание учебного предмета «Родная литература» в 9 классе.
Раздел | Содержание раздела | Количество часов |
Из древнерусской литературы | Современность звучания памятников древнерусской литературы. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. | 1 |
Из литературы ХIХ века | В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. Особенности поэтического языка В.А.Жуковского. «Светлана». А.С. Пушкин Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. А.С. Пушкин Смысл финала поэмы. «Моцарт и Сальери» . «Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству. А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Рассказ «Анна на шее ». Особенности сюжета. Истинные и ложные ценности героев рассказов. Жанровые особенности чеховского рассказа .Комическое и трагическое в прозе Чехова. Особенности авторской позиции в рассказах. | 5 |
Из литературы ХХ века | И.А.Бунин. Жизнь и творчество.Рассказ «Темные аллеи». Особенности сюжета. Жанровое своеобразие рассказа. | 1 |
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
1. | Современность звучания памятников древнерусской литературы. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. | 1 | ||
2. | Особенности поэтического языка В.А.Жуковского. «Светлана». | 1 | ||
3. | А.С. Пушкин.Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. | 1 | ||
4. | А.С. Пушкин. «Маленькие трагедии». Смысл финала поэмы. «Моцарт и Сальери». | 1 | ||
5. | «Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству. | 1 | ||
6. | А.П. Рассказ «Анна на шее ». | 1 | ||
7. | «Всякая любовь-великое счастье» (По рассказу И. Бунина «Темные аллеи») | 1 | ||
8. | Резервный урок. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре 9 класс, основное обще образование количество часов – 204 • Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо алгебре9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 204 · Программа разработана на основе Федерального компонента госуд...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии 9 класс, основное обще образование количество часов – 68 Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо геометрии9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 68 Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного ст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родной литературе 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 8
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо родной литературе5 а класс(основное общее образование)Количество часов: 8...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родной литературе 6 а класс (основное общее образование) Количество часов: 8
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо родной литературе6 а класс(основное общее образование)Количество часов: 8...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родной литературе 8акласс (основное общее образование) Количество часов: 8
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо родной литературе8акласс(основное общее образование)Количество часов: 8...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родному языку 5а класс (основное общее образование) Количество часов: 10
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо родному языку5а класс(основное общее образование)Количество часов: 10...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 175 русскому языку 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 175
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо русскому языку5 а класс(основное общее образование)Количество часов: 175...