Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4._2astafev.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)
Тема урока Нравственные проблемы рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Тип урока : урок закрепления изученного материала.
Цели:
Образовательные :
- Продолжить анализ рассказа В.П. Астафьева.
- Рассмотреть нравственные вопросы, поднятые писателем (что такое честность, долг, истинная доброта, требовательность к человеку).
- Анализировать поступки героев произведения .
- Сравнить мировоззрение героев данного произведения .
Развивающие :
- Развивать навыки осмысленного чтения.
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.
- Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность.
- Формировать навык использования толкового словаря для определения лексического значения слова.
Воспитательные :
- Воспитывать чувство ответственности за свои поступки
- Воспитывать у учащихся положительные нравственные ценности как: доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки.
Оформление: портрет В. Астафьева, презентация к уроку.
Используемые учебники и учебные пособия:
1. Литература 6 кл. учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель Полухина В. П. "Просвещение" Москва 2014г.
2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией Коровиной В.Я.
Используемая методическая литература:
1.Методические советы для 6 класса. Литература. Под редакцией В. И. Коровина Москва "Просвещение" 2012
2. Литература в таблицах 5-11 класс. АСТ "Астрель" Москва
3. Читаем, думаем, спорим... 6 класс (дидактические материалы по литературе).Москва "Просвещение"2013
4. Уроки литературы в 5-6 классах. И. И. Аркин Москва "Просвещение" 2011
Предварительное домашнее задание:
Подготовить иллюстрацию к одному из эпизодов рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» и озаглавить её.
Ход урока
I. Организационный момент
- Добрый день! Сегодня мы с вами продолжаем работать над произведением Виктора Петровича Астафьева . Тема нашего сегодняшнего урока : « Нравственные проблемы рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»» .
Слово учителя.
Основная тема рассказов Астафьева – тема взросления человека, становления личности. Писатель утверждает необходимость воспитания в человеке доброты, чувства ответственности, благородства по отношению к более слабым. В рассказе звучит протест против жестоких явлений в жизни, предупреждение о последствиях «нарушения душевной связи людей».
В. П. Астафьев показывает, как рождается зло в очень простых и обычных обстоятельствах, как оно растет и начинает вытеснять добро из человеческого сердца, заглушать голос совести.
II. Проверка домашнего задания
- Дома вы должны были по желанию сделать иллюстрацию к одному из эпизодов рассказа и озаглавить её. Я попрошу вас продемонстрировать ваши работы и рассказать, почему вы изобразили именно этот эпизод и объяснить , почему вы так его озаглавили .
Рассматривание иллюстраций, выполненных учащимися.
- Какой эпизод, изображенный в учебнике , запечатлел художник? Зачитайте его.
III . Продолжение изучения нового материала
- Комментированное чтение
-Как же герой был втянут в тяжкий обман, за который так «раскаянно ревел»?
Давайте отправимся еще раз с «левонтьевскими орлами» на увал (зачитать): «бокалы с отбитыми краями,.. наполовину изодранные на растопку берестяные туески,.. ковшик без ручки…». Дети дерутся, плачут, дразнятся; «…заскочили в чей-то огород», «…недоеденный лук побросали».
-Казалось бы, случайно описанные факты… Однако мы легко можем сделать выводы: дети перенимают привычки отца, они лишены чувства ответственности, легкомысленны и эгоистичны, драчливы.
- Сейчас мы попытаемся сравнить мировоззрение героев произведения .
-Как характеризует ребят сбор ягод? Почему герои противопоставлены по отношению к таким нравственным понятиям, как честность, трудолюбие, чувство долга? (Витя- искренний, трудолюбивый, честный человек («Я брал старательно…», с. 68 ; «левонтьевские»- хитры, ленивы, эгоистичны, ябедничают друг на друга, обвиняют в неудачах других, а не себя («Вдруг крышка чайника забренчала…», с. 68).
– Как же Саньке удается заставить рассказчика бросить собирать землянику? (С. 69: «– Мне слабо? – хорохорился я…», «…не спасовать, не струсить, не опозориться…» – вот ответ, объяснение решению рассказчика вытряхнуть ягоды на траву для всех.)
– Какой ценой самоутверждается рассказчик? ( «Хорохорился», «повторял гаснущим голосом», «напустил на себя отчаянность, махнул на себя рукой» – очень трудная борьба идет в душе героя.)
– «Интересно и весело провели… весь день» дети. Но настала пора возвращаться домой. («Я и сам знал, что им, левонтьевским, «ха-ха», а мне «хо-хо».)
- Объясните, в чем смысл рассуждений мальчика. Как оценивают свои поступки дети?
Виктор-( «мне сделалось жутко», «повздыхал… чуть не всплакнул», «замирая от страха…», «приготовился к каре за содеянное»).
«Левонтьевские» - «заржал Санька», «нам-то ништяк!» (с. 71 ,72). Шантажируют: «Принеси калач, тогда не скажу». )
– Найдите детали, показывающие, что героя мучает совесть. (С. 72: «Бабушку надул.., – терзался я ночью... Сон не брал меня». Мальчик решил «все-все рассказать» утром.)
2.Самостоятельное составление плана по вариантам.
Составьте план эпизода «Весело и интересно проведенный день в лесу». Задание: Первый вариант составляет план , характеризующий Витин день ,а второй – «левонтьевских орлов» . Через пять минут вы озвучите то ,что у вас получилось .
Учащиеся самостоятельно по вариантам составляют план , а затем желающие зачитывают классу свой составленный план .
- Какие пункты будут общими для рассказчика и «левонтьевских орлов»?
Рассказчик | «Левонтьевские орлы» |
1) По дороге на увал. 2) Сбор земляники. | |
| 3) Драка. |
4) Решение сходить к Малой речке. 5) Развлечения на берегу Малой речки. | |
| 6) Приключения Саньки в пещере. |
| 7) Веселое возвращение домой. |
8) Ожидание «кары за содеянное». |
|
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Понравился ли вам сегодняшний урок ?
- Что нового и интересного вы открыли для себя на сегодняшнем уроке ?
- Что на сегодняшнем уроке вызывало у вас трудности?
- Как вы считаете , на какую оценку вы работали сегодня?
V . Выставление оценок
VI .Домашнее задание:
1. Составить кроссворд , направленный на проверку знания рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»( не менее 12 слов) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 классе по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок литературы в 6 классе по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"...
Урок литературы в 6-м класса по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок -исследование для учащихся 6 класса продолжает знакомсство учащихся с творчеством писателя. испльзуюттся технологии иссследовательских работ, критического мышления....
Конспект урока по литературе 6 класс по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок мудрости и доброты...
Конспект урока по литературе в 6 классе по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
конспект урока...
Урок литературы в 6 классе по произведению В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок литературы в 6 классе по произведению В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"...
урок литературы 6 класс по произведению В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок литературы в 6 классе...
РАЗНОУРОВНЕВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ В.П.АСТАФЬЕВА "КОНЬ С РОЗОВОЙ ГРИВОЙ"
Разноуровневая контрольная работа по литературе в соответствие с правилами ФГОС...