Конспект урока по литературе на тему: «Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века» 5класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Тихонова Анна Николаевна

Данный конспект урока может быть предназначен для учителей, преподающих в 5 классах средней общеобразовательной школы. На уроке литературы учащиеся получат знания о русских поэтах и художниках 19 века, изображающих родную природу.

В работе использованы материалы учебника, собственные разработки уроков. Данный материал позволит сформировать у учащихся навык составления связного высказывания, навык анализа стихотворений, поможет развить умение выделять главное, обобщать и делать выводы по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе на тему:

 «Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века»

5класс

Автор: Тихонова Анна Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №35 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Чебоксары Чувашской республики.

Тема урока: Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.

Тип урока: интегрированный урок - изучение нового материала.

Цель: привить любовь учащихся к поэзии и живописи, посвященных тематике родной природы.

Задачи урока:

 1) обучающая: познакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов XIX века о родной природе;

2) развивающая: развивать навыки выразительного чтения стихотворений, навыки устной речи, навыки анализа стихотворений, развить умение выделять главное, обобщать и делать выводы;

3) воспитательная: способствовать воспитанию культуроохранного, экологического сознания учащихся.

Оборудование урока:

компьютер, мультимедийный проектор, репродукции картин художников-пейзажистов; портреты Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова; аудиозаписи фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена года», Рахманинов Рапсодия на тему Паганини, 18 вариация,  литературоведческие словари, фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» , учебник, тетрадь.

Время урока: 45 мин.

План урока:

 1.Организационный момент (1мин)

2. Вступительное слово учителя (7 мин)

а. Обращение к эпиграфу.

б. Постановка цели учащимися.

3. Изучение нового материала (25 мин)

а) прослушивание стихотворения И,С.Никитина «Зимняя ночь в деревне» и И.З.Сурикова «Зима» по фонохрестоматии;

- работа в парах (поиск средств художественной выразительности в стихотворениях);

- работа со словарями;

- выразительное чтение стихотворений учащимися;

-просмотр репродукций картин о зиме.

б физкультминутка;

в) Образ весны в русской поэзии 19 века.

- прослушивание стихотворения «Весенние воды» по фонохрестоматии;

- Просмотр  репродукций картин русских художников о весне

- работа в парах (поиск средств художественной выразительности в стихотворениях);

Г) загадка о лете. чтение стих. И.С.Никитина «Утро» подготовленным учеником;

-Просмотр  репродукций картин русских художников о лете (Левитан «Березовая роща»,1885г., Поленов «Пруд в Абрамцево», Шишкин «Дождь в дубовом лесу», 1891г., «Рожь», 1878г.

- работа с текстом стих-я «Утро» (звуки и запахи );(поиск средств художественной выразительности в стихотворении);

д) чтение стихотворений  «Есть в осени первоначальной..» Тютчева, «Осень» А.С.Пушкина

- прослушивание стихотворения «Есть в осени первоначальной..» по фонохрестоматии;

-Просмотр  репродукций картин русских художников об осени;

- выступление заранее подготовленного ученика об истории создания картины «Золотая осень» и ее авторе;

-работа в группах( найти в стих-ии признаки осени );

4. Рефлексия(7 мин)

5. Подведение итогов, выставление оценок (3 мин)

6. Домашнее задание (2мин)

Ход урока

1.Организационный момент

2.Слово учителя

У нас в России четыре времени года. И у каждого времени года свои энергии. Древние учили: «Всегда следуй за энергиями времен года». Что за окном, то же происходит и в нашем теле.

 Люди-удивительные существа планеты Земля- постоянно развиваемся ,учимся новым знаниям, осваиваем новые науки, ремесла. И живем мы в таком же не менее удивительном, постоянно меняющемся мире, живом и прекрасном. Необходимо находиться с природой в постоянном взаимодействии.

 Существует терапия времен года. Весна- Расцветающее дерево. Расцвет, развитие, рост природы и сил человека начинается весной, с приходом стихии дерева.  Лето. Воспринимай все сердцем.

  Главная стихия лета – огонь. Энергия огня помогает развить качества выше земных и небесных. Осенью природа очищается. Деревья сбрасывают листья, а зверьки – меняют шкурки, стихию земли сменит стихия металла.  С наступлением зимы приходит стихия этого времени года – вода. Энергия воды поможет укрепить  внутреннюю силу, которая заключена в мягкости: «Вода мягкая, а точит камень», «Стань подобным воде», «Бери за образец воду» - учили древние.

 В природе – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, писателей, композиторов, и, конечно же, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться. И только внимательному зрителю и слушателю откроется много удивительного, загадочного и прекрасного. Только тогда нам станет понятен таинственный и неповторимый язык родной природы.

 Мир вокруг нас кажется постоянным и неизменным, но это лишь иллюзия(обман).На самом деле окружающая нас природа постоянно меняется, обновляется. Стоит лишь присмотреться.

 А теперь подумайте над темой сегодняшнего урока.

 Учитель: -Природа- одна из вечных тем мирового искусства. Русская литература располагает удивительными образцами пейзажной лирики. Сегодня мы побеседуем о некоторых русских поэтах XIX века, которые в своих стихотворениях восхваляли родные леса, поля, луга, а также птиц и зверей. Все времена года пройдут перед нами в стихах Пушкина, Никитина, Сурикова, Тютчева, Фета, Майкова.

а ) Обращение к эпиграфу.

-Прочитаем эпиграф к сегодняшнему уроку.

Когда напевают закаты в реке,

И сосны вздыхают, и шепчут кусты,

Кто землю поймет на родном языке?

Кто, если не я?

Кто, если не ты?

Л Щипахина.

Учащиеся озвучивают тему урока. Запись темы на доске и в тетрадях.

б ) Постановка цели учащимися. 1 мин.

Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока, опираясь на опорные слова, учитель корректирует.

Опорные слова:

Узнать…

Научиться…

Совершенствовать умение…

Цель: познакомиться со стихотворениями русских поэтов о природе, научиться анализировать лирическое произведение, совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений, умение участвовать в беседе.

3. Изучение нового материала.

А )Учитель: Год начинается с зимы. Зима – чудесное время года. Белоснежное покрывало из блестящего снега, неповторимые узоры на окнах, морозный воздух. Поэты не могли не заметить удивительной красоты зимней природы.

Прослушайте стихотворение И.С. Никитина «Зимняя ночь в деревне» в исполнении народного артиста России Л.Кулагина и стих-е И.З. Сурикова «Зима» в исп. народ. арт. России Габец.

Учитель: - Какие картины изображены в стихотворениях? ( зимняя ночь и снегопад).

- Как вы думаете, удалось ли поэтам передать нам эти удивительные картины? (Да)

- С помощью чего мы смогли представить себе эти картины? ( изобр.- выразит. средства).

Учитель: Изобразительно-выразительные средства используются в литературных произведениях для того, чтобы создать зримый образ описываемого предмета, явления.

- работа в парах (поиск средств художественной выразительности в стихотворениях);

Учитель: Сейчас мы с вами поищем такие средства выразительности в стихотворениях. Но прежде поработаем со словарями и найдем определения: эпитет, сравнение, олицетворение.

- работа со словарями;

Учитель: А теперь найдем эти средства выразительности в стихотворениях ( работа в парах):

Олицетворения  «лес принакрылся», «лес заснул», «пришли морозцы»;  эпитеты « сонное село», «немая тишина», «улицы пустые», «пушистый снег», «чудная шапка»; сравнения «крест, как свеча», «поле забелело, точно пеленой его одело»,  «темный лес, что шапкой принакрылся».

- выразительное чтение стихотворений учащимися;

Просмотр репродукций, изображающих зиму: Шишкин «Зима», 1890г., Н. Крымов «Зимний пейзаж», К. Крыжицкий «Лес зимой», И. Грабарь «Роскошный иней» под аудиозапись П.И. Чайковский «Времена года» или Вивальди «Времена года».

Б ) Физминутка;

 Мы пройдемся по дорожке.

Чтобы отдохнуть немножко,

Мы пройдемся по дорожке.

Но дорожка не простая –

Нас от парт не отпускает.

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой.

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперед, другой – вперед,

А потом наоборот.

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься.

В)Образ весны в русской поэзии 19 века.

 «Весенние воды» Тютчев.

Вопросы:

– В этом стихотворении тоже изображается весна. А месяц назвать вы можете? (Май.)

– Кого или что олицетворяет в нем поэт? Что в стихотворении предстает перед нами, как живое? (Воды, то есть река. Воды «гласят во все концы» о том, что идет весна.)

– Какие эпитеты передают нам светлое, радужное, веселое настроение? («Тихих, теплых, майских дней», «румяный, светлый хоровод».)

Учитель: Да, это весна, которая приходит вслед за зимой. С этим временем года связано пробуждение природы и человека, это символ чистоты, обновления, начала чего-то нового.

Обращаю внимание учеников на репродукции картин: Левитан «Цветущие яблони», 1896г; «Март»,1895г; «Весна-большая вода»,1897г. » под аудиозапись Рахманинов Рапсодия на тему Паганини, вариация 18.

Учитель: Найдите в учебнике стихотворения о весне, подготовьте выразительное чтение одного из них ( кто первый).

Г)- Загадка о лете. чтение стихотворения И.С.Никитина «Утро» подготовленным учеником;

Учитель: Отгадайте загадку и назовите время года:

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я — …

(Лето)

Чтение стихотворения И.С.Никитина «Утро» подготовленным учеником.

Учитель: - Любую художественную картину, нарисованную красками или словесно, можно не только увидеть, но и услышать, и почувствовать. В ней есть свои неповторимые звуки и запахи.

Звуки: шум от крыльев улетающих уток, звон колокольчика, пробудились рыбаки, песни птиц, песня пахаря.

Запахи: утренней свежести, прохлады, близкого водоема, запах цветущих трав.

-Просмотр  репродукций картин русских художников о лете под аудиозапись Рахманинов Рапсодия на тему Паганини, вариация 18. Обращаю внимание на репродукции картин:  Левитан «Березовая роща»,1885г., Поленов «Пруд в Абрамцево», Шишкин «Дождь в дубовом лесу», 1891г., «Рожь», 1878г. ) Посмотрите еще раз на картины, представьте себе ее и назовите присутствующие там звуки и запахи.

Д) Образ осени.

Учитель: Ребята, а теперь посмотрите на картину и отгадайте изображенное на ней время года. Знаете ли вы, кто автор этой картины? (Левитан «Золотая осень»)

Сообщение заранее подготовленного ученика.

Это картина известного художника Левитана, написанная в 1985 году. К началу 1890-Х годов талант Левитана достиг полной зрелости, наступила пора творческого расцвета. В обширном наследии художника картины на мотивы русской осени встречаются неоднократно. Он особенно любил это время года за его лирические печальные тона, за праздничную яркость убранства деревьев- она была созвучна его настроениям. Краски осенней листвы, особая прозрачность воздуха и чувство уходящей жизни находили отклик в его меланхолической натуре.

Одной из самых известных картин Левитана стала «Золотая осень», в которую мастер вложил светлую грусть увядания природы.

Картина написана в имении Горка Тверской губернии, где художник гостил в семье Турчаниновых с мая по октябрь 1895 года.

Учитель: Посмотрите внимательно на другие картины и перечислите признаки осени. (Обращаю внимание на репродукции картин: Поленов «Золотая осень»,1893 г., «Осенний день. Сокольники», 1879г. «Осень.Мельница.Плес.»,1888г. (По разным оценкам художник написал около ста осенних картин.)

-Работа в группах. Найти и перечислить признаки осени в стихотворениях, выразительно прочитать его.

1 группа: стих. «Есть в осени первоначальной…»

Учитель:– Давайте проведем с вами небольшую словарную работу: выпишем из стихотворения в тетрадь слова, которые могут быть непонятны.

(«Лучезарны вечера». Лучезарный – сверкающий, полный сияния, блеска. Серп – длинный изогнутый нож для срезывания хлебных колосьев. «…на праздной борозде». Праздный – здесь: пустой. Борозда – канавка, углубленная черта на поверхности почвы, сделанная сохой или плугом. Лазурь – светло-синий цвет, цвет неба.)

– После того, как мы узнали значения малознакомых слов, я еще раз прочитаю вам это стихотворение.

Учитель выразительно читает стихотворение «Есть в осени первоначальной…».

Поиск средств художественной выразительности:

Автор использует такие художественные средства как

сравнение (весь день стоит как бы хрустальный...) , олицетворение (где бодрый серп гулял) .

Это придает выразительность речи, способствует более полному раскрытию художественного образа.  

Поэт использует самые изысканные эпитеты, передающие его отношение

к окружающему миру: “дивная пора”, “хрустальный день”, “лучезарный вечер”.

2гр.: Пушкин А.С. Осень

Автор использует такие художественные средства как эпитеты «унылая пора», «в багрец и золото одетые леса», «свежее дыхание», лексика старого стиля «осенний хлад». Звукопись: Большое количество глухих согласных звукоподражательно описывает шелест листьев и прохладу.

3 гр. Майков Осень

Словарная работа:

Вешний – весенний.

Утеха – удовольствие, забава.

Совлечь – снять.

Пурпур – тёмно- или ярко-красный цвет.

  Автор использует такие художественные средства как эпитеты «лист золотой», «кудрявых груздей», «прозрачных небес», многочисленные олицетворения, цветовая гамма стихотворения («лист золотой», «пурпур брусничных кистей», «ясность небес»).

6. Рефлексия.

Я начинаю предложение, а вы продолжаете:

Вопросы для рефлексии урока:

1.  Сегодня я узнал…  

2.  Было интересно…  

3.  Я выполнял задания…  

4.  Я понял, что…  

5.  Теперь я могу…  

6.  Я почувствовал, что…  

7.  Я приобрел…  

8.  Я научился…  

9.  У меня получилось …  

10.  Я смог…  

11.  Я попробую…  

12.  Меня удивило…  

13.  Урок дал мне для жизни…  

14.  Мне захотелось…

7. Подведение итогов, выставление оценок. 1 мин.

Учитель: Ребята, а теперь подумайте, при помощи каких средств  предают красоту родной природы поэты, художники, музыканты?(Поэты при помощи тропов, изобразительно-выразительных средств, художники-цветом, техникой живописи(мазочками ,пятном, линией, тоном), музыканты (с помощью нот).

8. Домашнее задание. 1 мин.

1 уровень: выразительное чтение стихотворения С. Есенина « Белая береза»

2 уровень: написать небольшое эссе «Роль природы в жизни человека»

3 уровень: Составить презентацию на тему «Времена года в русской поэзии и живописи 19 века», используя имена поэтов Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова, И.С. Никитина, Я.П. Полонского. А также художников И.И. Левитана, И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, И.Э. Грабаря и других.

        Библиография.

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класс учебник для общеобразовательных учреждений, в 2-х частях. М.: Просвещение, 2015.
  2. Литература, 5 класс, Фонохрестоматия, Коровина В.Я., Журавлев В.П., 2013.
  3.  «Художественная галерея» №60,2005
  4. «Художественная галерея» №65,2005
  5. «Художественная галерея» №56,2005
  6. Коровина В.Я. Литература: 5 класс: Методические советы. М.: Просвещение, 2004
  7. Заир - Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
  8. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. С.-Петербург: КАРО, 2013.
  9. Тимофеев Леонид Краткий словарь литературоведческих терминов .1963
  10. Миронова Н.А. Литература в таблицах:5-11 классы: справ. материалы.- М.:Астрель,2008.

Электронные ресурсы:

  1. http://babiki.ru/blog/kulturnoe-nasledie/36609.html
  1.  http://palitra-ru.ru/

              3 Сайт Сезоны года Стихи русских поэтов о временах года http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8%20%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное чтение. Картины родной природы в произведениях русских поэтов

Конспект, презентация урока внеклассного чтения 5 класс коррекционной школы VIII вида...

Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...

Презентация для урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

Презентация содержит наглядный материал, связанный с творчеством В.Ф. Бокова, Н.М. Рубцова, Р.Г. Гамзатова (портреты, краткая информация, тексты анализируемых стихотворений); фотографии, предназначенн...

Открытый урок по литературе в 5 классе "Родная природа в произведениях русских поэтов XIX века"

Урок дан в рамках обучающего семинара "Духовно- нравственное воспитание школьников в урочной деятельности" для студентов 3 курса направления подготовки "Педагогическое образование"...

презентация к уроку литературы 8 кл "Родная природа в произведениях русских поэтов"

ЭОР к уроку литературы в 8 классе "Родная природа в произведениях русских поэтов"...