Рабочая программа по литературе "Школа 2100" (10 - 11 классы)
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Лапоногова Елена Борисовна

Рабочая программа по литературе "Школа 2100" (10 - 11 классы) + календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon пояснительная записка68.5 КБ
Microsoft Office document icon КТП 10 класс135.5 КБ
Microsoft Office document icon КТП 11 класс168 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературе

учителя МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»

Лапоноговой Елены Борисовны

Пояснительная записка

  1. Статус документа

   Рабочая программа по литературе для 10-11 классов составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта основного (среднего полного) общего образования; 2004 г.
  • «Примерной программы по литературе основного (среднего полного) образования» МО РФ; сайт www.mon.gov.ru
  • «Программы по литературе  для 5 – 11 классов» Р.Н. Бунеева / под ред. А.А. Леонтьева. В сб. «Образовательная система «Школа 2100. Сборник программ…» – М.: Баласс, 2004 г.
  • Программы регионального компонента Архангельской области по литературе для 5 – 11 классов. Авторы: Скепнер Л.И., Артюгина Т.Ю., Валькова Е.И. - Изд.  АО ИППК РО; 2007 г.

    Рабочая программа соблюдает строгую преемственность с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ.

    Программа предназначена для составления тематического планирования курса литературы  в 10-11 классах.

  1. Структура документа

    Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий три раздела:

  • Пояснительную записку
  • Основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого раздела, развитие речи, на внеклассное чтение, тем регионального компонента. Содержательная доминанта программы ориентирована на познавательные, личностные интересы учащихся определённого возраста, что находит отражение в названии учебников.
  • Требования к уровню подготовки учащихся

  1. Цели и задачи

    Цель курса литературного образования (т.е. освоения литературы в процессе творческой читательской деятельности) – воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

   Задачи:

  • Поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и  интеллектуальную потребность читать;
  • Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений разного уровня сложности;
  • Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства;
  •  Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико – литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста;
  • Обеспечить освоение художественного произведения как своеобразного учебника жизни, источника духовной памяти человечества
  • Развивать функциональную грамотность, чувство языка, умения и навыков связной речи, речевую культуру  

  1.     Основной целью  программы по реализации регионального компонента является воспитание у читателей любви и уважения к литературе и культуре Севера, понимания литературы Севера как неотъемлемой части русской и мировой литературы.

  1. Обоснование  выбора программы и учебника

     Данная программа по литературе  для старшей школы является логическим продолжением  программы для начальной школы «Чтение и начальное литературное образование» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) и программы для средней школы «Литература» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова) и составляет вместе с ними непрерывный школьный курс «Чтение и литература» (1 – 11 классы). В целом, программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования» признающей приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника. Главная отличительная особенность программы  в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармоничного развития личности ребёнка.

Программа позволяет обеспечить вариативность и дифференциацию литературного образования, чего невозможно достичь при наличии единой программы для выпускных классов. Современная старшая школа имеет классы разного уровня: общеобразовательные, профильные (негуманитарные), углубленного изучения предмета (гуманитарные и филологические). Очевидно, что механическое сокращение учебного материала программы для углубленного изучения не позволяет учителю на практике продуктивно заниматься литературным образованием учащихся профильных негуманитарных и общеобразовательных классов.

На выбор учителю предлагаются две программы, первая ориентирована на освоение образовательного стандарта (базовый уровень) и может использоваться в общеобразовательных и профильных негуманитарных классах; вторая программа предполагает углубленное изучение литературы (профильный гуманитарный и филологический уровень).

      В основе программы базового уровня лежит проблемно-тематический принцип. Произведения для чтения и изучения объединяются в блоки с позиции их значимости для решения той или иной общечеловеческой, эстетической, нравственной проблемы, для раскрытия определенной «вечной» литературной темы. Такой подход позволяет сохранить интерес к литературе у учащихся, не выбравших для себя гуманитарную линию образования, обеспечивает освоение художественного произведения как своеобразного учебника жизни, источника духовной памяти человечества

   Реализацию данной программы предполагает завершённая авторская линия учебников литературы для средней школы, соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года.

УМК:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Программа по литературе, 5-11 классы».- В сб.: Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. – М.: Баласс, 2004
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 10 класс («Между завтра и вчера»). Учебник в 2-х кн.– М.: Баласс, 2012
  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Литература. 11 класс («Между завтра и вчера»). Учебник в 2-х кн.- М.: Баласс, 2011
  4. Беличенко Д.Ю.  Уроки литературы в 10–11-м классах. Методические рекомендации для учителя.  – М. : Баласс, 2013.

Содержание учебного материала (учебно-тематический план)

Тематический раздел

( проблемно-тематический принцип)

Всего часов

РР

Вн\чт

РК

10 класс

(102)

Введение

Нравственные ценности как основа человеческого существования

Гражданственность русской литературы

В поисках своего героя

Литература конца XX – начала XXI века и русская классика: диалог с идеальным читателем

 Из них:

Развития  речи

Внеклассного  чтения

Регионального  компонента

2

29

27

41

3

1

2

4

1

8

4

11

15

4

1

1

2

8

11 класс

(102)

Введение

Русская художественная литература как зеркало народной души

Русская литература о сокровенной любви к Отечеству

Тема судьбы художника в русской литературе

Из них:

Развития речи

Внеклассного чтения

Регионального компонента

3

40

32

27

5

5

3

13

1

4

5

1

2

6

2

11

Региональный компонент

Класс,

количество часов

Раздел программы

Региональный компонент

Количество часов

10 класс

(8 часов)

Нравственные ценности как основа человеческого существования

Поэзия О. Фокиной (отношение человека к своей Родине)

Память народная в очерке В. Личутина «Душа неизъяснимая»)

Суровая жизнь северян в произведении Н. Жернакова «Фронтовая страда»)

Рассказ Тендрякова «Подёнка – век короткий» (нравственное перерождение человека)

1

1

1

1

Гражданственность русской литературы

Народное понимание искусства в рассказе Е. Богданова «Тёплое лето»

1

В поисках своего героя

«Нам бы про душу не забыть!» (рассказ В. Шукшина «Чудик» и очерк В. Личутина «Душа неизъяснимая»)

1

Литература конца XX – начала XXI века и русская классика: диалог с идеальным читателем

Тематика и проблематика лирики поэтов –северян (Н. Журавлёв), А. Лёвушкин, В. Ледков)

Современные поэты Севера

1

1

  11 класс

(11 часов) 

Русская художественная литература как зеркало народной души.

   Подвиг северных конвоев (по произведению В. Пикуля «Реквием каравану PQ-17»

   Ю. Казаков: слово о писателе. Верность своему назначению исполнение долга перед жизнью (Ю. Казаков «Северный дневник» и «Поморка»)

   Черты русского национального характера в главном герое рассказа Е. Замятина «Африка»

1

1

1

Русская литература о сокровенной любви к Отечеству

   Эстетика труда и северного народного быта в сборнике В. Белова «Плотницкие рассказы»

   Образы и картины северной природы в стихотворении С. Есенина «Небо ли такое белое…»

   Изображение мира деревенской жизни в стихотворениях Н. Рубцова

  Ф. Абрамов: слово о писателе. Изображение северной русской деревни в тетралогии «Братья и сёстры». Проблема распада семейных связей и утраты нравственных начал в жизни человека.

1

1

1

3

Тема судьбы художника в русской литературе

    Развитие мотива неумолимого движения времени в лирике Е. Евтушенко

   Точность словесного выражения и художественной формы в прозе А. Яшина («Рычаги», «Угощаю рябиной»)

1

1

Требования к уровню подготовки учащихся

В соответствии с «Требованиями к уровню подготовки учащихся» программа ориентирована  на освоение следующих умений:

  • читать и понимать художественные произведения с учётом их специфики;
  • определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;
  • воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;
  • воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учётом его специфики;
  • давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия
  • выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);
  • владеть монологической и диалогической формами устной и письменной речи; пересказывать ключевые сцены и эпизоды изученных произведений (для характеристики образа-персонажа, основной проблемы, особенностей композиции и т.д.);
  • писать сочинения в разных жанрах на литературную тему (о героях, проблематике, художественном своеобразии литературных произведений); письменный анализ эпизода, стихотворения; рецензию на изученное произведение; сочинение на свободную тему;
  • работать со справочным материалом книги, различными источниками информации;
  • составлять план, тезисы статей на литературную и публицистическую тему;
  • соотносить произведение с литературными направлениями (8-11 классы)



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по литературе

учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №11

Лапоноговой Елены Борисовны

Календарно – тематическое планирование уроков литературы в 10 классе

 по учебнику «Литература. Между завтра и вчера»»

(авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева)

из расчёта 3 часа в неделю (102 часа в год)

на 2013– 2014 учебный год

п/п

Разделы, программы, темы урока

Часы

Регулятивные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

Предметные знания

Предметные умения

1-2

Литература как процесс. Обзор русской литературы второй половины XIX в. – XX в.

2

Составлять схемы: «Значение литературы в жизни общества», «Исторические эпохи русской культуры».

Выявлять точки отсчета разных литературных эпох и области их соприкосновения.

Во время групповой работы стремиться к координации и сотрудничеству.

Сведения об основных тенденциях русской литературы второй половины XIX в. – XX в.

Анализировать тенденции русской литературы второй половины XIX в. – XX в.

Раздел I. Нравственные ценности как основа человеческого существования (29 часов)

3

«Интеллигентнейший   человек России» Жизнь А.П. Чехова в письмах и воспоминаниях

1

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. По окончании урока формулировать новое знание, осознавать умения, которыми пользовались. Фиксировать информацию в разных формах: план, кластер, таблица, сжатый и развёрнутый текст.

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, схема, таблица).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного текста) развернуто и сжато.

6. Работать с источниками, использовать алгоритм критического анализа источника.

7. Устанавливать причинно-следственные связи.

8. Осуществлять анализ и синтез текстовой информации.

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

4. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

5. Воспринимать иные точки зрения, быть готовым корректировать  свою.

6. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями, докладами, рефератами.

7. Работать в команде, в паре.

1. Биографические сведения о писателях.

2. Содержание прочитанных литературных произведений.

3. Морально-нравственные категории, на которые опираются писатели в произведениях.

4. Изображение роста героя через его внутренний конфликт, выработку собственных морально-нравственных ориентиров.

5. Изображение эпохи писателем.

6. Диалектика души литературных героев.

7. Принцип достоверности изображаемого.

8. Движущие силы человеческих отношений в изображении писателей.

9. Принципы построения художественного образа.

10. Литературные приемы создания художественного образа.

1. Выделять в биографических сведениях о писателях те, которые созвучны изучаемым произведениям.

2. Излагать содержание произведений в кратком и развёрнутом виде.

3. Сопоставлять произведения различных авторов по единству морально-нравственных категорий, проблематике и т.д.

4. Находить в тексте детали, характеризующие героев и определяющие основной конфликт произведения.

5. Определять черты эпохи, описанные в художественном произведении, в их сочетании с замыслом автора.

6. Определять основные литературные приёмы, которыми пользуется писатель.

4-5

Кто виноват в превращении доктора Старцева в Ионыча? (Рассказ А.Чехова «Ионыч»)

2

6

Соединение муки о Боге с мукой о человеке (Рассказ А. Чехова «Студент»)

1

7-10

(1РК)

Пьеса «Вишнёвый сад»:

История создания, споры о жанре, конфликт.

Система образов – персонажей.

Образ вишнёвого сада, образ России

Поэзия О. Фокиной (отношение человека к своей Родине)

4

11

«Колумб Замоскворечья» -А.Н. Островский и театр. Жизнь и творчество Островского

1

12-14

Драма  А. Островского «Гроза»:

 Образ города Калинова.

Быт и нравы купеческой среды (анализ системы образов).

«Диалектика души» Катерины (анализ мотивации героини)

3

15

РР

Критика о драме А.Н. Островского «Гроза»

1

16-18

Вн/чт

Трагедия одиночества в драме Островского «Бесприданница».

Просмотр и обсуждение фрагментов к\ф «Жестокий романс» (замысел автора и интерпретация режиссёра)

3

19

«Гений из провинции». Жизнь А.В. Вампилова в письмах и воспоминаниях

1

20-22

Семьи связующая нить (пьеса А. Вампилова «Старший сын»).

Просмотр и обсуждение фрагментов к\ф «Старший сын»

3

23

Жизнь В.Г. Распутина в письмах и воспоминаниях

1

24-26

(1РК)

Повесть «Живи и помни» Распутина:

Память народная.

Образы Настёны и Гуськова.

«Живи и помни, Человек! О чём?»

Память народная в очерке В. Личутина «Душа неизъяснимая»)

3

27

Вн\чт

РК

Солдат Великой Отечественной войны в произведениях советских писателей

Суровая жизнь северян в произведении Н. Жернакова «Фронтовая страда»)

1

28

РК

«Человек среди людей». Жизнь В.Ф. Тендрякова в письма и воспоминаниях

Рассказ Тендрякова «Подёнка – век короткий» (нравственное перерождение человека)

1

29-30

Повесть В. Тендрякова «Ночь после выпуска»:

Нравственный мир современника.

О чём спорят учителя? (проблема образования в повести)

2

31

Нравственные ценности в произведениях русских и советских писателей (урок-практикум)

1

Раздел II. «Гражданственность русской литературы» (27 часов)

32

РК

Гражданственность русской литературы

Народное понимание искусства в рассказе Е. Богданова «Тёплое лето»

1

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. По окончании урока формулировать новое знание. Фиксировать информацию в разных формах: план, кластер, таблица, сжатый и развёрнутый текст.

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, схема, таблица).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного текста) развернуто и сжато.

6. Пользоваться источниками, использовать алгоритм критического анализа источника.

7. Устанавливать причинно-следственные связи.

8. Осуществлять анализ и синтез текста.

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

4. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

5. Воспринимать иные точки зрения, быть готовым корректировать  свою.

6. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями, докладами, рефератами.

7. Работать в команде, в паре.

1. Биографические сведения о писателях.

2. Содержание прочитанных литературных произведений.

3. Морально-нравственные категории, на которые опираются писатели в произведениях.

4. Тема гражданственности и её воплощение в творчестве писателей.

5. Диалог между обществом и гражданином в изображении писателя.

6. Изображение эпохи писателем.

7. «Диалектика души» литературных героев.

8. Принцип достоверности в творчестве писателей.

9. Движущие силы человеческих отношений в изображении писателей.

10. Принципы построения художественного образа.

11. Литературные приемы.

 1. Уметь выделить в биографических сведениях о писателях те, которые созвучны изучаемым произведениям.

2. Уметь излагать содержание произведений кратко и развёрнуто.

3. Уметь сопоставлять произведения различных авторов по единству морально-нравственных категорий, проблематике и т.д.

4. Уметь находить в тексте детали, характеризующие героев и определяющие основной конфликт произведения.

5. Видеть черты эпохи, описанные в художественном произведении, и их соотношения с замыслом автора.

6. Определять основные литературные приёмы, которыми пользуется писатель.

33

«Обыкновенный русский интеллигент». В.А. Солоухин и его эпоха

1

34

Гражданская позиция В. Солоухина в «Письмах из Русского музея»

1

35

«Трагический тенор эпохи» Александр Блок о времени и о себе

1

36-38

Поэма А. Блока «Двенадцать» -поэма-пророчество ХХ века».

О чём поэма «Двенадцать»? (комментированное чтение).

Символика поэмы – ключ к её пониманию

3

39

«Железный поэт» В.В. Маяковский о себе

1

40-41

Поэма В. Маяковского «Облако в штанах», её художественное своеобразие.

Лирический герой в поэме.

2

42

РР

Критика о поэме Маяковского «Облако в штанах»

1

43

«Суровый сатирик». М.Е. Салтыков-Щедрин

1

44-46

«История одного города» Салтыкова –Щедрина: художественные особенности.

Глуповцы и русский народ в «Истории…»

Образы градоначальников в «Истории…»

3

47

РР

Сатира как способ отражения действительности. Урок-практикум

1

48

«Печальный твой поэт». Литературные источники о жизни и творчестве Н.А. Некрасова

1

49-53

Поэма Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:

История создания поэмы, её художественное своеобразие.

Душа народа русского (анализ Пролога, глав…).

Как понимают счастье герои поэмы.

В поисках счастливого (идейный смысл поэмы).

5

54

Праведница Матрёна» (Обсуждение рассказа Солженицына «Матрёнин двор»)

1

55-58

Судьбы политзаключённых: к\ф «Холодное лето 53-го» и рассках Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Трагедия страны.

2

Один день как целая жизнь (рассказ «Один день Ивана Денисовича»).

Остаться человеком!

2

                                                                                                                                                                                                                     

Раздел III. «В поисках своего героя» (41 час)

59

РК

«Нам бы про душу не забыть!» (рассказ В. Шукшина «Чудик» и очерк В. Личутина «Душа неизъяснимая»)

1

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. По окончании урока формулировать новое знание. Фиксировать информацию в разных формах: план, кластер, таблица, сжатый и развёрнутый текст.

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, схема, таблица).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного текста) развернуто и сжато.

6. Пользоваться источниками, использовать алгоритм критического анализа источника.

7. Устанавливать причинно-следственные связи.

8. Осуществлять анализ и синтез текста.

 

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

4. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

5. Воспринимать иные точки зрения, быть готовым корректировать  свою.

6. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями, докладами, рефератами.

7. Работать в команде, в паре.

1. Биографические сведения о писателях.

2. Содержание прочитанных литературных произведений.

3. Морально-нравственные категории, на которые опираются писатели в произведениях.

4. Изображение роста героя через его внутренний конфликт, выработку собственных морально-нравственных ориентиров.

5. Характеристики литературного героя в различные культурные эпохи (сопоставление).

6. «Диалектика души» литературных героев.

7. Принцип достоверности в творчестве писателей.

8. Движущие силы человеческих отношений в изображении писателей.

9. Принципы построения художественного образа.

10. Литературные приемы.

11. Составляющие знакового литературного героя в произведениях разных писателей.

 1. Уметь выделить в биографических сведениях о писателях те, которые созвучны изучаемым произведениям.

2. Уметь излагать содержание произведений кратко и развёрнуто.

3. Уметь сопоставлять произведения различных авторов по единству морально-нравственных категорий, воплощаемой теме и её решению.

4. Уметь находить в тексте детали, характеризующие героев и определяющие основной конфликт произведения.

5. Формулировать, какие черты литературного героя являются определяющими для данного художественного произведения.

6. Определять основные литературные приёмы, которыми пользуется писатель.

60-61

Вн\чт

О чём болит душа? (герои рассказов В. Шукшина «Микроскоп», «Верую!», «Психопат», «Мастер»)

2

62

«Прозаик, которого дочитывают до конца». С.Д. Довлатов и его повесть «Компромисс»

1

63-66

Вн\чт

Новые герои Л. Петрушевской:

Никому не видимые люди (рассказ «Страна»).

Ангелы и бесы нашей души (рассказ «Котёнок Господа Бога»).

Какие мы, когда нас никто не видит (рассказ «Незрелые ягоды крыжовника»).

Когда приходит Глюк (рассказ «Глюк»)

4

67-69

Уроки Географа (повесть А. Иванова «Географ глобус пропил»).

Учитель и ученик нового времени

3

70-75

(1РР)

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»:

Творческая история, роман и эпоха.

Смысл названия романа и его своеобразие.

Идейные разногласия Базарова и Кирсановых – о чём спорят?

Базаров и Одинцова.

Базаров и родители

6

76

РР

Базаров и нигилизм. Эссе «В чём причины нигилизма?»

1

77

«Поэт обыденности». Жизнь А.И. Гончарова в письмах и воспоминаниях

1

78-87

Роман И. Гончарова «Обломов»:

Особенности романа.

Обломов и его посетители.

Обломов и «обломовщина» (анализ «Сна Обломова»).

Штольц как антипод Обломова.

Обломов и Ольга Ильинская.

Историко-философский смысл романа.

Полнота и сложность образа Обломова

 

10

88

РР

Мастерство Гончарова - художника

1

89

зачёт

Зачётная работа по роману Гончарова «Обломов»

1

90-93

Вн\чт

Читаем книги о войне: Богомолов «Момент истины», В. Шукшин «Они сражались за Родину». Просмотр и обсуждение фрагментов к\ф

4

94

Вн\чт

«Строки, опалённые войной». Лирика военных лет

1

95

«Нижегородский цеховой с мировой известностью». Максим Горький в письмах и воспоминаниях

1

96-98

Пьеса М. Горького «На дне»:

Своеобразие пьесы, творческий замысел.

Комментированное чтение пьесы.

Споры о правде и лжи в жизни.

3

99

РР

Эссе «Что лучше: горькая истина или сострадание?»

1

Заключение. Литература конца XX – начала XXI века и русская классика: диалог с идеальным читателем

100

РК

Литература конца XX – начала XXI века и русская классика. Идеальный читатель как соавтор художника

Тематика и проблематика лирики поэтов –северян (Н. Журавлёв), А. Лёвушкин, В. Ледков)

1

Фиксировать информацию различными способами.

Выявлять точки отсчета разных литературных эпох и области их соприкосновения.

Во время групповой работы стремиться к координации и сотрудничеству.

Сведения об основных тенденциях русской литературы XX-начала XXI века

Уметь анализировать тенденции русской литературы XX-начала XXI века.

101

РР

Миссия русской литературы и понимание этой миссии различными писателями в разное время. Урок-практикум

1

102

РК

Литературный миф и литературная тенденция. Символизм, футуризм, критический реализм, социалистический реализм – сравнительный анализ. Общее и частное в литературных произведениях.

 Современные поэты Севера

1



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по литературе

учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №11 Лапоноговой Елены Борисовны

Календарно - тематическое планирование

уроков литературы в 11-м классе

по учебнику «Литература. Между завтра и вчера»»

(авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева)

из расчёта 3 часа в неделю (102 часа в год)

на 2013– 2014учебный год

п/п

Разделы, программы,

темы урока

Часы

Регулятивные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

Предметные знания

Предметные умения

1

РК

Введение в курс.

Подвиг северных конвоев (по произведению В. Пикуля «Реквием каравану PQ-17»)

1

Составлять схемы, таблицы.

Выявлять точки отсчета разных литературных эпох и области их соприкосновения.

Во время групповой работы стремиться к координации и сотрудничеству.

Сведения о русской и европейской литературе, о месте русской литературы в мировой культуре.

Уметь анализировать тенденции развития русской литературы.

2

3 Вн/чт

Диалог русской и европейской литературы. Место русской литературы среди других литератур мира.

«Ловец человеков» (библейский сюжет в повести Селлинджера «Над пропастью во ржи»)

2

Раздел I. Русская художественная литература как зеркало народной души (40 часов)

4

«Человек, который весь борьба». Ф.М. Достоевский в письмах и воспоминаниях

1

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. По окончании урока формулировать новое знание, осознавать умения, которыми пользовались. Фиксировать информацию в разных формах: план, кластер, таблица, сжатый и развёрнутый текст.

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, схема, таблица).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного текста) развернуто и сжато.

6. Работать с источниками, использовать алгоритм критического анализа источника.

7. Устанавливать причинно-следственные связи.

8. Осуществлять анализ и синтез текстовой информации.

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

4. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

5. Воспринимать иные точки зрения, быть готовым корректировать  свою.

6. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями, докладами, рефератами.

7. Работать в команде, в паре.

1. Биографические сведения о писателях.

2. Содержание прочитанных литературных произведений.

3. Морально-нравственные категории, на которые опираются писатели в произведениях.

4. Изображение народа, народного духа, понятие патриотизма.

5. Изображение эпохи писателем.

6. «Диалектика души» литературных героев.

7. Принцип достоверности в творчестве писателей.

8. Сквозная тема «всеобщего счастья» и её решение в литературных произведениях.

9. Движущие силы человеческих отношений в изображении писателей.

10. Принципы построения художественного образа.

11. Литературные приемы.

1. Уметь объяснить отличие художественной литературы как вида искусства от других видов искусства.

2. Знать основные черты реализма как литературного направления.

3. Уметь сопоставлять произведения различных авторов по единству морально-нравственных категорий, воплощаемой теме и её решению.

4. Уметь находить в тексте детали, характеризующие героев.

5. Определять конфликт в художественном произведении.

 

5

Роман «Преступление и наказание». Петербург Достоевского

1

6-7

Раскольников и его теория

2

8

Бунт Раскольникова

1

9-11

Роман «Преступление и наказание». Теория революции

3

12-13

Роман «Преступление и наказание». Начало новой жизни

2

14

РР

Критика о романе «Преступление и наказание»

1

15

зачёт

Зачётная работа по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

1

16

«Самый русский из русских». Жизнь и творчество Н.С. Лескова

1

17-18

Рассказ «Запечатлённый ангел»

2

19

РР

Критика о праведниках Лескова. Эссе «В чём праведность героев Лескова?»

1

20

«Огромный писатель, которого не замечали». Жизнь и творчество А.П. Платонова в письмах и документах

1

21-22

Повесть «Сокровенный человек»

2

23

РР

Творчество А.П. Платонова в оценке критики

1

24

«Самый бескомпромис-сный из русских писателей». Жизнь и творчество В.Т. Шаламова в воспоминаниях и документах

1

25-26

Остаться Человеком в колымском аду («Колымские рассказы» В. Шаламова)

2

27

РР

Критика о рассказах В.Т. Шаламова

1

28 Вн.Чт

Последний бой майора Пугачёва (по одноимённому рассказу В. Шаламова)

29-30

«Великий писатель земли русской» Л.Н. Толстой о своей жизни

2

31-32

«Война и мир». Особенности композиции и сюжета романа

2

33-34

Изображение войны на страницах романа «Война и мир»: Шенграбенское сражение, Аустерлиц, Бородино

2

35-36

Роль личности в истории. Кутузов и Наполеон

2

37-38

Народ в изображении Л. Толстого: образы П. Каратаева, Т. Щербатого и других

2

39-40

«Высший свет» в романе Толстого «Война и мир»

2

41-42

Путь исканий Андрея Болконского

2

43-44

«Диалектика души» Пьера Безухова

2

45-46

Женские образы в романе «Война и мир». Образ Наташи Ростовой

2

47

РР

«Война и мир» в контексте мировой литературы. Роман «Война и мир» в оценке критиков

1

48

РК

Ю. Казаков: слово о писателе. Верность своему назначению исполнение долга перед жизнью (Ю. Казаков «Северный дневник» и «Поморка»)

1

49

РК

Черты русского национального характера в главном герое рассказа Е. Замятина «Африка»

1

Раздел II. Русская литература о сокровенной любви к Отечеству (32 часа)

50

РК

Любовь к Отечеству, как одна из составляющих «народной души».

Эстетика труда и северного народного быта в сборнике В. Белова «Плотницкие рассказы»

1

Представлять информацию в виде схемы.

Выявлять общие точки соприкосновения разных авторов в изображении ими литературных персонажей, выводить общую тенденцию. Делать вывод об отличительных чертах русской литературы  

Во время групповой работы стремиться к координации и сотрудничеству.

Изображение двуединства народного характера в статье В. Распутина, в творчестве А.С. Пушкина, в особенностях русского языка.

Значение русской литературы как энциклопедии русской души.

Отличие художественной и «нехудожественной» литературы.

Уметь анализировать двуединство народного характера в изображении изучаемых авторов; выделять значение русской литературы в формировании личностного самосознания и чувства патриотизма, различать произведения по степени художественности.

51

«Утончённо-изящный европеец и русский поэт». Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева

1

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. По окончании урока формулировать новое знание. Фиксировать информацию в разных формах: план, кластер, таблица, сжатый и развёрнутый текст.

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, схема, таблица).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного текста) развернуто и с компрессией, с заменой синонимических рядов.

6. Пользоваться источниками, использовать алгоритм критического анализа источника.

7. Устанавливать причинно-следственные связи.

8. Осуществлять анализ и синтез текста.

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

4. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

5. Воспринимать иные точки зрения, быть готовым корректировать  свою.

6. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями, докладами, рефератами.

7. Работать в команде, в паре.

1. Биографические сведения о поэтах и писателях.

2. Содержание прочитанных литературных произведений.

3. Морально-нравственные категории, на которые опираются авторы.

4. Отражение эпохи в произведениях, понятие патриотизма, чувства Родины.

5. Изображение эпохи писателем.

6. Лирика и эпос как способы познания мира.

7. Принцип достоверности в творчестве писателей.

8. Сквозная тема общей исторической судьбы.

9. Раскрытие смыслов через работу с художественной деталью.

10. Литературные приемы.

1. Уметь объяснить отличие художественной литературы как вида искусства от других видов искусства.

2. Знать и понимать содержание прочитанных произведений.

3. Уметь сопоставлять произведения различных авторов по единству морально-нравственных категорий, воплощаемой теме и её решению.

4. Уметь находить в тексте детали, с помощью которых создаётся законченная картина.

5. Формулировать понятия: Родина, патриотизм, народный дух.

6. Вырабатывать в себе способность к анализу стилистических приёмов в художественном тексте.

52

Сокровенная лирика Ф.И. Тютчева

1

53

«Поэт дворянской усадьбы». Жизнь и творчество А.А. Фета

1

54

Лирика А.А. Фета

1

55

РР

Лирика А.А. Фета и Ф. И. Тютчева в оценке критиков. Выразительное чтение стихотворений А. Фета и Ф. Тютчева

1

56

«Самый русский эмигрант». Жизнь и творчество И.А. Бунина

2

57

Чудная власть прошлого (рассказы «Антоновские яблоки» И. Бунина)

1

58

Острое чувство кризиса цивилизации (Рассказ И. Бунина «Господин из Сан –Франциско»)

1

59

«Последний поэт деревни». Жизнь и творчество С.А. Есенина

1

60 РК

Читаем лирику С.А. Есенина

Образы и картины северной природы в стихотворении С. Есенина «Небо ли такое белое…»

1

61

РР

Читательская интерпретация стихотворений С. Есенина

1

62 РК

«Ангел Родины». Жизнь и творчество Н.М. Рубцова.

Изображение мира деревенской жизни в стихотворениях Н. Рубцова

1

63-64

«Летописец народного духа». Жизнь и творчество М.А. Шолохова в документах и письмах

2

65

Роман «Тихий Дон». Казачество в изображении Шолохова

1

66

Тема войны и мира в романе «Тихий Дон»

1

67

Тема казачьего бунта

1

68

Женские судьбы и любовные линии в романе Шолохова

1

69

Родина героев Шолохова: какая она?

1

70

Противоречивость в романе «Тихий Дон»: текст, написанный самой жизнью

1

71

РР

Критики о творчестве М.А. Шолохова и романе «Тихий Дон»

1

72

РР

Эссе «В чём жизненная правда романа «Тихий Дон»?

1

73-75

РК

Ф. Абрамов: слово о писателе. Изображение северной русской деревни в тетралогии «Братья и сёстры». Проблема распада семейных связей и утраты нравственных начал в жизни человека.

3

Раздел III. Тема судьбы художника в русской литературе (27 часов)

76

РК

Литературная судьба в контексте нелитературной эпохи.

 Развитие мотива неумолимого движения времени в лирике Е. Евтушенко

1

Представлять информацию в виде схемы.

Выявлять общие точки соприкосновения разных авторов в изображении ими эпохи и своего места в ней, выводить общую тенденцию. Делать вывод об отличительных чертах русской литературы.

Во время групповой работы стремиться к координации и сотрудничеству.

Проблема соотношения творческой личности и вызовов эпохи. Суть спора о предназначении литературы и разные направления, иллюстрирующие суть этого спора.

Уметь анализировать проблему соотношения личности и общества в контексте литературного творчества; аргументировать различные точки зрения на предназначение русской литературы.

77-78

«Поэтесса, научившая женщин говорить». Жизнь и творчество А.А. Ахматовой

2

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. По окончании урока формулировать новое знание. Фиксировать информацию в разных формах: план, кластер, таблица, сжатый и развёрнутый текст.

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, схема, таблица).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного текста) развернуто и сжато.

6. Пользоваться источниками, использовать алгоритм критического анализа источника.

7. Устанавливать причинно-следственные связи.

8. Осуществлять анализ и синтез текста.

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

4. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

5. Воспринимать иные точки зрения, быть готовым корректировать  свою.

6. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями, докладами, рефератами.

7. Работать в команде, в паре.

1. Сведения о поэтах и писателях.

2. Содержание прочитанных литературных произведений.

3. Морально-нравственные категории, на которые опираются авторы.

4. Понимание сути вечного конфликта личности и общества, художника и власти, человека и эпохи.

5. Понимание выбора, который приходится делать каждому творческому человеку.

6. Принцип достоверности писателей.

7. Движущие силы человеческих отношений в изображении изучаемых авторов.

8. Принципы построения текста, его индивидуальные стилистические особенности.

9. Литературные приемы.

1. Уметь объяснить отличие художественной литературы как вида изобразительного искусства от других видов искусства.

2. Уметь анализировать содержание изучаемых произведений, находить в них черты эпохи, авторское исследование.

3. Уметь находить и анализировать индивидуальные особенности авторского стиля.

4. Уметь сопоставлять произведения различных авторов по единству морально-нравственных категорий, открываемой теме и её решению.

5. Уметь находить в тексте детали, характеризующие героев, эпоху и самого автора.

6. Определять конфликт в художественном произведении.

79

Стихотворение «Лотова жена»

1

80

«Человек эпохи». Жизнь и творчество О.Э. Мандельштама

1

81

Лирика О.Э. Мандельштама

1

82-83

«Писатель, живущий в России». Жизнь и творчество Б.Л. Пастернака

2

84

РР

Анализ мтихотворения «Во всём мне хочется дойти до самой сути…»

1

85

«Самый зоркий писатель». Жизнь и творчество А.И. Куприна в воспоминаниях и письмах

1

86

Рассказ «Исполины»

1

87

Вн\чт

Любви неугасающее чувство произведения  А. Куприна «Олеся и «Гранатовый браслет»)

1

88

Вн\чт

Музыка первой любви (рассказ В. Крупина «Полонез Огиньского»)

1

89

«Герой своего романа». Жизнь и творчество М.А. Булгакова

1

90

Роман «Мастер и Маргарита». Сюжет романа и история его создания

1

91

Композиция романа «Мастер и Маргарита»

1

92

Жанровые особенности романа«Мастер и Маргарита»

1

93

Философский смысл романа«Мастер и Маргарита»

1

94

Судьба Мастера

1

95

РР

Критика о творчестве М.А. Булгакова

Эссе по роману Булгакова (темы на выбор)

1

96

РК

Точность словесного выражения и художественной формы в прозе А. Яшина («Рычаги», «Угощаю рябиной»)

1

97

«Интимная поэзия израненной души». Жизнь и творчество М.И. Цветаевой

1

98

РР

Анализ стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

1

99

Вн\чт

«Каждый выбирает для себя…» (дилогия Ф. Абрамова «Пелагея» и «Алька»)

1

100

Заключение. Начало всех начал. А.С.Пушкин

1

101

Вн\чт

Русская литература как залог сохранности народного духа

1

102

Итоговый урок

«Какой я – читатель?»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе в 5 классе по ОС "Школа 2100"

Рабочая программа по литературе в 5 классе по ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по изобразительному искусству. 1 класс (Школа 2100)

Рабочая программа по ИЗО для 1 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования примерной основной образовательной ...

Рабочая программа по руссому языку . 5 класс ( ШКОЛА 2100, БУНЕЕВ)

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы)  Рабочая программа рассчитана на 140 часаов в год (...

Рабочая программа по биологии для 5 класса. Программа 2100

Рабочая программа разработана для 5 класса по УМК Программы 2100. Программа соответствует положению о написании рабочих программ Образовательного учреждения ....

Рабочая программа по биологии для 6 класса. Программа 2100.

Программа по биологии для 6 класса было составлена в соответствии с требованиями Положения о составлении рабочих программ образовательного учреждения....

Рабочая программа по биологии для 7 класса. Программа 2100.

Программа по биологии для 7 класса было составлена в соответствии с требованиями Положения о составлении рабочих программ образовательного учреждения. Программа включае в себя часы по ОБЖ....

Рабочая программа по биологии для 8 класса. Программа 2100.

Программа по биологии для 8 класса было составлена в соответствии с требованиями Положения о составлении рабочих программ образовательного учреждения....