Разработка урока литературы в 5 классе
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Коновалова Галина Анатольевна

Добро и зло в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед рождеством"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_dobra_i_zla_gogol.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы в 5 классе.

Добро и зло в повести Н.В. Гоголя

« Ночь перед рождеством»

Выполнила учитель русского языка и литературы

ГБОУ школы №34 Невского района Коновалова Г.А.

Санкт- Петербург, 2013.

Тема «Добро и зло в повести Н.В.Гоголя»  «Ночь перед Рождеством»

Цели урока:

Образовательные:

1)Осмысление главной и актуальной темы добра и зла в повести;

2)Юмор, фольклорные мотивы и образы в повести;

3)Продолжить формирование следующих УУД:

Познавательные:

. Уметь искать и выделять необходимую информацию в тексте повести;

. Познакомиться с фактами жизни и быта украинского народа, уметь пересказывать содержание текста.

Регулятивные:

. уметь анализировать текст;

Коммуникативные:

.Формировать навыки работы в группе (чтение текста по ролям0;

. Уметь читать вслух и понимать прочитанное;

. уметь обосновывать и высказывать собственное мнение;

Развивающие цели:

. Развивать интерес к предмету литературы;

. Развивать речь учащихся.

Воспитательные цели:

.Содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий;

. Осуществлять нравственное воспитание, обеспечить раскрытие таких понятий : любовь и добро, зло и грех.

Тип урока: урок внеклассного чтения; урок обобщения и систематизации.

Основные термины  и понятия:

.Герои,

.Поступки,

.Поверие,

.Народная нравственность,

.Народный календарь.

Наглядность: иллюстрации к повести.

Формы работы:

. педагогики сотрудничества, самодиагностики, самокоррекции4

.формирование творческих  способностей учащихся.

Ход урока:

Учитель. Вступление. Сегодня на уроке мы рассмотрим самую главную и вечную для каждого человека и самую актуальную в наше время тему: Добро и Зло. Ещё раз перелистаем повесть и посмотрим. Как эту тему решает  Гоголь, какие нравственные уроки помогает нам извлечь.

Вопрос учителя. – Как понимаете смысл заглавия повести?

Ответ. В ночь перед Рождеством , накануне светлого Рождения Спасителя, нечистая сила в разгуле, в последние часы своего существования норовит ввергнуть в грех православных людей.

Учитель. – Как изображает эту разгулявшуюся нечисть Гоголь?

Чтение выборочное:

1)Ведьма на метле

2)Чёрт крадёт луну.

Вывод учителя после чтения. – Правильно, ведьма крадёт звёзды, чёрт – месяц. В небе колдуны. Рой духов, пляшущий чёрт. Метла.

Учитель: – А как входит в повесть Рождество? Посмотрите на доску. Какая чудная картина ночи! Месяц поднялся посветить добрым людям, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.

Чтение учеником колядок:

   Пришла коляда

   Накануне Рождества,

   Дайте коровку,

    Масляну головку.

  А дай бог тому,

   Хто в эвтом домй,

   Ему рожь густа,

  Рожь ужиниста:

  Ему с колосу осьмина,

  Из зерна ему коврига,

Из полузерна – пирог.

Наделил бы вас господь

И житьём, и бытьём,

И богатством,

И создай вам, господи,

Ещё лучше того!

***

Сею, вею, посеваю,

С новым годом поздравляю!

На Новый год, на ново счастье

Уродись пшеничка,

Горох.,чечевичка!

На поле – копнами,

На столе – пирогами!

С Новым годом,

С новым счастьем,

Хозяин, хозяюшка!

Учитель.  Но не только  торжество природы и радость людей , а и вечная борьба, особенно острая в эту ночь борьба добра и зла.

- Почему чёрт крадёт месяц?

Ответ. Потому что в темноте легче делать зло, подбивать людей на грех.

Учитель. – Кто такой Вакула, что его все черти знают?

Чтение, возможен пересказ эпизода: Картина, на которой чёрта изгоняли из ада!

Ученик. Вывод. Кузнец – живописец, богобоязливый человек, который писал для церкви образа святых и картину, на которой чёрта изгоняли из ада.

Когда Вакула писал картину, так не понравившуюся чёрту, как ни пытался тот помешать живописцу, никакие гадости не смогли смутить душу Вакулы или заставить дрогнуть его руку. Так крепка его вера в Бога, так чиста его душа.

Учитель. – Что же делает  эту светлую душу местом сражения добра и зла?

Ответ. Любовь к Оксане. Он перестаёт быть хозяином, когда смотрит на неё.

Чтение эпизода: «Кузнец смотрит на Оксану», о матери кузнеца – почему она не хотела счастья своему сыну.

Учитель. – Как обычно проводил Вакула рождественскую ночь? И до чего довела его безответная любовь?

Ученики. Чтение по ролям: Оксана – Кузнец –от автора. От слов:  «Э, Одарка! – сказала весёлая красавица…» до слов: «Но в самое время, когда кузнец готовился быть решительным…»

Учитель. Вывод. Теперь он проклинал колядки, хотя раньше был от них без ума; не участвовал в том веселье, которое раньше любил более всех. И парубки ушли без него. И тут приходят самые страшные мысли.

Чтение эпизода: «Нет, не могу; нет силы больше…» до слов: «…но кузнец махнул рукою и убежал».

Учитель. – Вакула обращается к  парубкам с последней просьбой. О чём его забота?

Ученик. Чтение «Прощайте , братцы!» Мешок с чёртом в руках Вакулы. Зло  в образе нечистой силы толкает его на самоубийство.

Ученик. Вывод. Глубоко верующий человек, Вакула знает о грехе самоубийства, знает, что губит этим свою вечную душу, и просит отслужить панихиду.

Учитель. – Почему Вакула решился искать помощи у Пацюка?

Рассказ ученика. Вот ещё один «злой» образ – Пацюк. Когда-то он был запоржцем, потом лечил людей. Похож на огромную бочку, смешон. Обратите внимание, что в этой повести зло внешне, физически не страшно, а смешно и нелепо. Но оно стремится погубить не тело, а душу.

Учитель. В горе Вакулы никто уже не мог помочь ему, жизнь без Оксаны не имела смысла. «пойду, ведь душе всё же придётся пропадать». Им движет вечная надежда на чудо.

Учитель. – Наверное, не так чиста и богобоязлива душа, если «пришла» в такое место, как дом Пацюка, за помощью? Как вы считаете?

Ученики. Чтение диалога Пацюка и Вакулы: «Ты, говорят, не во гневе будет сказано, приходишься немного сродни «чёрту»…

Диалог Пацюка и Вакулы : «Когда нужно чёрта, то ступай к чёрту.»

Чтение, как Пацюк ест вареники со слов: «Посмотрим, - говорил он (Вакула) сам себе, - как будет есть Пацюк вареники…»

Учитель. Вывод. Он остался тем же набожным человеком и поэтому опрометью выбежал из хаты, когда сообразил, что в рождественский пост Пацюк ест вареники. И один вареник успел испачкать губы Вакулы сметаной- как символ того, что кузнец уже грешен. Для Вакулы и созерцание греховного- уже грех, зло.

Учитель. –В чем сила Вакулы? Почему он побеждает черта, который уже было ликовал?

Ученики. ( Сцена- разыграть). Чтение по ролям: от автора- черт- Вакула. От слов: « Однако ж черт, сидевший в мешке и заранее уже радовавшийся…» до слов: « В Петербург, прямо к царице…»

Учитель. Вывод. Он силен и физически, и духовно. Знает, что со злом такого рода надо бороться словом Божьим и святым крестом. Не продав свою душу, стремиться и других честных и добрых людей от черта избавить.

Ученик. – И награда ему за чистую его душу- особая. Красота, неожиданно прикоснувшаяся к его душе художника, как предзнаменование того, что всё будет хорошо.

Учитель. Чтение- читает учитель. От слов: « Прошли три залы…» до слов; « А краски! Боже мой, какие краски…»

Ученик. Вывод. Во дворце он увидел картину, изображавшую Пречистую Деву с Божественным Младенцем на руках. Глядя на нее, кузнец испытывает восторг и умиление, обновление души. И это развитие темы « Рождества».

Учитель. –А Вакула очень нужен мирянам. Ведь о нём пошли слухи; кто говорил, что он утопился, кто- повесился. А Оксана?- Как она встретила Вакулу? Нужны ли её те черевички, которые так хотела иметь? А может это был её каприз?

Ученики. Чтение по ролям: Вакула- Чуб- Оксана. От слов: « Отдай, батько, за меня Оксану!» до слов: « … и лицо ее пуще загорелось, и она стала ещё лучше».

Кто же из героев представляет

Зло

Добро

Ведьма

Парубки, поющие колядки

Черт

Вакула- кузнец

Пацюк

Вечный образ Матери с Младенцем

Оксана

Учитель. Чтение заключительных строк повести от слов : « Проезжал через Диканьку…» и до конца.

Учитель. – И как (апофеоз) торжество повести- ожившая в конце картина, которой любовался Вакула- его Оксана с дитятей на руках. Этим вечным образом Матери с Младенцем на руках праздник Рождества предстает в повести Гоголя как торжество Добра, Любви, Единения.

-Какие выводы можно сделать, прочитав повесть Н.В. Гоголя?

Выводы записываются на доске и в тетрадях:

  1. Добро и зло часто содействуют в душу одного человека.
  2. Чтобы распознать зло, надо самому быть душевно чутким и чистым.
  3. Бороться со Злом нужно силами Добра, Любви и Справедливости.
  4. Через постижение Красоты человек поднимается к Добру.

Домашнее задание. Прочитать повесть Н.В. Гоголя « Заколдованное место»

Информация учителю:

Святой апостол Павел написал много посланий: римлянам, коринфянам, евреям и другим народам. Все эти послания есть в Новом Завете. И самое главное, что проповедовал он, это то, что без любви человек не может познать всю полноту мира. « Если… имею всякое познание… так что могу и горы переставлять, а не имею любви- то я ничто». Он оставил нам самое всеобъемлющее определение любви: « Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозноситься, не гордиться, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратяться, и языки умолкнут, и знание упразднится…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

Поэзия родного края. "Малая" родина в жизни и творчестве Василия Дмитриевича Фёдорова. Разработка урока литературы, 9 класс (внеклассное чтение).

В методической разработке урока представлен материал по жизни и творчеству российского поэта В.Д. Фёдорова, родиной которого является Кемеровская область, Яйский район. Разработка предназначена для уч...

Разработка урока литературы 6 класс "Конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского"

Анализ конфликта К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского в произведении А.С.Пушкина "Дубровский". Технолия - проблемное обучение....

Разработка урока литературы 5 класс. Тема: «Устное народное творчество.»

Разработка урока литературы 5 класс.Тема: «Устное народное творчество.» Образовательная технология: проектное обучение.Цели: формировать представление о фольклоре как коллективн...

Разработка урока литературы 6 класс "Тарас Бульба"

Разработка урока  литературы 6 класс  Николай Васильевич Гоголь ."Тарас Бульба".Знакомство с содержанием повести, её героями.Определены задачи, цели урока, тип урока.Работа с текст...

Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....