Рабочая программа по биологии для 8 класса. Программа 2100.
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Программа по биологии для 8 класса было составлена в соответствии с требованиями Положения о составлении рабочих программ образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass.doc | 204.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №65 с углубленным изучением французского
языка Выборгского района Санкт-Петербурга
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей естественных наук Протокол № 1 от «25»августа 2015 года Руководитель методического объединения: Н.Ю. Медведева | «Согласовано»: Заместитель директора по УВР О.Л. Басс от «25» августа 2015 года | Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ № 65 Н.Я. Ермолаева приказ № 144-ШК от «1» сентября 2015года |
Рабочая программа по биологии для 8 «Б» класса
2 часа в неделю (всего 68 часов)
Автор-составитель:
Соловьёва А.А.
2015-2016 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и обеспечена учебником
Вахрушев А.А., Родионова Е.И. ., Белицкая Г.Э., Раутиан А.С. Биология. Познай себя. Учебник для 8 класса. – М. : Баласс, 2009 г.
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю), что определено инвариантной частью учебного плана школы.
Возраст восьмиклассников -14 лет. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.
В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100».
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Функционально-целостный подход к явлениям жизни. Жизнь – свойство целого, а не его частей. Идейным стержнем программы 8-го класса является рассмотрение роли основных функциональных систем в поддержании гомеостаза и постоянства внутренней среды организма. Исторический подход к явлениям жизни. Особенностью данного курса биологии состоит в том, что историческое воззрение на природу проводится с самого начала изучения предмета в основной средней школе. В программе 5-7-го классов показана историческая связь планов строения и жизненных циклов важнейших групп живых организмов. В программе 8-го класса показано историческое становление основных структур и функций человеческого тела. В 9-м классе исторический подход последовательно проведен не только в эволюционных, но и в экологических разделах курса.
На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.). Как в настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.
В основу курса биологии 8 класса кладется представление о функционировании целостного организма. При этом главный акцент сделан на изучение функций, а не структур. Функциональный подход доведен до логического конца, поэтому основные разделы названы по основным функциям организма (питание, дыхание, выделение, опора и движение и т. п.).
Мы не стремились к абсолютной полноте изучения анатомического строения человека, но старались, чтобы все изложенные анатомические факты имели определенное физиологическое (функциональное) содержание. Все анатомические факты, которые рассматриваем, мы стремились связать через посредство их функций. При этом акцент сделан не столько на изучение отдельных функций, сколько на взаимодействие функций при обеспечении целостности организма и гомеостаза целого. Отсюда и появление таких разделов как “Как обеспечивается целостность организма”, “Внутренняя среда организма”.
При рассмотрении разных функций неизбежно приходится кратко повторять роль всех связанных с ними систем, так как в организме работа многих систем органов сопряжена, а функции имеют циклический характер. Это обстоятельство позволяет активизировать учеников, так как постоянно происходит повторение изученного материала и рассмотрение основных систем органов с разных позиций.
Еще одной спецификой программы для 8-го класса является включение психологического раздела.
Общая характеристика учебного предмета
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:
1.Освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
2.Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
3.Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
4.Воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
5.Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Основной формой организации образовательного процесса при реализации рабочей программы является урок.
Предложенная в рабочей программе система уроков (уроки изучения нового материала, уроки закрепления изученного, уроки применения полученных знаний, обобщения и систематизации, проблемные уроки) направлена на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Используемые на конкретном уроке методы обучения (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные) и формы организации учебно-познавательной деятельности определяются возрастными и индивидуальными особенностями коллектива обучающихся, целями и задачами конкретного учебного занятия.
Для достижения поставленных задач используются такие средства обучения, как учебники, учебные видеофильмы, плакаты, портреты, презентации, учебные приборы, демонстрационный материал, живые объекты.
Описание учебного предмета в учебном плане
Учебным планом на изучении биологии в 8 классе предусмотрено 2 часа в неделю, всего 68 часов в год. Так как базисный учебный план ГБОУ «СОШ №65» рассчитан на 34 учебные недели, а в программе по предмету дано 68 часов, в рабочей программе спланировано тоже 68 часов (2 ч. в неделю). Предусмотрены лабораторные работы.
Требования к уровню подготовки учащихся по биологии за курс 8 класса
Личностными результатами изучения биологии в 8 классе являются следующие умения:
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
-осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;
- с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
- учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения;
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.
Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.
Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю и 6-ю линии развития – умение оценивать:
- риск взаимоотношений человека и природы (5-я линия развития);
- поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия развития).
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
- осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1– 4 линии развития:
- осознание роли жизни (1-я линия развития);
- рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);
- использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);
- объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
- характеризовать элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека.
3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
- объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме;
- оказывать первую помощь при травмах;
- использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь эффективно общаться (о человеческих темпераментах, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле).
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
- выделять основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение) и объяснять их роль в его жизнедеятельности;
- характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки;
- объяснять биологический смысл разделения органов и функций;
- характеризовать, как кровеносная, нервная и эндокринная системы органов выполняют координирующую функцию в организме;
- объяснять, какова роль опорно-двигательной системы в обеспечении функций передвижения и поддержания функций других систем органов;
- характеризовать, как покровы поддерживают постоянство внутренней среды организма;
- объяснять, какова роль основных функций организма (питание, дыхание, выделение) в обеспечении нормальной жизнедеятельности;
- характеризовать внутреннюю среду организма и способы поддержания ее постоянства (гомеостаза);
- объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире, и какую роль в этом играет высшая нервная деятельность и органы чувств;
- характеризовать особенности строения и функции репродуктивной системы;
- объяснять биологический смысл размножения и причины естественной смерти;
- объяснять важнейшие психические функции человека, чтобы понимать себя и окружающих (соотношение физиологических и психологических основ в природе человека и т.п.);
- характеризовать биологические корни различий в поведении и в социальных функциях женщин и мужчин (максимум).
6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
- называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
- понимать, к каким последствиям приводит нарушение важнейших функций организма (нарушение обмена веществ, координации функций);
- выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;
- применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха, правил рационального питания, поведения, гигиены;
- называть симптомы некоторых распространенных болезней;
- объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм;
- объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков;
- соблюдать правила гигиены, режим труда и отдыха.
Содержание рабочей программы
Введение (1 ч.)
Человек – биосоциальное существо. Систематическое положение человека. Человек – животное (гетеротроф, питание с помощью рта, подвижность), позвоночное и млекопитающее.
Часть 1. Тело человека как самостоятельный организм(62 ч.)
Структура и функции человеческого тела (7 ч.)
Основные функции организма: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, раздражимость, барьерная. Система органов осуществляет одну основную функцию. Орган – звено в выполнении этой функции. Основные системы органов (пищеварительная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, репродуктивная, органы чувств, нервная, кожа), их состав и взаимное расположение.
Орган и ткань. Типы тканей: эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная, репродуктивная.
Клетка и ее строение. Основные органеллы клетки и их функции. Тканевая жидкость – среда клеток организма.
Лабораторные работы: Знакомство с препаратами клеток и тканей.
Как обеспечивается целостность организма (19ч.)
Функции, обеспечивающие целостность организма: кровеносная система, лимфатическая система, нервная система, эндокринная система.
Кровь и кровеносная система. Кровь – соединительная ткань. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма. Функции крови: транспортная, газообменная, защитная, поддержание постоянной температуры тела, информационная. Группы крови: АВО; резус-фактор. Переливание крови. Постоянство состава крови. Болезни крови. Анализ крови и диагностика заболеваний. Свертывание крови. Воспалительная реакция.
Строение и функции кровеносной системы. Сердце и его главная функция. Влияние интенсивности работы организма и внешних воздействий на работу сердца. Сосуды: артерии и вены. Капилляры. Артериальная и венозная кровь. Большой и малый круги кровообращения. Поглощение кислорода и выделение углекислого газа венозной кровью в легких.Всасывание питательных веществ и поглощение кислорода тканями организма из артериальной крови. Проникновение крови из артериального русла ввенозное через полупроницаемые стенки капилляров.
Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях.
Лимфа и ее свойства. Лимфатическая система. Тканевая жидкость.
Нервная система. Значение нервной системы в регуляции и согласованности функций организма. Понятие о рефлексе. Центральная и периферическая нервная система и их роль. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Рефлекторная дуга. Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутренних органов. Кора больших полушарий.
Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Понятие о гормонах и путях их транспортировки к клеткам и тканям. Механизм воздействия гормонов. Специфическая реакция клеток и тканей организма на воздействие гормонов. Роль нервной системы в регуляции желез внутренней секреции.
Гипофиз и его роль в поддержании целостной работы организма. Щитовидная, паращитовидная и поджелудочная железа, их роль в поддержании целостной работы организма. Заболевания, вызванные нарушением функций щитовидной и поджелудочной железы. Условия возникновения сахарного диабета. Надпочечники, их роль в поддержании целостной работы организма. Внутрисекреторная функция половых желез. Вторичные половые признаки.
Лабораторные работы: Рассмотрение препарата мазка крови. Измерение пульса до и после нагрузки.
Движение и обмен веществ в организме (20 ч.)
Опора, движение и защита. Состав и строение опорно-двигательного аппарата. Важнейшие отделы скелета человека. Функции скелета. Рост скелета. Типы соединения костей. Суставы. Хрящевая ткань суставов. Влияние окружающей среды и образа жизни на образование и развитие скелета. Переломы и вывихи.
Мышцы, их функции. Основные группы мышц тела человека. Статическая и динамическая нагрузки мышц. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Утомление при мышечной работе, роль активного отдыха. Сухожилия. Растяжение связок.
Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, переломах и вывихах. Значение физического воспитания и труда для формирования скелета и развития мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.
Кровоснабжение мышц и костей. Роль нервной системы в управлении движением.
Барьерная функция организма. Роль кожи в ее обеспечении. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви. Профилактика и первая помощь при ожогах и обморожении.
Дыхание. Биологическое значение дыхания. Воздухоносные пути и легкие, их строение и функции. Механизм вдоха и выдоха, роль диафрагмы, межреберной мускулатуры и грудной клетки в этом процессе. Жизненная емкость легких. Роль нервной и эндокринной систем в регуляции дыхания. Защита органов дыхания. Механизм газообмена в легких. Перенос кислорода и углекислого газа кровью. Клеточное дыхание.
Гигиена органов дыхания. Искусственное дыхание. Заболевания органов дыхания, их профилактика. Вредное влияние курения.
Питание. Строение и функции пищеварительной системы. Ротовая полость и первичная обработка пищи. Желудочно-кишечный тракт и пищеварение. Биологический смысл переваривания пищи. Всасывание питательных веществ в кровь. Внутриклеточное пищеварение. Окисление органических веществ и получение энергии в клетке. АТФ. Белки, жиры и углеводы пищи – источник элементарных «строительных блоков». Единство элементарных строительных блоков всего живого в биосфере.
Рациональное питание. Состав пищи. Витамины. Энергетическая и пищевая ценность различных продуктов. Предупреждение глистных и желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений, первая доврачебная помощь при них.
Выделение. Удаление твердых, жидких и газообразных веществ из организма (кишечник, выделительная система, кожа, легкие). Биологическое значение выделения продуктов обмена веществ.
Роль крови в выведении конечных продуктов обмена веществ клеток. Органы мочевыделительной системы, их функции, профилактика заболеваний.
Обмен веществ. Обмен веществ на уровне организма и клеток. Пластический и энергетический обмен и их взаимосвязь. Преобразование глюкозы, аминокислот и жиров в организме.
Лабораторные работы: Определение при внешнем осмотре местоположения костей на теле. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, расчет жизненной емкости легких. Действие ферментов слюны на крахмал. Составление рациона.
«Постоянство внутренней среды есть условие свободной и независимой жизни» (14ч.)
Внутренняя среда организма и поддержание ее постоянства. Гомеостаз. Механизм отрицательной обратной связи. Нейрогуморальная регуляция функций организма.
Иммунитет. Учение И.И. Мечникова о фагоцитах. Роль лейкоцитов и антител. Иммунный ответ целого организма. Иммунная память организма и вакцинация. Скорость оседания эритроцитов – обобщенная мера иммунной активности крови. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Здоровье: «постоянство внутренней среды есть условие свободной и независимой жизни». Принцип слабого звена. Причины возникновения болезней – нарушение внутренней среды на уровне целого организма, органа, клетки. Теория клеточной патологии (Р. Вирхов).
Нарушение постоянства внутренней среды человека как следствие химического, бактериального и вирусного отравления, радиоактивного загрязнения. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, электрошоке. Аллергические и онкологические заболевания человека. Вредное влияние курения, алкоголя и употребления наркотиков. Общественная роль здорового образа жизни.
Высшая нервная деятельность. Учение о высшей нервной деятельности И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Безусловные и условные рефлексы и их значение. Биологическое значение образования и торможения условных рефлексов.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Сознание как функция мозга. Мышление. Возникновение и развитие речи. Память и ее виды. Биологическое и социальное в поведении человека. Гигиена умственного труда.
Познание окружающего мира. Ощущения. Анализ восприятий.
Ритмы жизни. Бодрствование и сон, функции сна. Гигиена сна. Режим дня и здоровый образ жизни.
Органы чувств человека и окружающая среда. Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор, его функционирование и значение. Ведущее значение зрения в получении информации об окружающей среде. Строение глаза и зрение. Основные нарушения и заболевания глаза. Слуховой анализатор, его функционирование и значение. Ухо и слух. Строение и функции уха. Болезни органов слуха. Обонятельный анализатор, его функционирование и значение. Строение и функции органов обоняния. Вкусовой анализатор. Язык и чувство вкуса. Органы равновесия, их расположение и значение. Осязание. Гигиена органов чувств.
Воспроизведение и индивидуальное развитие. Биологический смысл размножения. Причины естественной смерти.
Биологический смысл перекрестного размножения. Первичные половые признаки.
Половая система, ее строение и функции. Оплодотворение. Индивидуальное развитие. Эмбриональное развитие человека. Развитие человека после рождения. Влияние алкоголя, никотина и других факторов на потомство.
Женщины и мужчины. Биологический смысл вторично-половых признаков и поведения.
Лабораторные работы:Проверьте свою память. Обнаружение «слепого пятна». Зрачковый рефлекс.
Часть 2. Психологические особенности человека (7 ч.)
Предмет психологии. Взаимосвязь анатомических, физиологических и психологических особенностей человека и его развития. Взаимосвязь биологических и социальных факторов развития. Темперамент и эмоции – проявление взаимосвязи психологического и физиологического в человеке.
Темперамент. Основные типы темперамента как основа одной из типологий личности.
Эмоции и эмоциональное состояние (настроение, аффект, стресс, депрессия). Тревожность как эмоциональное состояние и как характеристика личности. Позитивные и негативные стороны тревожности. Внешнее выражение эмоций.
Способы выхода из отрицательных эмоциональных состояний. Аутотренинг.
Мужской и женский тип поведения как проявление взаимосвязи биологического и социального в человеке.
Нераскрытые возможности человека.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 8 КЛАСС
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе К/Р |
1 | ВВЕДЕНИЕ | 1 | |
2 | СРУКТУРА И ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА | 7 | 1 |
3 | КАК ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ОРГАНИЗМА | 19 | 2 |
4 | ДВИЖЕНИЕ И ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ | 20 | 1 |
5 | «ПОСТОЯНСТВО ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ЕСТЬ УСЛОВИЕ СВОБОДНОЙ И НЕЗАВИСИМОЙ ЖИЗНИ» | 14 | 1 |
6 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА | 7 | 1 |
Итого | 68 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | |||||||
Введение | 1 | |||||||
1. | Человек-это звучит гордо | 1 | Изучение нового материала (ИНМ) | Давать определение понятию «биосоциальное существо», определять сходства и отличие человека и с животными, давать характеристику разделам биологии, изучающим человека. | Текущий, УО | § 1, вопросы 6-7 | ||
Структура и функции человеческого тела | 8 | |||||||
2 | Организм-единое целое | 1 | ИНМ | Давать характеристику систем органов огранизма и их функций, умение составлять таблицу | Текущий, УО | §2.таблица в тетради | ||
3 | Клетки и ткани: «строительные материалы» | 1 | ИНМ | Характеризовать особенности типов тканей организма и их функций, строить таблицу | Текущий, УО | §3., вопросы5-6 письменно | ||
4 | Органические веществ-«универсальный конструктор» | 2 | ИНМ | Объяснять особенности химического состава клетки, функции белков, жиров , углеводов и нуклеиновых кислот, умение строить таблицу | Текущий, ПР | §4-5, вопросы 6-7 письменно | ||
5 | Стартовая КР за 7 класс | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений и навыков | Объяснять и характеризовать особенности строения, развития и роли в экосистеме различных животных | КР | |||
6 | Разделение труда в клетке-основа ее жизнидеятельности | 1 | ИНМ | Характеризовать особенности строения элементарной единицы живого-клетки, умение работать с раздаточным материалом | Текущий, УО | §6, таблица в тетради, вопросы 5,7 | ||
7 | Строение и функции человеческого тела. Повторение. | 2 | Урок повторения и обобщения знаний | Умение обобщать информацию, свои знания и умения, выполняя различные задания | СР | |||
Как обеспечивается целостность организма | 19 | |||||||
8 | «Река жизни»-кровь | 1 | ИНМ | Характеризовать роль крови в организме, особенности состава и функции клеток, входящих в нее | Текущий,УО | §8, вопросы 6-7 письменно | ||
9 | Клетки крови на страже здоровья | 1 | ИНМ | Объяснять роль и работу клеток крови , выполняющих защитную функцию, характеризовать группы крови | Текущий, УО | §9, вопросы | ||
10 | Главная транспортная система организма | 1 | ИНМ | Умение объяснять работу кругов кровообращения, особенности строения и функции сосудов, чертить схемы | Текущий,УО | §10, конспект в тетради, схемы | ||
11 | Неутомимое сердце | 1 | ИНМ | Объяснять работу и функции сердца, особенности работы сердечной мышцы. | Текущий,УО | §11, вопрос 6 | ||
12 | Транспортные «магистрали»-сосуды | 1 | ИНМ | Умение измерять пульс и артериальное давление, объяснять работу кровеносной системы | Текущий,УО | §12, вопросы 1-8 | ||
13 | Человеческая жизнь бесценна | 1 | ИНМ | Умение оказывать первую помощь при кровотечениях, осознавать бесценность человеской жизни | Текущий,УО | §13, вопросы 1-6 | ||
14 | Лимфотическая система | 1 | ИНМ, повторение и обобщение | Характеризовать особенности строения и функционирования лимфотической системы, ее значение, делать конспект | Текущий,УО | §14, вопросы 1-7 | ||
15 | КР по теме «Внутренняя среда организма» | 1 | Урок контроля | Умение обобщать информацию, свои знания и умения, выполняя различные задания | КР | |||
16 | Нервные клетки – «живые провода» | 1 | ИНМ | Понимать и объяснять особенности строения нервных клеток, объяснять особенности их работы | Текущий,УО | §15, вопросы, рисунки в тетраде | ||
17 | Управление и координация в организме –главная функция нервной системы | 1 | ИНМ | Объяснять особенности передачи нервных импульсов, работы рефлекторной дуги, приводить примеры рефлексов | Текущий | §16, примеры условных и безуслов рефлексов тетради | ||
18 | Центральная нервная система | 2 | ИНМ | Разделять понятия центральной и переферической нервной системы, объяснять особенности строения спинного мозга | Текущий, УО | §17-18 вопросы | ||
19 | Головной мозг | 1 | ИНМ | Характеризовать особенности строения головного мозга | Текущий. УО | §16, вопросы, задание письменно | ||
20 | Управляющие вещества | 1 | ИНМ | Объяснять особенности работы в организме биологически активных веществ | Текущий, УО | §20, вопросы 1-8 | ||
21 | «Две власти» | 1 | ИНМ | Характеризовать особенности строения желез внутренней секреции, их функций, и особенностей выделяемых гормонов | Текущий. ОУ | §21, вопросы 4-5 | ||
22 | Разумное управление организмом | 2 | Контроль знаний | Объяснять особенности работы нервной и эндокринной систем органов в регулировании работы внутренних органов | Текущий. ОУ | §22-23, вопросы | ||
23 | Как обеспечивается целостность организма. Повторение. | 1 | Обобщение и повторение | Применяя свои знания объяснять , как обеспечивается целостность организма | Текущий. ОУ | Повторение | ||
24 | Контрольная работа по теме « Нервная система» | 1 | Контроль знаний и умений | Применять свои знания и умения | КР | §19, схема в тетрад | ||
Движение и обмен веществ в организме | 19 | |||||||
25 | Надежный каркас | 1 | ИНМ | Самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, распознавать части опорно-двигательного аппарата, показывать на своем теле, модели, скелете основные кости скелета. | Текущий. ОУ | §25, таблицу доделать | ||
26 | Кости, хрящи, суставы | 1 | ИНМ | Объяснять особенности строения костей. Самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, анализировать текст, сравнивать, обобщать и оформлять в письменной или устной форме результаты логических мышлений | Текущий. ОУ | §26. Вопросы 6-8 | ||
27 | Приводящие в движение | 2 | ИНМ | Характеризовать работу мышц, Самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, анализировать текст, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций. | Текущий. ОУ | §27-28, вопросы | ||
28 | Чтобы не оказаться беспомощным | 1 | ИНМ | Оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей | Текущий. ОУ | §29, конспект в тетради, | ||
29 | «Доспехи организма» | 1 | ИНМ | Особенности строения кожи и ее функции, умение работать с дополнительной литературой | Текущий. ОУ | §31. Выписать понятия | ||
30 | Что такое дыхание и путь воздуха в легкие | 1 | ИНМ | Давать характеристику понятию «дыхание», особенности процесса дыхания | Текущий. ОУ | §31, вопросы 6-8 | ||
31 | Легочное дыхание и его роль в организме | 1 | ИНМ | Умение отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание информации, объяснять роль легочного дыхания и особенности его работы | Текущий. ОУ | §32, читать, ответы на вопросы | ||
32 | Закаляйся, как сталь! Повторение. | 1 | ИНМ. Повторение | Самостоятельно работать с дополнительным материалом, объяснять роль закаливания в организме | Текущий. ОУ | §33, задание в тетради | ||
33 | Полугодовая КР | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений и навыков | На основе полученных знаний и умений решать вопросы и задачи | КР |
| ||
34 | Что такое пищеварение и что происходит с пищей в ротовой полости | 1 | ИНМ | Характеризовать процесс пищеварения, особенности пищеварения в ротовой полости, умение работать в парах | Текущий. ОУ | §34, задание в тетради | ||
35 | Вперед, к желудку | 1 | ИНМ | Объяснять особенности пищеварения в желудке, состав желудочного сока | Текущий. ОУ | §35, задание в тетради | ||
36 | Двенадцатиперстная кишка и ее помощники | 1 | ИНМ | Объяснять особенности работы пищеварительных желез, пищеварение в кишечнике. | Текущий. ОУ | §36, вопросы 5-7 | ||
37 | Как питательные вещества попадают в клетки? | 1 | ИНМ | Объяснять работу кишеника, особенности всасывания питательных веществ, выявлять меры по предупреждению кишечных заболеваний. | Текущий. ОУ | §37, Сообщения и подготовка памяток | ||
38 | Чтобы жить –надо есть | 1 | ИНМ | Умение составлять свой рацион питания, зная особенности и значение питательных веществ для нашего организма | Текущий. ОУ | §38, составить св рацион | ||
39 | Мал золотник, да дорог | 1 | ИНМ, обобщение | Характеризовать особенности и значение для нашего организма витаминов, макро и микро элементов | Текущий, ОУ | §39, повторить все ПС | ||
40 | «Умные фильтры» | 2 | ИНМ | Объяснять особенности и функции выделительной системы | Текущий, ОУ | §40-41, задание в тетраде, вопросы | ||
41 | Судьба пищи в организме | 1 | ИНМ | Умение находить ответы на интересующие их практические и теоретические вопросы в дополнительной литературе | Текущий. ОУ | §36, работа с допол литерат | ||
42 | Движение и обмен веществ в организме. Повторение. | 1 | Повторение. | Умение обобщать. Анализировать, приводить пример по пройденным темам . Умение применять св знания и умения, работать в парах | Текущий, УО | Повторить ПС и ВС | ||
43 | Контрольная работа по теме «Пищеварительная И Выделительная системы человека» | 1 | Урок комплексного примения знаний, умений и навыков | Умение применять св знания и умения | КР | |||
Постоянство внутренней среды есть условие свободной и независимой жизни | 14 | |||||||
44 | Постоянство превыше всего | 1 | ИНМ | Характеризовать особенности внутренней среды организма, роль гипоталамуса в регуляции постоянства ВСО | Текущий, УО | §44-45, работа с допол литерат | ||
45 | Борьба с опасными «нахледниками» | 1 | ИНМ | Умение отвечать на вопросы, находить пути решения проблем, Объяснять особенности иммунитета | Текущий. ОУ | §46-47, работа с допол литерат | ||
46 | И вечный бой | 1 | ИНМ | Объяснять Особенности развития стресса и причины развития болезни и недомогания | Текущий. ОУ | §48, вопросы 5-6 | ||
47 | Рефлекс-простой элемент сложного поведения. | 1 | ИНМ | Характеризовать виды рефлексов, Умение находить ответы на интересующие их практические и теоретические вопросы в дополнительной литературе | Текущий. ОУ | §49, конспект | ||
48 | Что делает человека человеком? | 1 | ИНМ | Умение объяснять особенности речи и мышления | Текущий. ОУ | §50, вопросы | ||
49 | Чем мы видим, слышим и чувствуем на самом деле? | 1 | ИНМ | Умение составлять конспект урока, выявлять особенности строения и значения органов чувств | Текущий. ОУ | §51. Вопрос 5-8 ответ | ||
50 | «Окно в мир» | 1 | ИНМ | Умение характеризовать работу зрительного анализатора | Текущий. ОУ | §52-53, конспект | ||
51 | Зачем человеку уши? | 1 | ИНМ | Умение характеризовать работу слухового анализатора | Текущий. ОУ | §54, вопросы 7-9 | ||
52 | Органы химического чувства и осязания | 1 | ИНМ | Особенности работы органов чувств | Текущий. ОУ | §55, аполнить схему | ||
56 | Таинство рождения | 2 | ИНМ | Объяснять особенности внутреннего оплодотворения, строения половых систем мужчины и женщины, половое созревание | Текущий. ОУ | §56-57, вопросы | ||
57 | Внутреняя среда, высшая нервная деятельность и воспроизведение. Повторение. | 1 | ИНМ | Умение анализировать информацию. Обобщать св знания и применять их при решении задач | Текущий. ОУ | §58, подготовка к КР | ||
58 | Контрольная работа | 1 | Урок контроля знаний | Умение объяснять основные этапы развития человека | КР | |||
59 | «Наука о душе» | 1 | ИНМ | Понимать и осознавать уникальность и неповторимость личности каждого человека | Текущий. ОУ | §59, вопросы | ||
60 | Темперамент и хаоактер | 1 | ИНМ | Определять особенности темперамента, типы темперамента, характер, Умение работать с дополнительной литературой | Текущий. ОУ | §60, 4-6 вопросы | ||
61 | Эмоциональный мир человека | 1 | ИНМ | Определять особенности эмоций, причины возникновения стресса | Текущий. ОУ | §61, 4-6 вопросы | ||
62 | Тревога и тревожность | 1 | ИНМ | Умение находить способы управлять своими эмоциями и чувствами. | Текущий. ОУ | §62, 4-6 вопросы | ||
63 | Две стороны одной медали | 1 | ИНМ | Умение осознавать роль мужчины и женщины в мире | Текущий. ОУ | §63, 4-6 вопросы | ||
64 | Психологические особенности человека. Повторение. | 1 | Повторение | Умение анализировать информацию. Обобщать св знания и применять их при решении задач | Текущий. ОУ | §64, вопросы | ||
65 | Годовая КР | 1 | ИНМ | Умение применять свои знания и умения | КР | |||
ИТОГО | 68 |
Учебное, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
Для реализации целей и задач обучения биологии по данной программе используется УМК по биологии Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»):
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Родионова Е.И. Биология. Познай себя.-М.:Баласс, 2009.-309 с.
И другие учебные материалы:
- Биология. Диагностические работы для проведения промежуточной аттестации.5-10 классы/В.П. Александрова,М. А. Попов, И. С. Малютина.-М.:ВАКО, 2013.-112 с.
К техническим средствам обучения, эффективно используемые на уроках биологии, относятся компьютер, микроскоп, цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа"Изобразительное искусство"6 класс- школа 2100
Программа разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательному компоненту «Изобразительное искусство», предназначена для основной школы любого типа ...
Рабочая программа по биологии 6 класс .Программа Пасечник. Линия Вертикаль.
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС по УМК Пасечник В.В.. Линия учебников Вертикаль, издательства Дрофа....
Рабочая программа по биологии 5 класс. Программа Пасечник В.В. Линия учебников Вертикаль
Рабочая программа и тематическое поурочное планирование по биологии для 5 класса разработана в соответствиями требований ФГОС. УМК Пасечник В.В. Линия учебников Вертикаль....
Рабочая программа по биологии. 9 класс. Программа В.В. Пасечник.
Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии 9 класс "Введение в общую биологию и экологию" В.В.Пасечник....
Рабочая программа по биологии. 10 класс. Программа В.В. Пасечник.
Рабочая программа по биологии по авторской программе В.В. Пасечника для 10 класса....
Рабочая программа по биологии 5 класс Автор А.А.Вахрушев ОС "Школа 2100"
Рабочая программа по биологии 5 класс...
Рабочая программа по биологии для класса Программа В.В. Пасечника. 2014 г
Рабочая программа по биологии для класса Программа В.В. Пасечника. 2014 г...