Рабочая программа по биологии для 6 класса. Программа 2100.
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
Программа по биологии для 6 класса было составлена в соответствии с требованиями Положения о составлении рабочих программ образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass.docx | 66.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №65 с углубленным изучением французского
языка Выборгского района Санкт-Петербурга
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании Заместитель директора Директор
методического объединения по УВР Басс О. Л. ГБОУ школы №65
учителей естественных наук от «25»августа 2015 г. Ермолаева Н.Я.
Протокол № 1 от «25»августа 2015г. Приказ №144-ШК
Руководитель от «1» сентября 2015г.
методического объединения
Медведева Н.Ю.
Рабочая программа по биологии для 6 «А» класса
1 час в неделю (всего 34 часа)
Автор-составитель:
Соловьёва А.А.
2015-2016 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сведения о программе
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и обеспечена учебником
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Родионова Е.И. Биология. О тех, кто растет, но не бегает. Учебник для 6-го класса. – М. : Баласс, 2009г.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю), что определено инвариантной частью учебного плана школы.
При разработки программы для 6 «А» класса учитывались их возрастные психологические особенности.
Большая часть учащиеся данного класса добросовестно относятся к выполнению домашнего задания, активно работают на уроке, не боятся высказывать свое мнение и отстаивать его, умеют выражать свои мысли, находить пути решения проблемных вопросов.
Изучая курс биологии по программе «Школа 2100» учащиеся умеют:
- применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи, и благоприятной среды обитания человечества;
- находить обратные связи в простых системах и обнаруживать их роль в процессах их функционирования и развития;
- находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого;
- пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;
- обнаруживать наблюдаемые регуляторные изменения в собственном организме и объяснять биологический смысл происходящего;
- классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;
- приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных;
- пользоваться знаниями по генетике, селекции и физиологии для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);
- приводить примеры приспособлений у растений и животных;
- находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;
- объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
- находить ответы на интересующие их практические и теоретические вопросы в дополнительной литературе.
Цели и задачи курса:
В процессе изучения начального курса биологии формируются базовые знания и умения, необходимые учащимся в изучении дальнейших курсов биологии, происходит становление устойчивого интереса к предмету, закладываются основы жизненно важных компетенций. Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о методах познания живой природы;
овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования.
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Программа составлена в соответствии с Образовательной программой «Школа 2100».
Основные направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Биология»
· Осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значения биологии в
жизни человека и общества.
· Овладение системой экологических и биосферных знаний, определяющей граничные
условия активности человечества в целом и каждого отдельного человека.
· Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства,
биотехнологии.
· Формирование представления о природе как развивающейся системе.
· Овладение биологическими основами здорового образа жизни.
Основные идеи курса
· Функционально-целостный подход к явлениям жизни.
· Исторический подход к явлениям жизни.
· Экосистемный подход.
· Сравнительный метод (теория классификаций).
Общая характеристика учебного предмета «Биология»
Настоящая программа по биологии для основной школы является логическим продолжением программы по природоведению и составляет вместе с другими предметами (физической географией, химией, физикой) непрерывный школьный курс естествознания. Основу изучения курса биологии составляют функционально-целостный подход к явлениям жизни, исторический подход к явлениям жизни, экосистемный подход, сравнительный метод (теория классификаций).
Описание места учебного предмета «Биология» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Федерального компонента учебного плана СОШ №65 предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс, общее количество уроков в неделю с 5-го по 9-й класс составляет 8 часов (5-й класс – 1; 6-й класс – 1; 7–9-й классы – по 2 часа в неделю). Календарно – тематическое планирование к рабочей программе по биологии 6 класса включает входную, полугодовую и годовую мониторинговые контрольные работы; лабораторные работы.
Структура и особенности курса биологии в 5 м классе
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), на изучение биологии в 6 классе отводится 34 ч. Материал курса разделен на шесть глав. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием биологических наук и методами изучения природы.
Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Личностными результатами изучения биологии в 6 классе являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:
– осознание роли жизни (1-я линия развития);
– рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);
– использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);
– объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
1-я линия развития – осознание роли жизни:
– объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга;
2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений цветковых растений к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности.
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
– различать цветковые растения, однодольные и двудольные, приводить примеры растений изученных семейств цветковых растений (максимум – называть характерные признаки цветковых растений изученных семейств);
– определять основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень);
– объяснять строение и жизнедеятельность цветкового растения;
– понимать смысл биологических терминов;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
5-я линия развития – оценивать риск взаимоотношений человека и природы:
– соблюдать и объяснять правила поведения в природе.
6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– различать съедобные и ядовитые цветковые растения своей местности.
Содержание учебного предмета:
Введение (1 ч)
Биология – наука о живых организмах. Обмен веществ, раздражимость, рост и размножение – свойства живых организмов. Приспособленность живых организмов к условиям жизни.
Часть 1. Наука о многообразии организмов (3 ч)
Причины многообразия организмов: различная роль в круговороте веществ, различия среды обитания и образа жизни, многообразие планов строения организмов, стратегий их размножения.
Систематика – наука о многообразии живых организмов. Важнейшие систематические группы. Основные царства живой природы: безъядерные, растения, грибы, животные. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Наличие или отсутствие ядра в клетке. Безъядерные и ядерные организмы. Тип питания: автотрофы и гетеротрофы. Сравнительная характеристика клеток растений, грибов и животных.
Наблюдение и выявление общих черт предметов и явлений.
Собирание фактов и выявление повторяющихся черт предметов и явлений. Процедура сравнения целых по элементам и элементов по их положению в целых. Наука начинается не там, где находят отличия, а там, где обнаруживают сходства. Наука имеет дело только с повторяющимися (воспроизводящимися) событиями. Классификация как отражение результатов сравнения.
Часть 2. Вещества и их превращения (1 ч)
Строение веществ. Молекулы и атомы. Превращение веществ. Органические и минеральные вещества.
Часть 3. Бактерии (3 ч)
Бактерии – мелкие одноклеточные организмы, обитающие в однородной среде. Строение и обмен веществ бактериальной клетки. Как происходит наследование, роль молекулы ДНК в размножении организмов. Размножение микробов. Роль бактерий в нашей жизни (болезнетворные, используемые в производстве, редуценты в природных экосистемах, полезная микрофлора организма: на коже, во рту, в кишечнике).
Лабораторные работы: Изучение внешнего строения бактерий
Часть 4. Грибы (3 ч)
Строение клетки ядерных организмов. Эукариоты.
Грибы – гетеротрофы (сапротрофы). Строение и жизнедеятельность грибов. Перенос вещества на большие расстояния и роль мицелия в этом процессе. Размножение грибов.
Роль грибов в биосфере и в жизни человека. Практическое значение грибов. Съедобные и ядовитые грибы своей местности.
Лабораторные работы. Устройство микроскопа и работа с ним. Рассматривание гифов плесневых грибов с помощью микроскопа. Изучение внешнего строения дрожжей с помощью микроскопа. Изучение строения древесных грибов-трутовиков.
Часть 5. Низшие растения (4 ч)
Растения – автотрофы (1 ч).
Растения – производители. Экологическая роль автотрофов.
Фотосинтез. Хлорофилл. Строение и функции растительной клетки. Хлоропласт. Вакуоль. Обмен веществ растения: фотосинтез и дыхание растений. Минеральное питание растений.
Лабораторные работы. Изучение строения живых клеток кожицы лука, клеток листьев элодеи или валисснерии.
Водоросли (3 ч).
Среда водорослей – вода. Одноклеточные водоросли. Многоклеточные водоросли и их строение: слоевище. Планктонные и бентосные водоросли. Влияние освещенности и силы тяжести. Многообразие водорослей: зеленые, бурые и красные водоросли.
Регенерация и размножение водорослей: вегетативное, бесполое и половое. Жизненный цикл водорослей. Гаметофит, спорофит, редукционное деление.
Экологическая роль многоклеточных водорослей и фитопланктона. Хозяйственное значение водорослей.
Лабораторные работы. Изучение строения водорослей. Изучение размножения водорослей.
Часть 6. Лишайники (1 ч)
Лишайники – симбиотические организмы. Строение и жизнь лишайников. Экологическая роль лишайников. Многообразие лишайников. Хозяйственное значение лишайников.
Лабораторные работы: Изучение строения лишайников.
Часть 7. Высшие растения (4 ч)
Высшие споровые растения (3 ч).
Выход растений на сушу. Мхи – «земноводные растения». Лист, стебель, сосуды и их значение в наземных условиях. Решение проблем, связанных с освоением суши (иссушение, транспорт воды и минеральных веществ, опора). Жизненный цикл мхов (спорофит – «нахлебник» гаметофита), размножение мхов. Зависимость размножения мхов от воды. Многообразие мхов. Зеленые и сфагновые мхи. Роль мхов в биосфере и жизни человека.
Ткани. Основные группы тканей. Органы растения.
Плауны, хвощи и папоротники. Появление покровных и проводящих тканей. Строение и жизненный цикл плауна, хвоща и папоротника. Роль в биосфере и в жизни человека.
Лабораторные работы. Изучение внешнего строения мхов. Изучение строения тканей растения на постоянных препаратах.
Голосеменные растения (1 ч).
Освоение засушливых территорий. Размножение и жизненный цикл на примере хвойных (гаметофит образуется внутри спорофита). Опыление, созревание семян, прорастание.
Хвойные. Корень, стебель и древесина хвойных. Строение и рост стебля. Роль хвойных в биосфере и хозяйстве человека. Хвойные растения своей местности.
Лабораторные работы. Изучение строения шишек и семян хвойных. Определение возраста ствола по спилам.
Цветковые растения (12 ч).
Строение и основные органы цветкового растения. Цветок – орган полового размножения растений, строение и многообразие цветков. Функции частей цветка. Жизненный цикл цветкового растения. Половое размножение растений. Опыление и его формы. Соцветия – средство облегчить опыление. Типы соцветий. Формирование семени и плода, их функции. Распространение плодов и семян. Покой семян и их прорастание. Строение семени.
Корень, его строение, формирование и функции (механическая, поглощение воды и минеральных веществ). Роль удобрений для возделывания культурных растений. Строение и формирование побега. Почка. Видоизменения побега: клубень, луковица, корневище. Стебель и его строение. Проведение веществ. Ксилема и флоэма в стебле. Камбий. Лист, его строение и функции.
Вегетативное размножение растений, его формы.
Значение цветковых растений в жизни человека.
Систематика цветковых растений. Однодольные и двудольные растения. Многообразие и хозяйственное значение розоцветных, мотыльковых, пасленовых, зонтичных, сложноцветных, лилейных и злаков на примере растений своей местности. Важнейшие группы культурных растений, выращиваемые в своей местности.
Холод и засуха и приспособление растений к их переживанию.
Лабораторные работы. Проведение опытов по изучению состава почвы. Изучение строения цветков. Описание двудольного растения по плану. Проращивание семян фасоли. Проращивание клубня картофеля.
Часть 8. Сообщества (2 ч)
Сообщества леса, луга, степи, болота, тундры и пустыни и роль растений в них. Значение сообществ в жизни человека. Охрана растений.
Практическая работа. Наблюдения за сезонными изменениями в природе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 6 КЛАСС
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе К/Р | |
1 | ВВЕДЕНИЕ. НАУКА О МНОГООБРАЗИИ ОРГАНИЗМОВ | 3 | 1 | |
2 | ИЗ ЧЕГО СОСТОЯТ ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ | 1 | ||
3 | БАКТЕРИИ-САМЫЕ МЕЛКИЕ И МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА | 3 | ||
4 | КЛЕТКИ ЯДЕРНЫХ ОРГАНИЗМОВ | 1 | ||
5 | ГРИБЫ | 2 | ||
6 | РАСТЕНИЯ | 2 | 1 | |
7 | ВОДОРОСЛИ СЛОЕВИЩНЕ РАСТЕНИЯ. Лишайники. | 3 | ||
8 | ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ | 4 | 1 | |
9 | СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ | 1 | ||
10 | ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ | 12 | 1 | |
12 | СООБЩЕСТВА РАСТЕНИЙ | 2 | 1 | |
ИТОГО | 34 |
Проверочные и контрольные работы взяты из тетради «Проверочные и контрольные работы», разработанные к учебнику «Биология», 6-й класс («О тех, кто растёт, но не бегает») содержат дидактический материал для проведения контроля за усвоением знаний и развитием умений и являются составной частью учебно-методического комплекта для 6-го класса по курсу «Биология».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебник « О тех, кто растет, но не бегает», авт.: С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан.
№ | Разделы, темы | Число часов | Требования к уровню подготовки | Домашнее задание | Тип урока | Вид контроля | Дат а | |||||||||||||||||||||
план | факт | |||||||||||||||||||||||||||
Введение. Раздел 1. Наука о многообразии организмов ( 2 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||
1 | Почему живые организмы так разнообразны Систиматика-наука о многообразии | 1 | Раскрывать основные причины многообразия живых организмов; Характеризовать условия обитания и свойства; Объяснять общие признаки систематики | §1-3, задание № 4-6 | ИНМ | Текущий, УО | ||||||||||||||||||||||
2 | Чем занимается наука? Как мы сравниваем предметы? | 1 | Характеризовать общие признаки науки; объяснять работу сравнительного метода | §4-7. Вопросы 1-3 письменно | ИНМ | Текущий, УО | ||||||||||||||||||||||
3 | Контрольная работа за 5 класс | 1 | Умение применять св знания и умения по программе 5 класса | Контроль знаний | КР | |||||||||||||||||||||||
Раздел 2. Из чего состоят живые организмы (1 час) | ||||||||||||||||||||||||||||
4 | В живых организмах одни вещества превращаются в другие | 1 | Объяснять химический состав живых организмов; особенности превращения одни в другие | §8, задание 4 письменно, 8.1-8.3 | ИНМ | Текущий, УО | ||||||||||||||||||||||
Раздел 3. Бактерии-самые мелкие и самые многочисленные живые существа ( 3 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||
5 | Бактерии-крохотные разрушители органических веществ | 1 | Умение работать с раздаточным материалом, составлять схемы и таблицы; объяснять особенности строения и жизнедеятельности бактериальной клетки, характеризовать условия жизнедеятельности бактерий | §9-10, 11.2-11.4 сделать | ИНМ | Текущий, УО | ||||||||||||||||||||||
6 | Наследование-воспроизведение детьми свойств родителей | 1 | Давать определение понятию «наследование признаков», объяснять особенности передачи программы развития | §11, вопрос 5 письменно, зад 12.5 | . ИНМ | УО | ||||||||||||||||||||||
7 | Бактерии в организме человека. В промышленности . | 1 | Характеризовать заболевания человека, вызываемые бактериями; формулировать правила гигиены; объяснять, как люди используют бактерии | §12-14, вопросы 9-10 письменно | ИНМ | Текущий, УО | ||||||||||||||||||||||
Раздел 4. Клетки ядерных организмов (1 час) | ||||||||||||||||||||||||||||
8 | Клетка ядерных организмов устроена сложнее, чем бактерия | Характеризовать особенности строения клеток эукариот и прокариот, строить схемы | §15, ВОПРОС 5 письменно | Контроль знаний, ИНМ | СР | |||||||||||||||||||||||
Раздел 5. Грибы ( 2 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||
9 | Грибы-гетеротрофы Размножение грибов | 1 | Объяснять строение грибов и особенности их питания, размножения; умение строить схему | §16. §17, учить схему | ИНМ | Текущий, УО | ||||||||||||||||||||||
10 | Грибы в биосфере и жизни человека | 1 | Определять роль грибов в биосфере и жизни человека; умение работать с раздаточным материалом | §18, написать сказку о значении Грибов | ИНМ | СР | ||||||||||||||||||||||
Раздел 6. Растения (2 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||
11 | Растения-автотрофы | 1 | Определять отличительные черты клеток растений, определять роль растений в экосистеме | §19-20, учить понятия | ИНМ | Текущий, УО | ||||||||||||||||||||||
12 | Урок обобщения, закрепления и проверки знаний | 1 | Умение применять свои знания и умения | Контроль знаний | КР | |||||||||||||||||||||||
6.1. Водоросли-слоевищные растения (3 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||
13 | Водоросли-обитатели вод | 1 | Определять особенности строения водорослей, систематика водорослей, Работа с раздаточным материалом | §21-22, задача 23.9 из практикума | ИНМ | Текущий, УО | ||||||||||||||||||||||
14 | Размножение водорослей. Значение водорослей. Лабораторная работа. | 1 | Характеризовать понятия различного вида размножения водорослей, Работать с микроскопом; Рассказывать о значении водорослей | §23-25, учить главные понятия | ИНМ | ЛР | ||||||||||||||||||||||
15 | Лишайники-грибы, неразравно связанные с водорослями | 1 | Давать определение понятию «симбиоз», приводить примеры , объяснять особенности строения и значения лишайников | §26., задачи 25.4. 25.7, 25.8 из практикума | ИНМ | Текущий, УО | ||||||||||||||||||||||
6.2. Высшие споровые растения (4 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||
16 | Листостебельные мхи-«земноводные» растения | 1 | Характеризовать особенности организации моховидных, систематизировать знания о видах и значении мхов | §27-28, 27.4-27.5 из практикума | Проверка знаний, ИНМ | СР | ||||||||||||||||||||||
17 | Ткани: для каждой работы лучше подходит особый сорт клеток | 1 | Давать определение понятиям «ткань» и «орган», особенности разных видов тканей растения, умение строить таблицу | §29-30. | ИНМ | Текущий, УО | ||||||||||||||||||||||
18 | Плауны, хвощи, папоротники-высшие растения | 1 | Объяснять понятия «виды тканей», «органы», «гаметофит», «спорофит», их особенности на примере папоротников | §31-32, 31.4 из практикума | Проверка и контроль знаний, ИНМ | СР | ||||||||||||||||||||||
19 | Урок обобщения, закрепления и проверки знаний | 1 | Комплексное применение знаний, умений | Проверка и контроль знаний | КР | |||||||||||||||||||||||
6.3. Семенные растения (1 час) | ||||||||||||||||||||||||||||
20 | Голосеменные-растения, для полового размножения которых не нужна вода Хвойные-высокие многолетние деревья | 1 | Раскрывать особенности голосеменных, их полового размножения, объяснять значение | §33-35, задачи 34.6, 34.7, 34.14, 34.15 | ИНМ | Текущий, УО | ||||||||||||||||||||||
6.4. Цветковые растения ( 11 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||
21 | Самые разные цветки устроены по одному плану | 1 | Объяснять смысл важнейших биологических терминов;Определять основные органы цветка на схемах, таблицах, рисунках и на гербарных экземплярах; Харак -зовать их строение и особенности;Объяснять функции цветка в жизнедеятельности цветкового растения; умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форм; поиск и выделение необходимой информации; | §36, вопросы , задачи 36.1, 36.5-36.8 из практикума | ИНМ | Текущий, УО | ||||||||||||||||||||||
22 | Опыление: внешний мир помогает растению | 1 | Определять основные способы опыления цветкового растения.; Показывать особенности строения цветков с разным способом опыления; Формировать экологическое мышление | §38, задача 38.7 из практикума | ИНМ | Текущий, УО | ||||||||||||||||||||||
23 | Соцветие-средство облегчить опыление | 1 | Характеризовать соцветие, его строение, показывать их особенности на рисунках. Объяснять функции соцветия :жизнедеятельности цветкового растения ;Сравнивать различные соцветия. ;Использовать знания биологии для ухода за растениями; | §39, ВОПРОС 6,кроссворд к теме | ИНМ | Текущий, УО | ||||||||||||||||||||||
24 | Плод-орган защиты и расселения семян | 1 | Характеризовать строение плода. ;Определять различные типы плодов на рисунках, муляжах и таблицах.;Объяснять функции плода в жизнедеятельности цветкового растения;Сравнивать различные типы плодов. Определять черты их приспособленности к условиям среды Использовать знания биологии в повседевной жизни и приусадебном участке. | §40, задачи 40.10, 40.11, 40.12 | ИНМ | СР | ||||||||||||||||||||||
25 | Пробудившись, семя становится проростком | 1 | Разобрать условия прорастания семян, развивать навыки простых биологических опытов | §41, ЗАДАЧИ 41.4-41.9. | ИНМ | Текущий, УО | ||||||||||||||||||||||
26 | Корень-якорь, насос и хранилище | 1 | Определять корень, как основной орган цветкового растения на схемах, таблицах, рисунках и на гербарных экземплярах. Характеризовать строение корня, показывать типы корневых систем и их особенности на растениях . Объяснять функции корня в жизнедеятельности растения . Сравнивать различные типы корни, и определять черты их приспособленности к условиям среды, приводить примеры приспособлений. Использовать знания биологии для ухода за растениями . Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты . | §42-43, задачи 42.1, 42.2, 42.9 , вопросы 8-11 | ИНМ | Текущий, УО | ||||||||||||||||||||||
27 | Побег состоит из стебля и листьев, хотя это не всегда очевидно | 1 | Определять основные органы побега на схемах, таблицах, рисунках и на гербарных экземплярах . Характеризовать строение побега. Показывать их особенности в связи с условиями обитания. Объяснять функции побега в жизнедеятельности цветкового растения Сравнивать различные побеги. | §44-45ПР № 1 на стр. 153. | ИНМ | Текущий , УО | ||||||||||||||||||||||
28 | Стебель-опора и транспортная магистраль | 1 | Характеризовать строение стебля. ;Объяснять функции стебля в жизнедеятельности растения; Сравнивать различные виды стеблей; Приводить примеры приспособлений стеблей к различным условиям | §46, вопрос 7 | ИНМ | Текущий, УО | 1 | |||||||||||||||||||||
39 | Лист испаряет воду и усваивает свет | 1 | Находить на схемах, таблицах, рисунках и на гербарных экземплярах листья. Характеризовать их строение и разнообразие. Выявлять их особенности и объяснять функции. Сравнивать различные листья и определять черты их приспособленности к условиям среды. Использовать знания биологии для ухода за растениями. | §47-48, вопросы 8-9, задачи 47.12, 47.10 | ИНМ | Текущий, УО | ||||||||||||||||||||||
30 | Вегетативное размножение-способ получения нового растения без помощи семян. Как люди используют растения. Двудольные и однодольные растения | 1 | Определять корень, как основной орган цветкового растения на схемах, таблицах, рисунках и на гербарных экземплярах.; Характеризовать строение корня, показывать типы корневых систем и их особенности на растениях;Объяснять функции корня в жизнедеятельности растения .;Сравнивать различные типы корни, и определять черты их приспособленности к условиям среды, приводить примеры приспособлений. Использовать знания биологии для ухода за растениями . Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты . Объяснять роль цветковых, растений в природе и жизни человека. | §49-51, сочнить сказку о значении органов растения | ИНМ | СР | ||||||||||||||||||||||
Класс Двудольных (1 час) | ||||||||||||||||||||||||||||
31 | Мотыльковые-ароматные источники белков, обогащающие почву. Пасленовые. Крестоцыеные. Розоцвеные. | 1 | Характеризовать Мотыльковые растения и определять их представителей по гербарию и живым растениям. Приводить примеры растений Мотылькового семейства. Характеризовать признаки данного семейства. Описывать растения , употребляя специальную терминологию. Объяснять роль Мотыльковых растений в природе и жизни человека | §52, ПР №2 | ИНМ | Текущий, УО | ||||||||||||||||||||||
Класс Однодольных (1 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||
32 | Лилейные:околоцветник простой, но чаще яркий. Злаки-хлеб человечества. Холод и засуха-ежегодные бедствия. Злаки-хлеб человечества. Холод и засуха-ежегодные бедствия | 1 | Характеризовать представителей семейства Лилейных и определять их представителей по гербарию и живым растениям. Приводить примеры растений семейства Лилейных. Характеризовать признаки данного семейства. Описывать растения , употребляя специальную терминологию. Объяснять роль Лилейных растений в природе и жизни человека. | §58-60, написать сообщение | ИНМ, | УО | ||||||||||||||||||||||
Раздел 7. Сообщества растений ( 1 час) | ||||||||||||||||||||||||||||
33 | Лес:деревья создают особую среду. Луг и степь-сплетение трав в почве и воздухе. Болота-сырые и «безводные». Тундра. Пустыня. Повторение | 1 | Раскрыть механизм взаимосвязей в природе; Сформировать понятие о природном сообществе леса, как своеобразном сообществе живых организмов в определенных природных условиях. Приводить примеры приспособлений растений к проживанию в лесу и объяснять их значение. Использовать знания по биологии для соблюдения правил поведения в лесу, для пропаганды природоохранного поведения | §61-64, подобрать пословицы, поговорки о лесе | ИНМ, ПОВТОРЕНИЕ | УО | ||||||||||||||||||||||
34 | Контрольная работа | 1 | Умение применять св знания на практике | |||||||||||||||||||||||||
ИТОГО | 34 |
Учебное, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
Для реализации целей и задач обучения биологии по данной программе используется УМК по биологии Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»):
1. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Биология. О тех, кто растет, но не бегает.
2. Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Биология». 6 класс.
3. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Задачник-практикум к учебнику
4. Вахрушев А.А., Родыгина О.А. Методические рекомендации для учителя к учебнику «О тех, кто растёт, но не бегает». 6-й класс.
К техническим средствам обучения, эффективно используемые на уроках биологии, относятся компьютер, микроскоп, цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа"Изобразительное искусство"6 класс- школа 2100
Программа разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательному компоненту «Изобразительное искусство», предназначена для основной школы любого типа ...
Рабочая программа по биологии 6 класс .Программа Пасечник. Линия Вертикаль.
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС по УМК Пасечник В.В.. Линия учебников Вертикаль, издательства Дрофа....
Рабочая программа по биологии 5 класс. Программа Пасечник В.В. Линия учебников Вертикаль
Рабочая программа и тематическое поурочное планирование по биологии для 5 класса разработана в соответствиями требований ФГОС. УМК Пасечник В.В. Линия учебников Вертикаль....
Рабочая программа по биологии. 9 класс. Программа В.В. Пасечник.
Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии 9 класс "Введение в общую биологию и экологию" В.В.Пасечник....
Рабочая программа по биологии. 10 класс. Программа В.В. Пасечник.
Рабочая программа по биологии по авторской программе В.В. Пасечника для 10 класса....
Рабочая программа по биологии 5 класс Автор А.А.Вахрушев ОС "Школа 2100"
Рабочая программа по биологии 5 класс...
Рабочая программа по биологии для класса Программа В.В. Пасечника. 2014 г
Рабочая программа по биологии для класса Программа В.В. Пасечника. 2014 г...