Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Шульга Марина Михайловна

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._2astafev.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)

Тема урока  Нравственные проблемы рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Тип урока : урок закрепления изученного материала.

Цели:

Образовательные :

  1. Продолжить анализ рассказа В.П. Астафьева.
  2. Рассмотреть нравственные вопросы, поднятые писателем (что такое честность, долг, истинная доброта, требовательность к человеку).
  3. Анализировать поступки  героев произведения .
  4. Сравнить мировоззрение героев данного произведения .

Развивающие :  

  1. Развивать навыки осмысленного чтения.
  2. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.
  3. Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность.
  4. Формировать навык использования толкового словаря для определения лексического значения слова.

Воспитательные :

  1. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки
  2. Воспитывать у учащихся положительные нравственные ценности как: доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки.

Оформление: портрет В. Астафьева, презентация к уроку.

Используемые учебники и учебные пособия:

1. Литература 6 кл. учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель Полухина В. П. "Просвещение" Москва 2014г.

2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией Коровиной В.Я.

Используемая методическая литература:

1.Методические советы для 6 класса. Литература. Под редакцией В. И. Коровина Москва "Просвещение" 2012

2. Литература в таблицах 5-11 класс. АСТ "Астрель" Москва

3. Читаем, думаем, спорим... 6 класс (дидактические материалы по литературе).Москва "Просвещение"2013

4. Уроки литературы в 5-6 классах. И. И. Аркин Москва "Просвещение" 2011

Предварительное домашнее задание:

Подготовить иллюстрацию к одному из эпизодов рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» и озаглавить её.

Ход урока

I. Организационный момент

- Добрый день! Сегодня мы с вами продолжаем работать над произведением Виктора Петровича Астафьева . Тема нашего сегодняшнего урока : « Нравственные проблемы рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»» .

 Слово учителя.

Основная тема рассказов Астафьева – тема взросления человека, становления личности. Писатель утверждает необходимость воспитания в человеке доброты, чувства ответственности, благородства по отношению к более слабым. В рассказе звучит протест против жестоких явлений в жизни, предупреждение о последствиях «нарушения душевной связи людей».

В. П. Астафьев показывает, как рождается зло в очень простых и обычных обстоятельствах, как оно растет и начинает вытеснять добро из человеческого сердца, заглушать голос совести.

II.   Проверка домашнего задания

- Дома вы должны были  по желанию сделать иллюстрацию к одному из эпизодов рассказа и озаглавить её. Я попрошу вас продемонстрировать ваши работы и рассказать, почему вы изобразили именно этот эпизод и объяснить , почему вы так его озаглавили .

Рассматривание иллюстраций, выполненных учащимися.

- Какой эпизод, изображенный в  учебнике , запечатлел художник? Зачитайте его.

III . Продолжение изучения нового материала

  1. Комментированное чтение

-Как же герой был втянут в тяжкий обман, за который так «раскаянно ревел»?

Давайте отправимся еще раз с «левонтьевскими орлами» на увал (зачитать): «бокалы  с  отбитыми  краями,.. наполовину  изодранные на растопку берестяные туески,.. ковшик без ручки…». Дети дерутся, плачут, дразнятся;  «…заскочили  в  чей-то  огород», «…недоеденный  лук  побросали».

-Казалось бы, случайно описанные факты… Однако мы легко можем сделать выводы: дети перенимают привычки отца, они лишены чувства ответственности, легкомысленны и эгоистичны, драчливы.

- Сейчас мы попытаемся сравнить мировоззрение героев произведения .

-Как характеризует ребят сбор ягод? Почему герои противопоставлены по отношению к таким нравственным понятиям, как честность, трудолюбие, чувство долга? (Витя- искренний, трудолюбивый, честный человек («Я брал старательно…», с. 68 ; «левонтьевские»- хитры, ленивы, эгоистичны, ябедничают друг на друга, обвиняют в неудачах других, а не себя («Вдруг крышка чайника забренчала…», с. 68).

– Как же Саньке удается заставить рассказчика бросить собирать землянику? (С. 69: «– Мне слабо? – хорохорился я…», «…не спасовать, не струсить, не опозориться…» – вот ответ, объяснение решению рассказчика вытряхнуть ягоды на траву для всех.)

– Какой ценой самоутверждается рассказчик? ( «Хорохорился», «повторял гаснущим голосом», «напустил на себя отчаянность, махнул на себя рукой» – очень трудная борьба идет в душе героя.)

– «Интересно и весело провели… весь день» дети. Но настала пора возвращаться домой. («Я и сам знал, что им, левонтьевским, «ха-ха», а мне «хо-хо».)

- Объясните, в чем смысл рассуждений мальчика. Как оценивают свои поступки дети? 

Виктор-( «мне сделалось жутко», «повздыхал… чуть не всплакнул», «замирая от страха…», «приготовился к каре за содеянное»).

«Левонтьевские» - «заржал Санька», «нам-то ништяк!» (с. 71 ,72). Шантажируют: «Принеси калач, тогда не скажу». )

Найдите детали, показывающие, что героя мучает совесть(С. 72: «Бабушку надул.., – терзался я ночью... Сон не брал меня». Мальчик решил «все-все рассказать» утром.)

2.Самостоятельное составление плана по вариантам.

Составьте план эпизода «Весело и интересно проведенный день в лесу».                                                                      Задание:                                                                                                                                                                                         Первый вариант составляет план , характеризующий Витин день ,а второй – «левонтьевских орлов» . Через пять минут вы озвучите то ,что у вас получилось .

Учащиеся самостоятельно по вариантам составляют план , а затем желающие  зачитывают классу свой составленный план .

- Какие пункты будут общими для рассказчика и «левонтьевских орлов»?

Рассказчик

«Левонтьевские орлы»

1) По дороге на увал.

2) Сбор земляники.

 

3) Драка.

4) Решение сходить к Малой речке.

5) Развлечения на берегу Малой речки.

 

6) Приключения Саньки в пещере.

 

7) Веселое возвращение  домой.

8) Ожидание «кары за содеянное».

 

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Понравился ли вам сегодняшний урок ?

- Что нового и интересного вы открыли для себя на сегодняшнем уроке ?

- Что на сегодняшнем уроке вызывало у вас трудности?

- Как вы считаете , на какую оценку вы работали сегодня?

V . Выставление оценок

VI .Домашнее задание: 

1. Составить кроссворд , направленный на проверку знания рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»( не менее 12 слов) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок литературы в 6 классе по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"...

Урок литературы в 6-м класса по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок -исследование  для учащихся 6 класса продолжает знакомсство учащихся с творчеством писателя. испльзуюттся технологии иссследовательских работ, критического мышления....

Урок литературы в 6 классе по произведению В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок литературы в 6 классе по произведению В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"...

РАЗНОУРОВНЕВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ В.П.АСТАФЬЕВА "КОНЬ С РОЗОВОЙ ГРИВОЙ"

Разноуровневая контрольная работа по литературе в соответствие с правилами ФГОС...