Поэзия Серебряного века. Символизм
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме
В презентации представлен материал для проведения урока по символизму. Декаденство, представители символизма, философская основа, особенности поэтики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poeziya_serebryanogo_veka.pptx | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Историческая основа возникновения символизма Символизм родился на почве глубокой неудовлетворенности социальной жизнью. Нередко символистов называют декадентами (от фр. décadent - упадок). Декадентство – определенный кризисный тип сознания, который выражается в настроениях бессилия, душевной усталости и отчаяния.
Рамон Касас «Юная декадентка». 1899
Однако символизм не сводится к чувствам социального пессимизма, бессилия и связан с поиском выхода из кризисной ситуации.
Миропонимание символистов Реальный мир для символистов не представляет интереса, т.к. он пустой, бездушный, иллюзорный. Есть мир идеальный : мир высших сущностей, истинной Любви, Добра и Правды. Он непостигаем для разума, доступен интуитивному познанию. Мир, который нас окружает, - мир теней. Тень мира идеального. Идеальный Реальный
Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами - Только отблеск, только тени От незримого очами ? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий - Только отклик искаженный Торжествующих созвучий ? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете - Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете ? Владимир Соловьев, 1895
Философская основа символизма Платон: представление о мире реальном, как отблеске мира идеального.
Ф.Ницше : понятие об интуитивном познании мира. Идея сверхчеловека, идеи крайнего индивидуализма.
Вл.Соловьев : теургия (жизнетворчество, жизнестроение )
Начало символизма как литературного направления 1889-1903 гг – появление трех сборников стихов Зинаиды Николаевны Гиппиус
1892 г – статья Д.С.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» Мережковский: реальный мир (твердая земля) отделен от мира идеального (безграничный и темный океан). Задача художника – постижение идеального мира.
1894 г – 3 поэтических сборника «Русские символисты» Ведущий автор - В.Я.Брюсов Социальные, гражданские темы не затрагиваются, на первый план выходят темы экзистенциальные: Жизнь, Смерть, Бог.
1890 г – статья К.Д.Бальмонта «Элементарные слова о символистской поэзии». Реалисты схвачены конкретной действительностью, и поэтому им открыты явления частные. Символисты же смотрят на жизнь со стороны, и им открываются общие закономерности.
Печатные органы символистов Издательство «Скорпион» 1900-1916. Редактор С.Поляков Издательство «Гриф» 1903 – 1914. Редактор С.Соколов. Альманахи «Гриф», «Северные цветы» Журнал «Весы» 1904-1909. Редактор В.Брюсов
Особенности поэтики символистов Мистическое содержание Использование символов Расширение художественной впечатлительности
1. Мистическое содержание Выход за пределы реального мира в мир идеальный
2. Использование символов Символ – связующее звено между миром реальным и миром идеальным. Ключ к постижению идеального мира. Многозначность символа. Возможность сказать о многом в малом Ф.Сологуб: «Символ – окно в бесконечность» Значимость предметного плана образа. Слово становится символом только в контексте.
3. Расширение художественной впечатлительности Работа над музыкальной организацией стиха Работа над строфикой стиха Работа над ритмикой стиха Воздействие на подсознание читателя, заражение эмоциями.
Неоднородность символизма Московские поэты В центре – Брюсов Ограничивались лишь рамками искусства и литературы. Искусство ради искусства Петербургские поэты В центре – Мережковский, Гиппиус Мережковский и Гиппиус называли себя символистами, а московских называли декадентами. Они не ограничивались рамками искусства, являлись создателями новохристианской системы (философско-религиозные искания)
Два поколения символистов Старшие В.Брюсов (хотя самый молодой) Д.Мережковский З.Гиппиус Ф.Сологуб К.Бальмонт Младосимволисты А.Белый А.Блок В.Иванов
Старшие символисты В.Брюсов Д.Мережковский З.Гиппиус Ф.Сологуб К.Бальмонт
Старшие символисты В основе мировосприятия лежит резкое неприятие действительности, социальный пессимизм. Убегают от реальной действительности. Ищут убежище в мире творимой легенды. Ищут неземную красоту. Эстетика в их лирике выходит на первый план, этика отодвигается на второй. «Мир прекрасен, человек свободен» (В.Иванов). Человек может быть властелином вселенной. Крайний индивидуализм. Вера в существование только собственного «Я». - > мотивы грусти и одиночества.
Младосимволисты А.Блок Андрей Белый ( наст.имя Б.Бугаев) В.Иванов
Младосимволисты Своеобразие мировосприятия. Они осознают, что мир стоит на пороге обновления, поэтому пытаются вглядеться в будущее, стать пророками будущего и приблизить его. Им присуще активное включение в преобразование действительности. Их теоретик философ Вл.Соловьев: «Искусство не отражает, а создает жизнь» Андрей Белый: «Магия слов». «В звуке воссоздается новый мир, в пределах которого я чувствую себя творцом действительности».
Младосимволисты Младосимволисты берут на себя функции Бога, поэтому в их творчестве появляются христианские мотивы, пророческие мотивы жертвенности. Мотив жертвенности связан с представлением об искусстве, как жертве народу. Трагедия младосимволистов в том, что они далеки от действительности. Их стремления к пересозданию действительности ограничены теургическими томлениями.
Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блёстки, При лазоревой луне. Всходит месяц обнажённый При лазоревой луне… Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене. 1 марта 1895 В.Я.Брюсов «Творчество»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦОР презентация к уроку литературы 11 кл "ПОЭЗИЯ “СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ И ВЗГЛЯДЫ НА НИХ"
ЦОР презентация поможет более подробно рассказать об основных течениях в начале 20 века...
Презентации к урокам по теме "Поэзия серебряного века"
Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каких–нибу...
Презентации к урокам по теме "Поэзия серебряного века"
Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каких–нибу...
«Весь мир – театр» Концепция мира как театрального действия в поэзии «Серебряного века»
Статья рассматривает концепцию мира как театрального действия в поэзии "Серебряного" века...
Зачетная работа по теме "Поэзия Серебряного века". Литература. 11 класс.
Данная публикация поможет учителю в рациональной организации проверки усвоения материала по теме "Поэзия Серебряного века". Одиннадцатиклассники могут использовать зачетные вопросы для самоконтроля, з...
Урок литературы по поэзии Серебряного века (поэзия А. Ахматовой и Н. Гумилева)
Урок содержит материал для выступления учащихся ( небольшая композиция из стихотворений А. Ахматовой и Н. Гумилева, выстроенная таким образом, что читающие стихи учащиеся должны обращаться друг к друг...
Поэзия Серебряного века. Символизм.
осмысленное чтение, обсуждение, навык анализа поэтического текста, характеристика символизма как направления...