Конспект урока по литературе в форме игры "Умники и умницы" по произведению Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Конспект урока по литературе в форме игры "Умники и умницы" по произведению Р. Брэдбери "451° по Фаренгейту" (в соответствии с ФГОС основного общего образования)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_poigrovym_tekhnologiyam.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы
по игровой технологии
в соответствии с ФГОС
основного общего образования
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
по роману Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту»
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 19 г. Волжского
Ильменская Наталья Ильинична
Волжский 2013
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
Одна из серьёзных проблем сегодняшней школы – падение интереса учащихся к чтению. Следствие этого – снижение грамотности, неумение правильно выражать свои мысли, косноязычие. Ученики подменяют чтение телевизором и компьютером, который необходим им чаще всего для того, чтобы поиграть. Поэтому задача учителя - стремиться всеми возможными средствами пробудить у учащихся интерес к чтению книг, помочь сделать этот процесс увлекательным. Привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит необходимо использовать эту форму для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс. В этом контексте интеллектуальная игра «Умники и умницы», безусловно, способствует развитию у учащихся интереса к литературе, к чтению.
Выбор книги Рэя Брэдбери для игры «Умники и умницы» с учащимися 7-8-х классов обусловлен тем, что это произведение позволит детям убедиться в том, какая культурная ценность – книга. В романе Рея Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» нарисована такая мрачная картина будущего, когда наша цивилизация поглощает культуру, когда люди даже боятся читать книги, когда книги сжигают. Книга в произведении Р.Брэдбери становится символом, воплощающим идею традиционных человеческих ценностей, разума и духа. Познакомившись с романом Рэя Брэдбери « 451° по Фаренгейту», учащиеся должны понять, что чтение не только позволяет с пользой провести время, но и делает человека носителем духовной культуры.
Тип урока: интеллектуальная игра
Предполагаемые результаты
Личностные результаты:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства уважительного отношения к литературе других народов.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность;
-владение ораторскими умениями, приемами публичного выступления;
-общение с другими людьми в рамках толерантных отношений.
Предметные результаты:
1) в познавательной сфере:
-понимание ключевых проблем произведения;
-понимание связи произведения с эпохой его написания, выявление его современного звучания;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
-приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям мировой литературы;
3) в коммуникативной сфере:
-формирование компетентности осмысленного чтения и адекватного восприятия прочитанного;
4) в эстетической сфере:
-понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
-формирование эстетического вкуса;
Оснащение урока:
-текст романа Р. Брэдбери « 451° по Фаренгейту»;
-портрет писателя;
- иллюстрации к роману, нарисованные учащимися;
- компьютер и экран для демонстрации нарезки фрагментов из фильма по роману Р. Брэдбери « 451° по Фаренгейту»;
- пластины зеленого, красного и желтого цвета с цифрами «1», «2», «3»;
- книга-подарок для победителя на дорожке; медали для игроков в зале.
Подготовительная работа: чтение текста романа Р. Брэдбери « 451° по Фаренгейту», знакомство с жизнью и творчеством писателя.
Ознакомление с заданием (дается накануне игры): участникам предлагается написать эссе на тему « Похвальное слово писателю».
Напоминание процедуры проведения игры.
Основные правила проведения игры.
В литературной игре "Умники и умницы" по роману Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту " 4 этапа. На каждом этапе разыгрываются зелёная, жёлтая и красная дорожки. Чтобы стать победителем зелёной дорожки, надо ответить на 4 вопроса, жёлтой - на 3 вопроса, красной - на 2. Соответственно ошибиться можно 2, 1, 0 раз. Если участник игры на дорожке не знает ответа на вопрос, на него предлагается ответить игрокам в зале. Кроме этого для зала есть специальные вопросы, которые задаются в начале и в конце игры, а также между этапами. За каждый правильный ответ игроку в зале дается медаль.
Игроки на дорожках либо выбираются учителем из числа тех, кто лучше других справился с письменным заданием, полученным заранее, либо просто по желанию учеников.
Выбор дорожек производится по итогам конкурса красноречия, который проходит непосредственно перед началом игры. Тема этого конкурса объявляется за день до мероприятия - «Похвальное слово о писателе» ( она может не совпадать с темой предварительного письменного задания). Время выступления - 30 секунд. Победитель в этом конкурсе первым выбирает одну из трех дорожек, занявший второе место - одну из двух, последний игрок ничего не выбирает, а занимает оставшуюся дорожку.
Если участник игры на красной дорожке дважды отвечает правильно, он становится победителем и игра завершается на втором этапе. Оставшиеся вопросы могут быть адресованы игрокам, находящимся в зале (количество учеников, получивших медали, при этом значительно увеличится).
Сценарий игры «Умники и умницы»
по книге Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту»
(для 7-8-х классов)
Вступительное слово учителя
Дорогие друзья! Сегодня на уроке мы проводим игру «Умники и умницы» по знаменитому роману одного из лучших американских писателей-фантастов Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту».
Вопросы, на которые предстоит вам ответить, с одной стороны, являются своеобразной умственной гимнастикой, мобилизующей ваше внимание, память, и будут способствовать возникновению положительных эмоций, а с другой стороны, надеемся, многих заставят задуматься о серьезных проблемах нашей сегодняшней жизни.
Представление жюри: (в состав жюри включены заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учащиеся старших классов)
Пролог: нарезка фрагментов из фильма (реж. Франсуа Трюффо, 1966)
Ход игры
- Конкурс красноречия.
Игра начинается с выбора дорожек участниками. Для этого проводится конкурс красноречия. Наши игроки получили задание: подготовить монологическое выступление «Похвальное слово писателю Рэю Брэдбери». Время выступления – 30 секунд. Победитель в этом конкурсе первым выбирает одну из трех дорожек, занявший второе место - одну из двух, последний игрок ничего не выбирает, а занимает оставшуюся дорожку.
В этом конкурсе участники игры выступают в произвольном порядке. Жюри подводит итоги, объявляет места. Игроки занимают дорожки.
2. Соревнование умников и умниц в знании текста романа.
Первые вопросы по сложившейся традиции обращены к участникам игры, сидящим в зале, а затем в борьбу вступают игроки на дорожках.
Вопросы к залу:
1) Объясните смысл названия романа. (451° по Фаренгейту – температура, при которой воспламеняется и горит бумага.) 2) Сколько частей в романе, их названия? (Три части: 1-«Очаг и саламандра», 2-«Сито и песок», 3- «Огонь горит ярко».) 3) Какой эпиграф предпослан роману? («Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек». (Хуан Рамон Хименес) |
Первый этап для участников:
Вопросы: | Ответы: |
1. Почему, по мнению Клариссы, Монтэг не похож на других пожарных? | 1. Потому что «у людей теперь нет времени друг для друга. А вы так хорошо отнеслись ко мне (смотрел, слушал, когда другие бы просто ушли). Это редкость». |
2. Что изменилось в Монтэге после встречи с Клариссой? | 2. «Ему показалось, что он раздвоился, раскололся пополам и одна его половина была горячей как огонь, а другая холодной как лед… И каждая половина старалась уничтожить другую». |
3. О какой допущенной кем-то ошибке думает Монтэг во время работы в 3-этажном доме в одном из старых кварталов? | 3. Дом не был пуст, как бывало раньше. В нем была старая женщина, хозяйка, которая не захотела уходить и сгорела вместе со своими книгами и домом. |
Вопросы к залу:
1) О какой примете, связанной с цветком одуванчика, рассказала Монтэгу Кларисса, и что показала ее проверка ?
(Если цветком одуванчика потереть под подбородком и при этом останется след, значит, человек влюблен. После проверки подбородок Клариссы стал желтым, а у Монтэга нет.)
2) Почему рекламные щиты за городом делали длиною 200 футов, хотя раньше они были длиною всего 20 футов?
(Рекламы пришлось удлинить из-за огромной скорости, с которой автомобили стали мчаться по дорогам, иначе их никто не смог бы прочитать.)
3) Сколько лет Монтэг работал пожарным?
(10 лет.)
Второй этап для участников:
Вопросы: | Ответы: |
1. Почему Монтэг стал пожарным? | 1. У него не было выбора. Его дед и отец были пожарными. Он даже во сне видел себя пожарным. |
2. Чем помог Монтэгу профессор Фабер? | 2. Он дал ему самодельное устройство, которое вставлялось в ухо и позволяло постоянно слышать друг друга. |
3. Как заканчивается фраза о счастливых людях, которую произнес брандмейстер Битти, пришедший навестить больного Монтэга: «Набивайте людям головы цифрами.. безобидными фактами.. им будет казаться, что они очень образованные, что они движутся вперед, хотя на самом деле…»? | 3. «… хотя на самом деле они стоят на месте». |
Вопросы к залу:
1) Чем на самом деле являлся механический пес?
(Усовершенствованное ружье, которое само находило цель и било без промаха с помощью укола иглой.)
2) «Есть основания подозревать чердак дома №11 по Элм-Стрит». Что это за запись ?
(Это телефонограмма- донос на соседей, в доме которых есть книги.)
3) Где Монтэг прятал книги?
(В вентиляционной трубе над входной дверью.)
Третий этап для участников:
Вопросы: | Ответы: |
1. Как закончилась погоня за Монтэгом? | 1. По телевизору показали, как «Монтэга» поймали и механический пес выпустил в него свою смертоносную иглу, хотя на самом деле это была инсценировка, а настоящему Монтэгу удалось обмануть преследователей и скрыться |
2. Где нашел пристанище Монтэг? | 2. В лесу, за рекой, в пешем таборе бродяг, бывших питомцев Гарвардского и др. университетов, скрывающихся от полиции, (сохраняющих знания путем запоминания содержания книг). |
Вопросы к залу:
1) Кто такие геликоптеры?
(Полицейские, с помощью особых приспособлений умеющие парить в воздухе.)
2) Как Монтэг расправился с Битти?
(Он выпустил в него длинную струю пламени из огнемета.)
3) В чем видели свою главную задачу люди –книги?
(Сохранить знания, сберечь их в целости и сохранности.)
Четвертый этап для участников:
Вопросы: | Ответы: |
3) Чем закончилась война? | За считанные секунды города не стало, осталась лишь кучка пепла. |
Вопрос к залу:
Появление каких новых технологий предугадал писатель-фантаст?
(Стены в виде телевизионных экранов; мобильный телефон, придуманный профессором Фабером; робототехника - механический пес.)
3. Слово жюри.
Оглашение результатов игры. Награждение победителя и интервью с ним.
4. Обсуждение игры.
Дается характеристика «событий» игры и их восприятие участниками. Может быть проведено как в устной, так и в письменной форме.
Список используемой литературы.
1. Брэдбери Р. 451° по Фаренгейту // Брэдбери Р. Марсианские хроники: Сб. М., 2002.
2. Щербитко А. В. Тема и образ книги в романе Р.Брэдбери «451° по Фаренгейту» // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Филологические науки 2011 №4.
3. Гаков В. Побег из детства. Жизнь и книги Рэя Брэдбери // М., 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект урока по литературе" В.Г.Распутин" Уроки французского": гуманистический пафос произведения".
План-конспект урока по литературе"В.Г.Распутин" Уроки французского":гуманистический пафос произведения"....
Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».
Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных произведениях;доказать влияние одного произведения н...
Конспект урока по литературе.Тема "Ребёнок на войне" (по произведению В.Катаева "Сын полка")
Конспект урока по внеклассному чтению в 5 классе.Тема урока «Ребёнок на войне» по произведению В.П.Катаева «Сын полка».Тип урока: урок-анализ.Цели:обучающие: развивать навыки выразительного чтения на ...
Конспект урока по литературе в 6 классе ФГОС «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» на тему « Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне автор?»
Конспект урока: «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» Тема: Кто прав: Настя или Митра...
Конспект урока по литературе на тему: «Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века» 5класс
Данный конспект урока может быть предназначен для учителей, преподающих в 5 классах средней общеобразовательной школы. На уроке литературы учащиеся получат знания о русских поэтах и художниках 19 века...
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)...